программа кружка по географии "Познание мира по картам"
элективный курс по географии (9 класс) по теме

Чигарева Наталия Геннадьевна

программа кружка по географии с расчасовкой на учебный год и календарно-тематическим планированием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «Познание мира по картам» для 9 класса составлена на основе авторской программы Н.В. Болотниковой «Познание мира по картам».  

        Программа «Познание мира по картам» рассчитана на 30 часов. Содержание данного курса позволяет расширить знания учащихся об истории появления и создания карт, методах их составления и использования.

        Данный курс позволяет восполнить пробелы в знаниях по этому вопросу, возникшие в результате почти полного исключения этого материала из школьной программы. Курс «Познание мира по картам» может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей.

        Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), профилями, диаграммами, рисунками, схемами и др.  содержание каждой темы включает в себя самостоятельную  работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

        Рекомендуется проведение практических работ на местности по выполнению различного рода съемок земной поверхности.

Рабочая программа составлена на 2013-2014 учебный год.

Таблица тематического распределения часов

                

Тема занятия

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Что изучает картография

1

2

2

Топографическая карта

2

4

3

Практические работы по топографической карте

4

5

4

Свойства географической карты

3

6

5

Приемы самостоятельной работы с картой

4

6

6

Географическая карта как источник знаний

1

5

7

Итоговое занятие (обобщающее повторение)

2

2

итого

17

30

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Что изучает картография. История появления карт и атласов. Значение картографии в современном обществе. Основные виды изображения земной поверхности.

  • Картография как наука, ее формы
  • История картографии.
  • Связь картографии с другими естественными  и общественными науками.
  • Значение и примеры использования карт в различных видах деятельности и современного человека.
  • Основные виды изображения земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок, космический снимок(свойства изображения, методы и способы создания, использование)

      Тема 2. Топографическая карта.

        Основные свойства топографической карты, система топографических условных знаков. Многолистовые топографические карты. Оформление топографической карты. Измерение расстояний, площадей по карте. Чтение рельефа. бергштрихи, заложение склона. Построение профиля по топографической карте. Определение координат по топографической карте.

      Тема 3. Практические работы по топографической карте. Виды упражнений для закрепления.

  •  Определение по топографической карте координат различных объектов.
  • Нанесение на ту же карту пунктов по известным географическим координатам.
  • Определение по карте прямоугольных координат объектов.
  • Нанесение на карту объектов по прямоугольным координатам.
  • Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах.
  • Нахождение на топографической карте основных форм рельефа, изображенных горизонталями.
  • Рассчитать и построить шкалу заложений по заданным данным.
  • Пользуясь шкалой заложений, определить по карте наибольшую и наименьшую крутизну склонов.

Тема 4. Свойства географической карты.

        Занятия необходимо организовать так, чтобы весь теоретический материал закреплялся в ходе решения задач по карте, разнообразных практических работ обучающего характера и самостоятельных работ. В конце темы проводится практическая работа на тему «Простейшие способы составления мелкомасштабных карт». Деление карт по масштабу: мелкомасштабные, среднемасштабные, крупномасштабные.

  • Классификация карт по пространственному охвату.
  • Классификация карт по содержанию: общегеографические и тематические. Группы тематических карт: карты природных явлений и карты общественных явлений, карты пограничной тематики.
  • Классификация карт по назначению: научно-справочные, культурно-просветительные и агитационные, технические, учебные, туристические.
  • Типы карт: аналитические, комплексные, синтетические.

Географические атласы – систематические, целостные собрания карт, созданные по единой программе. Классификация атласов по назначению: справочные атласы, комплексные научно-справочные, популярные (краеведческие), учебные, туристические и дорожные.

  •  Математический закон построения – важнейшее свойство карты.
  • Определение масштаба. Виды масштабов: числовой, именованный, линейный.
  • Картографическая проекция: определение; требования, предъявляемые к картографическим проекциям, главный масштаб и линии нулевых искажений; виды искажений – искажения длин, площадей, углов и форм.
  • Виды проекций по характеру сведения к минимуму: равноугольная, равновеликая, произвольная.
  • Виды проекций по виду вспомогательной поверхности при переходе от эллепсоида или шара к плоскости (цилиндрическая, коническая и поликлиническая, азимутальная).
  • Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота.
  • Определение направлений. Азимут магнитный и истинный.
  • Магнитное склонение. Сближение меридианов. Румбы. Дирекционный  угол.

Тема 5. Приемы самостоятельной работы с картой.

        Что такое обобщенный прием самостоятельной работы с картой. Ориентирование. Картометрические приемы. Определение географических координат, расстояний по карте. Ортодромия. Приемы использования условных знаков карты.

Тема 6. Географическая карта как источник знаний.

        Географическая карта – основной источник знаний. Обобщенные приемы самостоятельной работы (определение географического положения, прием наложения карт, географическая характеристика территорий)

Тема 7.  Обобщающее повторение.

        Выполнение практических заданий и практической работы. Игра «Виртуальное путешествие по топографической карте»

       

 

  1. СПИСОК УЧЕБНОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Перечень литературы для учителя:

  1. Аксакалова Г.П. И др. Факультативные занятия по географии. М.: Просвещение, 1985
  2. Болотникова Н.В. Сборник программ элективных курсов. География  9 класс. Предпрофильная подготовка. Волгоград: Учитель, 2007
  3. Андреев Н.В. Методическое пособие по факультативному курсу «Топография и картография» М.: Просвещение, 1992
  4. Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической  географии. – М.: Просвещение, 1990.
  5. Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1998.

         

 Перечень литературы для учащихся:

  1. Куприн А.М. Занимательная топография. М.: Просвещение, 1990
  2. Андреев Н.В. Основы топографии и картографии: пособие для учащихся по факультативному курсу. – М.: Просвещение, 1982
  3. География: справочные материалы: книга для учащихся среднего и старшего возраста. Под ред. Максаковского В.П. – М.: Просвещение, 1989.

 



Предварительный просмотр:


урока

п/п

Наименование разделов

Тематика уроков

Дата

Количество часов.

Из них:

Учебное и

учебно-

наглядное

оборудование

план

факт

всего

на изуче-

ние  и закрепле

ние

материала

на контро-

льные,

практи-

ческие,

лабора-

торные ра-

боты

Тема 1. Что изучает картография.

2

2

1

Картография, как наука. История картографии.

03.10

10.10

2

2

Тема 2. Топографическая карта.

4

3

1

2

Основные свойства топографической карты.

 17.10

24.10.

2

2

Топографичес

кая

карта

3

Оформление топографической карты.

 7.11

14.11

2

1

1

Топографичес

кая

карта

Тема 3. Практические работы по топографической карте.

5

-

5

4

Измерение расстояний, площадей. Чтение рельефа.

 21.11

28.11.

2

2

Топографичес

кая

карта

5

Построение профиля.

5.12

1

1

Топографичес

кая

карта

6

Определение координат.

 12.12

1

1

Топографичес

кая

карта

7

Чтение топографической карты.

19.12

1

1

Топографичес

кая    карта

демонстрацион

ный материал

 ГИА

Тема 4. Свойства географической карты.

6

3

3

8

Определение понятия «географическая карта». Классификация карт.

 26.12.

16.01

2

1

1

Разные виды географических

 карт

9

Карта – модель земной поверхности.

 23.01

24.01

2

1

1

Разные виды географических

 карт

10

Как создаются карты.

 30.01

6.02

2

1

1

Тема 5. Приемы самостоятельной работы с картой.

6

-

6

11

Ориентирование. Картометрические приемы.

 13.02

20.02

2

2

Разные виды географических

 карт

12

Определение географических координат.

 27.02

6.03

2

2

Физическая

карта мира,

России

13

Определение расстояний по карте.

 13.03

1

1

Топографическая

карта

14

Работа с условными знаками карты.

 20.03

1

1

Условные

топографичес

кие  знаки,

Тесты.

Тема 6. Географическая карта как источник знаний.

5

5

15

Практическая работа: «Карта – источник знаний»

 3.04

10.04

17.04

24.04

8.05

5

5

Разные виды географических

 карт

Тема 7.Обобщающее повторение.

2

2

16

Игра: «Виртуальное путешествие по географической карте».

 15.05

1

1

Физическая

карта мира

Электронная

 карта

17

Итоговая контрольная работа.

22.05

1

1

Тесты

Итого :

30

8

22

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Переваловская средняя общеобразовательная школа

Тюменского муниципального района



РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на  заседании ШМО учителей  гманитарного цикла

Заместитель директора по УВР

Директор МАОУ Переваловской СОШ

_____________Г.И. Алкина

______  Т.Г. Акульшина

_______________ Н.Д. Науменко

№ протокола __

                "__" ______ 2013г

"__" __________     2013г.

" __" ____________ 2013г.

.



Рабочая программа

дополнительной платной образовательной услуги

«Познание мира по картам»



Учебный год

2013-2014

Класс

8а, 8б, 9а, 9б

Количество часов в год

    30

Количество часов в неделю

      1

Учитель:

 

Чигарева Наталия Геннадьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "В мире сказок"

Пояснительная  запискаПотребность в удовлетворении духовных запросов каждого человека определяется духовными запросами общества. Однако в наш век, в век дефицита общения и приоритета во вре...

Программа кружка "В мире сказок" для учащихся 5-6 классов

Потребность в удовлетворении духовных запросов каждого человека определяется духовными запросами общества. Однако в наш век, в век дефицита общения и приоритета во времяпрепровождении детей и по...

Рабочая программа кружка "Химия в современном мире"

Предлагаемая программа химического кружка, объемом 34 часа ориентирована на учащихся 8-х и 9-х  классов, т.е. того возраста, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальн...

Программа кружка "В мире прекрасного"

Программа кружка "В мире прекрасного"...

Рабочая программа элективного курса "Познание мира по картам"

Рабочая программа элективного курса "Познание мира по картам" для 9 класса....

Программа элективного курса "Познание мира по картам"

Данная программа расчитана на 12 часов, является предпрофильной и предназначена для учеников 9 класса средней общеобразовательной школы....