Нетрадиционный вводный урок-путешествие в 6 классе
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Волоскова Светлана Альфонсовна

Данный урок является первым в курсе географии. Это введение в новый курс, поэтому первостепенным, считаю, заинтересовать учащихся, представить наглядно, эмоционально красоту нашей Земли, «окунуть» в мир Природы, а уже на следующем уроке раскрыть само понятие «география», цели и задачи, стоящие перед данной наукой, познакомить с требованиями, предъявляемыми к ученикам. Такой урок способствует развитию интереса к географии.

При изучении предмета природоведение ребята знакомились с такими понятиями, как материк, часть света, океаны, поэтому на этом уроке можно оперировать ими, что служит закреплением ранее изученного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект60.72 КБ
PDF icon Слайды2.43 МБ

Предварительный просмотр:

Семь новых чудес природы

Место урока в курсе географии: Данный урок является первым в курсе географии. Это введение в новый курс, поэтому первостепенным, считаю, заинтересовать учащихся, представить наглядно, эмоционально красоту нашей Земли, «окунуть» в мир Природы, а уже на следующем уроке раскрыть само понятие «география», цели и задачи, стоящие перед данной наукой, познакомить с требованиями, предъявляемыми к ученикам. Такой урок способствует развитию интереса к географии.

При изучении предмета природоведение ребята знакомились с такими понятиями, как материк, часть света, океаны, поэтому на этом уроке можно оперировать ими, что служит закреплением ранее изученного.

Уровень образования школьников: 6 класс.

Тип урока: урок формирования новых знаний (вводный урок)

Вид урока: урок-путешествие.

Урок с применением  информационно-коммуникационной технологии

Цели:  Совершить путешествие в чудесный мир природы. Научить восхищаться удивительным окружающим миром и постараться сохранить его таким как можно дольше. Заинтересовать предметом география.

Задачи:

  • Образовательные: знакомство с семью чудесами природы, определенными посредством одноименного конкурса в 2011 году
  • Развивающие: формирование позитивных эмоций к предмету география, развитие воображения, умения слушать и вести аккуратно записи в тетради.
  • Воспитательные: развитие потребности учиться (интеллектуальное воспитание); воспитание умения определять свои цели на будущее и ответственности за сохранность природы (духовное и нравственное воспитание); развитие умения видеть прекрасное и восхищаться им (эмоциональное воспитание); привитие желания жить с природой в гармонии (экологическое воспитание).

Оборудование: физическая карта полушарий, презентация, изображение самолета, флажки (для обозначения на карте), звуки (взлетающего самолета, для легенды об амазонках, шум водопада, вьетнамская песня, корейская мелодия, звук волн), карточки с названиями чудес природы, первооткрывателя, географических названий (на магнитную доску), выставка книг о природе.

Техническое обеспечение:  ПК, демонстрационный экран, проектор, аудиоплеер.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности (обратить внимание на книжную выставку)

Слайд 1 Титульный

Слайд 2 Цель.

С незапамятных времен человек стремился к путешествиям. Это движение вперед, к определенной цели, благодаря которому мы чувствуем себя живыми. Оно делает нас счастливыми, отдохнувшими. Я думаю, что вы со своими родителями ощутили прелесть путешествий. В каких интересных уголках нашей планеты побывали вы этим летом? (беседа с учениками, которые отвечают только на вопрос «где?», а о том, что интересного увидели – в конце урока.)

Туризм, путешествие - составная часть здравоохранения, физической культуры, средство духовного, культурного и социального развития личности. Он может быть приключенческим, спортивным, оздоровительным, экскурсионным и т.д., а сегодня на уроке - образовательным, познавательным.

Слайд 3 Из истории конкурса «Семь новых чудес природы».

III. Путешествие

А мы с вами отправимся на нашем аэробусе в путешествие и сами познакомимся с этими чудесами. Не забывайте вести записи в свой походный блокнот (в тетрадь записывают названия чудес и их местоположение) (звучат звуки взлетающего самолета)

(карточки с названиями вывешиваются на магнитную доску по мере их изучения)

Амазонка и амазонские джунгли (на слайде Амазонка с высоты птичьего полета)

Слайд 4   Перелетев через Атлантический океан, мы приземляемся в Южной Америке и в иллюминатор  видим самую полноводную, самую длинную (соперничает с Нилом) реку, имеющую самую большую дельту.

Слайд 5   Площадь бассейна Амазонки равняется площади Австралии (а это более 7 млн. км²).

             Река и её притоки протекает по территории 9 государств -  Бразилии, Боливии, Гайаны, Венесуэлы, Колумбии, Суринаму, Перу, Гвиане и Эквадору.

Слайд 6, 7, 8   Отдельная история – флора и фауна Амазонии.

Амазония составляет больше половины всех тропических лесов на планете. Здесь обитает каждая 10-ая известная науке разновидность. Посмотрите, какие удивительные растения и животные встречают нас (рассказать о виктории регии, древолазе, игрунке и древесной лягушке, розовых дельфинах, арапайме гиганской и др.)

А само название реки вам ни о чем не напоминает? Подумайте, а на борту самолета я вам расскажу легенду, связанную с названием реки. Перелет займет не много времени, т.к. мы не покидаем Южную Америку, но переместимся южнее.

Легенда. (Звучит музыка) Свое нынешнее название река получила с легкой руки испанского первопроходца Франсиско де Орельяна. Сначала он хотел дать главной водной артерии Южной Америки свое имя, но затем повстречал в долине реки прекрасных и опасных женщин-воительниц. Племя этих женщин Орельяно, тут же припомнив курс греческой мифологии, окрестил «амазонками».

Скажете – где же тут легенда? Лишь факты. А загадка в том, что до сих пор никаких следов проживания на территории Амазонии племени воительниц не найдено.

Так что остается только гадать – померещилось ли Орельяно или причудливо исказилась реальность, сделав длинноволосых индейских мужчин женщинами…

Водопады Игуасу (Это чудо на границе Аргентины и Бразилии мы просто не могли не посетить) (Звучит шум водопада)

Слайд 9    Одно из самых посещаемых мест Южной Америки наряду с «небесным городом» инков Мачу-Пикчу и статуей Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро.

Слайд 10   Огромный комплекс водопадов насчитывает 270 водопадов. Вода реки падает вниз с высот от 15 до 85 метров.

Одна из загадок Игуасу заключается в том, что потоки водопада «крадутся» прочь от реки Параны, ежегодно удаляясь от своего русла на 1,5-2 метра. За последние 20 тысяч лет водопады «убежали» от своего первоначального местонахождения уже на 30 километров.

Слайд 11   Легенда. Индейское предание гласит, что давным-давно жила в деревне на берегу Игуасу прекрасная аборигенка Найпу, в которую влюбился бог.

Но сердце Найпу было несвободно – она любила простого смертного и сбежала с ним, сев в каноэ. Влюбленные отправились вниз по течению Игуасу, а разгневанный бог своей дланью разрезал реку на две половины, обрекая влюбленных на вечное падение в бездну водопада.

Но не будем о грусном…А вы помните фильм «Приключения Индианы Джонса»? Именно каскады Игуасу  участвовали в съемках фильма.

Как не хочется покидать эту необыкновенную красоту, но нам пора в путь - мы перелетаем в другую часть света (из Америки в Азию). Путь долгий, поэтому, давайте разомнемся (Физкультминутка)

Бухта Халонг (Вьетнам) (Звучит вьетнамская песня)

Слайд 12    Кто там на двухмачтовом судне машет нам? Давайте помашем им в ответ (помахали и сели, окончилась физкультминутка). Видите на парусе флаг Вьетнама. Значит мы на месте. Зеленоватые воды бухты омывают вздымающиеся над поверхностью изумрудные холмы. Эти 3 000 островов всех форм и размеров, поросшие мангровыми лесами скрывают в своих недрах удивительной красоты пещеры. Отправимся в подземное царство.

Слайд 13   Красиво… Но на поверхности просто удивительно…

Слайд 14   Береговая линия залива достигает 120 километров – здесь есть и отвесные скалы, и водопады, и гроты, и небольшие пляжи с чистым желтым песком. Много туристов приезжает полюбоваться этим чудом природы.

Слайд 15   Залив с его островами настолько причудлив, что даже заслужил отдельной легенды, сложенной в древности народами Вьетнама.

Говорят, будто тысячи лет назад в место, где сейчас располагается бухта, прилетел огромный дракон, и был он настолько неукротим и злобен, что разнес побережье своим хвостом, выдолбив пещеры, проливы и гроты.

Когда же в эти гроты и расщелины пришел океан, скрыв все следы его беснующейся ярости, дракон успокоился и также погрузился в соленые воды. И до сих пор многие местные верят, что создатель этого чуда природы живет на дне залива.

Именно поэтому «Ха Лонг» с вьетнамского так и переводится – «место, где дракон спустился в море».

С драконом, даже мифическим, шутки плохи. Поэтому давайте полюбуемся более спокойным местом и перелетим в Южную Корею.

Остров Чеджу (Южная Корея)

Слайд 16, 17, 18  Мы приземляемся на самый большой в Южной Корее остров, имееющий правильную эллиптическую форму. В центре острова лежит высочайший пик страны - вулкан Халл, не действующий уже несколько тысячелетий. На острове уникальная, богатая флора и фауна.

Легенда. (Звучит музыка) В те далекие времена, когда остров ещё не был заселен, произошло ужасное землетрясение, расколовшее скалы острова в трех местах. Из этих расщелин на свет появились три брата – Ко, Ян и Пу, первые жители острова.

Какое-то время братья жили уединенно, пока к берегу не прибило ящик, внутри которого обнаружились три вполне себе живые прекрасные принцессы.

Принцессы прибыли, кстати, не с пустыми руками: вместе с ними к берегу прибило ящик с жеребенком, теленком и несколькими мешками различных семян. Так что вскоре на острове образовалось не только три семьи, но и стадо коров, табун лошадей и плантации злаков. До сих пор жители острова, носящие фамилии Ко, Ян и Пу считают себя потомками вышедших из недр земли прародителей и очень этим гордятся.

Слайд 19    На одном из побережий острова располагаются каменные столбы Чжисатгэ или, по другой версии, Чжусан Чжолли. Правильные шестигранники образовались в результате резкого остывания лавы порядка 150 тысяч лет назад.

Чжисатгэ - явление для мира не уникальное: нечто подобное есть в Шотландии, Исландии, на Курилах,  в Северной Ирландии – «Дорога Гигантов» .

И все же эти «каменные соты» представляют собой удивительное зрелище – для того, чтобы все желающие могли полюбоваться этим феноменом, на вершине скалы, прямо над каменными столбами, оборудована удобная смотровая площадка. Вот и мы полюбуемся этими каменными столбами.

Несмотря на то, что Чеджу является туристической зоной – здесь располагается несколько парков развлечений (в том числе парк для молодоженов Love Land), курорты, аттракционы – природа острова остается практически нетронутой.

Остается только порадоваться любви и заботе местных жителей и природоохранных организаций Южной Кореи и мира, которые пристально следят за тем, чтобы остров сохранил свою самобытность и разнообразие видов. А мы на нашем чудо-лайнере перелетаем в Индонезию.

Национальный парк Комодо (Индонезия) 

Слайд 20    Площадь индонезийского национального парка Комодо составляет почти 2 тыс. км² и включает в себя 3 больших острова и десятки мелких. Посмотрите на информационный щит. Как вы думаете, для чего создан был национальный парк?

Слайд 21    И все ради защиты вымирающего комодского варана – последнего «дракона» на Земле.  Комодский варан был обнаружен 100 лет назад, однако существует миллионы лет. Его считали доисторическим чудовищем затерянного мира, пока в 1912 году голландский летчик не  совершил вынужденную посадку на одном из индонезийских островов. Тогда, впрочем, летчику, взахлеб рассказывавшему о мифических драконах с тропического острова, никто не поверил. А потому первые исследователи пришли на острова много позже – в 1926 году.

Слайд 22    А какой сказочный мир ждет нас под водой. Давайте встанем, наденем маску и окажемся в влолшебном царстве. (Физкультминутка – имитация движений в воде) Мурена, актинии, рыба-клоун, крылатка…Конечно, под охраной здесь находятся и многие другие виды, но варан – царь местного заповедника.

Слайд 23  Варан примечателен тем, что является самой большой ящерицей на земле: размеры взрослой особи – более 3 метров в длину и около 70 кг, но в неволе достигают и больших размеров. Самая большая дикая особь, для которой есть достоверные данные, имела длину 3,13 м и весила 166 кг, включая ещё непереваренную пищу.

Будьте осторожны… Местные жители рассказывают, что вараны настолько сильны, что могут в одиночку завалить огромного буйвола или заглотить целую собаку. При ударе хвоста можно получить перелом челюсти.

Комодские вараны — один из потенциально опасных для человека видов, хотя они менее опасны, чем крокодилы или акулы, и прямой опасности для взрослых людей не представляют. Тем не менее известно несколько случаев нападения варанов на людей, когда вараны из-за какого-либо запаха (они обладают очень хорошим обонянием, могут определить местонахождение источника запаха крови на расстоянии до 5 км) принимали человека за привычную варану пищу (падаль, птиц и т. д.). Укусы комодских варанов крайне опасны. Количество летальных исходов из-за несвоевременного оказания врачебной помощи (и, как результат, заражения крови) достигает 99 %. Вараны вполне могут убить ребёнка младше 10 лет или нанести тяжёлые увечья.

Туристы предупреждаются егерями о потенциальной опасности; все группы обычно сопровождаются егерями, вооружёнными для обороны от возможных атак длинными шестами с раздвоенным концом.

Убивать варанов запрещено законом, он внесён в Красную книгу МСОП (Международный союз охраны природы). Егери обычно отлавливают особей и перемещают их в другие районы острова.

Да… Эти «драконы» будут посерьезнее, чем тот мифический (где?) (во Вьетнаме, в бухте Халонг).

Впереди еще одно чудо природы. Мы отправляемся на Филиппины.

Подземная река Пуэрто-Принсеса (Филиппины)

Слайд 24  Самую полноводную реку мира мы видели. Это? (Амазонка) А теперь познакомимся с самой длинной и полноводной в мире подземной рекой, которая  протекает под поверхностью филиппинского острова Палаван. Река эта носит имя самого ближнего к ней города - Пуэрто-Принсеса.

Слайд 25   Длина реки – 8 километров. Мы совершим путешествие на небольшой лодочке.  В путь… Вот мы вплываем под своды пещер через огромный грот, напоминающий раскрытую пасть мифического чудовища. Чувствуете как мощный поток Пуэрто-Принсеса петляет между величественных сталагмитов, отвесных стен и подземных островков. Удивительное путешествие!

Район острова, под которым мы только что находились, правительство Филиппин сделало национальным парком, в котором под охраной находятся сотни видов тропических растений и животных.

А для того, чтобы полюбоваться 7-ым чудом природы, из Азии мы перелетаем в Африку.

Столовая гора (Кейптаун, ЮАР)

Слайд 26    (Звук волн) Что это перед нами? Стол великана? Это, расположенное недалеко от Кейптауна, горное плато. «Столовую гору» видно издалека – огромная гора с идеально срезанной вершиной.

Из залива Столовая гора видится огромным неделимым монолитом, контуры которого в жару дрожат от африканского марева,

Слайд 27    а в туманные дни – скрываются под скатертью облаков. В честь кейптаунской Столовой горы даже названо одно из созвездий Южного Полушария.

Единственная ломаная линия в этом пейзаже – уступ Двенадцати Апостолов, именно за него цепляется глаз путника, прибывающего в кейптаунскую гавань со стороны Атлантики.

Слайд 28    Внимание на необычную форму горы европейцы обратили ещё в XVI веке, тогда же ей было дано название. Впоследствии «столовой горой» стали называть любую гору с платообразной вершиной, однако эта – первоисточник.

Посмотрите, склоны Столовой горы заросли вечнозелеными кустарниками. Это место обитания ряда южноафриканских эндемиков (животных и растений, существующих на земле только в одном месте).

Слайд 29    Как хочется искупаться в этих голубых волнах, но нам пора домой. Давайте еще раз бросим взгляд на «Столовую гору», попрощаемся с Африканским побережьем и отправимся в Санкт-Петербург. Но мы не прощаемся с чудесами. Встречаться с ними мы будем на уроках географии, узнаем о причинах их появления, обнаружим многие природные закономерности. И тогда вы сами сможете ответить на многие вопросы. А ответив на них, отправиться в путешествие. И может быть где-то открыть новое чудо природы, о котором узнает весь мир.

Слайд 30    Все чудеса природы, известные человечеству, оттого и существуют, что люди во все времена оставались неравнодушными к удивительным явлениям природы. По мнению великого французского мыслителя Дидро, «чудеса — там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они встречаются».

 IV. Закрепление

Давайте вспомним наше путешествие.

Перечислите чудеса природы, с которыми мы познакомились на сегодняшнем уроке.

В каких частях света мы побывали?

Покажите на карте перечисленные чудеса (в этом вам помогут флажки на карте).

А где живут «драконы» нашего времени? Покажите на карте. Как их называют?

А где живет мифический дракон?

Кто такая пираруку и где она живет?

Назовите самую полноводную реку мира. Какие титулы еще вы можете присвоить этой реке?

Как называется самая длинная подземная река?

А теперь расскажите о тех чудесах природы, с которыми знакомы вы, которые посчастливилось вам увидеть или с которыми вы познакомились, благодаря книгам и СМИ.

(рассказ учащихся)

V. Итоги урока

Сегодня на уроке мы совершили наше первое воображаемое путешествие. Надеюсь, вам понравилось. И вы мне рассказали много интересного. Но это только начало…

Спасибо всем за урок. До следующей встречи.

Список использованных источников

http://wondnature.ru/

http://www.tour52.ru/Vidy-otdyha/ekskursii/7_chudes_prirody.html

http://natacat.ru/collection/nature/

http://lifeglobe.net/entry/4883

http://www.life-nature.ru/articles/6/article126.htm

http://www.liveinternet.ru/community/862432/post157473239/

http://www.oxota-ru.ru/podvohu.html?id=1583

http://like-pets.ru/flora-i-fauna-amazonki-foto.html

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Amazonrivermap.png?uselang=ru

http://nature.1001chudo.ru/vietnam_3152.html

http://natacat.ru/collection/nature/

http://lifeglobe.net/entry/1535

http://se-asia.ru/vietnam/halong-bay/

http://www.aquadiparma.ru/kompleks-vodopadov-iguasu/

http://www.aboutkorea.ru/str/261/

http://jejueco.com/ru/tours/diving.htm

http://thewaran.livejournal.com/20751.html

http://mstelle.narod.ru/TableMountine.html

http://udivitelno.com/mesta/item/173-stolovaja-gora


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Повторение изученного об имени существительном" (урок - путешествие) 6 класс

Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)Данная тема занимает  №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения  им...

Презентация к открытому уроку"Путешествие" 5 класс английский язык Ильясова Лилия Адиулловна

Презентация используется к открытому уроку"Путешествие" 5 класс английский язык. Возможны и другие варианты использования презентации: мероприятия, конкурсы....

Открытый урок"Путешествие"5 класс английский язык Ильясова Лилия Адиулловна

"Путешествие"-открытый урок, грамматика Present Perfect 5 класс английский язык, урок с презентацией....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие). 5 класс

материал  урока способствует повторению и обобщению знаний по теме "Синтаксас и пунктуация" в 5 классе по программе С.И.Львовой....