Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"
методическая разработка (география, 8 класс) по теме

Малышева Татьяна Талгатовна

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и др. Они готовят мини-исследования. Это побуждает интерес к самому предмету география и, одновременно, вызывает у учащихся любовь к своей малой родине и чувство ответственности за сохранность окружающей нас среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_geografii_v_8_klasse.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ.                    Пути их решения"

Малышева Татьяна Талгатовна, учитель географии и биологии 

Цель урока: Формирование культуры экологического мышления как части воспитания любви к родному краю.

Задачи урока:

дидактическая

  1. формировать представление о состоянии экологии своего района и официальных путях решения экологических проблем;
  2. учить правильному экологическому поведению на основе деловой игры.

коррекционная 

  1. развивать логическое мышление на основе аналитико-синтетической деятельности в конкретных ситуациях;

воспитательная 

  1. воспитывать гражданскую позицию в отношении окружающей природы.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: 

  1. карты
  1. физическая  карта Кайбицкого района,
  1. схемы
  1. “Экологические факторы”,
  2. “Экологические взаимосвязи в природе”;
  1. плакаты
  1. “Охрана природы является важнейшей государственной задачей и делом всего народа”;
  1. словарные слова;

Ход урока

1 блок. Организационный. Пожелания на урок.

2 блок. Вводная беседа учителя.

Это итоговый урок в серии уроков по изучению географии Татарстана. Давайте вспомним, какие физико-географические и экономико-географические особенности имеет наш район? (Фронтальная беседа).

  1. Особенности рельефа 
  2. Полезные ископаемые 
  3. Климат 
  4. Реки и озера 
  5. Почвы (в основном черноземные и подзолистые).
  6. Экономика. (сельское хозяйство)
  7. Какая самая важная проблема стоит перед жителями и администрацией области? (состояние окружающей среды).
  8. А почему вы так решили? (выводы учащихся).

Вот вы и пришли к теме сегодняшнего урока. Объявляется тема урока и записывается в тетрадь.

3 блок. Постановка и решение логической задачи.

Кайбицкий район имеет очень тяжелую экологическую ситуацию. Наша задача доказать это фактически. Именно поэтому сегодня на уроке мы уделим особое внимание состоянию почв, воды и воздуха в Кайбицком районе, нешей малой родины.

Мероприятия по устранению или снижению уровня воздействий на окружающую среду:

Чего только люди не выдумали, чтобы  облегчить себе жизнь; удобрения для

Сбора богатых урожаев и смертоносные яды,  чтобы убивать насекомых-вредителей; автомобили, заполнившие наши города и сёла . Научились в  огромных количествах добывать полезные ископаемые, чтобы получать тепло и энергию. Перегородили реки плотинами, и там, где были луга , появились водохранилища. На месте бескрайних лесов построили города и заводы.

Люди так увлеклись благоустройством своей жизнью, что не заметили, как в реках стало меньше рыбы, а в лесах- птиц и зверей. Рыба погибала, отравленная стекающими с полей удобрениями, грязными стоками городов и заводов. Яды убивали насекомых на полях, но заодно губили животных и птиц. Леса безжалостно вырубались, поэтому животным и птицам труднее было найти еду и убежище. Они погибали просто и оттого, что им негде было жить. Воздух в горох стал грязным из-за выхлопных газов автомобилей и дыма заводов и котельных, где сжигались уголь и нефть. Не только на улицах, но и вдоль дорог и даже в лесах и на берегах рек и  озер появились кучи мусора. Многие люди забыли  о том, что они частица природы, которую во имя жизни обязаны  беречь. И  как-то незаметно жизнь на Земле стала не лучше, а хуже. Многие понимали это, но не  зн6али , что делать. В 1969г. Случилось совсем ужасное . Из скважины возле города Санта- Барбара разлилась нефть. На громадных просторах пляжи покрылись слоем слизи. Пеликаны, цапли, утки, морские животные погибли от пленки гниющей нефти. Жители города собрались все вместе и очистили пляжи, решив этот день назвать Днём  Земли и ежегодно отмечать его работой по благоустройству городов. Эта замечательная  инициатива была одобрена многими странами . И теперь во многих странах 22 апреля отмечается этот праздник.  В этот  день люди в городах и сёлах очищают территорию от мусора , сажают деревья , кусты, цветы.  

В нашем  районе эта традиция так же соблюдается.  С приходом весны в населённых пунктах все принимаются   за уборку окружающей  территории. При этом каждый житель знает, что необходимо отделять зерно от плевел. То есть никогда и нигде не смешивать твёрдый бытовой мусор с обычным навозом. Во- вторых, твёрдый бытовой мусор у нас есть куда складывать. Это специально отведённые места около каждого населённого пункта. В – третьих, и это самое главное , не должно быть у хорошего хозяина лишнего навоза. Всё, что образуется в хозяйстве, складируется там же и после разложения раскладывается по участку. Разве не так жили наши предки сотни лет? Повсеместно действующие административные  комиссии совместно с экологической милицией наводят порядок. Все они работают на основании принятого ,  достаточно четко расписанного российского и татарстанского законодательства, где за любое мелкое нарушение окружающей среды предусмотрены штрафы. Эти же кодексы регламентируют любые другие  нарушения в сфере охраны окружающей среды. Основным и актуальными среди них являются:

-потрава посевов (ст.95 часть 1 КоАП РТ)

-самовольный сброс мусора и его сжигание (самая распространённая статья 5.24)

-загрязнение территорий населённых пунктов, связанное с эксплуатацией, ремонтом и стоянкой технических средств, в том числе и старой техники (статья 5.20)

- загрязнение дорог и прилегающих территорий (статья 5.17)

- мойка транспортных средств в неустановленных для этих целей места ( статья 4.4)

Например, по последнему положению имеются уже оштрафованные лица. Люди мыли машины на у лице около проезжей части, их обнаружила экологическая милиция. Но они это делали, открыто, считая самым обычным

 Делом. В том и дело, что всем надо пере6строиться, менять свои привычки и психологию. Есть такие водители, которые моют машину не только на проезжей части улицы, дороги, но и даже на водоохраной зоне.

Учащимся заранее даются темы для проведения  мини-исследований

3.1. Состояние воды в районе 

                                Охрана вод района.

Говоря про воду, необходимо иметь и подземные источн6ики, откуда берётся в основном вода для потребления.  « Можно представить себе такую ситуацию: около Бурундуковской ферме. Там тонны накоплений навоза. А  рядом, буквально в метрах 100 через дорогу, водонапорная башня.  Вывод один, пьём воду с нечистотами из фермы. Нашим хозяйствующим объектам не  хватает решительности перебазироваться подальше от воды , честно исполнив  природоохранное  законодательство. Таких примеров на основных реках Бирля ( со всеми притоками), Кубня и Свияга очень много».

Всем известно, что здоровье человека зависит, и от того какую воду он пьёт. В настоящее время значительная часть болезней человека связаны с ухудшением экологической  обстановки в нашей среде обитания: загрязнениями атмосферы, воды и почвы, недоброкачественными продуктами питания, возрастанием шума. В водах нашего района наблюдается в недостаточном количестве содержание фтора, что влияет на состояние зубов человека. А недостаток йода в ней влияет на не нормальную работу щитовидной железы. Поэтому в нашем районе распространены такие заболевания, как кариес зубов и диффузно токсический зоб.

Поэтому специалисты районного центра Госсанэпиднадзора и управления регулярно проверяют качество воды. В целях  поддержания благоприятного водного режима рек, озер, водохранилищ, подземных вод и других водных объектов, для предупреждения  водной эрозии почв, заиления  водоёмов, ухудшение условий обитания водных  животных, для уменьшения колебания стока устанавливаются водоохранные  зоны лесов, а также проводятся лесомелиоративные, противоэрозионные, гидротехнические и другие мероприятия.

Беседа:

  1. Кто загрязняет поверхностные воды района?
  2. В какую реку сбрасывается больше всего сточных вод?

3.2. Состояние лесов в районе.

Лес справедливо называют лёгкими Земли.  Без них погибнет всё живое.  Без лесов  мелеют реки, высыхают родники. В лесу все экологично. Но вот пришли в него люди, «культурно» отдохнули и оставили после себя мусор. Едут за дровами и попутно вываливают среди деревьев бытовые отходы. Директор Кайбицкого спецсемлесоза Ильгиз Хаффаазов считает самым страшным для леса зло бездушие людей. При каждой встрече с Главой администрации Кайбицкого района Завдатом Гаффаровым, истинным поборником сохранения лесов и озеленения  населённых пунктов , они обсуждают меры, которые могли  бы переломить сознание людей.

Срубить дерево легко, тяжело вырастить. Главный лесничий Кабицкого спецсемлесхоза Фанис Гильмутдинов  рассказывает : дуб диаметром 70-75 см растёт 150 лет.  Положение лесного великана всё ещё незавидное, несмотря на  то, что прилагаются большие усилия для восстановления дубрав. Спрос на  древесину дуба высок , но эту крепкую породу деревьев берегут и стремятся увеличить его площади. В питомнике,  после появления росточка из жёлудя, он растёт два года. Затем его высаживают  на волю. Но  опыт  подсказывает главному лесничему , что лучший эффект даёт высаживание желудя непосредственно в лес, среди сопутствующих ему деревьев,  которые не дают  ему замерзнуть. Трудно выжить молодому деревцу.  Нежными побегами любит полакомиться  лось, а высаженный желудь  может  стать  добычей вепря. Но самая страшная  опасность  подстерегает со стороны  человека. Весной  сельхозпалы вмиг могут уничтожить десятки гектаров лесополос, а  которых  обязательно есть ростки дубков. Сжигая солому, люди уничтожают труд лесоводов. По наблюдения Фаниса Агзамовича, на редколесных территориях люди более бережно относятся к посадкам, оказывают посильное содействие лесоводам. Защитниками зелёного друга являются жители деревень Чутеево и Молькеево Кайбицкого района, и, конечно, дети, которым разъясняют значение леса для человека. Тогда как многие жители Больших Кайбиц проявляют небрежность к своей парковой зоне у села на 150 га. Она огорожена, но ограду выламывают и выпускают пастись животных, вместо того, чтобы помочь с прополкой. Остаётся одно – против сорняков использовать гербициды. А вывешенные аншлаги будут предупреждать об угрожающей животным опасности на обработанных химикатами лесных насаждениях.

По мнению главного лесничего, вред наносит лесу самовольная заготовка веточного корма. Душистые ветки липы надо собирать на вырубках. Но лучше заготавливать крапиву, лекарственные травы – пустырник, пижму и другие.

Лесосеменное хозяйство представлено 72-мя плюсовыми уникальными деревьями дуба. Что это значит? Эти великаны в реестровой книге двух столиц – Казани и Москвы.  Жёлуди от них рассыпаются в другие регионы России. Под названием «дуб татарский». Кроме этого, имеется ещё 127 га плюсовых насаждений дуба, 68 га липы, 1049 га постоянных лесосеменных участков дуба и 165 га липы. На 743 га бережно сохраняется генетический резерват дуба и липы. Силами четырёх лесхозов – Балтаевского, Кугеевского, Берлибашского и Русаковского – ежегодно выращиваются до 2 млн. сеянцев дуба, сосны, ели, лиственницы, ясеня, акации, клёна, берёзы, тополя и других древесно-кустарниковых пород.

Ежегодный объём работ по лесовосстановлению в Кайбицком лесхозе составляет 100 га, кроме этого, по 100-110 га создаются лесонасаждения по оврагам и балкам и по 100 га лесные полосы на придорожных участках. В год прирост древесины составляет 92500 куб. м, а отпуск составляет 12700 кубометра и почти столько же рубки по уходу. Разумное использование леса даёт возможность выпускать около 20 наименований товаров народного потребления на сумму около 4,5 млн. рублей в год.

 На территории лесхоза вольготно живётся лосям, кабанам, волкам, лисицам, зайцам, барсукам, куницам. В лесных озёрах выводят птенцов утки, гуси и журавли в одном из них прижились лебеди и цапли, занесённые в Красную Книгу.

 Лунь луговой, подорлик большой, куропатка, перепел, сова ушастая, жаворонок лесной – эти редкие виды птиц ещё сохранились в Кайбицких лесах. Только в них можно встретить змею-веретеницу ломкую. В богатом растительном мире нашли место занесённые в Красную Книгу касатик водяной, кубышка жёлтая и ковыль.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

3.3. Состояние почвы в районе

Земли Кайбиц, как и во многих других районах, подвержены эрозии. С полей, имеющих скат к рекам, смывается гумус. Его ничем не восполнить, а в иных местах земля обнажается до материнской породы. Только лесозащитные полосы спасают плодородие почвы. Почти двадцать гектаров высажено сосны, тополя, акации на бывших торфоразработках. Всё это надо беречь. В Кайбицком районе лесистость составляет лишь 16,5 %. Нам надо стремиться сохранить имеющиеся леса и активнее содействовать их преумножению.

Рейтинг района по экологии несколько снижает охрана почв и рациональное использование земельных ресурсов. Почва – это особое органоминеральное естественноисторическое природное образование, в результате воздействия живых организмов на минеральный субстрат и разложения мёртвых организмов. Земля – социально-экономическая категория. Это пространственный базис для обеспечения хозяйственной и иной деятельности. На свете нет ничего дороже – почвы. Это, в сущности, целый мир, скрытый от глаз непосвящённого. Почва состоит из бесчисленных малых существ: микроорганизмов и бактерий, червей и жужелиц, кротов и землероек, корневич и корней, которые помогают ей выполнить её главную функцию: дать питание всему живому. Нельзя допускать деградацию почвы – ухудшение её химических свойств, истощение запасов питательных элементов, вторичное засоление, эрозию, разрушение в результате выветривания. Вред почве наносит нарушение установленных регламентов хранения, транспортировки и применения пестицидов и агрохимикатов, неорганизованных стоков загрязнённых сточных вод. Нельзя допускать самовольный вывоз песка, камля. Нерациональное использование земель (экологически необоснованное) приводит к снижению плодородия почв и ухудшении. Качества окружающей природной среды.

Если мы хозяева земли, то никто за нас не позаботится о своевременном проведении почва – защитных мероприятий. Территории землепользования должны способствовать созданию условий для осуществления полного комплекса противоэрозионных мероприятий. Они основаны на внедрении контурно-мелиоративной организации севооборотов и дифференцированном применении системы обработки почвы. Оптимальное соотношение пашни, лугов, лесов и вод также способствует оздоровлении. Экологической ситуации. Простейшие гидротехнические сооружения служат защитой почвы от вымывания. Земледелец постоянно должен думать о повышении плодородия почвы.  Для этого необходимо: внесение органических удобрений, организация севооборотов, возделывание сидеральных культур. Травы - сидераты: рапс, редька масличная, донник, горох. Например, при запахивании 250ц/га зелёной массы сидератов (донника) вносится 96 кг азота, 26 кг фосфора, 128 кг калия. Пора всем понять, что солома не корм, а подстилка.  Лучше всего её запахивать в почву (с каждой тонной соломы в почву поступает 800 кг органического вещества, 5 кг азота, 2 кг фосфора, 10 кг калия и целый ряд других микроэлементов). Землепользователи обязаны проводить эффективные меры по повышению плодородия почв, осуществлять комплекс организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий по предотвращению ветровой и водной эрозии почв, не допускать засоления, заболачивания, загрязнения земель,  зарастания их сорняками, а также других процессов, ухудшающих состояние почв.

От нас зависит, насколько экологически благополучным станет район. В Татарстане около 40 % земель подвержены эрозии, кроме того, существуют и потенциально эродированные земли, вероятность перехода которых в подверженные эрозии очень велика. Наш район не исключение. Одна из составных частей борьбы с эрозией – лесомелиорация, залужение,  а если процесс оврагообразования начался – каменные наброски. Земля – наше главное богатство. Мы должны защитить её от бесхозяйственности, неумелого использования, постоянно заботится о повышении плодородия полей. Никто за нас это не сделает.

Беседа:

  1. Для чего человечеству нужна почва? (Для выращивания растений).
  2. Всегда ли она используется по назначению? (Нет).

4 блок. Поиск путей решения экологических проблем.

В ходе обсуждения учащиеся должны придти к следующим выводам. Природа – это главная ценность человечества. Без нее мы погибнем. Для оздоровления экологической обстановки необходимо:

  1. Установить в стране порядок и законность
  2. Разработать и внедрить современные способы производства, не загрязняющие окружающую среду.
  3. Воспитывать каждому гражданину в себе сознательное, бережное отношение к природе.

5 блок. Итоговый.

Вывод по уроку.

Сегодня на уроке мы рассматривали состояние экологии в Кайбицком районе и пришли к неутешительным выводам. Но мы понимаем, насколько важны правильные взаимоотношения человека с окружающей природой и поскольку “охрана природы является важной государственной задачей и делом всего народа” мы должны принять посильное участие в деле охраны природы. А для этого нужно очень сильно любить свою страну, уважать ее историю, беречь ее природу и не бояться никакого труда. Тогда Россия станет процветающим и уважаемым государством.

Подведение итогов.

Домашнее задание:

  1. Заполнить опросный лист “От кого зависит чистота нашего района?”
  2. Чтение записей с урока

Литература 

  1. Душина И.В., Таможняя Е.А., Петунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе: Учебное пособие. – М.: АСТ, 2002. – 203 с.
  2. Ильичев А.И. и др. Кузбасс. Ресурсы. Экономика. Рынок: Кузбасская энциклопедия: Т.1 / А.И.Ильичев, М.П.Виткин, Н.В.Калишев. – Кемерово: Кем. Полиграфкомбинат, 1995. – 242 с.
  3. Ильичев А.И., Соловьев Л.И. География Кемеровской области. – Кемерово: Книжное изд-во, 1994. – 367 с.
  4. Кучер Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1990. – 128с.
  5. Экология Кемеровской области. О состоянии окружающей среды в 2000 году; / Министерство природных ресурсов РФ, комитет природных ресурсов по Кемеровской области. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. – 289 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

Урок английского языка в 8 классе на тему: "Проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решения"

Данный материал - разработка урока английского языка в 8 классе на тему: "Проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решения". ( по УМК "Enjoy  English", авторы М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева...

План самообразования учителя русского языка и литературы МБОУ «Кулангинская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан» Клочковой Маргариты Михайловны Срок реализации 2014-2019год

В данном материале содержится комплекс мероприятий, которые запланированы на межаттестационный период с 2014 по 2019 год.  Цели:·         использовать элек...

Военно- патриотическое воспитание в МБОУ "Ульянковская ООШ" Кайбицкого муниципального района РТ.

В этой разработке мы постарались показать современные методы, приёмы, подходы, используемые в учебно - воспитательной работе по формированию патриотического сознания школьников в системе урочной и вне...

"Демографические проблемы в современной РФ и пути их решения" План-конспект урока обществознания, 11 кл

Урок - семинар  "Демографические проблемы в современной РФ и пути их решения" расчитан на 2 часа. 1 час посвящается составлению плана семинара, ознакомению учащихся с вопросами и литера...