Военно- патриотическое воспитание в МБОУ "Ульянковская ООШ" Кайбицкого муниципального района РТ.
статья по обж

Мареев Евгений Валентинович

В этой разработке мы постарались показать современные методы, приёмы, подходы, используемые в учебно - воспитательной работе по формированию патриотического сознания школьников в системе урочной и внеурочной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ в сельской средней общеобразовательной школе. Описывая систему работы преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности по патриотическому воспитанию школьников, мы опирались на поставленные задачи:

- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;

- выявить методы и приёмы патриотического воспитания школьников;

- показать эффективные формы воспитания патриотизма в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Творческая работа62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ульянковская основная общеобразовательная школа Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан

 

        ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Военно – патриотическое воспитание школьников

С. Ульянково

В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро,— сколько возможно больше и сколько возможно лучше.

Добролюбов Н.

Цель данной работы - описать современные методы, приёмы, подходы, используемые в учебно - воспитательной работе по формированию патриотического сознания школьников через урочную и внеурочную деятельность преподавателя-организатора ОБЖ в сельской общеобразовательной школе. 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма — это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Многие говорят, что современные подростки, юноши и девушки «не имеют ничего святого за душой», не ценят труд своих родителей, не помнят своих предков, не преклоняются перед памятью павших на фронтах Великой Отечественной войны.

Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости к стране, постоянной готовности к защите Родины. Каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества?

1. Участие в реализации государственной политики в области военно-патриотического и гражданского воспитания детей и молодёжи
2. Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству, и его вооружённой защите.
3. Изучение истории и культуры Отечества и родного края.
4. Участие в подготовке и проведении мероприятий по увековеченью памяти защитников Отечества.
5. Передача и развитие лучших традиций воинства.
6. Противодействие проявлениям политического и религиозного экстремизма в молодёжной среде.
7. Физическое развитие учащихся, формирование здорового образа жизни.
8. Участие в подготовке учащихся к военной службе.

Исходя из этих задач, составляем годовой школьный план по проведению мероприятий военно-патриотического воспитания. Системность и целенаправленность работы по военно-патриотическому воспитанию в школе обеспечивается, прежде всего, тщательным планированием. При составлении проекта плана, работаю в тесном взаимодействии с директором школы, учителями физкультуры, классными руководителями, учителями-предметниками. Только после этого план представляется директору школы на утверждение. Военно-патриотическое воспитание учащихся и выполнения плана осуществляется всем педагогическим коллективом.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму. Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества — это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

В настоящее время военно-патриотическое воспитание молодёжи является одной из наиболее острых социальных проблем. Наблюдаются элементы нежелания юношей служить в рядах Вооружённых Сил, ухудшение состояния здоровья подростков, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

Разнообразные формы патриотического воспитания как в урочной, так и во внеурочной деятельности позволяют выявить особенности формирования патриотических чувств и сознания у детей и юношества; возродить у молодого поколения традиционные моральные ценности; воспитать социально-активную личность.

Решению этих задач призвана способствовать деятельность школы в следующих направлениях:

  • воспитание гражданина России через изучение её правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
  • воспитание чувства гражданственности и любви к Родине, положительного отношения к культуре и этническим ценностям, умения понимать и чувствовать их значимость;
  • формирование чувства гордости за свой родной край, преданность малой родине;
  • воспитание и развитие у школьников гражданского долга, патриотизма – важнейшей духовно–нравственной и социальной ценности.
  • Значительное место в процессе формирования в подростках качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности». В национальной доктрине образования в РФ среди основных целей и задач образования первой названо:
    - воспитание патриотов России гражданско - правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.
    В связи с этим основной целью своей педагогической деятельности считаю: 
    - создание условий для формирования гражданина – патриота через сочетание урочной и внеурочной деятельности в курсе ОБЖ.

1.Урочная деятельность.

Развивать патриотическое сознание детей, с нашей точки зрения, необходимо ещё в дошкольном возрасте. Соблюдая эту преемственность, начиная со среднего звена, используем различные методы обучения и воспитания, а также разнообразные виды деятельности обучающихся.

2. Внеурочная деятельность.

Гражданско-патриотическая направленность.

Добиться реализации поставленных задач гражданско- патриотического воспитания просто невозможно без внеурочной деятельности. Какое-либо направление в воспитании детей только тогда даст результат, когда оно проводится в системе. В нашей школе сложилась определённая система гражданско- патриотического воспитания, которая базируется на сохранении и развитии традиций.

Ежегодно с 23 января по 23 февраля в школе проводится месячник гражданско - патриотической работы. И каждый раз он включает в себя новые тематические мероприятия и разнообразную форму их проведения:

  • Встречи   тружениками тыла проживающими на территории нашего сельского поселения, воинами-интернационалистами, ветеранами Вооруженных Сил, военнослужащими.
  • Тематические классные часы, посвященные символике родного края
  • Аукционы знаний «Мы – армия страны, мы – армия народа»
  • Игровые программы «С поля боя – на «Поле Чудес» (с разнообразной тематикой): «Одежда и знаки различия военнослужащих»; «История Отечественной войны 1812 года»; «Города в истории Великой Отечественной войны»
  • Военно – спортивная игра «Зарница» среди учащихся 5-9 классов
  • Смотр строя и песни
  • Возложение цветов к памятникам воинской славы. «Уроки мужества».

Школа поддерживает тесную связь с представителями старшего поколения. Праздники с приглашением учителей-ветеранов, выпускников школы, честно и добросовестно выполняющих свою работу на благо государства, работников сельского хозяйства – орденоносцев - всё это способствует установлению связи поколений, сохранению исторической памяти, изучению истории Отечества на положительных примерах отдельных человеческих судеб.

Ежегодно, в мае, юноши 9 класса проходят 3- дневные учебно-полевые сборы, где не только знакомятся с основами военной службы, выполняют серьёзную мужскую работу. Воспитание не словами, а примером и делом. Именно это и даёт наилучший результат.

3. Оборонно-спортивная направленность.

Одним из важнейших аспектов патриотического воспитания в МБОУ «Ульянковская ООШ» является военно-прикладная физическая подготовка обучающихся. Основная роль в этом отводится урокам физической культуры. Как преподаватель-организатор ОБЖ принимаю активное участие в этом процессе. Так, ежегодно в нашей школе в рамках месячника проводится первенство школы по волейболу, по стрельбе из пневматической винтовки, перетягиванию каната, бадминтону. Весной, в апреле-мае, легкоатлетический кросс, посвящённый Дню Победы, День Здоровья, включающий военизированную эстафету. Отработка с обучающимися навыков преодоления элементов полосы препятствия способствует развитию силы, ловкости, выносливости - качеств, необходимых будущему защитнику Родины.

В системе работы по патриотическому воспитанию сохраняем, развиваем и приумножаем те традиции, которые сложились за годы истории в стенах школы. Результативностью своей работы в этом направлении считаем достижения учеников.

Выпускники - лицо нашей школы, её успехи, гордость и слава. И неслучайно, многие из них связывают свою жизнь с армией, поступая в военные училища или на контрактную службу, ВУЗы МЧС. Так выпускник нашей школы Корсаков Максим Николаевич награждён орденом Мужества.

  • Тимуровская помощь ветерану
  • Также хочется отметить тимуровское движение в школе. Посещение ветеранов на дому, помощь по хозяйству, приглашение ветеранов на классные часы и тематические встреч – это стало неотъемлемой частью нашей работы. Мы работаем совместно с советом  ветеранов председателем которого является Стерякова Нина Александровна. Дети усвоили главное: любовь к Родине – это проявление патриотизма. Защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

Заключение.

Мы поставили цель описать современные методы, приёмы, подходы, используемые в учебно - воспитательной работе по формированию патриотического сознания школьников в системе урочной и внеурочной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ в сельской средней общеобразовательной школе. Описывая систему работы преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности по патриотическому воспитанию школьников, мы опирались на поставленные задачи:

- обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;

- выявить методы и приёмы патриотического воспитания школьников;

- показать эффективные формы воспитания патриотизма в школе.

Объектом исследования выступал процесс патриотического воспитания школьников на уроках ОБЖ, во внеклассной и внешкольной деятельности.

Предметом нашего исследования являлись педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников.

Мы выдвинули гипотезу исследования: патриотическое воспитание школьников эффективно при следующих условиях:

1) найдены новые формы и способы организации деятельности учащихся;

2) процесс воспитания организован целенаправленно, систематически, комплексно и интегрированно;

3) воспитание носит личностно-ориентированный характер, направлено на реализацию индивидуальных запросов учащихся и их родителей.

Мы доказали, что при соблюдении указанных условий школа добивается следующих результатов:

- повышение уровня развития ребёнка, его учебной мотивации и активной жизненной позиции;

- повышение эффективности воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину;

- обеспечение условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышения его общественного и личного статуса.

Перспективы работы:

1. Углублять и расширять деятельность по диверсификации патриотического воспитания через включение дошкольных групп.

2. Продолжать поиски новых форм организации деятельности школьников.

3. Ориентироваться на дальнейшее удовлетворение индивидуальных запросов, потребностей, интересов учащихся и их родителей.

4. Совершенствовать учебно-материальную базу кабинета.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация военно-патриотического воспитания в приграничном районе

Некоторые итоги воспитательной работы в классе по программе "Равнение на героев"...

К вопросу особенностей военно-патриотического воспитания в Нахимовском военно-морском училище

    В Нахимовское военно-морское училище дети поступают после окончания начальной школы в возрасте 10-11-ти лет. Здесь реализуются образовательные программы основного общего и...

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Изучение древнерусских фортификационных сооружений (крепостей и монастырей) на территории Москвы и Московской области, как неотъемлемая часть военно-патриотического воспитания в ФГКОУ «Московское суворовское военное училище» МО РФ

О значении изучения древнерусского наследия - фортификационных сооружений и монастырей  Москвы и Московской области для военно-патриотического воспитания воспитанников Московского суворовского во...

Организация военно-патриотического воспитания в условиях сельской жизни на примере военно-патриотического клуба «Мужество».

ВПК «Мужество» создана с целью воспитания патриотизма, любви к Родине, формирования качеств, навыков и умений, необходимых для ее защиты, как воинской, трудовой, так и действиях в экстрема...

Проект месячника по военно-патриотическому воспитанию по оборонно-массовой и военно-патриотической работе (в урочной и внеурочной деятельности - комплексный подход)

В рамках месячника по оборонно-массовой и военно-патриотической работе мной были проведены различные мероприятия.В целом структурно вся моя деятельность, направленная на формирование патриотического в...

Положение о клубе военно-патриотического воспитания «Юные Жуковцы» муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детский сад №44 муниципального образования Кореновский район

Положение о клубе военно-патриотического воспитания  "Юные Жуковцы" разработано в связи с открытием на базе второй младшей группе №4 МДОБУ детского сада №44 МО Кореновский район клуба ...