Практикум по теме "Население мира"
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (11 класс) по теме

Кузнецова Татьяна Владимировна

В практикуме используются задания, которые помогут в подготовке школьников к ЕГЭ по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_naselenie_mira.doc195 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель географии: Кузнецова Татьяна Владимировна.

МОУ «СОШ № 1» округа Муром.

Тема урока «Население мира».

10 класс

Тип урока: урок – практикум.

Цель урока: Создать условия для выявления уровня  сформированности компетенций по теме «Население мира».

Задачи урока 

Образовательные: обобщить и систематизировать знания по теме «Население мира»,  привитие умения и навыков применять полученные знания на практике, ознакомиться с содержанием и типами заданий ЕГЭ по географии В, С; продолжить формирование практических умений учащихся работать с картами атласа, пользоваться типовыми планами-алгоритмами, использовать вычислительные навыки, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, группировать материал по указанным признакам, формировать познавательную компетентность.

Воспитательные: Продолжить воспитание личностных качеств; чувства коллективизма, ответственности, личной сопричастности происходящему.

Развивающие: Развивать мышление школьников; формировать элементы творчества на основе решения проблемных задач.

Оборудование: Физическая карта мира, атласы, глобусы, учебники, типовые планы, контурные карты.

Тип урока: Практикум.

Формы организации учебной деятельности: практическая работа на основе интеграции алгоритмической и проблемно-поисковой деятельности.

Приёмы деятельности учителя: Эвристическая беседа. Организация работы учащихся по типовым планам, картам атласа, тексту учебника, контурным картам.

Деятельность учащихся: Выполнение практической работы с использованием карт атласа и типовых планов-алгоритмов. Решение проблемы урока. Ведение записи в рабочей тетради. Работа на контурной карте.

Ход урока

План урока.

  1. Мотивация.
  2. Организация учебной деятельности.
  3. Подведение итогов.
  4. Домашнее задание.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Мотивация.

Проверяет насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха.

-Ребята! Мы завершаем работу над темой «География населения мира».

-Обратить внимание на цели урока и сделать акцент на актуализации знаний и подготовка к итоговой аттестации в 11 классе в форме ЕГЭ.

 -Сегодня у нас урок обобщающего повторения. Вы будете работать в командах. Я прошу вас быть предельно внимательными при чтении и выполнении заданий, работе с картами, так как успех вашей команды зависит от каждого из вас. Настройтесь на работу.

Проверяют готовность своего рабочего места. Называют цели урока. Мы можем научиться...

  1. Организация учебной деятельности.

Организует работу по
воспроизведению в
памяти системы
опорных знаний  и умений для
осознанного восприятия  новых знаний и умений.
 Предлагает систему
заданий для
самостоятельной работы.

Отвечают на вопросы, выполняют задание/

 РАБОТА ПО ГРУППАМ.

Группа 1.

Задание.1.

Проанализируйте текст, дополните данными карт и учебника.

Возрастом населения во многом определяется его экономически активная часть или категория реально работающих людей. В странах третьего мира она снижается до половины, наиболее многочисленную часть работающего населения составляют крестьяне. На втором месте в связи с распространением мелкой торговли - работающие в сфере услуг. В Латинской Америке доля занятых в этой сфере, даже вышла на первое место.

Иная картина в развитых странах, где на первое место по числу занятых выходят рабочие, служащие, работники умственного труда. Здесь тоже велика доля занятых в сфере услуг, но это в основном не мелкая торговля, а крупная коммерция, пассажирский транспорт, коммунально-бытовое обслуживание, банковское дело. В Великобритании, Германии, Франции, Швеции в сфере услуг работает 40%

экономически активного населения, в США - более 50%.

В большинстве стран мира доля женщин в общей численности занятых не превышает 30%, во Франции и Японии этот показатель по 39%, в США – 44%, в России 51%.

        Казалось бы, количество мужчин и женщин в мире не должно отличаться друг от друга. Но такие отличия есть. / Привести примеры /

При анализе возрастного состава населения принято выделять три основные возрастные группы:

  • дети (0-14 лет);
  • взрослые (15-64 года);
  • пожилые (65 лет и старше).

В структуре населения мира доля детей составляет в среднем 34%, взрослых - 58 %, пожилых - 8 %.
Возрастная структура в странах с различным типом воспроизводства населения имеет свои особенности.
В странах с первым типом воспроизводства доля детей не превышает 22-25%, тогда как доля людей пожилого возраста составляет 15-20% и имеет тенденцию к увеличению в связи с общим "старением" населения в этих странах.
В странах со вторым типом воспроизводства населения доля детей достаточно высока. В среднем она составляет 40-45%, а в отдельных странах уже превышает 50% (Кения, Ливия, Ботсвана). Доля пожилого населения в этих странах не превышает 5-6%.


Задание 2. Постройте диаграмму « Соотношение мужчин и женщин в десяти крупнейших странах мира у». Сделайте вывод.


Число женщин  на 1000 мужчин.

Среднемировое соотношение 986

В Китае - 945  Индии - 933 

США - 1045

В Индонезии - 1000

В Бразилии - 1025

В Пакистане - 934

В России - 1150

В Бангладеш - 950

В Японии 1050

В Нигерии – 1010

Задание 3.

СЗ. Используя приведенные в таблице данные, определите страну, в которой доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения выше. Для обоснования своего ответа напишите необходимые числовые данные или рассуждения. Объясните, почему в этой стране доля лиц пожилого возраста в возрастной структуре населения выше.

Демографические показатели стран А и Б

Показатели

Страна А

Страна Б

Общая численность населения, млн чел.

10,3

23,2

Численность населения в возрасте до 14 лет, млн чел.

1,6

7,2

Численность населения в возрасте от 15 до 64 лет, млн чел.

7,3

14,1

Численность населения в возрасте старше 65 лет, млн чел.

1,4

1,9

Рождаемость, промиль

9

23,7

Смертность, промиль

10

5,1

Сальдо миграций (на 1 000 жителей)

+ 1

0

Ожидаемая продолжительность жизни, лет

75

71















Группа 2.

Задание 1.

Проанализируйте текст, результаты оформите в виде графиков, диаграмм.


Из 149 млн.кв.км. земной суши хотя бы в какой-то степени заселено и освоено около 133 млн. кв. км. Около половины ее площади заселено с плотностью менее 5 чел. на 1  кв.км. Это 5%  землян.  В то же время территории с плотностью населения свыше 150 чел. на 1 кв.км. занимают  5% территории, но на них сосредоточена половина человечества. Наиболее высока плотность на островах Ява и Бали. Плотность деревенского населения на них - около 800 чел. на кв. км. Для сравнения плотность населения наиболее густонаселенной в России Московской области вместе с городским населением и самой Москвой -  всего 325 чел. на кв. км.

На равнинах ниже 500 м над уровнем моря живет 83%  мирового населения. Высотную ступень от 500 до 1000 м. населяет 11% человечества, а выше 1000 м. лишь 6%. Наиболее велико число высокогорных жителей ( от 3600 до 5300 м.) в Андах - 8 млн. На этих высотах проживает более 3/4 населения Боливии. Еще 2 млн. жителей заселили выше 3600 м. Тибет, Памир и Эфиопское нагорье.

Задание 3.

 Миграции населения оказывают заметное влияние на численность населения стран и регионов. Учёт миграционных процессов помогает принимать меры по обеспечению населения жильём, рабочими местами и пр. Ниже представлены данные о численности и естественном приросте населения страны X, взятые с её официального сайта. Данные о миграционном въезде в эту страну или о выезде из неё отсутствуют. Проанализировав эти данные, определите величину миграционного прироста (убыли) населения страны X в 2009 г. Запишите решение задачи.


Численность и естественный прирост населения страны Х.


Показатели

2009 г.

2010 г.

Численность постоянного населения на 1 января, количество человек.

1437737

1433350

Естественный прирост населения, количество человек, значение показателя за год.

- 16050

Нет данных.


Полученный результат округлите до целого

Ответ:        промиль



Группа 3.

Задание 1.

Пользуясь текстом, на контурной карте укажите главные страны и регионы миграции населения. Стрелками покажите направления миграций,  условные знаки легенды карты придумайте самостоятельно. Объясните причины миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и евроазиатского пространства.

В 19 веке и начале 20 века  огромного размаха достигли переселенческие движения из Европы на свободные земли Америки и Австралии. С изобретением паровой машины, параходами и паровозами удавалось перевозить на далекие расстояния значительные массы европейского населения. Всего за 1815-1914 г.г. из Европы эмигрировало примерно 35-40 млн.чел.

Во второй половине 20 века перемещение переселенцев пошло уже не в направлении Европа - Америка, а преимущественно из трудоизбыточных стран третьего мира в те богатые страны, где детей мало, пожилых пенсионеров много, а работников с каждым, годом все меньше. Уже не удается приостановить приток иммигрантов в Западную Европу из стран Юго-Восточной Европы, Северной Африки и Турции. Растет число легальных и нелегальных мигрантов в США из Латинской Америки.

Ощущение новой угрозы Западу создает приток европейцев из бывших соцстран.   Социальной проблемой   в Германии считают наплыв энергичных поляков.

В 1973 г. в нефтедобывающих странах Ближнего Востока в связи с резким повышением цен на нефть создались условия для финансово-экономического бума. Однако оказалось, что работать в этих странах некому: почти половину их жителей составляют дети до 15 лет, женщины на Ближнем Востоке традиционно не работают, избегает постоянной работы и кочевое население. Поначалу для работы на нефтепромыслах привлекались выходцы из бедных арабских стран, в частности палестинские беженцы. Не желая возрастания числа обеспеченных граждан в своих странах за счет бедных арабов, правящие круги стали отдавать предпочтение силе из далеких государств -  Пакистана, Индии, Бангладеш, Таиланда, Филиппин.

Южная Корея сама стала направлять своих рабочих на нефтедобычу. Иммигранты приглашаются на определенный срок и размещаются обычно за пределами населенных пунктов в трудовых лагерях с надписью у входа: «Не входить!»

Стоит указать ввоз из Африки  в Америку негров для работы на плантациях. Материк потерял  около  100 млн. чел.        :;«        . ,        <   ,

Вторая мировая  война вновь подняла с мест миллионы людей.  С крушением колониальной системы возник отток европейцев из бывших  колоний. Из Польши, Восточной Пруссии, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Югославии обратно в Германию было переселено 10-11 млн.  немцев. В Армению вернулись десятки тысяч армян. При разделе Индии и Пакистана, получивших  в 1947 г, независимость возникли кровавые столкновения, из Индии и Пакистана переселилось тогда более 7 млн. мусульман, столько же индусов - в обратном порядке.

Если в 1970 г  в мире насчитывалось 2 млн. беженце в, то в 1992г. их стало 19 млн. Ввод советских войск в Афганистан положил начало потоку беженцев из страны Больше половины из них сосредоточилось в Пакистане, меньшая рассеялась в Иране, Турции и странах Европы.

В мире существует три главных центра притяжения трудовых ресурсов:

  • Первый – Западная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Швейцария) — рабочие эмигранты из стран Южной Европы, Восточной Европы.
  • Второй – США, где легальная иммиграция достигла 1 млн. человек (из стран Латинской Америки, Азии и Европы), нелегальная эмиграция гораздо масштабнее.
  • Третий – это нефтедобывающие страны Персидского залива (эмигранты из Египта, Индии, Пакистана).

Во второй половине ХХ века появилась новая форма внешних миграций – “утечка умов” (или “перекачка мозгов”) из развивающихся стран (крайне отрицательно сказывается на экономике этих стран).

   

Задание 2.

Определите по графику величину миграционного прироста населения России

в 2007 г.

Ответ: ___________________________ тыс. чел.














Группа  4.

Задание 1. Проанализируйте текст ,результаты отразите на контурной настенной карте.

Во времена Колумба население Земли составляло 500 млн. чел., увеличивалось примерно на 0,3% в год. К 1830 г. Население мира достигло 1 млрд .Второй млрд.
добавился лишь за одну сотню лет - к 1930г., третий уже за 30 лет - 1960г. Через 15 лет число людей достигает 4 млрд. 11 июня 1987г. ООН отметила как
дату рождения 5 - миллиардного жителя Земли. Шестой млрд,  вступил на планету в 2000 году.
        .        ...

На протяжении тысячелетий, средняя продолжительность жизни людей на Земле составляла 30-35 лет, в 1990г. - 62 года.

Наиболее  велика продолжительность жизни в Скандинавских странах и Японии - 80-82 года для женщин и 75-76 лет для мужчин, В Китае этот показатель достиг 71  года, у женщин и 68 лет у мужчин. В странах Африки и Азии средняя продолжительность жизни 47 лет.  В составе населения планеты постоянно возрастает доля людей старше 65 лет. В наиболее развитых странах Европы, Северной Америки и в  Японии она достигает 15 -17%, хотя в бедных странах не превышает 6%.

Сейчас, в мире рождаемость составляет 2,8%, смертность  1,0%. / Каков естественный прирост?/ Наибольшим показателем смертности выделяются Чад /2,2%/,Гвинея  /2,1%/,Мали /2,1%/.  В Европе показатель смертности составляет 1,0% ,в Японии-0,7%. Среди стран с наименьшим показателем лидируют также страны: Китай /0,6%,  Бразилия - 0,56%, Мексика - 0,5%.

Задание 2.  

За период с 1980 г. по 2005 г. численность населения Аргентины увеличилась с 28,4 млн до 39,2 млн чел. Определите' по половозрастным пирамидам, как изменились за этот период доли лиц до 15 лет и лиц старше 65 лет в общей численности населения Аргентины.

Объясните, чем вызваны эти изменения в возрастной структуре населения страны. Укажите не менее двух причин.




Задание 3.

 Используя приведённые в таблице данные, предположите, в какой из стран — А или Б — численность населения в 2060 г. будет наибольшая (при условии, что темпы роста численности останутся неизменными, а влияние других факторов будет незначительно). Приведите два аргумента для обоснования своего ответа.


Страна

Численность населения, млн. чел

Площадь территории, кв.км.

Смертность, промиль

Рождаемость, промиль

Ожидаемая продолжительность жизни, количество лет

Доля городского населения, %

А

133

75

8

16

71

44

В

133

109

13

25

78

64

  1. Подведение итогов.

Предлагает оценить
свою работу на уроке,
определить уровень
достижения цели,
объясняет перспективы.

Отвечают на вопросы: «Как нам удалось достичь успеха, что надо сделать, чтобы всем достичь успеха».

  1. Домашнее задание.

Творческое задание.

Записывают  домашнее задание.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум по теме "Отраслевая и территориальная структура промышленности мира"

Конспект урока с использованием картографического и статистического материала....

Родительское собрание-практикум «Подросток в мире вредных привычек»

Родительское собрание-практикум «Подросток в мире вредных привычек». 9 класс. Цель: 1.   Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения,...

Занятие-практикум:" Другие миры ,другие народы,.".

Поможет детям успешно взаимодействовать с представителями другой культуры...

практикум "Дорога к миру" по теме "Формирование толерантности в детских объединениях"

Практикум для педагогов-организаторов и классных руководителей "Дорога к миру" по теме "Формирование толерантности в детских объединениях"...

Практикум по экономической и социальной географии мира

Предназначен для преподавателей и студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования по укрупнённым группам специальностей «Образование и педагогика»...

Родительское собрание-практикум «Подросток в мире вредных привычек»

Цели:1)   пополнить знания родителей о причинах и признаках употребления подростками наркотических веществ;2)   показать родителям наиболее эффективные способы предупреждения и пре...