Комплект практических работ по географии
учебно-методический материал по географии (10 класс) на тему

Бондаренко Алла Владимировна

Данный комплект практических работ поможет студентам с большим интересом и более творчески подойти к изучению  такой науки как география.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komplekt_prakticheskih_rabot_geografiya_1.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЛИНЦОВСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

 

КОМПЛЕКТ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕОГРАФИЯ

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ:

080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)

                       100701 КОММЕРЦИЯ  (ПО ОТРАСЛЯМ)

2012г.

ОДОБРЕН ПРЕДМЕТНО-ЦИКЛОВОЙ КОМИССИЕЙ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

 ПРОТОКОЛ№__1___ОТ «_28__»_августа______2012г

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПЦК___Акуленко Л.П.

СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ И УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ 080114, 100701

ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ

______________________В.В.КОВАЛЕВ

АВТОР:            А.В.БОНДАРЕНКО, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.

РЕЦЕНЗЕНТ:   С.Ф.СТРЕЛЬЦОВА,  ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.

                                                 

                                             

                                             

                                             

                                                  ВВЕДЕНИЕ.

Настоящий комплект практических работ предназначен в качестве методического пособия при проведении практических работ по программе дисциплины «География», утвержденной для специальностей:

080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

100701 Коммерция (по отраслям).

Требования к знаниям и умениям при выполнении практических работ.

В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по данным специальностям, студент должен знать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

 

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

• сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.      

Правила выполнения практических работ.

Студент должен выполнить все практические работы в полном объеме.

Задания практической работы выполняются в специальной тетради, предназначенной для выполнения практических работ.  После выполнения работы тетрадь сдается на проверку преподавателю.

Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть работы во внеурочное время, согласованное с преподавателем.

Оценку по практической работе студент получает с учетом выполненной работы  в указанный срок, если:

  • задания выполнены правильно и в полном объеме;
  • студент может пояснить выполнение любого этапа работы;
  • работа выполнена в соответствии с требованиями к выполнению работы.

Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ при удовлетворительных оценках.

                                     

                             

                           

                                Практическая работа №1.

Тема:   Источники географической информации.

Цель работы:

 научиться 

  • составлять картосхемы и простейшие карты, отражающие различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.
  • использовать статистическую информацию и геоинфорационные системы разной формы и содержания;

          сформировать умение

  • обрабатывать, анализировать и представлять географическую информацию в графической и картографической форме.

         Оборудование: атлас;

                                    тетрадь;

                                    картосхемы и таблицы учебника;

                                    инструкционные карты;

                                    контурные карты;

                                    цветные ручки.

         Вид занятия: практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков

Инструкционная карта практической  работы №1.

Задание №1: работа в тетради  (на основе полученных знаний).

Назовите источники географической информации.

Задание №2:

Используя  текст  учебника, материалы периодической печати, радио- и телепередач, приведите яркие примеры, иллюстрирующие:

- положительные явления в международных отношениях;

-конфликтные ситуации, которые приводят к их обострению.

Задание №3:

Используя различные источники информации, приведите примеры важных геополитических проблем. Которые стоят перед мировым сообществом в конце 20 века.

Задание № 4:

На основе «визитной карточки » стран  на форзацах учебника составьте систематизирующую (конспективно-справочную) таблицу «Государственный строй стран мира», используя следующую форму:

Форма правления

Форма административно-территориального устройства

Республики

Монархии

Унитарные государства

Федеративные государства

конституционные

абсолютные

 В каждую графу выпишите названия нескольких стран в качестве примеров.

Результаты работы используйте для конкретизации положений учебника.

Задание № 5:

Проанализируйте таблицу 2 в «Приложениях» . Используя свои знания по истории, объясните , почему стран с монархической формой правления больше всего в зарубежной Европе и в зарубежной  Азии, а в Северной Америке их вообще нет.

                                    Практическая работа №2.

                        Тема: Политическая карта мира.

Цель работы:

  • Знакомство с политической картой мира.
  • Составление картосхем, характеризующих государственное устройство стран мира; географию международных конфликтов.
  • Обозначение на контурной карте  стран разной классификации.
  • Составление тематических таблиц, характеризующих типы стран по социально-экономическим показателям.

            Оборудование: атлас;

                                    тетрадь;

                                    картосхемы и таблицы учебника;

                                    инструкционные карты;

                                    контурные карты;

                                    цветные ручки.

         Вид занятия: практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-основные черты политической карты мира;

-влияние международных отношений на политическую карту мира;

-классификацию стран мира.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков.

              Инструкционная карта практической работы №2.

Вариант 1.

Задание №1:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Дать характеристику политико- географического положения страны:

Политико-географическое положение страны(ПГП)-это положение объекта по отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам.

План характеристики ПГП:

1.Политическая и экономическая оценка государственных границ:

А) уровень экономического развития соседних стран;

Б) принадлежность соседних стран к политическим блокам;

В) стратегическая оценка государственной границы.

2.Отношение к транспортным путям, рынкам сырья и продукции:

А) возможность использования морского и речного транспорта;

Б) торговые отношения с соседними странами;

В) обеспеченность страны сырьем.

3. Отношения к «горячим точкам планеты»:

А) прямое или косвенное отношение страны к региональным конфликтам;

Б) отношение правительства страны к международной разрядке и разоружению.

4. Общая оценка политического положения страны.

Задание №2: работа с контурной картой и атласом мира.

Нанести на контурную карту :

Наименее развитые страны (не менее 7);

Страны переселенческого капитализма;

Страны большой «семерки»;

Страны с монархической формой правления (не менее 5).

         

               Инструкционная карта практической работы №2.

Вариант 2.

Задание №1:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Дать характеристику политико- географического положения страны:

Политико-географическое положение страны (ПГП)-это положение объекта по отношению к другим государствам и их группам как политическим объектам.

План характеристики ПГП:

1.Положение страны по отношению к другим странам.

2.Уровень экономического развития соседних стран.

3.Отношение к мировым транспортным путям , рынкам сбыта и сбыта продукции.

4.Положение по отношению к «горячим точкам» планеты.

5.Современное политическое положение. Роль в мире.

Задание №2. работа с контурной картой и атласом мира.

Нанести на контурную карту:

«Ключевые» страны третьего мира;

Экономически развитые страны Европы ( не менее 7);

Нефтеэкспортирующие страны;

Страны с республиканской формой правления (не менее 7).

                                   

                                    Практическая работа №3.

                        Тема: География населения мира.

Цель работы:

  • Определение особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира.
  • Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.
  • Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.
  • Оценка качества трудовых ресурсов в разных странах и регионах мира.
  • Сопоставление культурных традиций разных народов.

            Оборудование:  карты атласа «Политическая карта мира», «Народы мира», «Плотность населения мира»;

                                    тетрадь;

                                    картосхемы, графики и рисунки  учебника;

                                    инструкционные карты;

                                    контурные карты;

                                    цветные ручки.

         Вид занятия: практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-типы воспроизводства населения;

-формы размещения населения мира, плотность населения мира;

-основные направления демографической политики;

-состав населения.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков.

               Инструкционная карта практической работы №3.

Вариант 1.

Задание №1:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Показателями естественного движения населения являются: рождаемость, смертность, естественный прирост. Что обозначается этими терминами , в каких единицах они измеряются?

Задание№2. Заполните таблицу.

Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства.

Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства.

Задание №3: работа с картой атласа «Плотность населения мира»

Рассмотрите карту плотности населения мира:

 выделите территории с высокой и низкой плотностью;

объясните отличия в плотности населения  у различных регионов мира.

Задание №4: (работа в тетради) на основе полученных знаний.

Какие изменения произошли в характере и географии внешних миграций населения мира?

             

 Инструкционная карта практической работы №3.

Вариант 2.

Задание №1:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Каковы особенности размещения населения по земному шару? Приведите примеры, доказывающие, что размещение населения зависит не только от природных условий, но и от общественно-экономических и исторических факторов.

Задание№2. Заполните таблицу.

Сравниваемые черты

1 тип воспроизводства

2 тип воспроизводства

1.Уровень рождаемости

2.Уровень смертности

3.Уровень естественного прироста

4.В каких странах распространен

5.Доля детей

6.Доля пожилых людей

7.На что направлена демографическая политика.

Задание №3. :(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Почему в развитых странах замедлился темп урбанизации?

Задание №4. :(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Как  различается население по составу? Приведите примеры.

                                     Практическая работа №4.

                        Тема:  География мировых природных ресурсов  .

Цель работы:

  • Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.
  • Определение наиболее типичных экологических проблем для каждой группы природных ресурсов и их сочетаний, а также возможных путей их решения.
  • Экономическая оценка использования природных ресурсов в различных отраслях мирового хозяйства.

            Оборудование:  карты атласа «Природные ресурсы  мира»;

                                    тетрадь;

                                    картосхемы, графики и рисунки  учебника;

                                    инструкционные карты;

                                    контурные карты;

                                    цветные ручки.

         Вид занятия:  практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-понятие ресурсообеспеченности;

- природно-ресурсный потенциал разных территорий.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков.

   

       

             Инструкционная карта практической работы №4.

Задание №1:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Определите обеспеченность нефтью отдельных стран, если ее разведанные запасы и объем добычи составили:

Страны

Запасы в млрд.т.

Добыча в млн.т.

Ресурсообеспеченность

в годах

США

3,8

410

Саудовская Аравия

23,0

211

Мексика

6,9

135

Англия

1,8

118

Задание №2:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Определите обеспеченность каменным углем  отдельных стран, если его разведанные запасы и объем добычи составили:

Страны

Запасы в млрд.т.

Добыча в млн.т.

Ресурсообеспеченность

в годах

США

214

765

Китай

99

928

Англия

90

102

Задание №3:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Определите обеспеченность железной рудой  отдельных стран, если ее разведанные запасы и объем добычи составили:

Страны

Запасы в млрд.т.

Добыча в млн.т.

Ресурсообеспеченность

в годах

Китай

22

150

Австралия

35

101

Бразилия

80

135

Задание №4:(работа в тетради) на основе полученных знаний.

Подсчитайте , на сколько лет хватит мировых запасов  указанных полезных ископаемых при современном уровне их добычи с учетом роста на 2% в год.

Ресурсы

Запасы

Добыча

Ресурсообеспеченность

в годах

Уголь ( млн.т.)

14000000

4500

Нефть  (млн.т. )

100000

2800

Газ ( млн.м.)

90000

1800

Железная руда(млн.т.)

400000

870

Задание №5. (работа в контурной карте):

Выделите условными знаками и подпишите государства – лидеры по запасам природных ресурсов:

-Пресной воды

-Гидроэнергоресурсов

-Леса

-Пашни нефти

-Природного газа

-Железной руды

Задание №6.( работа в контурной карте)

Обозначьте штриховкой районы мира, выделяющиеся своими рекреационными ресурсами.

                                   

                                   

                                       Практическая работа №5.

                        Тема:  География мирового хозяйства.

Цель работы:

  • Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.
  • Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья;
  • Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов
    мира.

Оборудование:  карты атласа «Мировое хозяйство»;

                                    тетрадь;

                                    картосхемы, графики и рисунки  учебника;

                                    инструкционные карты;

                                    контурные карты;

                                    цветные ручки.

         Вид занятия:  практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-  понятие мирового хозяйства, его отраслевую и территориальную структуру;

- географию важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения;

- международное географическое разделение труда.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков.

     

            Инструкционная карта практической работы №5.

Задание №1: (работа в тетради) на основе полученных знаний.

1.Что такое мировое хозяйство?

2.Каковы условия формирования мирового хозяйства?

3.Назовите территориальную структуру мирового хозяйства.

4.Какими отраслями представлена электроэнергетика мира?

5.Выделите регионы с преобладанием определенных видов электростанций.

6.Что такое «зеленая революция»? Определите основные направления «зеленой революции».

7. Составьте схему «Структура животноводства мира».Приведите примеры стран.

8.Какими отраслями представлена металлургическая промышленность мира? Назовите страны лидирующие в производстве металлургической промышленности.

9.Может ли транспорт охарактеризовать современный уровень экономики страны?

10.Чем представлен сухопутный транспорт ? Укажите  плюсы и минусы каждого вида.

11.Какие культуры относятся к тонизирующим? Укажите страны, специализирующиеся на производстве этих культур.

12.Назовите основные транспортные проблемы городов мира. Какие меры, по-вашему, следует предпринять, чтобы решить их.

13.Перечислите отрасли легкой промышленности и страны-производители.

                                       Практическая работа №6.

              Тема:  Международное географическое разделение труда.

Цель работы:

  • Определение условий международного географического разделения труда
  • Определение географии основных отраслей и производств мирового хозяйства.
  • Определение стран-экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья;
  • Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов  мира.

Оборудование:  карты атласа «Мировое хозяйство»;

                                    тетрадь;

                                    картосхемы, графики и рисунки  учебника;

                                    инструкционные карты;

                                    контурные карты;

                                    цветные ручки.

         Вид занятия:  практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-  понятие мирового хозяйства, его отраслевую и территориальную структуру;

- географию важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения;

- международное географическое разделение труда.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков.

              Инструкционная карта практической работы №6.

Задание №1 : (работа в тетради) на основе полученных знаний.

1.Что такое международное географическое разделение труда?

2.В каком веке сформировалось мировое хозяйство? Почему?

3.Перечислите условия специализации стран.

4.Назовите территориальную структуру мирового хозяйства.

5.Что такое нетрадиционный источник сырья? Какие страны используют данный вид энергии?

6.Назовите отрасли машиностроения и страны-лидеры в производстве.

7.Какими отраслями представлена химическая промышленность мира? В чем позитивные и негативные стороны этой отрасли?

8.Составьте схему «Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания».

9.В чем заключается значение «зеленой революции»?

10.Почему лидирующая роль в структуре грузооборота принадлежит  морскому транспорту?

11.Назовите условия размещения свиноводческой и овцеводческой отраслей.

12.Каково воздействие промышленности на окружающую среду?

13.Как вы думаете, почему в Японии не получил развития трубопроводный транспорт?

                               

                                     Практическая работа №7.

     Тема:  Региональная характеристика мира. Страны Европы.

Цель работы:

  • Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
  • Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Оборудование:  карты атласа «Зарубежная Европа»,                                      тетрадь;

                                     картосхемы, графики и рисунки  учебника;

                                    инструкционные карты;

                                    контурные карты;

                                    цветные ручки.

         Вид занятия:  практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-  Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. 

-Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

          -Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Европы.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков.

     

             Инструкционная карта практической работы №7.

       Задание №1:(работа в контурной карте)  Зарубежная Европа.

  1. Покажите границы и подпишите страны, выделяющиеся по площади своей территории и количеству проживающего населения. Сплошной линией покажите границы Северной, Южной, Центральной и Восточной Европы.
  2. Выделите штриховкой страны входящие в Европейский Союз (ЕС )
  3.  С помощью условных знаков отметьте страны Зарубежной Европы с федеративным административно- территориальным устройством.
  4. Обозначьте микрогосударства Зарубежной Европы.

Задание №2: (работа в тетради)

  1. Чем характеризуется ЭГП Зарубежной Европы?
  2. Какие изменения произошли на политической карте Европы на протяжении 20 века?
  3. Назовите природные предпосылки для развития промышленности и сельского хозяйства Европы.
  4. Почему Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции?
  5. Что собой представляет западно-европейский тип города?
  6. Перечислите ведущие отрасли европейской  промышленности.
  7. сельского хозяйства.
  8. Укажите три главных типа сельского хозяйства Европы.
  9. Назовите макрорайоны Европы.
  10. Перечислите субрегионы Зарубежной Европы.

                                     Практическая работа №8.

Тема:  Региональная характеристика мира. Страны Азии, Африки, Австралии.

Цель работы:

  • Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
  • Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Оборудование:  карты атласа «Зарубежная Азия», «Африка», «Австралия и Океания», тетрадь;

                          картосхемы, графики и рисунки  учебника;

                          инструкционные карты;

                          контурные карты;

                          цветные ручки.

   Вид занятия:  практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-  Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. 

-Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Зарубежной Азии, Африки; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

          -Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран  Азии, Африки, Австралии.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков.

   

             Инструкционная карта практической работы №8.

Вариант 1.

Задание №1:(работа в контурной карте) Зарубежная Азия

1.Обозначьте страны , с которыми граничит РФ на юге. Подпишите их столицы.

2.Подпишите столицы и названия стран, расположенных на  полуостровах  Малая Азия, Аравийском, Индостан, Индокитай, Корейском.

3.Обозначьте разными цветами страны Зарубежной Азии, расположенные на островах, и страны ,не имеющие выхода к морю.

4.Покажите штриховкой страны Азии с монархической формой правления.

5.Покажите районы , где в последнее время имели место вооруженные конфликты.

Задание №2 : (работа в тетради) на основе полученных знаний.

1.Сколько суверенных государств входит в состав Зарубежной Азии?

2.Назовите черты ЭГП региона Зарубежная Азия.

3.Охарактеризуйте состав населения Зарубежной Азии.

4.Назовите пять центров экономической мощи Зарубежной Азии.

5.Назовите  особенности административно-территориального устройства Китая.

6.Назовите достижения и проблемы хозяйства современного Китая.

7.Дайте характеристику населения Японии.

8.Перечислите наиболее известные традиции Японии.

            Инструкционная карта практической работы №8.

Вариант 2.

Задание №1:(работа в контурной карте)  Африка.

  1. Подпишите на карте названия 3 стран, расположенных:

- в Южной

- в Западной

- в Восточной Африке.

     2. Выделите штриховкой страны Африки, отличающиеся большой площадью территории , количеством проживающего населения, высоким уровнем экономического развития ( 3 примера).

     3. С помощью условных знаков покажите  месторождения полезных ископаемых Африки.

     4. Подпишите названия морей, проливов и каналов, расположенных вдоль берегов Африки. Оцените их значение  для морского транспорта и внешних экономичесих связей.                         

Задание №2 : (работа в тетради) на основе полученных знаний.

1.Перечислите субрегионы  Африки.

2.Назовите особенности ЭГП Африки.

3.Назовите особенности процесса урбанизации Африки.

4.Что собой представляет образ африканского типа города?

5.Назовите особенности воспроизводства, состава и размещения  населения Африки.

6.Какие культурные достижения Африки вы знаете?

7.Чем характеризуется  отраслевая структура хозяйства Африки?

8.Какие изменения произошли в территориальной структуре хозяйства Африки?

                                 Практическая работа №9.

  Тема:  Региональная характеристика мира. Страны Северной и Латинской Америки.

Цель работы:

  • Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
  • Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Оборудование:  карты атласа «Северная Америка», «Латинская Америка»                                      тетрадь;

                                     картосхемы, графики и рисунки  учебника;

                                    инструкционные карты;

                                    контурные карты;

                                    цветные ручки.

         Вид занятия:  практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-  Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. 

-Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Северной и Латинской Америки; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешне-ориентированного развития; новые индустриальные страны и др.группы).

          -Географическое положение, история открытия и освоения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально-экономического развития на примере стран Северной и Латинской Америки.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков.

Инструкционная карта практической работы №9.

Задание №1:(работа в контурной карте)  Северная и Латинская Америка.

1.Подпишите все страны, расположенные в Северной Америке, и их столицы.

2.Отметьте крупные города на юге Канады и востоке США.

3.Подпишите названия городов США, расположенных на берегах Миссисипи и в районе Великих озер.

4.Обозначьте границы и подпишите самые большие по площади и самые населенные страны Латинской  Америки.

5.Покажите сельскохозяйственную специализацию западных и восточных районов Латинской Америки.

Задание №2: (работа в тетради)

1.Что включает в себя понятие «Северная Америка»?

2.Из каких частей состоит территория США?

3.Охарактеризуйте ЭГП США.

4.Охарактеризуйте США по политическим признакам.

5.Какой тип воспроизводства населения преобладает в США? Поясните.

6.Назовите основные этнические группы.

7.Назовите факторы ,обеспечивающие прирост населения США.

8.Что такое современная американская нация?

9.Охарактеризуйте североамериканский тип города.

10.Как развиваются процессы урбанизации и субурбанизации в США?

11.Назовите крупные мегалополисы США?

12.Что такое ВВП и ВНП? В чем их различия?

13.Назовите особенности промышленности США.

14.Что характерно для с/х США?

15.Что представляет собой транспортная система США?

16. Перечислите отрасли промышленного производства. Какие из них занимают лидирующую позицию?

17.Назовите главные отрасли и районы сельскохозяйственного производства.

18.Почему Северо-Восток называют мастерской нации?

19. Назовите особенности Среднего Запада.

20.Какие перемены произошли на Юге?

21.Почему Запад самый молодой и динамичный район США?

                                     Практическая работа №10.

Тема:  Определение роли России, ее регионов в международном географическом разделении труда.

Цель работы:

  • Анализ особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.
  • Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.
  • Определение основных направлений и структуры внешних экономических связей России с зарубежными странами.
  • Составление картосхем географии внешней торговли России с зарубежными странами и регионами.

   Оборудование:        карты атласа «Политическая карта мира»;

                                    тетрадь;

                                    картосхемы, графики и рисунки  учебника;

                                    инструкционные карты;

                                    контурные карты;

                                    цветные ручки.

         Вид занятия:  практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ и на контурной карте.

-Для выполнения работы отводится время-2 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-  Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.

-Участие России в международной торговле и других формах внешних      экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.

-Участие разных регионов России в географическом разделении труда.                                 География отраслей международной специализации России.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков.

Инструкционная карта практической работы №10.

Задание №1:( работа в тетради) на основе полученных знаний.

 Участником  каких ведущих международных интеграционных группировок мира является Россия?

Задание №2:

Какое место занимает Россия в топливно-энергетическом комплексе мира? Укажите специализацию по отраслям.

Задание №3:

 Определите место металлургического комплекса России в мировом хозяйстве, перспективы его развития.

Задание №4:

Укажите основные направления  специализации Российской экономики и ее место в мировой торговле.

Задание №5:

Изобразите схематически  «Экспорт и импорт России»

                                     Практическая работа №11.

Тема:  Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Цель работы:

  • Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.
  • Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций в русле решения глобальных проблем человечества.

Оборудование:           тетрадь;

                                    картосхемы, графики и рисунки  учебника;

                                    инструкционные карты;

 Вид занятия:  практическая работа.

Ход занятия:

  1. Инструктаж для всех учащихся.

-Практическая работа проводится в форме вопросов и заданий в тетрадях для практических работ .

-Для выполнения работы отводится время-1 час.

Студентам необходимо вспомнить:

-  Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем.

-Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран.

- Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

-Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

2.Выполнение практической работы по вопросам и заданиям инструкционной карты.

                Задания включают в себя три  аспекта:

                -ориентируются на выявление теоретических знаний;

                -ориентируются на владение фактическим материалом;

                -предполагают проверку умений и навыков.

         

         Инструкционная карта практической работы №11.

 

   Задание №1: (работа в тетради) на основе полученных знаний.

Составьте схему «Глобальные проблемы современности  и их причины».

 

  Задание №2: (работа в тетради) на основе полученных знаний.

Используя  содержание тем  2,4,5  сформулируйте географические аспекты энергетической и сырьевой проблем человечества. Каковы возможные пути решения?

    Задание №3: (работа в тетради) на основе полученных знаний.

На основе приобретенных знаний составьте конспективно-справочную таблицу «Характеристика глобальных проблем человечества». Сделайте обобщение по материалам таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект практических работ по теме: "Текстовый редактор"

Комплект практических работ по теме: "Текстовый редактор"...

Комплект практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий по теме «Южная Америка» для учащихся 7 класса

География в средней школе это система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных геогра...

Комплект практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий по теме «Южная Америка» для учащихся 7 класса

География в средней школе это система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных геогра...

Комплект практических работ по работе в приложении MS Access2007

Основной целью выполнения представленных практических работ является приобретение студентами практических навыков, как построения, так и использования баз данных.Данная разработка включает в себя деся...

Комплект практических заданий по географии по теме "Евразия" для учащихся 7 класса

Данный комплект  практических заданий по географии гаправлен на формирование универсальных учебных действий в процессе изучения географии в 7 классе....

Статья: Специфика разработки комплекта практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий

Специфика разработки комплекта практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий " Южная Америка" для учащихся 7 классов...