Дидактические игры на уроках географии 6 класс.
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Гаврикова Елена Валерьевна

 

 

Дидактические игры в процессе обучения географии в шестом классе:

методические рекомендации

 

 

         Оглавление

Введение ........................................................................................................  3

Глава 1. Теоретические основы применения дидактических игр в процессе обучения .........................................................................................................................  6

1.1 Психолого-педагогические основы применения игр как средства обучения    6

1.2 Игра как средство обучения......................................................... 12

Глава 2. Дидактические игры на уроках географии в шестом классе …17

2.1 Активизация познавательной активности учащихся шестого класса через использование развивающих методических приёмов ................................ 17

2.2 Практическое применение дидактических игр на уроках начального курса географии ...................................................................................................... 20

Заключение .................................................................................................. 22

Список литературы……………………………………………………………24

Приложения ................................................................................................ 26

Приложение 1 ............................................................................................... 26

Приложение 2 ............................................................................................... 27

Приложение 3 ............................................................................................... 29

Приложение 4 ............................................................................................... 31

Приложение 5

Приложение 6

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Начальный курс – первая ступень в географическом образовании учащихся, имеющих лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», «Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком.

В таких условиях главная цель изучения курса в основной школе – овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также – на элементарном уровне – знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо-картографические знания и обобщённые приёмы учебной работы на местности, а также в классе.

Таким образом, необходима разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые бы предусматривали целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы.

Данная тема является актуальной на сегодняшний день, так как игровые формы на уроке воздействуют на эмоциональную и волевую сферу учащегося. В игре процесс мышления протекает значительно активнее, чем при постановке учебной задачи. И в результате подобные методы способствуют лучшему усвоению учебного материала, а также гармоничному развитию личности ученика. Игра является ещё и хорошим стимулом для развития коммуникативных навыков, что немаловажно для успешной адаптации в современном обществе.

Новизна данной работы определяется рассмотрением дидактических игр как средства познания окружающего мира в начальном курсе географии.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность учащихся, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у учащихся, так как игра делает процесс обучения занимательным для ученика.

Игра – это один из видов деятельности человека, данное определение бесспорно и общепринято. Однако в педагогике и в методиках имеет место разное толкование игры: как метода обучения (Н.Ф. Виноградова) или как формы обучения (Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина). В самом деле, источником знания является не сама по себе игра, а та деятельность ребёнка, которую она характеризует. [23]

В связи с этим нами поставлена цель работы – разработка методических рекомендаций по проведению дидактических игр в шестом классе.

Объект – учащиеся шестого класса.

Предмет – дидактическая игра как составная часть урока и средство обучения начальному курсу географии.

Цель работы, её предмет, объект определили следующие задачи:

1. Изучить по литературным источникам психолого-педагогические основы применения игр как средства обучения.

2. Рассмотреть роль игры в учебно-воспитательном процессе по географии в шестом классе.

3. Рассмотреть игровые педагогические технологии.

4. Изучить возрастные особенности учащихся.

5. Описать достижения методистов в области дидактических игр и игровых элементов, применяемых на уроках начального курса географии.

Гипотеза: дидактические игры будут выступать средством обучения на уроках географии, если:

- учитель имеет представление о психолого-педагогических особенностях игры;

- учитель знает структурные составляющие игры;

- учитель владеет игровыми педагогическими технологиями.

Метод исследования – изучение и анализ литературных источников.

Материал для данной работы был взят из научно-исследовательской литературы. При разработке практической части были использованы следующие учебные пособия:

В.А. Блаженов. Приемы развивающего обучения по географии. Пособие содержит готовые методические рекомендации, наполненные географическим содержанием. Каждому из компонентов формулы развивающего обучения – мышлению, памяти, вниманию и мотивации – посвящена отдельная часть пособия.

Н.Н. Кондратюк. Дидактические материалы по географии. Пособие поможет в игровой форме организовать изучение, проверку и закрепление материала на уроке, а также может быть использовано для подготовки и проведения внеклассных мероприятий.

Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена анализу литературных источников; раскрытию сущности дидактической игры как средства обучения. Вторая глава включает практическое применение дидактических игр на уроках географии в шестом классе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Теоретические основы применения дидактических игр в процессе обучения

 

1.1  Психолого-педагогические основы применения игр как средства обучения

 

Каждый период жизни и развития ребёнка характеризуется определённым ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. [23]

Игра в технических формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать своё развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудом, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющей просто удовольствие, имеют определённую цель.

Р.С. Немов выделяет четыре основных вида деятельности, характерных для ребёнка среднего школьного возраста, - учение, общение, труд и игра, - которые выполняют специфические функции в его развитии. Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать других людей. Труд улучшает ручные движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление. Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приёмы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Без активного участия школьника в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и неполным. [23]

Игра есть средство познания учеником действительности. Известный психолог Д.Б. Эльконин подчёркивал социальную природу игры. Он проанализировал структуру развёрнутой сюжетно-ролевой игры, выделил единицу игры – роль, которую берёт на себя ученик. С ролью связаны игровые действия. Это – действия со значениями, они носят изобразительный характер. Другой компонент игры – правила. [23]

Содержанием развитой формы ролевой игры является не предмет и его употребление, а отношения между людьми; содержанием игр школьников является подчинение правилам в соответствии с поставленной целью. Результатом игры являются более глубокие представления о жизни и деятельности взрослых людей.

Таким образом, игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности. В целом игра рассматривается как:

1) особое отношение личности к окружающему миру,

2) особая деятельность школьника, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность,

3) социально заданный ребёнку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру),

4) особое содержание усвоения,

5) деятельность, в ходе которой происходит развитие психики.

К началу среднего школьного возраста игровая деятельность не теряет своей роли, но содержание и направленность игры меняется. В это время большое место начинают занимать игры с правилами и дидактические игры. В них школьник учится подчинять своё поведение правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

В игровой деятельности школьник познаёт мир через его восприятие. Именно игра включает в этот процесс все органы чувств. [24]

Сущность процесса восприятия заключается в том, что оно обеспечивает получение и первичную переработку информации из внешнего мира: узнавание и различение отдельных свойств предметов, самих предметов, их особенностей и назначения. Восприятие помогает отличить один предмет от других, выделить какие-то предметы или явления из ряда других, похожих или не похожих на него.

Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность школьника в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.

Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития школьников. Классики русской педагогики (К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др.) в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, и указывали на необходимость изучения и методической разработки игр для школьников. «Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К.Д. Ушинский. [4]

Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогической науки. В современной педагогике идёт постоянный поиск новых форм и методов, обеспечивающих прогрессивный характер взаимоотношений преподавателей и обучающихся. В.Ф. Шаталов одним из первых понял, что сегодня основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.

Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, то есть она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует одновременно две цели – игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а с другой – методический приём обучения. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства её реализации. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных школьников. Исследования психолога Л.С. Славиной (Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. – М., 1959) показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный школьник способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

На мой взгляд, неправомерен вопрос «нужна ли игра в учебном процессе?». В одних условиях нужна, даже необходима, в других может оказаться лишней. Исследования психологов показывают, что если у школьников сформирован глубокий и устойчивый интерес к предмету, то им не нужна воображаемая ситуация и воображаемая роль. Если такого интереса нет и педагог стремится его создать, то игра может стать добрым помощником учителя. Необходимо учитывать также возраст школьников: чем они младше, тем игра для них нужнее. Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути. [20]

Психолог В.В. Давыдов отмечает, что правильно поставленная игра позволяет многому научить школьника. Организация игровой деятельности учащихся требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребёнка. «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», - утверждает В.Ф. Шаталов. [21]

В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие – важные психологические эффекты игры.

Известный французский учёный Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой учёного. В том и другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодолённого препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. [9]

Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и др.) и закрепление знаний, приобретаемых на уроках. Характерным для каждой дидактической игры является, с одной стороны, решение различных дидактических задач: уточнение представлений о предмете или явлении в целом и о его существенных особенностях, развитие способности замечать сходство и различие между ними и т.д. В этом смысле игра носит обучающий характер. С другой стороны, неотъемлемым элементом дидактических игр является игровое действие. Внимание ученика направлено именно на него, а уже в процессе игры он незаметно для себя выполняет общую задачу. Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным, необычным занятием в школе. [21]

Таким образом, игра в школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно. Применение игр и игровых элементов в процессе обучения вообще и в преподавании географии в частности обосновано психофизиологическими особенностями детей.

 

 

 

 

 

1.2  Игра как средство обучения

 

Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса – явление не новое. В игре воссоздаётся предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.

Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между её участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Она одновременно ставит ученика в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах – реальном и условном (игровом). [15]

Поскольку игра представляет собой «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно также то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыследеятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т.д.). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряжённость, позволяет проверить себя в различных ситуациях. [17]

Доказано, что ролевые имитационные игры и другие игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

1) стимулирование мотивации и интереса: в области предмета изучения; в общеобразовательном плане; в продолжении изучения темы;

2) поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например: фактов, образа или системного понимания; расширенного осознания различных возможностей и проблем; последствий в осуществлении конкретных планов или возможностей;

3) развитие навыков: критического мышления и анализа; принятия решений; взаимодействия, коммуникации; конкретных умений (обобщение информации, подготовка рефератов и др.); готовности к специальной работе в будущем (поиск работы, руководство группой, работа в непредвиденных условиях);

4) изменение установок: социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество); восприятия (эмпатия) интересов других участников, социальных ролей;

5) саморазвитие или развитие благодаря другим участникам: оценка преподавателем (тренером или руководителем) тех же умений участника; осознание уровня собственной образованности; приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.

С помощью игры можно снять психологическое утомление; её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

В игру включают викторины, ситуации, элементы мозгового штурма. Игра – это почти всегда соревнование. Дух соревнования в играх достигается за счёт разветвлённой системы оценивания деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты игровой деятельности учащихся. [16]

Коллективная форма работы – одно из основных преимуществ игры. В игре обычно работают группы из 5-6 человек. Второе преимущество игр в том, что в них активно и одновременно может принимать участие достаточно большое количество учащихся (до 40 человек), т.е. практически весь класс. До минимума сводится роль и участие учителя в игре.

Для участия в игре не требуется репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником постоянного интереса играющих к событиям в игре.

Различные игры применимы и в качестве зачётных занятий, при обобщении и повторении блока тем; они дают возможность учителю проверить усвоение темы, выявить пробелы в знаниях учащихся, в овладении ими практическими умениями и навыками. В то же время они содержат большой обучающий потенциал и, используя схему данной игры, учащиеся могут составить свои варианты её проведения.

Бурное развитие игрового метода привело к многообразию его дидактического воплощения. В литературе появляется описание игр-упражнений, ролевых, дидактических, педагогических и многих других игр.

Методика организации любой игры включает в себя следующие этапы:

1.     Подготовительный (от одного до нескольких дней);

2.     Основной (непосредственное проведение игры);

3.     Заключительный (итог, который учащиеся подводят в конце деловой игры).

Большую роль выполняет система стимулирования в игре. Она должна активизировать каждого из играющих, заставлять их действовать как в жизни, уметь подчинять интересы отдельных участников общей цели игры, дать объективную оценку личного вклада каждого в достижение игровой цели, добиваться общего результата деятельности игрового коллектива.

При конструировании игры необходимо также чётко продумать её адаптацию к конкретным участникам и условиям.

Методическое оснащение игры представляет собой совокупность всех необходимых материалов:

1. Структурные схемы: цели – задачи – содержание (предметная сфера) – этапы.

2. Сценарий – в виде «генерирования событий» - для определения динамики развития игрового действия, введения неожиданных ситуаций в ход игры.

3. Предметная сфера – важнейший элемент игры. Это могут быть: 1) сведения из различных учебных предметов; 2) факты из реального личного опыта; 3) сам процесс составления проекта и прогнозирование развития проблемных ситуаций, обсуждаемых в ходе игры.

4. Комплект ролей – описание функциональных прав и обязанностей (например, «защитник» - «оппонент»; «негативист» - «позитивист»; «философ» - «историк» - «политик» и др.), а также подробное описание требований к каждой роли.

5. Правила игры – нормы поведения для всех её участников, прописывающие ограничения (например, регламент), функции ведущего и участников, способы их взаимодействия, способы подведения итогов и оценивания и др.

6. Методологическое обеспечение игры – те материалы, которые позволяют на практике реализовать поставленные цели: 1) проспект игры с краткой её аннотацией; 2) конкретные рекомендации по проведению отдельных этапов; 3) описание методик оценивания результатов игры и др.

7. Система критериев оценивания: 1) уровень общительности; 2) культура диалога, развитие коммуникативных умений; 3) широта кругозора; 4) умение работать в группе; 5) проявление личностных свойств и т.д.

Таким образом, игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Дидактические игры на уроках географии в шестом классе

 

2.1 Активизация познавательной активности учащихся шестого класса через использование развивающих методических приёмов

 

Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. Спасательным кругом в решении этой задачи могут стать универсальные, рассчитанные не на один урок развивающие методические приёмы. Они направлены на развитие умений учащихся определять причинно-следственные связи между географическими объектами, позволяют раскрыть способности, аналитические и синтетические, положительно влияют на развитие поисковой активности учащихся.

Ниже привожу различные методические приёмы, игровой формы, которые можно использовать при опросе, закреплении изученного материала. Все эти приёмы используются при планировании урока географии в шестом классе.

«Репортаж»

Учащимся подробно объясняется, что такое репортаж, чем он отличается от сообщения, положительные и интересные стороны репортажной работы, его цель вообще и на уроках географии в частности. Определяется тема репортажа и предлагается для выполнения всему классу (или конкретным ученикам) за определённый промежуток времени. В основу деятельности над репортажем закладывается работа с дополнительными источниками информации, которые копируются или записываются на диктофон. После работы над источниками весь материал оформляется в репортаж. Исходя из темы репортажа выстраивается чёткая последовательность материала, где обязательны ученические комментарии. Репортажи оцениваются и выставляются на обсуждение в классном коллективе. Оценивается полнота раскрытия темы, количество источников, их разнообразие, оригинальность оформления и т.д.

Данный методический приём положительно влияет на развитие поисковой активности учащихся, развивает умение работать с дополнительной литературой.

«Золотое слово»

Учитель объясняет учащимся, что такое ключевое слово (словосочетание) в географическом определении, предложении, тексте. Приводит примеры ключевых слов и вместе с учениками проделывает несколько пробных нахождений ключевых слов. После чего учащимся предлагается самостоятельно проделать задание. Найденное ключевое слово (словосочетание) обосновывается учеником. Например «Движение воды – волны, которые образуются возникновением ветра». Ключевое словосочетание в утверждении – «возникновение ветра». Даже если ученик неправильно выделил ключевое слово, он тоже заслуживает поощрения (за умение нетривиально мыслить).

«Кепка лидера»

Методический приём представляет собой развивающую игру. Для игры необходим какой-либо головной убор (кепка, шляпа) и большое количество жетонов. Смысл игры в том, что каждый ученик, который отвечает, пытается отвечать или имеющий просто идею, будет отмечен и оценен. За каждый ответ или попытку ответа ученик получает жетон или два жетона (в зависимости от сложности задания). Жетоны выдаются в течение всего урока, а в конце урока подсчитывается количество жетонов, набранных отдельным учеником. У кого больше жетонов, тот получает одну или две «пятёрки»; занявшие второе и третье место – по «пятёрке» и «четвёрке» соответственно. Победитель получает приз – кепку лидера, которую надевает на голову. Она принадлежит ему весь следующий урок. Кепка после очередного урока передаётся другому ученику, который выиграл очередную лидерскую игру. Ученику, получившему семь-восемь раз «кепку лидера», выставляется оценка «пять» за четверть.

«Геолото»

Методический приём представляет собой игру. Для организации игры необходимы крутящийся барабан и открывающиеся бочонки с вопросами по темам или по разделам. Кроме вопросов, в бочонках находятся жетоны «Приз» и «Зеро». Вопросы в бочонки помещаются учителем. Потом начинается сама игра. Ученики по просьбе учителя начинают вынимать вопросы из барабана и за небольшой промежуток времени (20 секунд) дают ответы на вопросы. Преимущество этой игры в том, что ученик знает, что сам решает свою «участь», т.е. вытягивает сложный или простой вопрос. И уже никогда не покажет, что учитель специально уличает его в незнании предмета. В случае выпадения бочонка «Приз» ученик освобождается от ответа на вопрос и получает сладкий приз. Если ученику выпал бочонок «Зеро», учитель имеет право задать ученику любой вопрос на своё усмотрение.

«Похлопаем – помашем»

Данный методический приём – это экспресс-диагностика знаний учащихся; выполняет контролирующую функцию. Суть приёма в следующем: по выбору учителя поднимается ученик, который отвечает на поставленный вопрос по теме. После чего всему классу даётся установка: «Как только Илья ответит, вы должны по моему сигналу одновременно отреагировать на его ответ. При правильном ответе – похлопать, а при неправильном – помахать Илье правой рукой, высоко поднятой вверх». После проведения этого методического приёма учителю сразу становится ясным общий уровень подготовки класса по определённой теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Практическое применение дидактических игр на уроках начального курса географии

 

Применение игр повышает качество знаний (Приложение 1), вызывает интерес к предмету, способствует установлению личностных отношений между учениками, а также между учениками и учителем, снимает напряжение и делает атмосферу урока более лёгкой и благоприятной. Игры, особенно ролевые, дают возможность ученику стать соавтором учителя на уроке и во внеурочное время.

Проведение единичного урока с применением игр или игровых элементов недостаточно для активизации познавательной деятельности учащихся. Необходимо использование игры в системе всего курса, но это не означает, что каждый урок географии будет организован как игра. Учитель формирует игровое пространство, позволяющее организовать игру каждый раз, когда эта форма урока окажется наиболее педагогически целесообразной. [3]

Игровой комплекс не должен быть застывшим, он подвижен и открывает перед учителем обширное поле деятельности. Не нужно жёстко планировать все виды игр, особенно настольные и ситуативные. Но игры-состязания, игры на местности, игры ролевые, требующие более сложной подготовки, планировать необходимо. [12; 14; 18]

 

 

 

 

 

Таблица 1

Игровой комплекс по физической географии в шестом классе

Изучаемый раздел программы

Цели

Название, модель игры

План и карта

Проверка навыков, умений, знаний на уроке-практикуме.

«Необитаемый остров в подарок» (Приложение 2)

Продолжение таблицы 1

Изучаемый раздел программы

Цели

Название, модель игры

 

Изучение нового материала

«Служба спасения» - игра-конкурс (Приложение 3)

Литосфера

Изучение нового материала

«Хозяйка Медной горы» - сюжетно-ролевая игра-состязание (Приложение 4)

Гидросфера

Закрепление нового материала. Урок-практикум

«Путешествие по следам Врунгеля» - игра-путешествие (Приложение 5)

Атмосфера

Обобщение и повторение изученного

«Не бойся, я с тобой» (Приложение 6)

Биосфера

Обобщение, систематизация и коррекция знаний

«Географическая ярмарка» (Приложение 7)

Краеведение

Обобщение истории развития и заселения территории своего села

«Сибирские посиделки» - сценарий праздника (Приложение 8)

 

 

Заключение

 

Выводы:

1. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, то есть она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует одновременно две цели – игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а с другой – методический приём обучения. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства её реализации.

2. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора, облегчает межличностное общение.

3. Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

 

Рекомендации:

1. При планировании дидактических игр следует учитывать возрастные особенности учащихся.

2. Необходимо комплексное использование игр в системе всего курса.

3. Использование дидактических игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность учащихся, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для учащегося. Результатом использования дидактических игр в учебном процессе служат высокие показатели сдачи ЕГЭ в 9 классе.

 

В ходе работы поставленные мною цели и задачи были реализованы.

 

 

 

Список литературы

 

1.

2. Баринова И.И. Современный урок географии [Текст]: методические разработки уроков / И.И. Баринова. – М.: Школьная пресса, 2002. – 128 с.

3. Бахчиева О.А. Начальный курс географии. 6 класс [Текст]: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюевой «Начальный курс географии. 6 класс» / О.А. Бахчиева. – М.: Дрофа, 2004. – 192 с.

4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П. Беспалько. – М., 1995. – 187 с.

5. Дубанов И.С. Игры на уроках географии [Текст] / И.С. Дубанов. – Чебоксары: Клио, 1999. – 89 с.

6. Зотова А.М. Учебные игры на уроках и их роль в развитии личности учащихся [Текст] / А.М. Зотова // География в школе. – 2004. - № 3. – С. 46-49.

7. Климанова О.А. География в таблицах. 6-10 кл. [Текст]: справочное пособие / авт.-сост. О.А. Климанова. – 9-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2006. – С. 3-10.

8. Косолапова Л.В., Косолапов А.Б. Занимательная география [Текст] / Л.В. Косолапова, А.Б. Косолапов // География в школе. – 2004. - № 3. – С. 55-56.

9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I [Текст]: научно-практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д.: Учитель, 2004. – 288 с.

10. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II [Текст]: научно-практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д.: Учитель, 2005. – 288 с.

11. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс [Текст] / Н.А. Никитина. – М.: ВАКО, 2005. – 288 с.

12. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов обучения учащихся и педагогов [Текст] / И.В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.

13.

20. Педагогические технологии [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2006. – 336 с.

21. Пидкасистый П.И. Технологии игры в обучении и развитии [Текст] / П.И. Пидкасистый. – М., 1996.

22. Постникова М.В. География [Текст]: тематические кроссворды для уроков и внеклассной работы. 6-10 кл. / М.В. Постникова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 80 с.

23. Психолого-педагогический словарь [Текст] / Сост. В.А. Мижериков. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 234 с.

24. Самоухина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании [Текст] / Сост. Н.В. Самоухина. – М., 1996. – 145 с.

25. Тихомирова Л.П. Развитие познавательных способностей у детей [Текст] / Л.П. Тихомирова. – Ярославль, 1996. – 104 с.

26. Ходателев Г.А. Уроки географии в 6 классе [Текст]: из опыта работы. – изд.2-е, перераб. / Г.А. Ходателев. – М.: Просвещение, 1989. – 152 с.

27. Энциклопедия. Т.3. География. – 3-е изд., испр. / глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001. – 704 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1

Мониторинг качественной успеваемости по географии в шестом классе

За 2010-2011 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Тема урока:

 «План местности»

Цель урока:

 отработать навыки составления плана местности

Форма проведения:

 игра «Необитаемый остров в подарок»

Тип урока:

 практическая работа

Оборудование:

 рисунок домовёнка, альбомные листы,

 карта «Условные знаки и план местности»

Ход игры:

 I. Организация игры

 II. Проведение игры

 III. Подведение итогов игры

 

I. Подготовка к игре.

Командам раздаются альбомные листы, чертёжные принадлежности.

 

II. Ход игры:

1) Учащимся сообщается, что домовёнок попросил найти для него необитаемый остров, который он хотел бы получить в подарок, а также план, где находится этот остров.

2) Сообщаются условия игры:

    а) наличие на плане местности не менее семи различных объектов;

    б) время составления плана местности – 20 минут.

 

III. Завершение игры (Подведение итогов).

1) Учитель поочерёдно демонстрирует классу выполненные коллективные работы, организуя их обсуждение.

2) Путём голосования выбирают три лучшие работы. Учитель сообщает, что эти работы отправляются домовёнку для его окончательного выбора места жительства.

3) Выставление оценок за лучшие работы. Размещение этих работ на стенде в «волшебный архипелаг».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Тема урока:

 «Географическая карта»

Цель урока:

 отработать навыки по нахождению

 географических координат

Форма проведения:

 игра «Служба спасения»

Тип урока:

 урок-конкурс

Оборудование:

 карточки с заданиями, учебник, справочные материалы

 

Ход игры:

I. Подготовка к игре.

Класс делится на мини-группы из трёх человек. Они получают задания: по учебнику и дополнительным источникам информации изучить материалы, связанные с различными стихийными бедствиями: особенностями их возникновения и действия, последствиями, районами распространения. Раздаются карточки с координатами предполагаемого стихийного бедствия. Учитель выписывает на доске перечень стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, с которыми будут сталкиваться «команды спасателей».

 

II. Проведение игры.

1) Оглашаются условия игры:

Класс – это диспетчерский пункт планетарной службы спасения. В диспетчерский пункт поступают сообщения от попавших в опасные ситуации или терпящих бедствие людей с просьбой о помощи. В каждом сообщении есть лишь координаты местности, в которой сложилась чрезвычайная ситуация. Команда определяет по координатам район бедствия и делает предположение, какое из бедствий имеет место быть в данном районе. А также перечисляет средства и приспособления, необходимые для спасения людей.

2) Определяется время работы (15-25 минут).

 

III. Подведение итогов игры.

Диспетчерские службы сдают работы. Эксперты (учитель или старшеклассники) оценивают работы. Выставляются отметки.

 

Карточки с координатами места предполагаемого стихийного бедствия:

1)    00 ш. и 300 з.д.;

2)    300 ю.ш. и 1400 в.д.;

3)    350 с.ш. и 1350 в.д.;

4)    100 с.ш. и 1250 в.д.;

5)    800 с.ш. и 1200 в.д.;

6)    450 с.ш. и 750 в.д.;

7)    300 с.ш. и 00 д.;

8)    600 с.ш. и 750 в.д.;

9)    600 с.ш. и 590 в.д.;

10)                   400 с.ш. и 1200 з.д.

 

Стихийные бедствия и чрезвычайные ситуации (на доске):

1)    шторм на море;

2)    лесной пожар;

3)    извержение вулкана;

4)    цунами;

5)    вмерзание судна в лёд;

6)    снежная лавина;

7)    песчаная буря;

8)    увязание в болоте;

9)    потеря ориентации в пещере;

10)     оползень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Тема урока:

 «Породы, слагающие земную кору»

Цель урока:

 изучение нового материала

Форма урока:

 сюжетно-ролевая игра-состязание «Хозяйка Медной горы»

Тип урока:

 урок-исследование образцов горных пород

Оборудование:

 наборы образцов «Горные породы и минералы», «карточки геолога», призы

 

Ход игры:

I. Организационный момент.

Заранее выбираются ведущие (две ученицы) – Хозяйки Медной горы. Вместе с учителем подбирают содержимое минеральных наборов – шкатулок Хозяйки Медной горы. Образцы снабжены бирками с номерами, но не подписаны. Выставляются две парты, на которых расположены «шкатулки». Ведущие следят за выполнением работы, раздают карточки геологов, готовят вопросы по теме и в конце работы выбирают из своих групп учеников, которые отвечают на вопросы.

 

II. Ход игры.

1) Хозяйки Медной горы знакомят учащихся с содержимым шкатулки.

2) Раздают карточки геолога.

3) Оглашают правила игры:

Учащимся предлагается помериться знаниями с Хозяйкой Медной горы.

 

Хозяйка № 1:

Ребята, сегодня вы в гостях у Хозяек Медной горы. Вспомните всё, что вы знаете о горных породах и минералах.

Хозяйка № 2:

Вам будут даны карточки геолога. Участники игры находят в шкатулке обеих Хозяек образцы горных пород и минералов, которые перечислены в карточке геолога. Против каждого названия горной породы в карточке нужно поставить номер, под которым представлен образец в шкатулке.

Хозяйка № 1:

Работать будем индивидуально. По очереди подходите к нам и берите образец из шкатулки. У вас есть по три минуты.

Хозяйка № 2:

Номера образцов должны быть вписаны в карточку сразу, поэтому карточки и карандаш берите с собой.

 

III. Завершение игры.

1) Вывешивается лист с правильными ответами.

2) Хозяйки задают дополнительные вопросы (заранее приготовленные) учащимся по выбору.

3) Учитель оценивает правильность заполнения карточек и выставляет положительные оценки. Самые удачливые получают от Хозяек Медной горы сувенир – красивый камешек.

 

Образцы шкатулок:

№ 1

1)    мрамор;

2)    гранит;

3)    кварцит;

4)    базальт;

5)    гнейс;

6)    обсидиан;

7)    корунд;

8)    полевой шпат;

9)    горный хрусталь;

10)     малахит.

№ 2

1)    каменный уголь;

2)    гипс;

3)    известняк;

4)    песок;

5)    глина;

6)    бурый уголь;

7)    гравий;

8)    галька;

9)    соль;

10)     нефть.

 

Карточка геолога

Название горной породы, минерала

Номер образца в шкатулке

Кварцит

Галька

Малахит

Песок

Корунд

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Тема урока:

 «Атмосфера»

Цель урока:

 закрепить знания по теме «Атмосфера»,

 выявить уровень подготовки учащихся по теме

Тип урока:

 закрепление

Форма проведения:

 игра-состязание «Не бойся, я с тобой»

Оборудование:

 набор вопросов по теме разных уровней сложности;

 на доске – «гора восхождения»

 

Ход игры:

I. Организация игры.

Оглашение целей и правил проведения игры:

В ходе игры вызываются к доске три-пять добровольцев, готовых совершить восхождение на вершину географических знаний, заодно и проверить, насколько они могут полагаться на помощь друзей. Каждому добровольцу выдаётся набор вопросов, где чётные номера – более сложные вопросы, нечётные – менее сложные. Правильный ответ на вопрос – одна ступенька вверх (на вопрос с нечётным номером) или две ступеньки вверх при ответе на чётный вопрос. В случае неправильного ответа учащийся спускается соответственно на одну или две ступеньки вниз. Спустился к подножию – проиграл. Отвечающий ученик может три раза использовать помощь товарищей из класса.

 

II. Проведение игры.

 

III. Подведение итогов.

Ученики, добравшиеся до «вершины», получают положительную отметку.

Образцы набора вопросов:

1)    Что такое атмосфера?

2)    Может ли меняться климат? Почему?

3)    На какие части материков влияют муссоны?

4)    При какой погоде суточная амплитуда температуры больше – при облачной или безоблачной? Почему?

5)    Почему атмосферное давление меняется с изменением высоты?

6)    Почему на планете Меркурий суточная амплитуда температур составляет более 2000 С?

 

Рисунок на доске:

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

Методическая  разработка  по  краеведению

«СИБИРСКИЕ  ПОСИДЕЛКИ»

(сценарий праздника-конкурса для детей 13 – 16 лет)

 

Цель:

 сформировать представление о народах, населяющих наше село,  Ленинск-Кузнецкий район, их происхождении, национальных  особенностях быта и культуры

Задачи:

 1. Развивать умение применять полученные знания на уроках географии, литературы, истории, технологии;

 2. Воспитывать интерес к изучению своего родного района, села, интерес к национальным традициям, обычаям народов, населяющих село; чувство коллективизма; артистизм; интерес к предмету географии и истории.

Тип занятия:

 занятие формирования новых знаний

Возраст учащихся:

 13-16 лет

Форма проведения:

 урок-инсценировка или внеурочное мероприятие

 

Пояснительная записка:

2009 год – юбилейный для нашего края. В этом году отмечается 70 лет образования Ленинск-Кузнецкого района и 150 лет образования села Панфилово. К этим знаменательным датам приурочена моя разработка.

В селе проживает 18 разных национальностей, поэтому воспитание толерантности необходимо начинать с детства. Национальные особенности народов, проживающих на территории села и района, историю их зарождения и заселения необходимо изучать на уроках краеведения. Это поможет воспитать чувство локтя, патриотизм, терпимость и интерес к чужой культуре.

Мероприятие считаю целесообразным провести в июне 2009 года в момент празднования юбилея села.

Практическая  значимость работы:

Данная разработка может использоваться на уроках географии и истории, как внеурочное мероприятие, а также служить основой информационной базы данных для школьного музея.

Ожидаемые  результаты:

Пополнение экспозиций школьного музея, краеведческая работа; пополнение знаний по истории и географии малой Родины.

 

Сценарий  праздника-конкурса  «Сибирские  посиделки»

 

Звучит музыка. (Девушка сидит в светлице и смотрит в окно. Там девушки и парни разных национальностей водят хоровод).

 

Девица (поёт русскую народную песню)

 

Хозяюшка:

Прялку продам, веретешко продам,

Гармонь куплю – плясать пойду.

Ты, гармонь, гармошенька,

Развей тоску малешенько,

Развей ты горюшко-тоску

По дорожке, по песку.

Эй, народ честной, в гости заходи

Да пляску заводи!

 

(Девицы и парни заходят в светлицу, а одна девица стоит у берёзки).

 

Девушка (в национальном костюме): Вот и день прошёл, вечор наступил. Собралась деревенька на посиделки. А что, дела переделали, можно и отдохнуть. Посидели, погутарили о том, о сем. О чем же в светлице нонче говорят? Не иначе, спор ведут, какой народ села главнее и важнее.

А вот и татары пожаловали!

 

(Звучит песня татар. Двое татар, девушка и парень, заходят в импровизированную светлицу)

 

Татарин: Исенермисез (здравствуйте)! Мы к вам в гости пришли.

 

Хозяюшка: Добро пожаловать! Проходите.

 

Татарка: Вот наше угощение к столу. Это национальное блюдо «чак-чак» - сладкие палочки из теста, пропитанные мёдом.

 

Хозяюшка: Спасибо за угощение!

А вот и мордва пожаловала!

 

(Звучит мордовская национальная песня девушки. Входят мордвин с мордовкой в национальных костюмах с угощением)

 

Мордвин: Здравствуйте! А вот и наше угощение – курник. Это пирог с начинкой из мяса и овощей.

 

Хозяюшка: Милости просим! Спасибо!

(Звучит чувашская народная песня. Заходят чуваши)

Чуваш: Здравствуйте! Юры куй (добрый день)! Попробуйте наше национальное блюдо «юсмой». Это лепешка с картофельной начинкой.

 

Хозяюшка: Спасибо! Добро пожаловать! Проходите, пожалуйста!

К нам ещё гости идут!

 

(Звучит украинская народная песня. Заходят украинец с украинкой)

 

Украинка: Здравствуйте! Покушайте борща горячего с галушками!

 

Хозяюшка: Спасибо! Милости просим в дом!

Хорошо сидим! Дружно, а ведь здесь люди разных национальностей.

 

Ведущий: А вы знаете, что в нашем селе проживают 15 национальностей: русские, немцы, татары, мордвины, удмурты, украинцы, чуваши, армяне, башкиры, белорусы, казахи, уйгуры, бомары, азербайджанцы, литовцы, узбеки, таджики, лачка. Коренные же жители Ленинск-Кузнецкого района – телеуты, калмыки.

Все живут дружно! Конфликтов на национальной почве не бывает.

 

Хозяюшка: А как давно появились люди в нашем селе?

 

Ведущий: Как сотни деревень Кузбасса, наше село возникло в 19 веке. Появление села способствовало обживанию Сибири, развитию сельского хозяйства и ремесла, росту численности населения.

 

Чтец 1-ый:  Село расположено почти в середине Кемеровской области, у слияния двух рек: Южной Уньги и Северной Уньги. Эти реки являются границей между Ленинск-Кузнецким и Крапивинским районами.

По правому берегу Южной Уньги протянулись отроги Тарадановского увала. Чуть далее, приблизительно в 500 метрах от берега, начинается подъем на мыс. Его высота 600 – 700 метров от уровня Уньги. Если смотреть с высоты мыса, то село находится будто в чаше.

Не случайно первопоселенцев привлекло это место: в реке много рыбы, водятся дикие утки, зайцы, лисицы – в сограх. Но и земля была пригодна под пашни, хорошие покосы.

 

Чтец 2-ой: Село Панфилово основано в 1859 году. Название его произошло от имени Панфил. Он был первопоселенцем нашего села. Панфил построил свой дом на высоком берегу Южной Уньги у крутого лога, сходящего к реке. Рядом с ним появились дома Черданцевых, Пермяковых, Салтыковых.

 

Хозяюшка: Как же формировались этнокультурные общности, основы современных народов нашего села?

 

Ведущий: В 18 – 19 веках в Кузнецкой земле началось освоение. Активное заселение труднодоступных таёжных районов связано со строительством Транссибирской железной дороги, которую проложили в связи с открытием богатейших запасов угля и железной руды. Эти открытия привели к строительству рудников, приисков и заводов. Естественно, что требовалась рабочая сила. Тогда и началось массовое заселение Кемеровской области. Коренное население Кемеровской области – телеуты, шорцы, калмыки, сибирские татары – относятся к алтайской семье, тюркской группе.

Есть сведения, что первые поселенцы в селе были из коренных жителей, переехавших вслед за Панфилом. В 1880 году в село приехала большая группа переселенцев из Перми. По национальному составу в эту группу входили коми-пермяки, русские, чуваши, татары. В 1905–1906 годах – переселенцы из Тамбовской губернии – русские. В 1932 году – переселенцы с Урала – мордва, удмурты. В 1930 году – с Украины (украинцы). В 1934 году – переселенцы из Пермской области; в 1940 году – из Мордовии. В 1941 году из Поволжья депортировали немецкое население. В эти же годы приехали переселенцы из Орловщины.

 

1-й  татарин: Татары составляют 80 % населения. Мы – представители тюркской группы, алтайской языковой семьи. На территории Кемеровской области проживают сибирские татары. Наиболее компактно проживают на севере области по побережью реки Кия  (показывает на карте).

В поселении татар есть одна особенность: в центре находится мечеть, её со всех сторон окружают дома. Все поселения огораживаются изгородью. Печи в доме ставили в углу, напротив располагались нары. Обеденный стол не использовали. Дом разделяли на две половины: мужскую и женскую.

 

2-й татарин: Одежда татар состоит из просторной рубахи до колен со стоячим воротником и широких штанов. Головной убор – тюбетейка. Это у мужчин. А у женщин – длинная рубаха со множеством воланов по подолу и фартук. Головной убор у замужних – платок, у девушек – круглая шапочка.

Традиционное блюдо – салма, мясная похлебка с клецками.

 

Чуваш: А о нашей национальности тоже много интересного можно рассказать. Чуваши у нас в селе составляют 20 % населения. Мы представители тюркской группы алтайской языковой семьи.

Основной тип поселения – село, расположенное в долине рек. Во дворе сооружали «лас» - летнюю кухню. Изба же делилась на две-три части.

Мужской костюм состоит из холщовой рубахи, расшитой вышивкой, которая предохраняла от злых духов, и штанов. Женский – из длинной рубахи с вышивкой по подолу, груди и рукавам, фартук также расшит узорами. Головной убор – круглая шапочка, расшитая по краям монетками.

Мордвин: Мордва составляет 7,2 % населения.

Наши поселения располагались вдоль ключей и дорог. Планировка поселений была беспорядочна. Изба делилась на три части: «кудо» - изба, сени и горница. Имелся во дворе погреб, строился он напротив избы.

Одежда женщин представляет собой холщовую туникообразную рубаху с вышивкой; распашную одежду типа кафтана – называется руца. С 14 лет девушки носили набедренную повязку – пулкаш, обшитый бисером, тесьмой. Головной убор – налобная повязка. Мужской костюм состоял из холщовой рубахи с вышивкой. Летом поверх рубахи надевали распашную одежду, зимой – кафтан.

 

Украинец: Украинцев в селе 6 % населения. Мы представители славянской группы, индоевропейской семьи.

Типы поселений – хутора – располагались в долинах рек. Постройки дворов состояли из хаты, огорода и двора.

Костюм мужской состоял из длинной рубахи, расшитой вышивкой, и штанов широкого покроя, рубаха подпоясывалась поясом с кистями. Женский – длинная белая рубаха с яркой вышивкой и передник.

Знаменитый украинский борщ готовят теперь и русские народы.

 

Русский: Русские составляют 36 % населения села. Мы представители славянской группы индоевропейской языковой семьи.

Типы поселений – слобода, сельца, деревни, расположенные в долинах рек. Усадьба состоит из избы, двора и огорода.

Мужской костюм состоял из нательной рубахи-косоворотки, холщовых штанов в полоску (порты), кафтана, зипуна, армяка, тулупа и чапана. Женский костюм – это рубахи, сарафаны на «мышках», ситцевые платки.

Основное традиционное блюдо – яйца и яичница.

 

Хозяюшка: Спасибо всем за увлекательный рассказ. Теперь можно и размяться.

 

Русская: А давайте водить хороводы и петь песни.

(Звучит русская народная плясовая. Участники становятся в круг и водят хороводы)

 

Хозяюшка: Замечательно повеселились! Дружно! Я думаю, нужно и отведать национальные кушанья. Приглашаем всех за стол!

 

Русский: Сколько бы национальностей у нас не было, мы будем дружить и прославлять наш край и наше село!

 

(Звучит финальная песня:

«То берёзка, то рябина,

Куст ракиты над рекой,

Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой?»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

1.      Илюшин А.М., Калиничева Н.И. и др. «60 лет Ленинск-Кузнецкому району. Очерки истории»;

2.      Соловьев Л.И. «География Кузбасса»;

3.      «Сельская энциклопедия Кузбасса»;

4.      Журнал «География в школе»;

5.      Архив музея села МОУ «Панфиловская СОШ».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

В работе представлены общие принципы организации и проведения дидактических игр на уроках математики. Также рассматриваются основные виды игр: "Соревнование художников", "Математическое лото", "Магиче...

Дидактические игры на уроках математики 5-6 классах

В работе представлены  основные принципы организации дидактических игр и  требования к ним. Рассмотрены следующие игры: "Соревнования художников", "Математический бой", "Забег по кругу"...

Дидактические игры на уроках географии (6 класс)

Дидактические игры на уроках географии (6 класс). Составила учитель географии Цырендылыкова З,П, МОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа №3» Большой экологический экзамен...

Дидактическая игра на уроках географии и её роль в развитии познавательной активности школьника

Введение     В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра – единственная деят...

дидактический материал к уроку география 7 класс Африка -Алжир

характеристика государства Алжир по плану. Дидактический материал к уроку географии...

Урок в форме дидактической игры. Тема: «Урок-зачёт по теме «Имя числительное» в 6 классе.

Заочные экскурсии, которые совершаются на уроках, обогащают учащихся знаниями и позволяют одновременно повторить пройденный материал. Считаю, что целесообразно проводить такие уроки при системати...

От игры к знаниям: дидактические игры на уроке английского языка.

Использование дидактических игр на уроках делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, помогает облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Ис...