Проблемы формирования читательской активности и пути их решения
статья по литературе по теме

Козлова Елена Валентиновна

В статье поднимаются вопросы формирования читательской активности и пути их разрешения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dokument_microsoft_word.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Секция «Литература в среднем звене школы»

Доклад на тему «Проблемы формирования читательской активности и пути их решения»

                                          «Чтение, для того чтобы оно было эффективным,    

                                                должно интересовать читающего…
                                               Интерес к чтению может быть в значительной      

                                                мере результатом самовоспитания.»

                                                                                                  Д.С.Лихачёв

        «В начале было слово…» Как часто мы забываем об этом, не уделяем словам должного внимания и в результате теряем нечто важное, частичку того, что могло бы изменить нашу жизнь.

Это в полной мере относится к художественному слову, ведь ни одно из них в художественном произведении не случайно, это результат многих стараний и страданий. «Умейте читать с интересом и не торопясь», - писал Д. С. Лихачев, только так можно научиться видеть мысль автора, только так можно полюбить читать.

        Любите ли вы читать? Умеете ли вы читать? К сожалению, если на второй вопрос большинство ответит утвердительно, то ответ на первый вопрос в наше время у многих не вызовет энтузиазма. К еще большему сожалению, самоуверенное «да» на второй вопрос тоже не всегда соответствует истине. Почему же так сложилось, что наша когда-то самая читающая страна в мире теперь по количеству людей, любящих читать, плетется в хвосте развитых стран (только 44% россиян читают книги). Когда же происходит падение читательского интереса, ведь не секрет, что маленькие дети с удовольствием слушают, когда им читают, радуются уловленному ритму стиха, так ярко воспринимают иносказательный смысл и образность лучших образцов русского и мирового фольклора и детской литературы? В школе же интерес к чтению падает. Почему же так происходит?

 По данным констатирующего этапа эксперимента, в 5-х классах, которых проводилось исследование, только 54% учащихся читают художественную литературу вне школьной программы, да и программные произведения читают не все – 81%. От этого страдает и техника чтения (результаты проверки техники чтения на начальном этапе эксперимента только на 80% соответствовали норме, и это в классах с довольно высоким уровнем обучаемости и обученности), и развитие речи, и орфографическая зоркость.

 

        Во многом правы те, кто привычно объясняет причины равнодушия наших учеников к чтению тем, что дети все больше времени уделяют средствам массовой информации. Другие объясняют отсутствие интереса к чтению недостаточной мотивацией, третьи говорят о духовной и нравственной незрелости нынешнего поколения.

        Возможно, что эти точки зрения и объясняют, почему дети не читают, но на вопрос о том,  как найти выход из подобного тупика, как привить любовь к чтению, нет однозначного ответа. Заставить полюбить читать невозможно. «Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего», - говорил Д. С. Лихачев. И интерес к чтению, по его мнению, «может быть в значительной мере результатом самовоспитания». Но чтобы направить интерес в нужное русло, чтобы нацелить на это самовоспитание, учителю нужно по-особому организовать свою деятельность. Именно от учителя, от того, как он будет строить свои взаимоотношения с детьми  на уроке, от того, как будет построен сам урок, и зависит тот нравственный стимул, который и способствует затем «самовоспитанию» читателя.

        Итак, проблема формирования читательской активности в наше время очень актуальна. И очень важно найти пути решения этой проблемы, ведь круг чтения  определяет сознание читающего, формирует его отношение к жизни.

В важности умения читать сомневаться не приходится. Ведь благодаря этому умению ребенок усваивает огромное количество информации современной жизни, может освоить необходимый учебный материал, и как правило, чем лучше ребенок читает, тем лучше ориентируется он и в других предметах школьной программы. Благодаря чтению развивается устная и письменная речь учащихся, что ведет к развитию мыслительных операций ученика.

На уроках литературы особое внимание должно уделяться работе с художественным словом. Учить постижению глубины художественного слова, его роли в произведении и таким образом восприятию замысла писателя нужно поэтапно, в соответствии с законами восприятия.

        Кроме того, обязательно должны работать помимо интеллектуального анализа и ассоциативное мышление, и сфера эмоций и воображения. Поэтому решение проблемы формирования читательской активности может идти следующими путями:

1.Поэтапное изучение художественного произведения (в соответствии с тремя фазами: предкоммуникативной, коммуникативной и посткоммуникативной).

2.Обращение к эмоционально-личностной сфере учащихся.

3.Творческий характер процесса изучения произведения.

4. Умелая организация системы контроля самостоятельного чтения ученика.

Задания предкоммуникативной фазы позволяет значительно повысить интерес учащихся к произведению, способствуют включению в процесс художественного постижения ранее накопленного читательского опыта и тем самым готовят школьников к двум другим фазам общения с произведением. Эти творческие задания позволяют трансформировать учебную деятельность в художественную, а это приводит к тому, что в процессе общения с произведением личность ученика включается на самых ранних фазах.

На этапе, предваряющем чтение, учащимся предлагается тщательная работа с заголовком произведения и эпиграфом, если он есть.

  1. Сформулируйте для себя, о чем пойдет речь в тексте.
  2. Вспомните все, что вы уже знаете на эту тему.
  3.  Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, в тексте должны будут даны ответы.
  4.  Попытайтесь, насколько это возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста.

 После этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста. (Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А.  Когда книга учит.- М.: Педагогика, 1988.-192 С.-(Библиотека учителя и воспитателя).

Кроме того, если учащийся не владеет достаточно хорошей техникой чтения, ему предлагается подготовить выразительное чтение произведения или его отрывка. Ситуация успеха поможет привитию дальнейшего интереса к чтению.

Творческие задания коммуникативной фазы дают возможность осознать эстетическое богатство художественного произведения, а задания посткоммуникативной – сделать это богатство достоянием личности. Эти аспекты одновременно выступают и как средство,  и как условие эстетического постижения произведения. Такой рост эстетической восприимчивости читателей – школьников ведет, как показала практика преподавания, к развитию интереса и к самостоятельному чтению, т.е. способствует активизации читательской самостоятельности учащихся, что,  в свою очередь, приводит к накоплению необходимого опыта художественной деятельности.

Важно обратить внимание учащихся на непонятное в тексте, показать глубину и значимость каждого слова произведения, нацелить на диалог с текстом. Приемы работы с текстом могут быть самые разнообразные, такие, как план, конспект, пересказ, диалог с текстом, развитие воссоздающего и творческого воображения и другие.

Следует отметить, что в организации творческой деятельности учащихся на уроках на основе системы творческих заданий качественно меняются принципы руководящей и направляющей деятельности самого учителя. Во-первых, это принцип «диалогового» общения с классом. Во-вторых, постоянная установка на творческий поиск, реализуемая  в частных и общих творческих установках. Но реализация этих принципов станет возможной лишь в том случае, если в классе будет создана атмосфера общей заинтересованности, участие всех в процессе познания, доброжелательное, внимательное, но и требовательное отношение к результатам самостоятельного творчества учеников, т.е. необходимо создание особой психологической ситуации. Это третий принцип руководства творческой деятельностью учащихся.

Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель должен ставить так, чтобы:

а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым;

б)  был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице);

в)  ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.

Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» - «проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощения обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем. Главной ценностью становится формирование в человеке творческих качеств личности, потребность и возможность выйти за пределы изучаемого, способности к саморазвитию. Поэтому эмоциональные и интеллектуальные компоненты содержания знаний должны осуществляться в единстве. Чувственное и рациональное пронизывает познание и все его формы.

Известно, что творческие возможности человека чаще всего рождаются стихийно, ими нельзя управлять напрямую. Они развиваются в совместной деятельности. Создание учебных ситуаций, побуждающих ребенка мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы и эмоциональные возможности, является одной из важнейших предпосылок развития творческих способностей. Чередование разнообразных творческих работ позволяет избежать скуки и нежелания трудиться, вызывает удивление перед новым, интересным, не наскучившим видом деятельности.

 Целью педагогики творческой личности в широком смысле слова является воспитание человека, который бы получал радость от процесса своего труда, применял новые методы и способы в профессиональной сфере. Психологический климат является существенным фактором продуктивного труда, особенно в коллективах, где люди заняты творческой деятельностью. Поэтому необходимо постоянно помнить, что творческое воображение работает только на положительном эмоциональном фоне. Как писал Сухомлинский, активную позицию в коллективе может занимать лишь тот, кто переживает эмоциональное благополучие.

 Можно заразить ученика собственным творчеством, создав на уроке атмосферу игры и импровизации, неразрывно связанной с игрой. В этом смысле мастерство педагога сродни актерскому мастерству. Поэтому так актуальны на уроках литературы технологии развития креативности.

Креативность обычно рассматривается в психологии как творческая способность, т.е. потенциал, возможность осваивать различные виды творчества с относительно небольшими трудозатратами и достигать в них высокой результативности. Творчество же – это деятельность, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной.

В основе креативности лежит дивергентное («расходящееся, идущее в разных направлениях») мышление, которое допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Такое мышление противопоставляется конвергентному («сходящемуся»), направленному на поиск единственно правильного решения на основе анализа множества предварительных условий (В.Н. Дружинин, 1999, с. 183-188). Качество личности, в значительной степени способствующее результативному творчеству – это открытость новому опыту

Один из путей стимулирования чтения – умелая организация контроля самостоятельного чтения ученика. Иоффе Г.А. в статье «Диагностика филологических знаний старшеклассников» (//Литература в школе,1998.-№3 С.115.) говорит о том, что «фактологический контроль должен постоянно опережать другие формы литературной учебы и лишь в некоторых случаях сопутствовать им или выступать в качестве составной части итогового контроля».

Методика преподавания литературы традиционно требует строить начало изучения того или иного произведения на основе первичных читательских впечатлений учеников. Если текст не прочитан, изучение первичного восприятия превращается в разговор ни о чем, в лучшем случае – обмен жизненными впечатлениями на тему изучаемого. Поэтому целесообразно начинать изучение произведения не просто с обмена впечатлениями, а с выявления степени прочитанности литературного текста и усвоения литературных фактов, имеющих отношение к данному произведению.

Размышляя о том, какие компоненты литературного образования следует отнести к фактологическим знаниям, Г.А. Иоффе выделяет следующие:

  • Историко-биографические сведения о жизни и творческом пути писателя.
  • Фактические сведения о времени действия, времени написания, творческой предыстории произведения.
  • Знание языка, быта эпохи, среды, изображенной в произведении.
  • Сведения сюжетного, фабульного уровня: строки стихотворений, имена героев, эпизоды, сцены, сюжетные повороты  и т. п.
  • Элементы композиции произведения, их последовательность или взаимосвязь.
  • Литературоведческие термины, научные понятия, имеющие отношение к произведению.
  • Читательскую эрудицию ученика.

Говоря о проверке знаний, следует учесть то, что она не должна вступать в противоречие с эмоциональной, философской и нравственно-эстетической сторонами литературного образования, доставляющими школьникам особое удовлетворение от прикосновения к прекрасному. Поэтому процесс контроля должен иметь нестандартную, увлекательную форму, не вызывать у учащихся дополнительной тревоги. Г.А. Иоффе пишет: «Основным критерием… должно стать разнообразие не только подходов к каждому произведению,… но и разнообразие в выборе наиболее адекватных форм контроля. Чтобы не разрушить читательские впечатления, не внести хаос в процесс всестороннего постижения данного произведения, учитель должен подобрать свой ключик к каждому предмету изучения». Формы контроля могут быть следующие:

               - викторина или литературная игра;

               - пресс-конференция;

             - письменный ответ на вопросы учителя;

             - устный зачет;

               - тестирование.

        Особенно интересна тестовая проверка детей, если она будет осуществляться с помощью компьютерной техники. Тесты должны содержать фактологические сведения, не затрагивая дискуссионных тем и нравственных вопросов. В зависимости от целей, которые ставит учитель к системе уроков по теме, фактологический контроль может осуществляться на любом этапе обучения, иметь сопутствующий или даже итоговый характер.

Как показывает опыт, детская душа тоскует по чистоте и возвышенной творческой реализации в духовном пространстве в противовес все усиливающемуся давлению безнравственности и жестокости. Альфред Щеголев, психолог, утверждает, что в наше время язык – показатель духовной болезни общества, он, оскверненный дурно пахнущими словами, свидетельствует о деградации. Люди с печатью вырождения на лице, смакуя грязные слова, остальные забывают, стыдятся светлых слов. Даже безобидные с виду «как бы», «чисто», «типа» - свидетельство приблизительности, неточности речи говорящего, а следовательно, и его мысли. Дети, к сожалению, подчас растут в сфере испоганенного языка, что являет собой страшный прогноз разрушения личности. Противостоять этому беспределу может, должна настоящая, высокая культура – национальная идея вырастает из недр культурных традиций.

 Человек создан для творчества, чтение художественной литературы помогает ему в этом. Главное – не пропустить нужное слово, которое, быть может, подтолкнет к созданию шедевра. Но даже если этого не случится, то внимание к художественному слову не пропадет даром. Ибо, как сказал Д.С. Лихачев, «Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной и ученым. Творчество тоже можно творить. Можно творить просто атмосферу вокруг себя, <…> ауру добра вокруг себя. <…> Вот это и есть творчество. Оно беспрерывно».

                 

  Список литературы

  1.  Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М.: Педагогика, 1988.-192 С. – (Б-ка учителя и воспитателя).
  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб., 1999.- с. 156-243
  3. Иоффе Г.А. Диагностика филологических знаний старшеклассников. // Литература в школе: 1998, N 3. С.115.
  4. Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 112 С.
  5. Кутузов А.Г., Колосс Л.В. Как войти в мир литературы. 6 класс. – М.: Дрофа,1996.
  6. Лихачев Д.С. Раздумья / Сост. и общая ред. Г.А. Дубровской. – М.: Дет. Лит., 1991. – 318 С.: фотоил.
  7. Рождественская Н.В., Толшин А.В. Креативность: пути развития и тренинги. – СПб.: Речь, 2006. – 320 С.
  8.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  9. Шмаков С.А. Ее величество игра. М., 1992
  10. Эльконин Д. Психология игры. М., 1978


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

Урок географии в 8-м классе "Экологические проблемы Кайбицкого муниципального района РТ. Пути их решения"

Подобные уроки проводятся при изучении  раздела "География своего края.". Учащимся заранее даются задания по указанным темам, например "Загрязнение вод района", "Состояние лесов родного края" и д...

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Практическая работа 5 кл. Природоведение. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения

Практическая работа В процессе учебной деятельности учащиеся приобретают умения. Под умением понимаем такое сочетание знаний и навыков, которое обеспечивает успешное выполнение деятельности. Умения к...

Урок английского языка в 8 классе на тему: "Проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решения"

Данный материал - разработка урока английского языка в 8 классе на тему: "Проблемы загрязнения окружающей среды и пути их решения". ( по УМК "Enjoy  English", авторы М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева...

Докла "Читательские интересы современных школьников и проблемы формирования читательской компетенции"

В докладе рассматриваются проблемы формирования читательской компетенции современных школьников...

Статья "Проблемы формирования читательской грамотности как метапредметной компетенции обучающихся 5-9 классов"

Основным умением, которое приобретает ученик в школе, является чтение, и от того, как он им владеет, зависят не только его успехи в школе, но и профессиональные достижения в последующей жизни. За посл...