Загадки на уроке географии.
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Марина Александровна Сергеева

Я хочу предложить в помощь учителю подбор загадок для уроков географии в 6 классе. По моему мнению, загадки помогут учащимся образно представить явление. Ребята услышат красивые речевые обороты. Учитель разнообразит урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_na_uroke.docx29.88 КБ

Предварительный просмотр:

                Загадки на уроке географии в 6 классе.

        «Что русский язык – один из богатейших языков в мире,

                                 в этом нет сомнения».                В.Г.Белинский

Для того чтобы урок был ярким и интересным, а также содержательным, используется дополнительная литература. Причём трудно найти другой такой предмет, при изучении которого необходима была бы дополнительная литература больше, чем при изучении географии, потому что, география как наука имеет дело с объектами и явлениями, большинство которых невозможно непосредственно наблюдать.

Урок был и остаётся одной из форм учебно-воспитательной работы в школе. Каждый учитель по-своему совершенствует и видоизменяет его, внося в урок свои «изюминки». Моей «изюминкой» является использование загадок на уроке географии в 6 классе.

Применение загадок на уроке создаёт атмосферу творческого поиска, высокого эмоционального тонуса, что является необходимым условием получения знаний.

Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и пошло слово «загадка». В загадке даётся предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.

Загадка обогащает словарь учащихся, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает. Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они «доставляют уму ребёнка полезное упражнение» (К.Д.Ушинский). По своей форме не простым, обыденным, а поэтическим, замысловатым описанием, загадка испытывает сообразительность ученика, развивает его воображение, раскрывает поэтическую красоту и богатство окружающего мира, учит замечать красоту действительности. Любая загадка – это логическое упражнение, при выполнении которого ученик учится выделять количественные стороны предмета (абстрагирование). А также находить предмет по нескольким перечисленным признакам (синтез).

Загадки могут быть использованы не только на уроке, но и во внеклассной работе, во время отдыха, т.к. всегда интересны детям.

                                        

                                        План и карта

1. Виден край, да не дойдёшь.

    Туда дойти мы не смогли,

     Где неба край и край земли.  (горизонт)

2. Дробью пишусь, поверхность земную на карте уменьшаю. (масштаб)

3. По горочке линией гуляю, ни вниз, ни вверх не перемещаюсь,

    Вдоль себя высоту абсолютную не изменяю. (горизонталь)

4. Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог. (карта)

5. Дорога имеется – ехать нельзя,

    Земля есть – пахать нельзя,

    Луга есть – косить нельзя,

    В реках, в морях воды нет.        (карта)

6. Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу.

    Со мной пойдёшь – дорогу обратно легко найдёшь. (компас)

7. Я ходил по разным странам, плыл по рекам, океанам,

    По пустыне шёл отважно – На одном листе бумажном.  (карта)

8. Он стоит на тонкой ножке в кабинете на окошке,

     А на нём-то, веришь нет, уместился целый свет!  (глобус)

9. Сверху полюс, снизу полюс.

     Посредине жаркий пояс. (экватор)

10. Глобус делит ровная линия условная.

      Выше – север, ниже – юг. Назови границу, друг.  (экватор)

11. Смотри: они все длинные – предлинные

       И словно режут шар земной

       На дольки апельсиновые.   (меридианы)

12. Старший среди них – экватор.

      И от севера до юга эти линии, ребята,

      Параллельны все друг другу.

      Догадаться вы сумели, что же это?   (параллели)

                                        Литосфера

1. Порода горного царства

    Из шпата, слюды и кварца. (гранит)

2. В находке геолога много железа,

    И тем она людям, конечно, полезна.

    Среди ископаемых ценной всегда

    Считалась добытая в шахте….(руда)

3. Окаменевшая смола доисторических растений,

    Что пригодиться нам смогла

    Для всяких дивных украшений.  (янтарь)

4. Это топливо, сырьё из земли качают.

   «Чёрным золотом» его люди величают.  (нефть)

5. Росли на болотах растения.

    Теперь – это топливо и удобрения.  (торф)

6. На кухне у мамы помощник отличный,

    Он синим цветком расцветает от спички.  ( природный газ)

7. Он чёрный и блестящий, помощник настоящий:

    Он несёт в дома тепло, от него в домах светло,

    Помогает плавить стали, делать краски и эмали.  (уголь)

8. Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (глина)

9. Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,

     Он и на стройке, и на пляже, он и в стекло расплавлен даже.  (песок)

10. Для лёгкости в сплавы даётся, мощь самолёта создал.

      Тягуч и пластичен, отлично куётся серебряный этот металл.  (алюминий)

11. В таёжных и диких лесах, в Сибири, в Якутии дальней

      Найдены россыпи ценных камней, по твёрдости нет им равных. (алмазы)

12. Взлетают пыль и кучи пепла, в земле бушует бог огня.

      Какие горы Этна? Гекла? – такой вопрос вам от меня.  (вулканы)

13. Горный огненный фонтан называется…. (вулкан)

14. Магма по жерлу рвётся наружу,

      Выход из кратера очень ей нужен.

      Если проход на поверхность ей дан,

      Значит, проснулся грозный…. (вулкан)

15.Земля задрожала, вулкан задымился,

      Огонь из-под пепла и камня пробился.

      И вот уж из жерла вулкана потёк

      Расплавленной горной породы поток!  (лава)

16. Я плююсь огнём и лавой, я – опасный великан,

      Славен я недоброй славой как зовут меня?    (вулкан)

17. Ждут туристы за оградой, что вот-вот забьёт фонтан,

      Но желанную прохладу нам не даст сей чудо кран.  (гейзер)

18. Бьёт источника фонтан, струя до поднебесья.

      В соседях с ним живёт вулкан, фонтан вам тот известен?  (гейзер)

19. Носит бабка снежную шапку,

      Каменные бока закутаны в облака.  (гора)

20. Альпинистов всех с утра на свиданье ждёт…. (гора)

21. Стала группа гор в цепочку,

      Есть для перевалов точки.

      И конца цепочке нет – это тянется…. (хребет)

22. Если горы в беспорядке, много гор, а не одна,

      То запомните, ребятки, это горная….  (страна)

23. Есть равнина, право слово, выше уровня морского.

      От лесов – полей она склонами отделена.  (плато)

24. От дождей, текущих вод он растёт из года в год.

      Он полей равнинных враг. Как зовут его?   (овраг)

 

                                                Гидросфера

1. В морях и реках обитает и часто по небу летает.

    А как наскучит ей летать, на землю падает опять.  (вода)

2. Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

    И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу.  (вода)

3. Плещут волны на просторе, берегов не видно в …. (море)

4.Вот раздолье теплоходу! Можно здесь прибавить ходу.

    Ни плотин, ни огоньков, водоём без берегов.  (море)

5. В сто морей тот великан, он зовётся…. (океан)

6. Шириною широко, глубиною глубоко,

    День и ночь о берег бьётся, из него вода не пьётся,

    Потому что не вкусна – и горька, и солона.  (море)

7. Кругом вода, а с питьём беда. (море)

8. Он ведёт из моря в море, он не широк – всего верста,

    И в нём, как в школьном коридоре, и шум, и звон, и теснота. (пролив)

9. Суши маленький кусочек, - но бывает иногда

    Он большим, и даже очень, а вокруг всегда вода. (остров)

10. Рядом, рядом острова,

      Не один да и не два, а десятки, сотни сотен.

      Жить в соседстве им охотней.

      Все родные, как-никак. Значит, здесь…. (архипелаг)

11. Ветер в море бушевал, превращая волны в вал.

      Натворил немало дел. И куда Нептун смотрел!  (шторм)

12. По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт.  (волна)

13. За сто вёрст я чую запах, в море день и ночь верчусь

      И, как гончая собака, по следам добычи мчусь. (акула)

14. И на дне морском глубоком, и у самых берегов

      Кто из рыб электротоком отгоняет всех врагов? (электрический скат)

15. Никогда мне страх не ведом, смело дам отпор врагу.

      Острым носом, как торпедой, танкер я пробить могу. (рыба-меч)

16. Он без рук, он без ног из земли пробиться смог,

      Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой.  (родник)

17. С горы пришла, в море ушла.  (река)

18. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

      Узкий кончик в роднике, а широкий – в море.  (река)

19. Речка тихо нам журчала, чтоб нашли её начало –

      Тихий, слабый ручеёк под названием…. (исток)

20. Наткнувшись на камни горных преград,

      Река превратилась в лихой…. (водопад)

21. Посреди поля зеркало лежит, стекло голубое, оправа зелёная.  (озеро)

22. Много дней в горах подряд снег идёт и сыплет град,

      Слой осадков тех велик, и зовут его…. (ледник)

23. Он плывёт, блестя на солнце, этот остров ледяной,

      Он большой, и не качнётся даже сильною волной. (айсберг)

24. Этот крошка водоём весь затянут ряскою,

      И живут лягушки в нём, а ещё карасики.  (пруд)

25. Море, озеро и пруд словом как одним зовут?  (водоём)

                                Атмосфера

1. Есть ли, дети, одеяло, чтоб всю Землю укрывало?

    Чтоб его на всех хватило, да притом не видно было?

    Ни сложить, ни развернуть, ни пощупать, ни взглянуть?

    Пропускало б дождь и свет, есть, а вроде бы и нет?! (атмосфера)

2. Слой снегов, дождей и ветров – атмосферы слой живой,

    Восемнадцать километров этот самый нижний слой.

    Есть здесь всё, но в большей мере – кислород, азот, озон,

    В малых долях – йод и гелий, водород, неон, радон.  (тропосфера)

3.Зимой – минус двадцать, весною – плюс пять.

    В жару раздеваться, а в холод дрожать

    Нас заставляет эта микстура

    Её называем мы….  (температура)

4. Без голоса кричит, без зубов кусает,

    Без крыльев летит, без горла завывает. (ветер)

5. Без рук, без ног – по полю скачет,

    Под окном стучится, в избу просится. (ветер)

6. Что за слабый ветерок паруса надуть не смог?  (штиль)

7. Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил,

    Завертелся, закружился и столбом до неба взвился.  (смерч)

8. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает.  (ветер)

9. Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет.  (вихрь)

10. По синему небу белые гуси плывут.  (облака)

11. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала.  (туча)

12. Как по небу с севера плыла лебедь серая,

      Плыла лебедь сытая, вниз кидала – сыпала на поля – озёрушки

      Белый пух да пёрышки.       (туча)

13. Подходила – грохотала, стрелы на землю метала;

      Нам казалось, шла с бедой, оказалась, шла с водой,

      Подошла и пролилась, вдоволь пашня напилась. (туча)

14. Я расскажу наверняка, какие знаю облака.

       Если с кружевом схожи да на пёрышки похожи,

       В небе высоко плывут, как, ребята, их зовут?   (перистые облака)

15. А эти облака, как горы снега,

       В них поваляться и попрыгать мне бы.

       Облака такие зовутся…..  (кучевые)

16. Если небо хмурое, у нас над головою

       Облака понурые повисли над землёю.

       Серые и низкие, облака….  (слоистые)

17. Ватные хлопья по небу плывут.

       Это вот башня, а то вон верблюд.

       Прыгнуть бы в вату, она высока.

      Над нами по небу плывут…...   (облака)  

18. Выше леса, тоньше колоса. (дождь)

19. Вечером – водой, ночью – водой, а утром – в небеса.  (дождь)

20. Меня ждут не дождутся, а как увидят – разбегутся. (дождь)

21. Я как песчинка мал, а землю покрываю,

      Я из воды, а с воздуха летаю.

      Как пух, лежу на полях, как алмаз, блещу при солнечных лучах.  (снег)

22. В холоде – горой, в избе – водой. (снег)

23. Бело покрывало на земле лежало, лето пришло – оно всё сошло. (снег)

24. С неба – звездой, в ладошку – водой.  (снег)

25. Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт.  (снег)

26. Рассыпала Лукерья серебряные перья, закрутила, замела, стала улица бела. (метель)

27. Вечером на землю слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (роса)

28. Заря – Зарница по полю ходила, ключи обронила.

      Месяц видел, солнце скрыло, а земля схоронила.  (роса)

29. Серое сукно тянется в окно.  (туман)

30. Не снег и не лёд, а серебром деревья уберёт.  (иней)

31. Два брата родных: одного всякий видит, да не слышит,

       Другого все слышат, да не видят.        (молния и гром)

32. Летит огневая стрела, никто её не поймает,

      Ни царь, ни царица, ни красна девица.  (молния)

33. Поднялись ворота всему миру красота.  (радуга)

34. Осенью идут дожди, осенью тепла не жди.

       Летом жуткая жара, душ спасёт тебя едва.

       В декабре снега идут, а весною ливни льют.

       У любого время года характерная ….  (погода)

35. Ежегодно приходят к нам в гости:

      Один седой, другой молодой, третий скачет, а четвёртый плачет.  (времена года)

                                Биосфера

1.  Самый верхний слой земельный.

      В нём растут трава, деревья,

       Плодородием обладает, как её все называют?  (почва)

2. Чем больше в неё вложишь, тем больше она отдаст.  (почва)

3. Меня бьют, колотят, режут – я всё терплю, всем добром плачу.  (почва)

4. Семя в землю ты сажай, и поспеет…..  (урожай)

5. Могут исчезнуть цветы и зверята,

     Люди в их гибели виноваты.

     Редкие виды не следует рвать,

     Животных и птиц ни к чему убивать.

     Чтобы погибло всё, хватит и мига…

     Читайте, ребята,…..   (Красную книгу)

6. На этой территории животные живут,

     Они здесь не боятся, что люди их убьют.

     Пространство охраняется, и безопасно тут.

     Скажите же, ребята, как те места зовут?    (заповедник)

                                Человечество

1. Его разумней в мире нет.

    Он Homo sapiens - …..   (человек)

2. С городом этим другим не сравниться,

     Главный в стране он, зовётся….   (столица)

                                Литература

1. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М., Просвещение, 1990.

2. Завьялова Загадки на уроках русского языка. www.referat.ru. 2008.

3. Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках. М., Сфера, 2005.

4. Морозова Л.П. Занимательные материалы по географии 6 класс. Волгоград, Корифей, 2007.

5. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям. Волгоград, Учитель, 2003.

6. Ресурсы Интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадки для уроков химии

Загадки по химии для уроков химии, внеклассных занятий...

Загадки, шарады по географии. 6-7 классы.

Загадки, шарады по географии. 6-7 классы....

урок географии в 8 классе С(К)ОУ VIII вида "ЗАГАДКА БЕРМУДСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА"

урок географии в 8 классе /С(К)ОУ VIII вида/  "ЗАГАДКА БЕРМУДСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА" .Урок - исследовательская работа по изучению центральной части Атлантического океана  и акватория Берму...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Презентация к уроку географии 6 класс "География в загадках".

Предлагаю красочную презентацию к уроку географии по теме "География в загадках" для 6 класса. В ней представлены загадки с ответами-картинками. Можно использовать на уроках повторения в кон...

Загадки к уроку по географии 6-7 класс

Загадки к уроку по географии для 6 и 7 класса....

Видеоролик-загадка для уроков географии

Ролик "Ледяной материк" можно использовать на уроках географии в шестых и восьмых классах  для обучающихся с интеллектуальными нарушениями на разных этапах урока, а также во внеуро...