Урок экологии 10 класс по теме: «Проблемы загрязнения природной среды и пути их решения»
план-конспект урока по биологии (10 класс)

Смирнова Алина Александровна
Что изучают ребята на уроке экологии? 
- Как необходимо обращаться с окружающей средой, какие проблемы экологии существуют, как их решать и т.д. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ekologii_10_klass.docx769.03 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Алина Александровна

учитель биологии МБОУ "Школа 103"

Ново-Савиновского района города Казани

Урок экологии 10 класс по теме:

«Проблемы загрязнения природной среды и пути их решения»

Что изучают ребята на уроке экологии?

- Как необходимо обращаться с окружающей средой, какие проблемы экологии существуют, как их решать и т.д.

В настоящее время актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано необходимостью воспитания экологической культуры в человеке уже с малых лет,  необходимостью решения территориальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека,  - необходимостью  воспитания экологического сознания человека и рационального использования природных ресурсов; демонстрации важности и необходимости практического применения экологических знаний.

С развитием технологий воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сейчас нашу экологическую обстановку в мире можно назвать «кризис». Поэтому самая важная задача на сегодня - это поиск путей выхода из него. Для того, чтобы решить ее, недостаточно усилий государств и их руководителей. За дело должен взяться каждый. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. В связи с этим экологическое образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.

Предлагаю ознакомиться с конспектом фрагмента моего урока, экологии в 10 классе.

Цель: Определить понятие «загрязнение природной среды» и найти способы решения проблемы

Задачи:

  • Рассмотреть основные источники загрязнение природной среды.
  • Сформировать представление о веществах загрязняющих природную среду.
  • Развитие у учащихся интереса к природной среде, памяти, мышления.

Тип урока: урок-беседа

Методы обучения: рассказ, объяснение.

Средства обучения: схема.

Основные понятия: «Загрязнением окружающей среды», «Аэрозоли».

Ход урока:

1.Орг.момент урока, приветствие

Формулировка темы учащимися

Рассказ

Совместная работа учителя и класса (беседа)

Записать в тетрадь

Рассказ

Записать в тетрадь

Рассказ

Рассказ

Рассказ

Записать в тетрадь

Рассказ

Записать в тетрадь

Рассказ

Записать в тетрадь

Рассказ

Подведение итогов урока, обобщение, систематизация знаний (совместно с учащимися)

Написать на доске

«Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об очень актуальной теме, которая относится к предмету изучения науки экологии»

(демонстрация слайдов свалок, котлованов, грязи и мусора на берегах водоемов, в лесах, полях)

 «Как вы думаете, какова наша тема урока?»

Сегодняшняя наша тема это – «Проблемы загрязнения природной среды и пути их решения»

Формирование знаний.

Под загрязнением природной среды следует понимать "изменение свойств среды (химических, механических, физических, биологических и связанных с ними информационных), происходящие в результате естественных или искусственных процессов и приводящие к ухудшению функций среды по отношению к любому биологическому или технологическому объекту". Используя различные элементы окружающей среды в своей деятельности, человек изменяет её качество. Часто эти изменения выражаются в неблагоприятной форме загрязнения.

Каждый год проходит научная конференция Хартии Земли, в которой многие из вас участвуют. А давайте вспомним, что же такое Хартия Земли?  

Это документ, содержащий фундаментальные принципы создания в ХХI веке справедливого, устойчивого и мирного глобального сообщества. Она направлена на то, чтобы пробудить в каждом человеке новое чувство взаимозависимости и всеобщей ответственности за процветание людей и всего живого сообщества. Это выражение надежды и призыв о помощи в создании глобального гражданского общества на переходном этапе нашей истории

Давайте вспомним принципы Хартии Земли:

ПРИНЦИПЫ

  • УВАЖАТЬ И ЗАБОТИТЬСЯ О СООБЩЕСТВЕ ЖИВОГО
  • ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ
  • СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
  • ДЕМОКРАТИЯ, ОТКАЗ ОТ НАСИЛИЯ И МИР

Какой из принципов Хартии Земли мы возьмем сегодня в качестве красной нити нашего урока?

Правильно, второй принцип. Который звучит как «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ», то есть необходимо охранять и восстанавливать целостность экологических систем Земли, уделяя особое внимание биологическому разнообразию и природным процессам, обеспечивающим устойчивость жизни.

Загрязнение окружающей среды – это поступление вредных веществ, которые могут нанести ущерб здоровью человека, неорганической природе, растительному и животному миру, а так же человеческой деятельности.

Конечно, загрязнения, вызванные деятельностью людей (их называют антропогенными), надо отличать от естественных загрязнений. Обычно, говоря о загрязнении, имеют в виду именно антропогенное загрязнение и оценивают его, сравнивая мощности естественных и антропогенных источников загрязнения. Из-за больших количеств поступающих в среду отходов человеческой деятельности способность окружающей среды к самоочищению находится на пределе. Значительная часть этих отходов чужда природной среде: они либо ядовиты для микроорганизмов, разрушающих сложные органические вещества и превращающих их в простые неорганические соединения, либо вообще не разрушаются и поэтому накапливаются в различных частях окружающей среды. Даже те вещества, которые привычны для окружающей среды, поступая в нее в слишком больших количествах, могут изменять ее качества и воздействовать на экологические системы. Влияние человека на природу ощущается практически везде.

Загрязнение атмосферы.

Существует два главных источника загрязнения атмосферы: естественный и антропогенный.

Естественный источник - это вулканы, пыльные бури, выветривание, лесные пожары, процессы разложения растений и животных.

Антропогенные, в основном делят на три основных источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные, транспорт.

Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Вредные газы попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов.

Основные вредные примеси антропогенного происхождения:

- Оксид углерода. Получается при неполном сгорании углеродистых веществ. В воздух он попадает в результате сжигания твердых отходов, с выхлопными газами и выбросами промышленных предприятий. Ежегодно этого газа поступает в атмосферу не менее 1250 млн. т. Оксид углерода является соединением, активно реагирующим с составными частями атмосферы и способствует повышению температуры на планете, и созданию парникового эффекта.

- Сернистый ангидрид. Выделяется в процессе сгорания серосодержащего топлива или переработки сернистых руд (до 170 млн. т. в год). Часть соединений серы выделяется при горении органических остатков в горнорудных отвалах. Только в США общее количество выброшенного в атмосферу сернистого ангидрида составило 65 % от общемирового выброса.

- Сероводород и сероуглерод. Поступают в атмосферу раздельно или вместе с другими соединениями серы. Основными источниками выброса являются предприятия по изготовлению искусственного волокна, сахара, нефтеперерабатывающие, а также нефтепромыслы.

- Оксиды азота. Основными источниками выброса являются предприятия, производящие азотные удобрения, азотную кислоту и нитраты, анилиновые красители, нитро соединения, вискозный шелк, целлулоид. Количество окислов азота, поступающих в атмосферу, составляет 20 млн. т. в год.

-Соединения фтора. Источниками загрязнения являются предприятия по производству алюминия, эмалей, стекла, керамики, стали, фосфорных удобрений. Фтора содержащие вещества поступают в атмосферу в виде газообразных соединений - фтора водорода или пыли фторида натрия и кальция. Соединения характеризуются токсическим эффектом.

- Соединения хлора. Поступают в атмосферу от химических предприятий, производящих соляную кислоту, хлора содержащие пестициды, органические красители, гидролизный спирт, хлорную известь, соду. В атмосфере встречаются как примесь молекулы хлора и паров соляной кислоты. Токсичность хлора определяется видом соединений и их концентрацией.

В атмосферу поступает большое количество твердых частиц. Это пыль, копоть и сажа. Большую опасность таит загрязнение природной среды тяжелыми металлами. Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий стали практически постоянными компонентами воздуха промышленных центров.

Аэрозоли - это твердые или жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе.

Твердые компоненты аэрозолей в ряде случаев особенно опасны для организмов, а у людей вызывают специфические заболевания. В атмосфере аэрозольные загрязнения воспринимаются в виде дыма, тумана, мглы или дымки. Значительная часть аэрозолей образуется в атмосфере при взаимодействии твердых и жидких частиц между собой или с водяным паром.

Загрязнение литосферы.

Почти все загрязняющие вещества, которые первоначально попали в атмосферу, в конечном итоге оказываются на поверхности суши и воды. Оседающие аэрозоли могут содержать ядовитые тяжелые металлы - свинец, кадмий, ртуть, медь, ванадий, кобальт, никель. Обычно они малоподвижны и накапливаются в почве. Но в почву попадают с дождями также кислоты. Соединяясь с ними, металлы могут переходить в растворимые соединения, доступные растениям. В растворимые формы переходят также вещества, постоянно присутствующие в почвах, что иногда приводит к гибели растений. Примером может служить весьма распространенный в почвах алюминий, растворимые соединения которого поглощаются корнями деревьев. Алюминиевая болезнь, при которой нарушается структура тканей растений, оказывается для деревьев смертельной.

С другой стороны, кислые дожди вымывают необходимые для растений питательные соли, содержащие азот, фосфор и калий, что снижает плодородие почв. Повышение кислотности почв из-за кислых дождей губит полезные почвенные микроорганизмы, нарушает все микробиологические процессы в почве, делает невозможным существование ряда растений и иногда оказывается благоприятным для развития сорняков.

Загрязнение гидросферы.

Биологическая потребность человека и животных в воде за год в 10 раз превышает их собственную массу. Еще более внушительны бытовые, промышленные и сельскохозяйственные нужды человека. Так, "для производства тонны мыла требуется 2 тонны воды, сахара - 9, изделий из хлопка - 200, стали 250, азотных удобрений или синтетического волокна - 600, зерна - около 1000, бумаги - 1000, синтетического каучука - 2500 тонн воды".

Использованная человеком вода в конечном счете возвращается в природную среду. Но, кроме испарившейся, это уже не чистая вода, а бытовые, промышленные и сельскохозяйственные сточные воды, обычно не очищенные или очищенные недостаточно. Таким образом происходит загрязнение пресноводных водоемов - рек, озер, суши и прибрежных участков морей.

Среди самых оптимальных путей решения проблем экологии, нужно выделить внедрение ресурсосберегающих и экологически эффективных технологий. На сегодняшний день, уже реальны технологии в коммунальной сфере и на производстве по утилизации опасных отходов. Так же, по подсчетам специалистов, около 60% отходов могут являться потенциальным вторичным сырьем.

Для решения серьезных экологических проблем требуются определенные слаженные действия, такие как:

1.экологический мониторинг;

2. контроль над концентрацией вредных веществ в воде, почве, атмосфере;

3. охрана растительного мира от вредителей и пожаров, а так же их восстановление;

4. увеличение уникальных природных и заповедных зон;

5. разведение растений и животных, занесенных в Красную книгу;

6. экологическое просвещение населения.

Домашнее задание: параграф 34, вопросы (устно)

 

Список литературы:

1.Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е.А. Алябьева. - М.: Сфера, 2020. - 128 c.

2. Багаутдинова Р.Р, Габдрахманова Е.В. Организация внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования: методические рекомендации/ авт.-сост.: - Казань: ИРО, 2015. – 148с.

3.Балабанова В.В. Биология. Экология. Здоровый образ жизни. Волгоград, 2006.

4. Богданец, Т. П. Экология для самых маленьких / Т.П. Богданец. - М.: Дрофа, 2019. - 335 c.

5.Зверев В. П. Экологические игры. Москва, "Просвещение", 2001.

4. Зверев И.Д. Практические занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 1996.

5. Шенкевич Г.Б.  Программа кружка «Юный эколог - исследователь» Фестиваль педагогических идей.  Москва, 2013.

6. Шпотова, Т. В. Времена года / Т.В. Шпотова, Е.П. Кочеткова. - М.: Просвещение, 2021. - 168 c.

7. Шпотова, Т. В. Цвет природы / Т.В. Шпотова, Е.П. Кочеткова. - М.: Просвещение, 2018. - 160 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская работа "Снежный покров как индикатор загрязнения природной среды"

Учебно-исследовательская работа "Снежный покров как индикатор загрязнения природной среды"...

Проблема загрязнения окружающуй среды

Данная тема актуальна для подрастающего поколения. Экология имеет важное значение для всего окружающего мира....

Урок английского языка в 8 классе на тему: "Проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решения"

Данный материал - разработка урока английского языка в 8 классе на тему: "Проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решения". ( по УМК "Enjoy  English", авторы М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева...

Научно-исследовательский проект «Проблемы загрязнения горы Бештау и пути их решения».

Научно-исследовательский проект «Проблемы загрязнения горы Бештау и пути их решения».Цель: изучение экологического состояния горы Бештау, путей и методов решения экологических проблем.Задачи:1. Изучит...

Конспект урока в 8 классе Тема урока: « Формирование умений написания эссе: решение проблемы загрязнения окружающей среды»

Цели:Формирование языковой, речевой и социокультурной компетенции в устной и письменной речи;Развитие рецептивных умений и навыков речевого слуха и памяти, извлечение информации при аудировании текста...

Методическая разработка урока по английскому языку для учащихся 10 классов по теме "Проблема охраны окружающей среды"

Методическая разработка урока по английскому языку для учащихся 10 класса по теме "Проблема охраны окружающей среды", включающая в себя технологическую карту урока, а также 7 приложений (раз...