практикум "Дорога к миру" по теме "Формирование толерантности в детских объединениях"
методическая разработка на тему

Труфанова Инна Эдуардовна

Практикум для педагогов-организаторов и классных руководителей "Дорога к миру" по теме "Формирование толерантности в детских объединениях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_tolerantnost.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

Дорога к миру

практикум по теме:

«Формирование толерантности в детских объединениях»

Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив – одаряю…

 (Антуан де Сент Экзюпери)

Цель: познакомить с опытом работы по формированию толерантности в детских общественных объединениях;

дать представление о технологиях работы в данном направлении;

создать условия для формирования высоконравственной личности участников.

Оборудование: 2 яблока (целое и разрезанное), 3 шарфа, коробка, 2 листа ватмана, две серединки от Цветка «Толерантность» и цветка «?», лепестки (Уважение мнения других, доброжелательность, желание что-нибудь делать вместе, понимание и принятие, чуткость, снисходительность, доверие, гуманизм, любознательность, готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, признание права каждого быть самим собой, непонимание, игнорирование, эгоизм, нетерпимость, пренебрежение, раздражительность, равнодушие, цинизм, агрессивность), маркеры, ножницы, линейки, журналы для вырезания.

1. Упражнение «Аплодисменты».

Я прошу встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (например, «Встаньте все те, кто умеет вышивать, петь народные песни, рисовать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, мечтает научиться играть в большой теннис, у кого зеленые глаза, светлые волосы» и т. д.). Остальные участники группы аплодируют тем, кто встал.

Мы разные, но мы вместе (в семье, школе, городе, стране). Мы постоянно контактируем с окружающими и должны научиться жить все вместе. Какие качества для этого нужны? (обсуждение)

Но иногда людям бывает трудно найти общий язык, потому, что они очень отличаются друг от друга. Как это происходит. Давайте проведем эксперимент.

2. Эксперимент.

(приглашаются 3 участника).

Сейчас я завяжу вам глаза и дам поочередно дотронуться до одного и того же предмета, очень  хорошо вам знакомого. А затем вы все вместе попытаетесь догадаться, что это за предмет. Остальные должны оставаться молчаливыми участниками данного эксперимента. По окочании мы вместе сделаем вывод.

Участникам завязывают глаза и дают возможность дотронуться до одного и того же предмета – яблока, но первому – только до кожуры яблока, второму – только до мякоти яблока, а третьему – только до косточки яблока. Участники трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 30 секунд, затем предмет убирают в коробку и развязывают глаза.

Ваша задача – догадаться, что это за предмет. В процессе общения вы должны прийти к единому решению.

Участники доказывают друг другу свою точку зрения, приходят к общему ответу на поставленный вопрос и озвучивают его. Ведущий показывает целое яблоко и анализирует ответ вместе со всеми.

  • Какие качества приближали вас к принятию общего решения? (Умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность)
  • Какие качества отдаляли вас от принятия общего решения (Неумение внимательно слушать друг друга, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность)

       У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному. Каждый из вас был по-своему прав, и каждое мнение имеет право на существование. Обратите внимание, хотя ваши мнения не были одинаковыми, вы сумели прийти к общему мнению, так как проявили очень хорошее качество – толерантность. Что это?

Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.

Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам воспитания, которые создают оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

3. Цветок толерантности.

На нашу встречу я несла 2 цветка, одним из которых был цветок толерантности. Налетел ветер, сорвал и перемешал лепестки этих цветов. Помогите мне их собрать (собирается цветок «Толерантность»). Остались лепестки от другого цветка. Соберите его и подумайте, как он будет называться («Интолерантность»). Перед нами наглядно выстроились качества, которые должны быть у толерантного человека.

4. Презентация «Дорога к миру» по теме: Формирование толерантности в детских объединениях

5. Коллаж «Толерантность – шаг вперед»

Я прошу вас поделиться пополам и занять 2 стола (журналы, маркеры, ватман, ножницы). Вы сейчас образовали 2 объединения, и представляете его активную часть. Каждому объединению дается задание в течение 5 минут создать коллаж «Толерантность – шаг вперед».

Участники создают работы

Что вы отразили в вашей работе?

6. Заключение

Китайская притча

Жила-была на свете семья.  Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Мир и лад царили в этой семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь, прощение, терпение. 
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.

Я желаю, чтобы в нашей большой человеческой семье  всегда царили    прощение, терпение и любовь.

7. Листок обратной связи

1.  Сегодняшние занятия             5 4 3 2 1   Не произвели большого впечатления

произвели на меня большое

впечатление

2. Я полностью удовлетворен    5 4 3 2 1   Не удовлетворен своим поведением сегодня

3. Я извлек для себя много         5 4 3 2 1   Я не извлек большой пользы

полезного из сегодняшнего                        из сегодняшнего занятия

занятия

4 Что в сегодняшнем занятии было для меня:

♦    самым полезным__________________________________________________

♦   самым бесполезным_______________________________________________

♦    самым приятным__________________________________________________

♦    самым неприятным________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий приёма 1 класса в детское объединение

Сценарий для приёма 1 класса в детское объединение младших школьников....

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей...

ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации воспитанников детских объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района.

1.1. Аттестация воспитанни­ков детских  объединений  МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п.г.т.Уренгой  рас­сматривается педагогическим кол­лективом как неотъемлемая часть об­разовательн...

Сценарий выступления детского объединения "Юный журналист" на районном Фестиваде детской прессы

Ежегодно районный Фестиваль детской прессы открывает новые таланты, отмечает ребят, которые делают первые шаги в журналистике. Детское объединение "Юный журналист" стало активным участником районных и...

Посвящение в детское объединение «Фантазеры» детско – юношеского объединения «Школьная академия» МБОУ «Подсинская СШ»

Посвящение в детское объединение «Фантазеры»  проводится для привлечения учащихся в активную школьную жизнь....

Участие детского объединения «Радиосвязь» и детской коллективной радиостанции «Контакт» в социально-значимых мероприятиях, проектах, программах

Опыт формирования социальных компетенций на основе участия детей в социально-значимых мероприятиях, приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социаль...