Статья "Искусство приходит на урок географии: наши помощники - проза и поэзия"
статья по географии на тему

В процессе обучения географии литература – поэзия и проза – используются для развития познавательного интереса к науке, ознакомления учащихся в образной форме с отдельными объектами и явлениями природы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Лукомская Ольга Ивановна

учитель географии

ГБОУ средняя общеобразовательная школа №496 Московского района Санкт-Петербурга

«Искусство приходит на урок географии: наши помощники – проза и поэзия»

(Различные аспекты географии в произведениях А.С. Пушкина)

     Наука и искусство идут рядом. Взаимное их обогащение и дальнейшее развитие возможны только при совместной общей и единой направленности мысли и фактов.

     Художественно-географический образ страны, ландшафта, определенного географического объекта -  необходимый компонент обучения географии. Он создается путем непосредственного восприятия объектов и явлений действительности на основании художественной и научно-популярной литературы. Целенаправленное ее использование играет значительную роль в воспитании эстетического чувства и вкуса подростков, формировании их мировоззрения и личности в целом.

     В процессе обучения географии обращаюсь к различной географической литературе: мемуарной, научно-популярной, художественной прозе, поэзии. Это классики географии – П.П.Семёнов-Тян-Шанский, Н.М.Пржевальский, это лучшие работы П.К.Козлова, В.К.Арсеньева, Г.Ушакова, это книги академиков А.Е.Ферсмана и В.А. Обручева. В такой литературе есть глубина знаний географического материала.

     Образное видение изучаемого создают произведения классиков прозы и поэзии А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, а также современных писателей: К.Паустовского, В.Солоухина, О.Гончара.

     В процессе обучения географии литература – поэзия и проза – используются для развития познавательного интереса к науке, ознакомления учащихся в образной форме с отдельными объектами и явлениями природы.

     В процессе подготовки к уроку важно правильно отобрать тексты, исходя из возрастных особенностей учащихся, а также цели урока. Не менее важны научная обоснованность и правдивость изображаемого, тесная связь с жизнью. Только при таких условиях художественная литература будет иметь познавательную и эстетическую ценность.

     В целом отбор литературы произвожу по следующим признакам:

  1. Чёткое отображение «географической специфики» объекта или явления в законченной художественной форме.
  2. Соответствие содержания литературного источника действительности.
  3. Правдивость и внутренняя убеждённость автора.
  4. Целостность и яркость географических образов.
  5. Чёткость. Краткость и доходчивость преподнесения материала.

     Кроме отбора материала, следует определить место дополнительной литературы на уроке и приёмы её использования.

     Дополнительную литературу применяю на разных этапах урока: в начале урока, как введение к теме, что создает своеобразный фон для дальнейшей работы – раскрытия содержания всего урока, использую дополнительную литературу в процессе изучения нового материала, как выводы и обобщения изученного, что позволяет создавать проблемные ситуации, использую дополнительную литературу при контроле знаний учащихся. Например, в процессе изучения нового материала учащиеся самостоятельно усваивают понятия, выполняют практические работы. Решая свои творческие задачи, учащиеся во время урока могут взять в кабинете с полки нужную книгу, с тем чтобы найти дополнительный материал. Так, систематические упражнения вырабатывают навыки самостоятельной работы с книгой, текстами.

     О системе приёмов при использовании художественной литературы: специальные карточки-задания для проверки знаний и повторения изученного оформляются отрывками из литературных источников. Эти же карточки можно использовать и в процессе изучения нового материала на уроке. К ним можно добавить фотографии, рисунки, ребусы, загадки, кроссворды.

     Ю.Г.Саушкин призывал читать А.С.Пушкина, произведения которого содержат немало географических понятий и описаний, пестрят географическими названиями, а некоторые произведения имеют географический характер. У А.С.Пушкина душа лежала к географии. У А.С.Пушкина был поистине географический взгляд на природу. Например, в стихотворении «Кавказ» восхищает поэтическая картина гор и четко намеченные великолепные пояса природы в горах. Однако в пушкинское время не было понятия высотная поясность, так как ясные представления об изменении природы в горах дает великий учёный В.В. Докучаев в конце XIX века, исследуя почвы Кавказа.

Различные аспекты географии в произведениях А.С.Пушкина

6 класс «Физическая география»

Раздел

Тема урока

Произведения А.С.Пушкина

1

Введение

Что изучает география?

«Борис Годунов» (1825)

«Дубровский»

2

Литосфера

Формы рельефа

стихотворение «Кавказ» (1829)

3

Гидросфера

Реки

«Меж горных стен несется Терек» (1829)

«Дон» (1829)

«Песни о Стеньке Разине»

поэма «Полтава»

«История Пугачёва»

«Чу, пушки грянули!» крылатых кораблей» (1833)

4

Атмосфера

Ветер

«Зимний вечер»

«Ночной зефир» (1824)

повесть «Метель»

 «Сказка о мертвой царевне»

«Капитанская дочка» (1836)

8 класс «География России»

Раздел

Тема урока

Произведения А.С.Пушкина

1

Природа России

  • Почвы
  • Высотная поясность
  • «Анчар» (1828), «Румяный критик мой» (1830)
  • «Кавказ» (1829)

2

География Санкт-Петербурга

  • Географическое положение
  • Климат
  • Внутренние воды
  • Охраняемые природные территории
  • поэма «Медный всадник»
  • поэма «Руслан и Людмила»

3

Крупные природные территории

Восточно-Европейская равнина

повесть «Станционный смотритель»

роман «Евгений Онегин»

4

Население России

Этнографическое положение России. Народы России в произведениях А.С.Пушкина

«Памятник» (1836)

«Путешествие в Арзрум»

«Путешествие из Москвы в Петербург»

«История Пугачева»

«Моя родословная» (1830)

9 класс «География России»

Раздел

Тема урока

Произведения А.С.Пушкина

1

Экономические районы России

Северо-Запад России

поэма «Медный всадник»

11 класс «Экономическая и социальная география мира»

Раздел

Тема урока

Произведения А.С.Пушкина

1

Глобальные проблемы человечества

Проблема войны и мира

статья «О народности в литературе»

Методика преподавания географии с использованием произведений А.С.Пушкина

Образовательные технологии

Целевые ориентации

  • Педагогика сотрудничества
  • Технологии развивающегося обучения и воспитания

Создание условий для самореализации ребенка

Всестороннее и интенсивное развитие личности как субъекта деятельности. Создание условий для самопознания, самоопределения и самореализации ребенка.

Форма деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

Место произведений А.С.Пушкина на уроке:

  • в начале урока
  • в процессе изучения нового материала
  • как выводы и обобщение изученного
  • контроль знаний

Деятельность учителя

Способы деятельности учащихся

  1. Активизация познавательного интереса учащихся
  2. Активизация социального интереса учащихся
  3. Создание условий для самодеятельности и совместной деятельности учащихся
  4. Создание условий для свободного выбора учащимся содержания и способа деятельности

1.1. Поисковая мыслительная деятельность

1.2. Занимательный учебный материал

2.1. Использование личного опыта

2.2. Выяснение эмоционального состояния при изучении материала «Какие чувства возникают при…»

3.1. Инсценировка художественного текста

3.2. Урок-путешествие

3.3. Работа в парах

3.4. Работа в группах

4.1. Творческое задание:

  • нарисовать
  • написать эссе
  • исследовательская работа

Литература

Волкова А.С. Вопросы эстетического воспитания в школьной географии. М., Просвещение, 2006

Ксенозова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2000

Трубе Л.Л. Остров Буян. Волго-Вятское кн. изд. 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы "Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке".

Данный видеоролик разработан совместно с ученицей (размещен здесь)....

Статья "Искусство приходит на урок географии: наши помощники - проза и поэзия"

 В процессе обучения географии литература – поэзия и проза – используются для развития познавательного интереса к науке, ознакомления учащихся в образной форме с отдельными объектами и явлениями приро...

Классики отечественной прозы и поэзии на уроках русского языка (урок русского языка в 8 классе)

   Данный урок русского языка «Повторение и систематизация пройденного в 8 классе» разработан для 8 классов  и входит  в систему уроков  по теме: «Повторение», та...

Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературы ("Прозой живущие, Поэзией дышащие")

Размышления о том, как привить любовь к литературе, как научить детей понимать поэтическое слово....

урок природоведения "Наши помощники-органы чувств"

Урок формирует ЗОЖ и представление об органах чувств, их роли в жизни человека, воспитывает бережное отношение к своему здоровью и убеждения в необходимости строго соблюдать санитарно-г...

Словарный урок "Словари-наши помощники"

Начинаем знакомить учащихся с многообразием словарей!...