Элективный курс для 10 -11 классов
методическая разработка по географии (10 класс) по теме

Слизких Елена Анатольевна

Профельное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_10_klass.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра город Когалым

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

Рассмотрено                                                      Утверждено

на заседании  ШМО                                          на заседании методического совета

 учителей                                                            МБОУ «Средняя школа №5»

естественнонаучного цикла                             протокол № 5 от 31.08.3013

___________ протокол № _____

«Политическая карта мира»

Программа элективного курса

для учащихся 10-11 классов

Автор: Слизких Елена Анатольевна, 

учитель географии МБОУ СОШ №5 г.Когалыма

         

Когалым

2013

АННОТАЦИЯ.

Политическая карта мира –это визитная карточка географии. Без её знания невозможно ориентироваться в международной политике и считаться разносторонне образованным человеком.


          Политическая карта мира постоянно меняется. Государства распадаются и объединяются. Происходит смена форм государственного устройства и правления. Уменьшается или увеличивается их площадь. Изменяются названия, столицы.

Политическая карта отражает не только место стран в современном мире, но и их политико-административное устройство. Только хорошо зная политическую карту мира, можно рассуждать о взаимоотношениях между государствами, вероятных районах территориальных конфликтов, которые предопределены расселением народов и истории проведения государственных границ.

          Данный курс предназначен расширить знания учащихся 11 класса о современной геополитической ситуации, а также процессах, вызывающих изменения политической карты мира.

Работа предназначена выпускникам школы, а также может быть полезна  учителям при подготовке учащихся к итоговой аттестации.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

          Данная программа  предназначена для учеников 10-11 классов

           Данная программа продолжает изучение политической географии, начатой в 9 классе при изучении политико-административного устройства России, и имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения не только географии,  но и истории современного мира.

          Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с современной политической картой мира: этапами формирования, типологией стран, международными организациями.

Разработанный Элективный курс «Политическая карта мира» в профелиных классах включает целевой, ценностно-ориентированный, содержательный, процессуальный и результативный компоненты. направленные на сформирование ценностно-смысловой компетенции и на оценку сформированности знаний и умений.

         Курс « Политическая карта мира» актуален, т.к. вооружает учащихся элементарными знаниями для понимания основных направлений современного мира.

Цели элективного курса.

- формирование прочных знаний об элементах современной политической карты и их взаимосвязях;

- формирование знаний влияния внешней политики государств на политическую карту мира;

- формирование умений работы с различными источниками информации (картами, статистическими материалами, СМИ), умений отбирать материал, анализировать полученные данные, делать выводы и обобщать.

Задачи курса:

- расширение и углубление знаний по предмету;

- подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ :

- развитие общего кругозора учащихся;

- подготовка к активному участию в будущей производственной деятельности.

Продолжительность курса: 34 часа и предполагает изучение его в течении  года.

 Методы и формы обучения: 

- междисциплинарная интеграция знаний истории, географии, содействующая становлению целостного мировоззрения;

- учёт индивидуальных особенностей учащихся;

- работа в группах различной численности;

- поиск и исследование;

- самостоятельная работа с различными источниками информации;

- лекции;

- практикумы (работа с картами, анализ статистических материалов, материалов СМИ)


- подготовка рефератов и их публичная защита;


- проведение дискуссий;

- электронные презентации.

Форма отчетности по изучению данного курса и оценивание результатов:  Самостоятельное выполнение практических работ, с последующим контролем.

Критерии оценки: 

1. Тематический контроль:

- тестирование;

- собеседование;

- творческие работы учащихся;

- проблемные вопросы и задания, предполагающие развёрнутые ответы и позволяющие выявить степень усвоения материала.

2. Итоговый контроль:

- тестирование;

- творческие работы учащихся;

- написание рефератов и проектов по темам курса.

Результаты изучения курса.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

- сопоставлять  и анализировать данные различных карт;

- выдвигать гипотезы и доказывать или опровергать их;

- делать выводы.

Учащийся должен иметь опыт:

- индивидуальной работы, направленной на саморазвитие;

- работы в группе различной численности;

- работы с различными источниками информации;

- публичных выступлений;

- создания проектов и написания исследовательских работ.

Перечисленные умения формируются на основе знаний о политической карте, о  ее формировании, типологии стран,

Учащийся должен иметь опыт:

  • индивидуальной работы, направленной на саморазвитие;

  • работы в группе различной численности;

  • работы с различными источниками информации;

  • публичных выступлений;

  • создания проектов и написания исследовательских работ.

Основное содержание  курса.

Раздел 1.
Объекты политической карты мира.(12ч.)
Независимые государства. Несамоуправляющиеся территории.
Колониальная структура экономики. Самопровозглашённые государства.
Территориальная организация государства. Межгосударственные организации.
ООН. Межрегиональные международные организации.
Межрегиональные организации развивающихся стран.
Территория и границы государства. Международные территории с неопределённым статусом. Территориальные споры.

Раздел 2.
Этапы формирования политической карты мира.
Политическая карта регионов мира.(14ч.)
Колонизация. Колониальные империи и их распад. Роль европейских государств в формировании политической карты мира. Колониальный список ООН.
Политическая карта Европы. Политическая карта Азии. Политическая карта Африки. Политическая карта Америки. Политическая карта Австралии и Океании. Формы государственного устройства.
Региональные политико-экономические и военно-политические организации. Территориальные споры.

Раздел 3.
Политическая география и геополитика (8ч.)
Основные термины геополитики.
Традиционные геополитические теории. Теория Ф.Ратцела.

Географические факторы мировой политики Р.Челлен: «географическое предназначение Германии».
К.Хаусхофер: « теория жизненного пространства».
Современные школы геополитики.

 Геополитическая школа в России.

Геополитическое положение России.






Тематическое планирование учебного материала.

№п/п

Тема занятия

Кол-во

 часов

Форма занятия

Образовательный продукт

Раздел 1.
Объекты политической карты мира.(12ч.)

1

Независимые государства.

1

лекция

Конспект

2

Несамоуправляющиеся территории.

1

лекция

Конспект

3

Колониальная структура экономики.

1

лекция

тестирование

4

Самопровозглашённые государства.

1

Пр.р.№1 ( анализ стат.материалов)

таблица

5

Территориальная организация государства.

1

лекция Пр. р № 2
«Составление систематической таблицы «Государственный строй стран мира»

таблица

6

Межгосударственные организации.

1

дискуссия

тестирование

7

ООН.

1

Пр.р №3 «Сбор информации из СМИ»

отчёты по информации

8

Межрегиональные международные организации.

1

Пр.р №4 «Анализ статистических материалов, работа с контурной картой.»

к/к

9

Межрегиональные организации развивающихся стран.

1

Пр.р №5 «Работа с статистич.материалами»

статистич. анализ

10

Территория и границы государства

1

Пр.р №6 «Нанести на к/к границы государств»

к/к

11

Международные территории с неопределённым статусом.

1

Пр.р №7 «Работа с стат.материалами»

тестирование

12

Территориальные споры.

1

Сбор и обмен информацией

тестирование

Раздел 2.
Этапы формирования политической карты мира. Политическая карта регионов мира.(14ч.)

13

Колонизация. Колониальные империи и их распад.

2

беседа

тестирование

14

Роль европейских государств в формировании политической карты мира. . Колониальный список ООН.

1

дискуссия

участие в дискуссии

15

Политическая карта Европы.

2

Пр.р №8 «Работа с п/к  Европы»

к/к

16

Политическая карта Азии.

2

Пр.р №9 «Работа с п/к Азии»

к/к

17

Политическая карта Африки.

2

Пр.р №10 «Работа с п/к Африки»

к/к

18

Политическая карта Америки.

1

Пр.р №11 «Работа с п/к Америки»

к/к

19

Политическая карта Австралии и Океании.

1

Пр.р №12 «Работа с п/к Австралии»

к/к

20

Формы государственного устройства.

1

Пр.р №13 «Работа с п/к мира»

к/к

21

Региональные политико-экономические и военно-политические организации.

1

работа с стат.материалам

стат.анализ

22

Территориальные споры.

1

подготовка рефератов, подбор материала

реферат

Раздел 3.
Политическая география и геополитика (8ч.)


Подготовка рефератов, подбор материала


реферат

23

Основные термины геополитики.

1

лекция

тестирование

24

Традиционные геополитические теории. Теория Ф.Ратцела.

1

моделирование процессов

модели

25

Географические факторы мировой политики Р.Челлен: «географическое предназначение Германии».

2

беседа

участие в беседе

26

К.Хаусхофер: « теория жизненного пространства».

2

работа с документами

анализ документов

27

Современные школы геополитики.

1

сбор и обмен информацией

выступления с информацией

28

Геополитическая школа в России.

1

лекция

тестирование

29

Геополитическое положение России.

1

работа с стат.материалами, картами

к/к

30

Итоговое занятие

1

зачёт

зачёт



.


Список литературы для учителя и учеников:

  1. Политические системы стран мира: Энциклопедический справочник ( под ред. А.Я. Сухарева.
  2. Кочетов Э.Г. « Геоэкономика»
  3. Туровский Р.Ф. «Политическая география»
  4. Холина В.Н. «География человеческой деятельности»
  5. Холина В. Н. «Политическая карта мира»уч пособие
  6. 1.Максаковский В.П.  Географическая картина мира.230 каналов углубления. Ярославль, Верхнее - Волжское издательство,1997.
  7. 2.Родионова И.А. Политическая карта мира. Учебно-справочное пособие. Москва, Московский лицей,1999.
  8. 3.Климанов В.  Земли и страны. Учебное пособие по географии. Москва, Московский лицей, 1996.
  9. 4.Заяц Д.В.  Политическая карта мира: что изменилось за сто лет.  География №17,2001.
  10. 5.Раковский С.Н. Политическая карта в конце XX века. География в школе,№2, 1997.
  11. Страны мира. Энциклопедический справочник. Смоленск, Русич,2002.
  12. Страны мира. Краткая иллюстрированная энциклопедия.
  13. Электронное пособие к учебнику «Экономическая и социальная география мира»
  14. Электронное пособие «Страны мира». Географический  справочник.
  15. Электронное пособие «Энциклопедия стран мира». Медиа,2000.
  16. Электронное пособие «Большая энциклопедия Кирилла и Мифодия»2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Лигвистическая характеристика публицистического стиля (элективный курс 10-11 класс)

Методическая разработка. Предназначена для углубленного изучения публицистического стиля. в частности, в ней отражены: сфера использования, языковые приметы. Что касается последнего, язык стиля изучае...

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"

Элективный курс в 9 классе "Роль дизайна в интерьере"...

Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"

Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса  "Бизнес-курс за школьной партой"  в рамках предпрофильной подготовки....

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Элективный курс, для 11 классов "Вводный курс делового письма"

Данная программа разработана в соответствии с федеральным базисным учебным планом. Согласно государственному стандарту общего образования, преподавание иностранного языка представлено на двух уровнях:...


 

Комментарии

Орлова Елена Алексеевна

Планирование удачно составлено и может быть использовано учителями географии.

Слизких Елена Анатольевна

Елена Алексеевна, большое спасибо.