Урок географии по теме "Географические координаты" 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Агафонова Римма Николаевна

Конспект урока географии в 6 классе с использованием художественного произведения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.docxkonspekt_uroka.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Географические координаты.

Цель:1. познакомить с понятиями: географическая широта, долгота, научить определять географические  координаты;

2. развивать умения работать с картами атласа, определять полушария и географические координаты;

3. воспитывать интерес к предмету, активность на уроке, трудолюбие.

Оборудование: глобусы, карта полушарий,

                           карта мира, атласы, карточки: з.д.,  в.д, с.ш., ю.ш..

Ход урока.

I  Оргмомент.

II  Постановка цели урока.

- Мы получили радиограмму следующего содержания: «Наш корабль «Прометей» попал в шторм, мы терпим бедствие. Помогите нам. Наши координаты: 10с.ш. 60 в.д..»

Ну как, ребята, отправимся на помощь кораблю «Прометею»?  (Да)

Можем ли мы сразу ему помочь?  (Нет, мы не знаем , что такое ю. ш. и в. д..)

- Вот сегодня нам предстоит узнать, что такое широта и долгота. Запишите тему урока.

III Работа над новым материалом.

1. Разминка. – Что такое экватор? Покажите его на карте.

-Какие линии  называют параллелями (меридианами)? Покажите на карте.

- В каких единицах измеряются эти линии?

2. Объяснение учителя. – Географическая широта определяется по параллелям. каждая параллель имеет свой градус. Где его мы прочитаем? ( На границе карты.) Отчет широты ведется в градусах вдоль меридиана от экватора до заданной точки. Эти числа указывают сколько градусов имеет дуга меридиана от экватора до заданной точке - это и есть географическая широта.

3. Работа с учебником. Прочитайте определение географической широты в учебнике.  По рис.     определите широту г. Санкт Петербурга,    

- На какие полушария делит экватор нашу планету?  (Северное и южное) Покажите эти полушария на карте и глобусе.

4. Работа с картой , объяснение учителя. – Если точка находится в северном полушарии, то она имеет северную широту, а если в южном, то какую?  (Южную)

- Какая широта у г. Санкт Петербурга? (Северная)

- Чтобы вы не путались можно пользоваться рисунком на слайде.

- Определите наибольшую величину широты, чему она равна? (90)

- Определите наименьшую. (0)

Слайд:     Географическая широта:                

                  от 0  до 90

                 с.ш., ю.ш.

- Запишите эти величины в тетрадь.

- Определите географическую широту: г. Лондон, мыс. Игольный.

5.  « 26 июня 1864г. на волнах Северного пролива шла на всех парусах великолепная яхта «Дункан». Вдруг на горизонте была замечена акула, после недолгой на нее охоте моряки вскрыли ей брюхо. Матросы, зная, до какой степени неразборчива эта прожорливая рыба, обыкновенно ждут от подобного осмотра какой- ни будь сюрприз, и ожидания их не всегда бывают напрасными.

Бутылка, в ней записка. « 7 июня 1862г. трехмачтовое судно «Британия» из порта Глазго, затонуло у берегов Патагонии, в южном полушарии. Два матроса и капитан Грант добрались до острова …… . Они бросили этот документ под ….. градусами долготы и 37 широты. Придите  к ним на помощь, иначе их ждет гибель.»

- На поиски Гарри Гранта отправились его дети и друзья, среди них были люди хорошо разбирающиеся в биологии, географии. но капитан был найден через 9 месяцев. почему они не могли сразу найти? ( Не знали долготы)

- Так можем мы сейчас помочь «Прометею»? (Нет)

- Почему?  (Не знаем, что такое долгота)

6. Работа с картой , объяснение учителя.  – На карте найдите нулевой меридиан. По меридианам определяют долготу, двигаясь вдоль параллелей от нулевого меридиана до заданной точки.

Прочитайте определение географической долготы в учебнике стр.  

- Что показывает долгота?

- На какие полушария делит нулевой меридиан поверхность планеты? Покажите на карте.

-Слайд №4

- Сколько составляет наименьшая величина долготы? (0)  наибольшая? (180)

Слайд:     Географическая долгота:                

                  от 0  до 180

                 в.д.,  з.д..

- Запишите эти величины в тетрадь.

- Где узнать градусы меридиана? (На экваторе)

- Если точки не точно находятся на меридиане или на параллели, то как нм их найти? (Если дети затрудняются, то учитель объясняет сам).

- Определите долготу у г. Лондона , г. Санкт Петербурга, г. Москвы, мыс. Игольный.

7. – У каждого из нас с вами есть адрес, который указывает, где мы с вами живем. В географии у каждого географического объекта тоже есть адрес, это географические координаты, которые составляют широта и долгота.

- Теперь мы умеем определять географические координаты и сможем помочь «Прометею» ( определение прохождения «Прометея»)

- Сигнал бедствия с «Прометея» услышали радисты двух кораблей «Октябрь» и «Владивосток». «Октябрь» находится в точке с координатами 2 с.ш. 50 в.д., «Владивосток"- 8 ю.ш. 65в.д.. Какое судно первым может придти на помощь «Прометею».

- «Прометей» спасен , спасены люди находящиеся на этом корабле. Не смотря не на что нужно приходить на помощь людям. при гибели «Титаника» к ним ни кто не пришел на помощь и поэтому погибло много людей. Есть пословица «Сам погибай, а товарища выручай».

8. – После того, как найден капитан Грант состоялся следующий разговор: «Приборы, которые мне удалось спасти при крушении, помогли мне точно определить, где находится наш островок, и я понял, что он лежит вдали от обычных путей судов и  мы можем надеяться только на счастливый случай.

- Капитан- воскликнул Жак Паганель- скажите мне наконец, что содержалось в вашей загадочной записке?

      Помню совершенно точно- ответил Гарри Гранд. Не проходило дня, чтоб я не припомнил этих слов: ведь в них была наша надежда.

    27 июня 1862 года трехмачтовое судно «Британи» из Глазго потерпеле крушение в 1050лье от Патагонии, в южном полушарии. Два матроса и капитан Грант добрались до острова Тибор. Здесь терпя постоянные жестокие лишения, они бросили этот документ под 153 з. долготы и 37 ю. широты. Придите к ним на помощь, или они погибнут.»

- Давайте же определим этот остров на карте, где капитан Грант прожил в надежде 2 года.

IY  Закрепление.

При закреплении можно поиграть в игру, когда учитель называет географический объект, а учащиеся находят его на карте и поднимают карточки С.Ш., Ю.Ш., З.Д, В.Д..

V.Домашнее задание

кроме параграфа, можно дать творческие задания:

В 1896 году английский путешественник Давид Левингстон совершил открытие. Совершите его и вы, если его координаты 18 ю.ш..

С. Ш.

Ю.Ш.

С. Ш.

Ю.Ш.


В.д.


В.д.




З.д.

                 

                         З.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

разработка урока географии "Мировое хозяйство", 10 класс

Урок "Мировое хозяйство" разработан в рамках технологии развития критического мышления. В нем обозначены стадии: вызова, осмысления, рефлексии. Обучающимся дается возможность самим решить главную проб...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Методическая разработка урока географии для 5-9 классов "География в годы войны"

Методическая разработка «География в годы войны» направлена на поиск педагогических идей по обновлению содержания, форм и методов исторического и гражданско-патриотического образования и воспитания, и...

Урок географии по ФГОС 6 класс "Ветер" с самоанализом урока

В материале представлен сценарий урока и самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС...