Научно-исследовательский проект «Проблемы загрязнения горы Бештау и пути их решения».
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Луценко Вера Михайловна

Научно-исследовательский проект «Проблемы загрязнения горы Бештау и пути их решения».

Цель: изучение экологического состояния горы Бештау, путей и методов решения экологических проблем.
Задачи:
1. Изучить экологическое состояние горы Бештау в этом числе:
Влияние антропогенного факта на динамику загрязнения территории горы Бештау.
Влияние различных предприятий на загрязнение горы Бештау.
2. Разработать пути и методы решения экологических проблем, выявить возможность личного вклада каждого жителя города в решении данной проблемы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное

образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №1

города-курорта Железноводска.

Научно- исследовательский проект

«Проблемы горы Бештау и пути их решения».

     

Автор проекта:

Литвинова Екатерина Викторовна– ученица 9 «А» класс  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №1 города-курорта Железноводска, Ставропольского края.

Руководитель проекта: Луценко Вера Михайловна, учитель географии Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №1 города-курорта Железноводска, Ставропольского края.

2015-2017 г.

1

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………………....3 стр
  2. Актуальность…………………………………………………………....4 стр
  3. Цели……………………………………………………………………...5 стр
  4. Общие сведения………………………………………………………...6 стр
  5. Исследовательская деятельность………………...................................7 – 14 стр
  6. Выводы………………………………………………………………….15 стр
  7. Пути решения…………………………………………………………...16 стр
  8. Этапы реализации……………………………………………………….17 стр
  9. Литература………………………………………………………………18 стр

2

Введение.

В окрестностях Кавказских Минеральных Вод немало замечательных мест, которые привлекают красотой природы, интересными туристскими маршрутами. Центральное место занимает самый мощный и высокий массив, который еще в древних русских летописях называли Пятигорией, а сейчас по-тюркски именуют Бештау (Беш – пять, тау – гора). Мы часто бываем на этой горе, и всегда заворожены её красотой и величием. Но каждый раз что-то вызывает тревогу и неудовлетворенность, в первую очередь следы неразумной деятельности человека, которые ярко видны на склонах и в окрестностях горы. Самое грустное впечатление оставляет покосившийся ржавый трафарет у домика лесника, который гласит, что г. Бештау имеет статус памятника природы.

3

Актуальность исследования.

  1. Ставропольские вулканы расположились к северу от Эльбруса, образовав целый  вулканический район, называемый обычно Пятигорьем, хотя здесь не пять гор, а семнадцать вулканических гор.
  2. Около 20 млн. лет назад из морских вод поднялись горы Кавказского хребта. Еще раньше, 60 млн. лет назад, освободились от воды Пастбищный и Скалистый хребты. Поднятие магматических масс в районе Пятигорья происходило 8,5  млн.  лет                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          назад, когда на поверхности еще существовало Среднесарматское  море. 5 млн. лет назад море исчезло. Водная  и  ветровая эрозия оголила некоторые выходы магмы, освободив их от толщи осадочных  пород.  
  3.      Пятигорские вулканы особенные. Их можно назвать «неудавшимися вулканами», так как раскаленная магма у многих из этих гор,  поднимаясь из земных недр, не смогла пробить толщи вышележащих  горных  пород и лишь приподняла их над окружающей местностью в виде высоких куполов. Земная кора не позволила пятигорским вулканам сделаться настоящими вулканами, извергающими лаву, пепел, раскаленные бомбы и горячие газы. Такие недоразвитые вулканы называются лакколитами.

  Речь в нашем проекте пойдет об экологическом состоянии горы Бештау. Но у нее есть свои экологические проблемы, которые волнуют нас, как жителей уникального бальнеологического курорта.

   Гора, которая расположена в окрестностях Железноводска, подвержена радиоактивному излучению. В 50-70 годы здесь добывался уран. Гора внутри "пустая" - изрезана шахтами, штольнями и пустотами. Шахты уходят под гору на 400 метров ниже уровня моря! (подножие горы находится на высоте 500м над уровнем моря). Общая протяженность ее штолен составляет 150 км. Самих штолен около 50, есть ещё объединяющая их все вертикальная центральная шахта. В горе существует множество входов в подземные лабиринты. Однако большинство из них завалено или заварено. Во избежание несчастных случаев. Ведь в лабиринтах легко заблудиться, там случаются обвалы. Не говоря уже о том, что вся гора радиоактивна. Здесь запрещено собирать грибы и проводить земляные работы. Грибы-мутанты на Бештау достигают огромных размеров.

   Также бештаугорский лес – это аккумулятор атмосферных вод, основа микроклимата, фабрика чистого воздуха. Почва без растительности, уплотненная почва сокращает влагопоглощающую  способность, ведет к эрозии почвы, уменьшает приток атмосферных осадков в подпочвенные горизонты, где образуется минеральная вода. Важная задача охраны природы – это сбережение и развитие травяного и лесного покрова гор и всей окружающей местности с целью увеличения возможностей образования из атмосферных осадков минеральных вод.

4

Цель: изучение экологического состояния горы Бештау, поиск путей и методов решения экологических проблем.

Задачи:

  1. Изучить экологическое состояние горы Бештау в этом числе:
  • Влияние антропогенного факта на динамику загрязнения территории горы Бештау.
  • Влияние различных предприятий на загрязнение горы Бештау.

2. Разработать пути и методы решения экологических проблем, выявить возможность личного вклада каждого жителя города в решении данной проблемы.

5

Общие сведения.

  Среди 17 гор лакколитов возвышается Бештау (1401 метр), название которой в переводе с тюркского означает «пять гор». И вершин у этой горы действительно пять – только, расположенные с разных сторон, они ни когда не видны одновременно. Массив всех пяти гор состоит из кварцевого порфира; подошва же Бештау – из глинистых известняков, сверху которых напластован глинистый мергель, покрытый жёлтой глиной, на которой образовался чернозём. Склоны горы имеют причудливые скалы: Орлиные, Козьи, Лисий нос, Кукла.

 Бештаугорский лесопарк включает 1350 видов растений, среди них 125 лекарственных растений.

 В лесу у подножья горы преобладают: клён, ясень, дуб, граб, липа, вяз, бук, бересклет, боярышник, тёрен, шиповник, малина. Выше по склону можно встретить берёзу, осину, рябину, а с южной стороны – понтийский рододендрон или азалию. Эти кусты в период цветения покрыты крупными жёлтыми цветами с одуряющим запахом.

Вершины Бештау представляют собой альпийские луга с его разнотравьем. Встречаются гигантские огненные чаши реликтовых маков, которых не встретишь больше нигде на нашей планете.  

 Бештаугорский лес в своё время был заселён множеством диких животных, которые не выдержали наступление человека и покинули эти родные для них места. Медведь, волк, кабан, рысь, дикий кот- вот далеко не полный перечень исчезнувших лесных обитателей. Теперь изредка можно увидеть: куницу, лису, ежа, хомяка, фазана, ящерицу, ужа.

На Бештау селятся орлы и коршуны, а также сойки, дрозды, ласточки, скворцы и многие другие.

На склонах Бештау 38 родников, есть выходы минеральной воды, особо ценной, содержащей родон.  

  Территория Бештаугорского леса – это государственный природный  заказник (с 15 сентября 1961 года).  

6

Исследовательская деятельность.

Радиоактивное излучение.

После изучения информации я с папой решила измерить уровень радиации на Бештау.

С помощью прибора «БЕЛЛА» мы провели несколько измерений:

1. Измерили уровень радиации в 2015 году  в районе штолен и шахт.   Средние измерения   прибора   показывало,  что  уровень  радиации   равен    8, 38 мкЗв/ч.

2.Измерили уровень радиации в 2016 году в районе штолен и шахт. Средние измерений прибора показывало, что уровень радиации равен 7,30 мкЗв/ч.

3.Измерили уровень радиации в районе кольцевой дороге. Прибор показал, что уровень радиации среднем  равен 0, 54 мкЗв/ч.

4. Измерили уровень радиации в районе кольцевой дороге. Прибор показал, что уровень радиации среднем равен 0,35 мкЗв/ч.

место/ год

2015 год

2016 год

На кольцевой дороге

0,54 мкЗв/ч

0,35 мкЗв/ч

Возле штолен

8,38 мкЗв/ч

7,30 мкЗв/ч

7

Вывод:  по показанию прибора уровень радиации повышен, особенно в районах штолен. Состав растительного и животного мира подвержен радиоактивному излучению. Также радиоактивные вещества обладают особыми специфическими свойствами, которые могут представлять опасность для здоровья человека.

   Загрязнение почв.

 Охрана почв от человека является одной из важнейших задач человека, так как любые вредные соединения, находящиеся в почве, рано или поздно попадают в организм человека.
По оценкам исследователей, в биосферу поступает ежегодно около 20-30 млрд. т. твердых отходов, из них 50-60 % органических соединений, а в виде кислотных агентов газового или аэрозольного характера – около 1 млрд. т.

  Как же вещества-загрязнители литосферы попадают в почву? Различные почвенные загрязнения, большинство из которых антропогенного характера, можно разделить по источнику поступления этих загрязнений.
  С атмосферными осадками. Многие химические соединения (газы – оксиды серы и азота), попадающие в атмосферу в результате работы предприятий, затем растворяются в капельках атмосферной влаги и с осадками попадают в почву.
    Осаждающиеся в виде пыли и аэрозолей. Твердые и жидкие соединения при сухой погоде обычно оседают непосредственно в виде пыли и аэрозолей.
  При непосредственном поглощении почвой газообразных соединений. В сухую погоду газы могут непосредственно поглощаться  почвой, особенно влажной.
 С растительным опадом. Различные вредные соединения, в любом агрегатном состоянии, поглощаются листьями через устьица или оседают на поверхности. Затем, когда листья опадают, все эти соединения поступают в почву.

  Загрязнения почвы трудно классифицируются, в разных источниках их деление дается по-разному. Если обобщить и выделить главное, то наблюдается следующая картина загрязнения почвы:
мусором, выбросами, отвалами, отстойными породами, тяжелыми металлами, пестицидами, микотоксинами, радиоактивными веществами.

В ряде мест Пятигорья прокладывают экологические тропы для лучшего знакомства с уникальными ландшафтами района. Живописная и разнообразная природа издавна привлекает на Кавминводах туристов. Популярным занятием отдыхающих и жителей города стали экскурсии на Бештау. Но люди, находясь в бештаугорском лесу, оставляют после себя мусор, рвут цветы, нанося вред здешней флоре. Вследствие загрязнения грунтов минеральные воды стали непригодны для лечебного использования, а местами и совсем иссякли. Гора обезображена карьерами, штольнями и отвалами горных выработок.

Характер загрязнеия почвы существенно зависит от качества сточных вод, спускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. Так сточные воды могут содержать ионы тяжелых металлов. Свинец попадает в почву главным образом из выбросов автомобилей, использующих этилированный бензин.                                                                                      

8

Я провела исследования по определению наличия тяжёлых металлов в почве.

Оборудование и реактивы:

  1. сушильный шкаф
  2. фарфоровая ступка с пестиком
  3. сито
  4. стеклянный стакан на 200 мл
  5. термометр (0- 100)
  6. штатив с пробирками
  7. растворы: аммиака, азотной и соляно кислот, йодида калия, хромата калия, желтой кровяной соли
  8. образцы почв, взятых: а) по автомобильной дороги к монастырю (№ 1), б) на вершине г. Бештау (№ 2) в) в непосредственной близости от автомобильной дороги по адресу       ул. Ленина   (№ 3)

Ход работы:

  1. Высушила почву в сушильном шкафу при 30-40 оС, поместив ее тонким слоем на пергамент или кальку. Инородные включения и коренья удалила.
  2. Высушенную почву размельчила в ступке и просеяла через сито.
  3. Полученный образец почвы поместила в стакан и добавила смесь соляной (НСl)  и азотной кислот(HNO3) в количестве, превышающем количество почвы в 3-4 раза по объему.  После тщательного перемешивания в течение10-15 мин и отстаивания отфильтровала полученную смесь.
  4. Ионы меди старалась обнаружить в растворе с помощью характерных реакций:

а) образование Cu(OH)2 под действием раствора аммиака и растворении его в избытке раствора аммиака вследствие образования комплексной соли.

Cu + 2OH = Cu(OH)2

Cu(OH)2 + 4NH = [Cu(NH3) (OH)22 ]

Признак первой реакции – появление осадка синеватого или зеленого цвета, а во второй реакции получается раствор ярко-синего, василькового цвета.

б) образование характерного осадка красно-бурого цвета под действием желтой кровяной соли – K4[Fe(CN)6]

5.ионы свинца обнаружила в растворе с помощью таких реакций:

9

а) ионы свинца образуют осадок йодида свинца интенсивно-желтого цвета с ионами йода:

Рb + 2I = PbI2 (выпадет в осадок)

б) образование золотисто-желтого осадка под действием хромат-иона:

Pb + CrO4  = PbCrO4

В ходе исследования были сделаны следующие выводы:

Почва /ионы

Наличие ионов Pb

Наличие ионов Cu

№ 1

Не обнаружено

Не обнаружено

№ 2

Не обнаружено

Не обнаружено

№ 3

Присутствуют в малом количестве

Присутствуют в малом количестве

1. Чтобы обнаружить наличие ионов алюминия в почве . Я полученный образец почвы №1 поместила в стакан и добавила смесь соляной (HCl) и азотной (HNO3) кислот в количестве  превышающем количество почвы в 3-4 раза по объему. Тщательно перемешивая 10-15 мин и отстаивания я отфильтровала полученную смесь. Смешала 5 мл полученного раствора с раствором аммиака. .В ходе данной реакции образовался студенистый осадок светло-желтого цвета. Это подтверждает наличие ионов Al в почве взятой с кольцевой дороге (№1).

Аналогичную работу проделала  с почвой пробы №2. в ходе реакции образовался желтый осадок. Это подтверждает наличие алюминия. (см рис 1)

  1. Чтобы обнаружить наличие ионов железа (III). Я полученный образец почвы №1 поместила в стакан и добавила смесь соляной (HCl) и азотной (HNO3) кислот в количестве  превышающем количество почвы в 3-4 раза по объему. Тщательно перемешивая 10-15 мин и отстаивания я отфильтровала полученную смесь. Смешала 5 мл полученного раствора с раствором  желтой кровяной солью. В ходе данной реакции   образовался осадок голубого цвета. Это подтверждает наличие в почве ионов       железа (III). (см рис 2)

Аналогичную работу проделала  с почвой пробы №2. в ходе реакции образовался синий осадок. Это подтверждает содержание в почве №2  ионов железа (III).

  1. Чтобы обнаружить наличие ионов железа (III). Я полученный образец почвы №1 поместила в стакан и добавила смесь соляной (HCl) и азотной (HNO3) кислот в количестве  превышающем количество почвы в 3-4 раза по объему. Тщательно перемешивая 10-15 мин и отстаивания я отфильтровала полученную смесь. Смешала 5 мл полученного раствора с раствором  роданида-аммония. В ходе данной реакции  

10

образовался раствор красного цвета. Это подтверждает наличие в почве ионов  железа (III).

Аналогичную работу проделала  с почвой пробы №2. в ходе реакции образовался синий осадок. Это подтверждает содержание в почве №2  ионов железа (III).(см рис 3)

Определение рН почвы:

рН – это один из химических показателей воды (в данном случае вытяжке почвы ), показывающий кислотность. Кислотность воды прямо влияет на выживание организмов. С помощью универсальной индикаторной бумаги мы определили кислотность:

№1 – рН = 5,0

№2 – рН = 6,0

№3 – рН = 6,5

рН почвы

Степень подвижности элементов

Практически неподвижен

Слабоподвижен

Подвижен

Почвы слабокислые и нейтральные рН 5,5-7,5

Pb

Sr, Ва,Cr, Ni

Zn, V, As, S

Вывод: в ходе лабораторных экспериментов было обнаружено, что пробы почв взятые  с разных мест г. Бештау показали наличие в почве ионов железа (III), алюминия, но не обнаружено ионов меди и свинца. Показатель рН определяет тип почвы, как слабокислые и нейтральные.

Вывод: бештаугорский лес является заказникам. Здесь запрещено: выпас крупных домашних животных, скашивание травы, и вырубка леса, разведение костров, применение ядохимикатов, проезд и стоянка автотранспорта. Но есть люди, которые не хотят сохранить красоту бештаугорского леса, нарушают его экологическую систему. Непродуманная хозяйственная деятельность и чрезмерное освоение территории нанесли значительный урон Бештау.

Загрязнение малых рек, родников и озер.

 В последние годы состояние родников и малых рек становится важной проблемой

общества. Обмеление и даже пересыхание их летом стало следствием многих причин, например : бессистемное вырубка лесов , что приводит к смыву почв в бассейнах рек, нарушение агротехнических требований к обработке почв на склонах, проведение

11

мелиорации пойм без регулирования стока с вырубкой лесов, что приводит к иссушению

почвы в прибрежной полосе рек, ослабление внимания по уходу за плотинами - запрудами,

регулирующих сток, способствует быстрому выносу весенних вод в более крупные реки. Среди серьезных причин, угрожающих нашим рекам, можно назвать также распашка пойм, что обусловливает, как правило, обмеление и пересыхание рек.

 Река Кучук берёт начало на западном склоне горы Бештау непосредственно у подножья. Протяженность реки составляет около 24 км.   

                                                

На территории Бештау располагается несколько родников.

На Бештау находится Монастырское озеро, которое также подвержено загрязнению. Из – за этого исчезают такие водные растения как: лотосы и кувшинки.

Рассмотрим подробнее основные свойства природных вод и определим какие металлы содержится в ней.

Прозрачность воды.                                   

   Под прозрачностью воды понимается ее способность пропускать свет и делать видимыми предметы, находящиеся на определенной глубине. Прозрачность воды определяется количеством содержащихся в ней механических примесей. Прозрачность

12

воды определила в ходе лабораторного эксперимента.  Мерный стеклянный стакан

наполнила водой пробой №1. установила его на печатный текст газеты. Сквозь толщу воды  я легко почитала текст. Данный эксперимент доказывает прозрачность воды.

Аналогичный работу провела в пробой №2.  Вода оценивалась, как слегка замутненная.

Цветность воды.                                       
 Цвет воды зависит от наличия в ней примесей, а также от количества и состава растворенных в ней веществ. Цветность воды может определяться свойствами и структурой дна водоема, характером водной растительности, прилегающих к водоему почв. Анализ на цветность показывает, какого цвета вода: прозрачная, замутненная, с каким-либо оттенком.

     Это можно определить с помощью белого листа бумаги. При естественном освещении можно поставить лист позади сосуда с водой и внимательно посмотреть на цвет воды. Анализ озерной воды показал, что вода имеет характерный желтоватый цвет.

А у родниковой воды отсутствовала видимая окраска. Она считается бесцветной.

   Анализ на осадок показывает, есть ли   в воде какие-либо взвешенные частицы, хлопья и т. д.

       Проведем анализ:

1. Взбалтываем колбу с водой и обнаруживаем, что в воде озера плавают различные сероватые хлопья, они не очень большие, но их много.                                                              2. Затем фильтруем воду и на фильтре остался выраженный желто-серый осадок.

Аналогичный опыт проведем в родниковый водой.

1. Взбалтываем колбу с водой и обнаруживаем, что вода нет видимых загрязнений.

     Органолептическая   оценка  приносит    много    информации о  качестве воды и состоянии водоема.

2. Затем фильтруем воду и на фильтре не остается выраженный частиц.

Практическая работа по определению ионов железа (III) и  других металлов в природных водах.

Для проведение химического анализа нам потребуется

  1. химический стакан  объемом 50 – 100  мл

13

  1. реагент – роданид аммония (калия) – с массовой долей  20%
  2. пробы воды: 1) пробы воды родника, 2) проба воды с Монастырского озера.
  3. полоски фильтрованной бумаги

Для того чтобы приготовить раствор реагента – роданида аммония (калия), массовая доля 20%. Я взвесила  20 г роданида аммония (калия),  помещаю навеску в химический стакан и растворяют в 80 мл дистиллированной воды. Приготовленный раствор желательно хранить в склянке с притертой пробкой в темном месте. Фильтровальную бумагу нарезала полосками размером 1,5 см.

Выполнение анализа.

  1. В химические стаканы налила  пробы воды. Стаканы пронумеровала.
  2. Во все стаканы помещаю полоски  фильтровальной бумаги на 20 мин.  Все полоски тоже пронумерованы.
  3. Через 20 мин полоски бумаги извлекаю и высушиваю на воздухе.
  4. На каждую полоски фильтровальной бумаги наношу по капле реагента – 20%-ного роданида-аммония на бумаге появляется окрашивание разной интенсивности (от  розового до бурого).
  5. Сравниваю интенсивность окрашивания на полосках.

Объект исследования

(Водоем)

Визуальный эффект

 Примерная концентрация  ионов Fe(III), мг/л

Во сколько раз превышает ПДК

Озеро

Слабо-розовая

0,5

Не превышает

Родник

Отсутствует

  Менее 0,1

Не превышает

Определении рН:

рН – это один из химических показателей воды, показывающий кислотность. Кислотность воды прямо влияет на выживание организмов. С помощью универсальной индикаторной бумаги мы определили кислотность:

№1 – рН = 6,0

№2 – рН = 6,5

Вывод: Согласно исследованиям я сделала вывод о степени загрязнения водоемов.  Концентрации железа (III) в озерной воде 0,5 мг/л., а концентрация в родниковой воде менее 0,1. Показатель рН определяет, что воды г. Бештау слабокислые и нейтральные.

Вывод: происходит постоянное вымывание загрязнений в открытые водоемы и грунтовые воды, которые могут использоваться человеком для питья и других нужд. Вследствие загрязнения грунтов минеральные воды стали непригодны для лечебного использования, а местами и совсем иссякли.

14

Выводы.

Изучив экологическое состояние горы Бештау и бештаугорского леса, я обнаружила что:

  1. Открытые штольни и шахты дают повышенный фон радиации
  2. Неразумная деятельность человека нарушает экологическую систему
  3. Необходимо принять меры по сохранению бештаугорского леса и окрестностей горы Бештау.
  4. Нагрузка антропогенного фактора на динамику загрязнения не высока. Но высок уровень радиации.

15

Пути решения экологических проблем.

1. Замуровывать открытые штольни и шахты, из которых выходит хоть и небольшое количество радиации, но оно превышает норму.

  1. Продолжить устанавливать таблички с призывом о соблюдении чистоты на территории заказника, совершать субботники.
  2. Сделать стационарные места для отдыха туристов на территории Бештау.
  3. Каптировать и благоустроить родники.
  4. Повысить ответственность жителей КМВ и различных экологических объединений за уборку прилегающей территории. Организовать субботники с привлечением жителей, продолжать  мониторинг реки Кучук.  
  5. Соблюдение на ней заповедного режима.

 

16

Этапы реализации проекта.

1. 12 сентября 2016 года на заседании волонтерского совета отрядов «Вектор надежды» мною были показаны последствия неразумной человеческой деятельности и неблагоприятного экологического состояния горы Бештау.

 Для решения данной проблемы были привлечены:

  • Актив волонтерского отряда «Вектор надежды»
  • Волонтерская группа отряда «Рыцари природы»
  • Члены школьного объединения «Юные спасатели природы» (ЮСП)

2. Проблема была выдвинута на всеобщее обсуждение, в ходе которого были предложены варианты решения данной проблемы и назначены ответственные за реализацию проекта, поставлен вопрос о финансировании акции.

  • Проведение субботника в окрестностях горы Бештау
  • Установка контейнеров для мусора
  • Распространение агитационного материала с призывом о бережном отношении к природе
  • Регулярное проведение экологического патруля в окрестностях горы.

3. Инициативные группы неоднократно вышли на уборку мусора в окрестностях горы Бештау, каптирование родников.

4.  1 октября 2016 года в МБОУ ООШ №1 среди учащихся и прохожих города Железноводска волонтерами были распространены агитационные материалы на тему экологической обстановке на горе Бештау.

5.  5 октября2016года было проведено очередное заседание волонтерского отряда, в ходе которого были подведены итоги.

Финансирование акции осуществил индивидуальный предприниматель Далакян Эрнест Шегенович.

17

Используемая литература.

  1. В. В. Савельева  «Кавказские Минеральные воды»
  2. В. Г. Гниловской «Занимательное краеведение»
  3. А. И. Перельман «Геохимия природных вод»
  4. К. С. Лосев «Гидрометеоиздат»
  5. Журнал «Компас»
  6. Б. Л. Годзевич «Геологическое строение и история гор Пятигорья»
  7. В. А. Ивановский «Занимательное краеведение»
  8. Т. А, Засорина, В. Н. Муравьев «Курорт Желеноводск»
  9. М. В. Высоцкая «Экология 9 класс»

18

Экономическое обоснование.

инвентарь

кол-во

стоимость

Мешки полиэтиленовые

20 шт.

100 р.

Перчатки резиновые

8 шт.

160 р.

Сушильный шкаф

1 шт.

Было в наличие школьной лаборатории.

Фарфоровая ступка с пестиком

1 шт.

Сито

1 шт.

Химический стакан на 200 мл.

5 шт.

Термометр

1 шт.

р-р аммиака

100 мл

р-р азотной кислоты

100 мл

р-р серной кислоты

100 мл

р-р йодита калия

100 мл

р-р хромата калия

100 мл

р-р желтой кровяной соли

100 мл

Фильтровальная бумага

1 пачка

Ватные тампоны

1 пачка

Стаканчики для проб

8 шт.

80 р.

Бумага для оформления проекта илистовок

100 шт.

100 р.

Папка для оформления проекта

1 шт.

15 р.

Файлы для оформления проекта

23 шт.

23 р.

Компьютер с принтером

1 шт.

Было в наличие

Итого: 501 руб.

19

Приложение.

Растительность:

  Рододендрон.    

    Желтые лилии                                   Гигантские огненные маки

Обитатели Бештау:

 Мышь полёвка

                     Ласка

20

                                      Кабан  

  Заяц

Штольни и шахты:

         

21

Малые реки, родники и озера.

  Исследуемый родник

                            Река Кучук       

 Река Кучук на склоне горы Бештау

Монастырское озеро на территории горы Бештау.

Загрязнение почвы.

         

22

Исследовательская деятельность.

Рис 1

Рис 2

Рис 3

23



Предварительный просмотр:

Литвинова Е. В.

МБОУ ООШ №1 9 класс

Научно- исследовательский проект

«Проблемы горы Бештау и пути их решения».

  В окрестностях Кавказских Минеральных Вод немало замечательных мест, которые привлекают красотой природы, интересными туристскими маршрутами. Центральное место занимает самый мощный и высокий массив, который еще в древних русских летописях называли Пятигорией, а сейчас по-тюркски именуют Бештау (Беш – пять, тау – гора).

   Речь в нашем проекте пойдет об экологическом состоянии горы Бештау. Гора – радиоактивна.   Важная задача охраны природы – это сбережение и развитие травяного и лесного покрова гор и всей окружающей местности с целью увеличения возможностей образования из атмосферных осадков минеральных вод.

  Цель: изучение экологического состояния горы Бештау, путей и методов решения экологических проблем.

  Задачи:

  1. Изучить экологическое состояние горы Бештау в этом числе:
  • Влияние антропогенного факта на динамику загрязнения территории горы Бештау.
  • Влияние различных предприятий на загрязнение горы Бештау.
  1. Разработать пути и методы решения экологических проблем, выявить возможность личного вклада каждого жителя города в решении данной проблемы.

  Бештау (1401 метр), вершин у этой горы действительно пять – только, расположенные с разных сторон, они ни когда не видны одновременно. Бештаугорский лесопарк включает 1350 видов растений, среди них 125 лекарственных растений. Бештаугорский лес в своё время был заселён множеством диких животных, которые не выдержали наступление человека и покинули эти родные для них места. На склонах Бештау 38 родников, есть выходы минеральной воды, особо ценной, содержащей родон.  

  Показанию прибора уровень радиации повышен, особенно в районах штолен.

Состав растительного и животного мира подвержен радиоактивному излучению. Также радиоактивные вещества обладают особыми специфическими свойствами, которые могут представлять опасность для здоровья человека.

   Бештаугорский лес является заказникам. Здесь запрещено: выпас крупных домашних животных, скашивание травы, и вырубка леса, разведение костров, применение ядохимикатов, проезд и стоянка автотранспорта. Но есть люди, которые не хотят сохранить красоту бештаугорского леса, нарушают его экологическую систему. Непродуманная

хозяйственная деятельность и чрезмерное освоение территории нанесли значительный урон Бештау.

Происходит постоянное вымывание загрязнений в открытые водоемы и грунтовые воды, которые могут использоваться человеком для питья и других нужд. Вследствие загрязнения грунтов минеральные воды стали непригодны для лечебного использования, а местами и совсем иссякли.

       Изучив экологическое состояние горы Бештау и бештаугорского леса, я обнаружила что:

  1. Открытые штольни и шахты дают повышенный фон радиации
  2. Неразумная деятельность человека нарушает экологическую систему
  3. Необходимо принять меры по сохранению бештаугорского леса и окрестностей горы Бештау.

Пути решения экологических проблем.

1. Замуровывать открытые штольни и шахты, из которых выходит хоть и небольшое количество радиации, но оно превышает норму.

  1. Установить мусорные контейнеры по кольцевой дороге, установить таблички с призывом о соблюдении чистоты на территории заказника, совершать субботники.
  2. Сделать стационарные места для отдыха туристов на территории Бештау.
  3. Каптировать и благоустроить родники.
  4. Повысить ответственность организаций, расположенных на берегах рек и озер, за уборку прилегающей территории. Организовать субботники с привлечением жителей, продолжать мониторинг реки Кучук.
  5. Соблюдение на ней заповедного режима.




Предварительный просмотр:

Приложение 4

К приказу МУ «Управление                                                                                                           образования администрации                                                                                                                                     г.  Пятигорска»                                                                                                                                           от « 17 » февраля 2017 №

Анкет-заявка                                                                                                                         участникаIII-й региональной экологической научно-практической                       конференции школьников «Земля – наш общий дом»

  1. Название работы: «Экологические проблемы горы Бештау и пути решения экологических проблем»
  2. Название номинации: комплексные исследования экосистем
  3. Фамилия, имя, отчество автора(полностью), год и дата рождения: Литвинова Екатерина Викторовна 6 марта 2001г.
  4. Место учебы (школа, класс), адрес(с индексом), телефон: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общая общеобразовательная     школа №1 9 «А» класс, город-курорт Железноводск ул.Энгельса 29  (357401),         4-37-25
  5. Домашний адрес (с индексом), телефон,e-mail:Ставропольский край город-курорт Железноводск ул. Ленина 58 а кв.28 (357401); katua.litvinova@yandex.ru
  6. Фамилия, имя, отчество (полностью) руководителя работы, место работы, место работы, должность, телефон: Луценко Вера Михайловна, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общая общеобразовательная     школа №1, учитель географии, 89282629551
  7. Фамилия, имя, отчество (полностью) консультанта, место работы и должность, звание, степень: Спивак Любовь Петровна, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общая общеобразовательная школа №1, учитель химии.
  8. Название образовательного учреждения, при котором выполнена работа, адрес (с индексом), телефон: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение общая общеобразовательная  школа №1, ул.Энгельса 29 (357401) 4-37-25
  9. Название объединения обучающихся: «Юные спасатели природы»

Директору ОУ                                  __________________ /______________________/

                                                                    (подпись)                                     (Ф.И.О.)

М.П.

Дата заполнения  « 17 » февраля 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

Практическая работа 5 кл. Природоведение. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения

Практическая работа В процессе учебной деятельности учащиеся приобретают умения. Под умением понимаем такое сочетание знаний и навыков, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности. Умения к...

Проект "Проблема загрязнения атмосферного воздуха в с. Дивеево"

Проект "Проблема загрязнения атмосферного воздуха в с. Дивеево"...

Проблемы формирования читательской активности и пути их решения

В статье поднимаются вопросы формирования читательской активности и пути их разрешения...

Урок английского языка в 8 классе на тему: "Проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решения"

Данный материал - разработка урока английского языка в 8 классе на тему: "Проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решения". ( по УМК "Enjoy  English", авторы М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева...

научно-исследовательская работа «Экологическая проблема моего села»

Меня заинтересовал вопрос: « Как обстоит дело с экологией  там, где я родился и живу, в селе Куриловка». Потому я стал работать над проектом «Экологическая проблема моего села» и узнать, как могу...