Комплект практических заданий по географии по теме "Евразия" для учащихся 7 класса
план-конспект занятия по географии (7 класс) на тему

Данный комплект  практических заданий по географии гаправлен на формирование универсальных учебных действий в процессе изучения географии в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komplekt_prakticheskih_zadaniy_po_teme_evraziya_7_kl.docx146.7 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

(СГСПУ)

Кафедра химии, географии и методики их преподавания

Программа повышения квалификации

«Разработка и применение практических заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в процессе изучения

географии»

(модуль вариативной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)

Комплект практических заданий по географии по теме

«Евразия» для учащихся 7 класса

Выполнил: слушатель курсов:

учитель географии

Степановского филиала

ГБОУ СОШ с.Камышла

Тихонова Т.С.

Проверил: ст. преподаватель Ибрагимова С.А.

                  ст. преподаватель Воробьева О.В.

Самара 2016

Пояснительная записка

Комплект заданий по географии для учащихся 7 класса по теме «Евразия», которые направлены на формирование универсальных учебных действий в процессе изучения географии.

Комплект заданий составлен на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Актуальность

Важнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

Комплект заданий может использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации.

Основные цели:

раскрытие разнообразия природы и населения Евразии, знакомство со странами и народами; формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Основные задачи:

формирование системы географических знаний; создание образных представлений о крупных регионах материка и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности; воспитание в духе уважения к другим народам, понимать людей другой культуры; развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба; развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний.

Комплект заданий предназначен для учащихся 7 классов, может использоваться в изучении тем материка Евразия.

При изучении данного раздела формируются следующие УУД:

1. личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира;

2. регулятивные - обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности, возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. В 7 классе даём описание материка Евразия по заданному алгоритму (географическое положение, климат, рельеф, природа). Отвечаем на вопрос «Почему именно так?», устанавливаем причинно-следственные связи;

3. познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;

4. коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Предметные результаты

овладение основами картографической грамотности; овладение навыками нахождения и использования различных источников географической информации; 

Личностные результаты

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Метапредметные результаты

формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать); освоения курса включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной, построение индивидуальной образовательной траектории.

Практические задания

Тема: Евразия. Географическое положение.

Класс: 7

Тип задания: по представленному плану.

Вид практических заданий: групповые; контролирующие, обобщающие, познавательные, развивающие.

Цель применения заданий: изучение нового материала и формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся через поисковую и практическую работу по теме урока.

Задачи:

  • Образовательная - определение координат географических объектов, выявление особенностей географического положения Евразии; знать обязательную номенклатуру по изучаемой теме.
  • развивающая - развитие речи, мышления, познавательных и общеучебных умений и навыков; создание условий для формирования добросовестного отношения к учебному труду, положительной мотивации к учению, учащиеся смогут систематизировать и совершенствовать умения работать с различными источниками информации, картами атласа, учебником, дополнительной литературой, настенной картой; развитие умений адекватно мыслить и действовать в ситуации выбора
  • воспитательные – эстетическое, нравственное, трудовое воспитание, любовь к изучению предмета.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор;  атласы, контурные карты, карточки – задания, «маршрутный лист – задание», план характеристики ГП материка в учебнике, алгоритм работы для учащихся.

Методы обучения:

Литература:

  1. Учебник «География материков и океанов» 7 кл. § 59 стр.230 - 231,
  2. География. «Я познаю мир» детская энциклопедия с. 36-38,. 249-252с.
  3. Энциклопедический словарь.
  4. Книга для чтения по географии «История с географией».
  5. План характеристики ГП материка в учебнике на с.311.
  6. Алгоритм работы для обучающихся.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные: умение выделять главные, существенные признаки понятий; работать с текстом и картой, самостоятельный поиск информации, умение делать выводы и приводить объяснения.

Предметные: умение работать с разными источниками географической информации; умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; картографическая грамотность; владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

Тема: Практическая работа. Составление профиля через Евразию по 30 С.Ш.

Класс: 7

Тип задания: по представленной инструкции.

Вид практических заданий: индивидуальные, контролирующие, обобщающие.

Цель применения заданий: формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся через поисковую и практическую работу по теме урока.

Задачи:

  • образовательная формирование знаний об общих чертах и особенностях рельефауглубление знаний, повторение изучаемого и применение на новой лексической основе, формирование практических навыков в объяснении явлений природы.
  • развивающая развитие памяти, мышления, наблюдение, развить умение работы с картой и дополнительным материалом, развитие самостоятельности в учебе.
  • воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа Евразии, эстетическое, нравственное, любовь к изучению предмета.

Оборудование и материалы: физическая карта полушарий и Евразии, инструкция для выполнения практической работы.

Методы обучения: интерактивный метод, обучение по алгоритму, анализ конкретной ситуации.

Литература:

1.. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов. 7-й кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005.

2. В.И. Сиротин. Самостоятельные и практические работы по географии (6–10-е класы). – М.: Просвещение, 2000.

3. Д.П. Финаров, С.В. Васильев, Е.Я Чернихова. География: Материки, океаны и страны: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001.

4. Алгоритм работы для обучающихся.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные: умение вступать в диалог и вести его, умение сравнивать объекты, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные: умение работать с разными источниками географической информации; картографическая грамотность; умение объяснять особенности строения рельефа Евразии

Тема: Япония

Класс: 7

Тип задания: по представленному плану.

Вид практических заданий: групповые; обобщающие, познавательные, развивающие, творческие.

Цель применения заданий: формирование познавательных,

регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся через самостоятельную поисковую работу.

Задачи:

  • образовательная сформировать представление учащихся о Японии, продолжать работу по формированию умений самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
  • развивающая развивать навыки работы с картой, умение сравнивать;

развивать у учащихся познавательный интерес, память, мышление,наблюдение, развитие аналитико-синтетических процессов, учить сравнению, развивать творческое изображение.

  • воспитательные – формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к жизни, красоте и духовной культуре японского народа.

Оборудование и материалы: физическая карта Евразии, политическая карта Зарубежной Азии,  наглядные пособия, план описания страны, дополнительный материал.

Методы обучения:  метод активного обучения

Литература:

1.. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов. 7-й кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005.

2. В.И. Сиротин. Самостоятельные и практические работы по географии (6–10-е класы). – М.: Просвещение, 2000.

3. Д.П. Финаров, С.В. Васильев, Е.Я Чернихова. География: Материки, океаны и страны: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001.

4. План описания страны в учебнике на стр.311.

Личностные: формирование целостного мировоззрения, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные: умения взаимодействовать с людьми (вступать в диалог и вести его), выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено,умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи.

Предметные: умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории,

Планируемые результаты

Личностные, включающие готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению, формирование мотивационной готовности к учебной деятельности.

Метапредметные, включающие освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действих, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ИКТ технологий, самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; в ходе представления проекта давать оценку его результатам, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, оценивать результаты, своей деятельности и всего класса.

Предметные, включающие представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний, работать с разными источниками географической информации; находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для объяснения географических явлений; представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний.

Инструментарий для оценивания

Для диагностики и формирования личностных

универсальных учебных действий.

1. Краеведческие уроки позволяют ученикам идентифицировать себя с

принадлежностью к народу, стране, государству, а так же проявлять интерес

к культуре и истории своего народа, родной страны и края.

2. Страноведческие уроки формируют умение проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

Для диагностики и формирования регулятивных

универсальных учебных действий

1. Поиск информации в предложенных источниках (карты атласа, справочники, статистические таблицы, Интернет т.д.)

2. Задания на упорядочивание и группировку

3. Задание “Найди ошибки в тексте”.

Для диагностики и формирования познавательных

универсальных учебных действий.

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведѐтся в следующих направлениях:

Работа с картой.

1. В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и т.д.) способствует логическому запоминанию. Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память.

2. В результате использования разнообразных видов практических работ формируется навык составления и распознавания диаграмм.

3. Построения графиков

4. Практическая работа.

5. Презентации учеников. Формируют у учеников умение презентовать

подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Для диагностики и формирования коммуникативных

универсальных учебных действий

Игровые уроки, обобщающие уроки, исследовательские уроки, создание проектов

Ход выполнения заданий

7 класс «Евразия. Географическое положение».

Алгоритм работы для обучающихся.                                          (Приложение 1)

1. Прочитайте внимательно предложенные вам задания.

2. Обсудите ход выполнения заданий, составьте план работы группы.

3. Найдите необходимые для выполнения заданий источники информации.

4. Выполните задания, оформите результат работы.

5. Представьте свою работу.

6. Дайте оценку своей работе в группе и работе группы в целом.

Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, предложенные учителем,

используя по своему усмотрению различные источники информации.

Оформляют результаты деятельности. Каждая группа представляет свою работу. Учащиеся других групп слушают ответы, задают уточняющие вопросы, корректируют допущенные ошибки, высказывают свое мнение. Сравнивают свой результат с ответами других учеников. Проводят самоконтроль.

7 класс «Практическая работа. Составление профиля через Евразию по 30 С.Ш.»

Раздается инструкция для выполнения практической работы

                                                                                               (Приложение 2)

Обучающиеся самостоятельно выполняют задания, используя по своему усмотрению различные источники информации. Оформляют результаты деятельности. Сравнивают свой результат с результатами других учеников.

7 класс «Япония»

Задание «Рекламное бюро».

Класс, по желанию учеников, делится на «всемирно известные» рекламные кампании, названия им придумывают сами учащиеся. Предварительно, за несколько уроков, всем компаниям дается одинаковое задание: создать рекламный проспект и представить его на «суд мировой общественности» класса. Каждая компания обязана при рекламировании использовать наглядный материал по географическому объекту (рисунки, схемы, фотографии, газеты, журналы и.т.д.). При рекламировании желательно использовать ТСО. Оценочная рекламная комиссия создается из числа учащихся класса и не носит постоянный характер. Комиссия в своей оценочной деятельности руководствуется следующими критериями, которые предварительно сообщаются всему классу: соответствие рекламного проспекта предложенной теме, оригинальность представления, разнообразие представленного материала, логичность построения проспекта, содержательное раскрытие рекламируемого объекта. Максимально представление длится десять минут. Рекламные кампании могут работать по одной теме, но по разным направлениям. Например, компаниям предлагается создать рекламный проспект Японии. Первой группе рекомендуется подготовить экономический проспект, второй группе - создать культурологический проспект Японии, и т.д.

План описания страны

1. Название страны;

2. Положение страны на материке;

3. Размеры территории;

4. С какими странами и где граничит страна;

5. Чем и где омывается;

6. Крайние точки и их географические координаты;

7. Столица страны и её координаты;

8. Вывод о географическом положении страны.

9. Полезные ископаемые.

10. Деятельность человека.

11. Города.

Перечень учебно-методического обеспечения

Windows 95/98/ME/NT/2000/XP;

Pentium;

RAM 16Mb;

SVGA 1Mb;

CD-ROM;

Звуковая карта, колонки или наушники;

Мышь;

Microsoft PowerPoint.

Мультимедиапроектор;

Экран.

Критерии оценивания:

1. Оценивание устного ответа учащегося:

 «5»: · ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;

· правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;

· правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

«4»: · ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

«3»: · ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко определяет понятия и закономерности;

· затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании  карт при ответе.

«2»: · ответ неправильный;

· нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.

2. Оценка практических умений учащихся

Оценка за умение работать с картой и другими источниками географических знаний

«5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

«4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

«3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

«2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.

 3.Оценка умений проводить наблюдения

«5» - правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.

«4» - правильное, по плану проведённое наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.

«3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

«2» - неправильное выполнение задания,  неумение сделать выводы на основе наблюдений.

Список литературы

1. Власова Т.В. Физическая география материков (с прилегающими частями океанов): В 2 ч. Ч 1. Евразия, Северная Америка: Учеб. Для студентов пед. ин-тов. По спец. “География”. – М.: Просвещение, 1986.

2. Добржицкий Б.С., Кондатьев Б.А. Практические работы по физической географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1980. – с. 107-110.2. Душина И.В., Летягин А.А., Беловолова Е.А. География в школе // Практическая составляющая обучения географии – основа формирования компетенций школьников. – 2009. - № 1. – с. 43.

3. Коринская В.А., И.В.Душина, В.А.Щенев. География материков и океанов. 7-й кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005.

4. Сиротин В.И. Практические работы по географии. – М.: АрКТИ, 2003. – с. 75-85.

5. Финаров Д.П., С.В. Васильев, Е.Я Чернихова. География: Материки, океаны и страны: Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001.

6. http://geokotlova.rusedu.net/category/446/2154

7. http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200302306

8.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6372/Itemid,118/

9.http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2131/Itemid,118/

10.http://www.wecomm.ru/structure/?idstucture=400

11. http://noginsk-33.edusite.ru/p208aa1.html

12. http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/109-geography/2675-2013-04-08-07-43-08.html

13.http://geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=159&Itemid=1

14. http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200702413

15. http://www.menobr.ru/materials/1233/38165/

Сведения об авторе

ФИО Тихонова Татьяна Сергеевна

Должность учитель географии,   первой категории

Учреждение Степановский филиал ГБОУ СОШ с.Камышла

Степановский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области.

Адрес ОУ   446978, Российская Федерация, Самарская область, Камышлинский район, с. Степановка, ул. Центральная, 19.

Телефон 8-927-736-1153

Приложение 1

  1. Найдем крайние материковые точки

Северная: мыс Челюскин

Южная: мыс Пиай

Восточная: мыс Дежнева

Западная: мыс Рока

2.Определим их координаты

Северная: мыс Челюскин (77 с.ш., 104 в.д.)

Юшная: мыс Пиай (1 с.ш., 103 в.д.)

Восточная: мыс Дежнева (66 с.ш., 169 з.д)

Западная: мыс Рока (38 с.ш., 9 з.д.)

        Учащиеся с использованием карт атласа находят крайние материковые точки, определяют координаты и записывают в индивидуальный лист.

3.Заполните схему. 

Ученики работают в группе, выясняя план, по которому необходимо дать характеристику географического положения Евразии. После обмена информацией составляется кластер «План характеристики географического положения». В ячейки записываются опорные слова.

4. Вычеркни лишнее

Граница между Европой и Азией имеет протяжённость 5100км. Эта граница -условная линия -проходит от (Карского, Баренцева) моря по (восточному, западному) склону Уральских гор, на юге -вдоль рек (Урал, Эмба) до Каспийского моря, по западному берегу Каспийского моря до устья реки Кумы, а затем вдоль этой реки и (северной границы Кавказа, Кумо – Манычской впадины) до Азовского моря.

Ответ:

Граница между Европой и Азией имеет протяжённость 5100км. Эта граница -условная линия -проходит от (Карского) моря по (восточному) склону Уральских гор, на юге -вдоль рек (Эмба) до Каспийского моря, по западному берегу Каспийского моря до устья реки Кумы, а затем вдоль этой реки и ( Кумо – Манычской впадины) до Азовского моря.

Приложение 2

Инструкция для выполнения практической работы

  1. Подготовить основу для построения профиля. Выбрать горизонтальный и вертикальный масштаб. Для того, чтобы наглядно показать характер неровностей вертикальный масштаб принимается крупнее. Если масштаб будет мелкий, то линия профиля становится сглаженной, вследствие чего теряется наглядность.
  2. Линейкой замеряем расстояние вдоль параллели 30 градуса с. ш. от начала материка до пересечения с первой вертикалью.
  3. Полученное расстояние, учитывая горизонтальный масштаб, откладываем на профиле по горизонтали, поставим точку.
  4. Поднимаем полученную точку на высоту, соответствующую цвету на карте, учитывая вертикальный масштаб.
  5. Далее двигаемся по карте от последнего места измерения, используя выше названный алгоритм.
  6. Все полученные точки по порядку соединяем плавной линией, таким образом, получаем профиль рельефа земной поверхности.

7. Сделаем вывод о разнообразии рельефа, т.е. проводим анализ изменения высот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект практических работ по географии

Данный комплект практических работ поможет студентам с большим интересом и более творчески подойти к изучению  такой науки как география....

Комплект практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий по теме «Южная Америка» для учащихся 7 класса

География в средней школе это система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных геогра...

Комплект практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий по теме «Южная Америка» для учащихся 7 класса

География в средней школе это система естественных и общественных наук, изучающих природные и производственные территориальные комплексы и их компоненты. Объединение естественных и общественных геогра...

Практическое задание по географии в 7 классе "Страны мира"

Задание развивает умение классифициравать на примере стран мира....

Статья: Специфика разработки комплекта практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий

Специфика разработки комплекта практических заданий по географии, направленных на формирование универсальных учебных действий " Южная Америка" для учащихся 7 классов...

Методическая разработка. Комплект учебных заданий по географии в 6 классе

На сегодня одним из самых важных показателей достижения основных образовательных результатов является готовность и способность обучающихся к выполнению различных учебно-познавательных и учебно-практич...