География после уроков
методическая разработка по географии по теме

Из опыта работы. Доклад на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya.doc49 КБ
Microsoft Office document icon rmo_uchiteley_geografii.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

География: после уроков

Замечательное изобретение педагогической мысли – урок - претерпевает значительные изменения. Но суть его сохранилась, как бы ни изменялась форма и какие бы ни рождались инновационные виды урочных занятий с детьми. На уроке изучается жизнь - в процессе внеклассной деятельности проживается жизнь. Поэтому мера свободы на уроке всегда будет ограничена истиной, требующей сосредоточения, тишины и максимума внимания. Во внеклассной деятельности мера свободы имеет лишь социальные границы, и за данными социальными рамками у ребёнка максимум свободы выбора.

«В тишине зреет интеллект» - это сказано как будто бы про урок. «В бурях жизни закаляется характер» - эта часть изречения касается внеклассной деятельности детей. Бесспорно, она никак не замещает всей жизни ребёнка, но составляет значимую её часть

Сопоставим несколько ситуаций:

На уроке

Вне урока

Логику занятий ведёт педагог, он не позволяет от линии жёстких научных доказательств, представляя науку и научную проблему

Свободный разговор всех участников- это постоянный выход за пределы единой логической линии, потому что многомерность и разнообразие жизненных отношений, проживаемых детьми, уводят в сторону собственных персональных жизненных проблем

Интеллектуальная работа детей протекает индивидуально, и, несмотря на то, что происходит обмен мнениями и используется диалоговая форма работы, продукт интеллекта каждого целиком обусловлен его способностями и личностными  особенностями, даже когда все решают одну и ту же задачу.

Групповое дело, задуманное всеми, достигается только  благодаря сложению физических и духовных сил всех участников этого дела

Временные границы урока чрезвычайно чёткие и жёсткие

Групповое дело имеет подвижные временные рамки, они зависят от обстоятельств, настроения, успешности работы группы, удачи, от хода событий и поворота замысла

Господин урока - наука

Господин внеклассного дела – жизненная реальность

Педагог на уроке говорит: «Мы с вами должны…»

Вне урока: «Не хотите ли вы…. Не думаем ли мы….»

Педагог на уроке оценивает ответ ребёнка: «Такая работа заслуживает оценки…»

Педагог вне урока не пользуется педагогической оценкой, он говорит примерно так: «Мне это нравится… Я люблю, когда люди…»

Мундир учебной деятельности на уроке сковывает наше поведение, направляя его в русло познания, лишь изредка представляя избирательные личностные проявления.

Сфера внеурочной работы с детьми – сфера свободного выбора отношений и поведения. Тем она привлекательна для педагога, с интересом наблюдающего каждодневный психологический спектакль, актёром которого является подрастающий школьник

 

Отмечая коренные различия, ни в коем случае не хочу сказать, что сфера урочной и сфера  внеурочной деятельности - прямо противоположные друг другу и не имеют ничего общего. Более того, утверждаю, что и урок и любое внеурочное дело есть не  что иное, как единый воспитательный процесс.

Вся внеурочная работа по географии ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего окружения, потому что очень важно заинтересовать учебным предметом учащихся, повысить мотивацию к обучению.  Достичь этого можно только лишь через  систему внеурочной деятельности по географии.

 Дети в подростковом возрасте очень любопытны; вовлечение их во внеурочную деятельность способствует расширению кругозора, развитию познавательного интереса к предмету в целом.

В настоящие время внеурочная деятельность по географии является составной частью учебно-воспитательной работы в школе, так как способствует решению важных задач в образовании и воспитании школьников и позволяет разумно организовывать их досуг. Если раньше цель была дать знания, то сегодня необходимо формировать коммуникативные навыки, создавать условия для самоорганизации и развитии творческих способностей.

  • На переменах для малышей и всех желающих устраиваем показ – пятиминутки на ту или иную тему, используя музыкальное сопровождение, или можем демонстрировать мультик- короткометражку, содержащий какой- либо географический термин. Например, «Переменная облачность»

  • Экскурсии

 Истинность знаний демонстрируется в обстановке непосредственного наблюдения явлений и процессов. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, нравственно-эстетическое отношение к действительности.

Экскурсии в ближайшее природное окружение, дважды побывали на Уковском водопаде, в краеведческие музеи г. Бирюсинска и г. Тайшета. Создание виртуальных экскурсий с использованием фотоматериалов ребят тех мест, где они побывали летом

«Москва», «Санкт- Петербург», «Мой Байкал», «Тальцы», «Выставки Листвянки»

Сейчас в работе виртуальные экскурсии  «На берегу Тихого океана». «Тофолария»

  • Сотрудничаем со школьным объединением «Фотомиг». Вместе готовим фоторепортажи для кабинета географии. В этом году таких фоторепортажей – 2: «Ольхон» и «Юбилей Иркутской области» Предоставляем свои работы на районный фотоконкурс «Берегите лесную красавицу», многие работы по достоинству оценены и отмечены наградами. Накапливаем фотографии по разным темам «Природные явления», «Река», «Животные. Есть и  фотографии философского содержания, которые заставляют ребят делать нравственный выбор.

  • В рамках недели естественно – научного цикла проводим интегрированные мероприятия: «Изомарафон - «Земля – слезинка на щеке Вселенной», «Как прекрасен этот мир – посмотри»,

«В капле воды – мир». Взаимодействуем с педагогом биологии, химии, изо.

Оформляем выставки, выпускаем газету «Экосогласие»

  • Социально – значимая деятельность. Это экологические акции: «Для синиц и воробья этот дом построю я», зимняя акция «Птицы рядом», «Первоцвет», акция «300 минут добрых дел»,

«Марш парков» ( проведено три этапа, высажено 300 сосен) : все вместе – взрослые и дети мы продолжили посадку сосен. «Марш парков» был одобрен и поддержан главой администрации Берёзовского МО. Надеемся, что наши сосны вырастут большими.

Реализован социально – значимый локальный проект «Разноцветное лето» Высажено более полутора тысяч саженцев в школьном дворе, на территории Дома культуры, на въезде в село.

Разбито большое количество клумб и сооружены альпийские горки.

Формы организации внеурочной деятельности по географии могут быть разнообразными и включать экскурсии, походы в музеи. Социально- значимые и практические дела, организация разных мероприятий, которые помогут развитию интеллекта, и сферы чувств, а кроме этого, дадут детям возможность убедиться, что источником познания является вся окружающая действительность.

РМО учителей географии

География: после уроков

(Внеурочная деятельность по предмету. Из опыта работы)

Емельянова О.А.

Учитель географии

МКОУ Берёзовской СОШ

Март 2013г.



Предварительный просмотр:

РМО учителей географии

Метапредметные, предметные, личностные результаты – основа достижения качества образования по географии

Емельянова О.А.

Учитель географии

МКОУ Берёзовской СОШ

Ноябрь 2012

Второй учебный год начинается в условиях подготовки к работе по Федеральному  Государственному  Образовательному Стандарту  (ФГОС) основного общего образования,  который регламентирует развитие системы образования в условиях быстро меняющегося общества. Впервые стандарт представляет собой систему требований:

  • к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • к структуре образовательной программы;

к условиям реализации программы. Таким образом, одной главных особенностей стандарта является нацеленность на результат.

       В стандарте выделены три группы результатов:

                     личностные,

                                     метапредметные,

                                                                предметные

Разберёмся в понятиях: Качество – это мера соответствия полученного результата поставленной цели.

Предметные результаты –усвоение конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета (знания, умения, навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности).

 Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования  по географии с учетом общих требований стандарта  должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражать:

  1. осознание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач и глобальных проблем человечества; формирование представления о роли географических знаний как компоненты научной картины мира; формирование целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
  2. освоение системы комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства и территориальной организации хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве;
  3. осознание главных особенностей и проблем взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, механизмов адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходов к устойчивому развитию территорий;
  4. овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; овладение навыками нахождения и использования различных источников географической информации;
  5. формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, умения оценивать их последствия;
  6. формирование умения применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
  7. формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде, умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  8. создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Метапредметные результаты – освоение на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем и реальных жизненных ситуациях.

Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Таким образом, в условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов  - научить учащихся учиться, т.е.  необходимо  научить:

  • основам  организации  собственной  учебной  деятельности;
  • способам  поиска, переработки и представления информации;
  • приемам и методам умственного труда;
  • основам  коммуникативных умений.
  • Предметные задачи необходимо согласовывать с задачами развития универсальных метапредметных умений, при этом проверять знания и умения учащихся через различные виды деятельности.

Все результаты задаются в деятельностной форме, т.е. конкретизированы до уровня учебных действий ко всем курсам школьной географии, в которых

  • четко определены ведущие содержательные идеи и задачи конкретного урока,
  • выделены ожидаемые результаты обучения с точки зрения формирования и развития предметных и метапредметных умений,
  • прописаны в каждой теме рекомендуемые практические работы и элементы содержания, проверяемые заданиями ЕГЭ.

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика  - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать  и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

           Метапредметные результаты изучения курса географии 6 и 7 классов

Регулятивные (учебно-организационные):

  • ставить учебную задачу под руководством  учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • работать в соответствии с предложенным планом;
  • участвовать в  совместной деятельности;
  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми  результатами.
  • оценивать работу одноклассников.

Познавательные
учебно-логические:

  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • определять критерии  для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • классифицировать информацию  по заданным признакам;
  • выявлять причинно-следственные связи;
  • решать проблемные задачи;
  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.

учебно-информационные:

  • поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • работа с текстом и внетекстовыми компонентами:

выделение главной мысли,
           поиск определений понятий,
                   составление простого  и сложного плана,
                             поиск ответов на вопросы,
                                   составление вопросов к текстам,
                                         составление логической цепочки,
                                                    составление по тексту таблицы,   схемы;

  • качественное и количественное описание объекта;
  • классификация и организация информации;
  • создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

 Метапредметные результаты изучения курса географии 8, 9 и 10 классов

Регулятивные (учебно-организационные):

  • Ставить учебные задачи,
  • Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
  • Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
  • Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями .
  • Оценивать свою работу в  сравнении с существующими требованиями
  • Владеть различными способами самоконтроля.

Познавательные
учебно-логические:

  • Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.
  • Сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам.
  • Систематизировать информацию;
  • Структурировать информацию
  • Определять проблему и способы ее решения;
  • Формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации
  • Владеть навыками анализа и синтеза;

Учебно-информационные:

  • поиск и отбор необходимых источников информации;
  • представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;
  • работа с текстом и внетекстовыми компонентами:

        составление тезисного плана, выводов, конспекта, тезисов выступления;
                 перевод информации из одного вида в другой
                                                         (текст в таблицу,    карту в текст и т.п.);

  • использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
  • создание собственной информации, её представление в соответствии с учебными задачами;
  • составление рецензии, аннотации;

Коммуникативные:

  • выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
  • уметь вести дискуссию, диалог;
  • находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Школьная география, особенно  география России – предмет, выполняющий, наряду с обучающей, важную идеологическую функцию. Главные личностные результаты обучения географии – осознание своей принадлежности к обществу на всех уровнях (локальном, региональном и глобальном), осознание целостности природы, населения и хозяйства, единства географического пространства России, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны и рационального использования, уважение к истории и культуре других народов.

Разберёмся на примере:

Урок в 8 классе

Тема: «Водные дороги и перекрёстки»

Целевой блок:

Предметные цели:

1.продолжать формировать умения обучающихся работать с текстом, иллюстрациями, контурной картой;

2. определить роль рек в жизни населения и развития хозяйства России, составляя тезисный план;

3. формировать умение обсуждать проблемы, включаться в диалог.

Личностные цели:

Формировать эмоционально – ценностное отношение к рекам;

Осознание необходимости охраны и рационального использования внутренних вод.

Метапредметные цели:

Формировать умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное сотрудничество с одноклассниками на основе диалога.

Процессуальный блок:

- Почему тема нашего урока так называется?

( сообщение  целей урока)

  1. Человек издревле селился у воды. Почему?

Вспомните из курса истории, почему люди селились в междуречьях.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД)

Действия нравственно – этического оценивания (как менялось значение рек в жизни общества. Какое значение имеют водные пути для развития страны.)

  1. Работа в группах.

1 группа: работает с картой Иркутской области;

2 группа работает с картой Тайшетского района

Задание: определите, какие населённые пункты располагаются по берегам рек, чем это обусловлено? (составляем тезисный план)

 Определять особенности внутренних вод своего региона.

Планирование. (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

  1. Рассмотрите рис. 54 с 127 учебника «Использование рек человеком»

Дополните свой тезисный план или скорректируйте его, если это необходимо.

Коррекция планирования

  1. Человек преобразовывает реки, сооружает каналы, водохранилища, гидроэлектростанции. Рассмотрите карту рис. 55 с 128.

Какой вывод сделаете на основе анализа этой карты? Строительство ГЭС, водохранилищ – это хорошо или плохо?

Выведение следствий.

Самостоятельное создание способов решения проблемы

  1. Изучите карту рис. 56  с. 129 учебника и сформируйте вывод о значении водных путей для развития страны

Извлечение необходимой информации из представленной карты.

  1. Нанесите на контурную карту морские порты

Выбор эффективного способа решения задания.

  1. Как вы считаете, есть ли примеры успешного развития стран, не имеющих выхода к морю? Чем можно объяснить их успехи? Свой ответ аргументируйте

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашнее задание: (по выбору обучающихся)

  1. Реки имеют важное значение в жизни человека. Как вы думаете, роль рек по мере развития цивилизации увеличивается, уменьшается или всегда одинакова?

Изложите своё мнение письменно.

  1. Используя физическую карту России, выпишите, на каких реках стоят крупнейшие города азиатской части Росси: Омск, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск, Иркутск. Используя данные по объёму годового стока (см. табл. 5 Приложения) выпишите крупнейшие реки Азиатской части России. Сравните эти списки и сделайте вывод. Подумайте, почему на некоторых крупнейших реках вообще нет больших городов?

Оценочный блок.

Рефлексия:  (звучит запись «Звуки природы»  журчание воды).

Недописанный тезис.

« сегодня на уроке я понял, что река для человека……………………………………………………………………………..

Реки для страны……………………………………………………………………………………………………………………………………….

За урок я себе бы поставил оценку…………………потому что……………………………………………………………….

( аргументированная самооценка своей деятельности на уроке)

Способы действия обучающихся

- работать с текстом, иллюстративным материалом параграфа;

- участие в дискуссии;

- нанести на контурную карту морские порты России.

Ценностный компонент урока: Значение рек в жизни человека, водные пути России

Р Е З У ЛЬ ТА ТЫ:

Метапредметные:

Регулятивные

   Планировать и координировать свою деятельность в соответствии с целями, задачами, условиями.

Познавательные

  Классифицировать, систематизировать информацию по главным и второстепенным признакам.

Учебно – информационные

    Поиск и отбор информации из разных источников. Работа с текстом.

Коммуникативные

   Умение вести диалог. Находить приемлемые решения при наличии разных точек зрения.

  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Размышления после урока. Исполнительское мастерство маленького арфиста.

В данной работе тезисно изложены основные вопросы, которые возникают при обучении маленького арфиста: на что нужо обращать внимание, как сидеть за инструментом, как играть этюды и т.д. ...

Урок – это течение жизни, а не время ожидания жизни после уроков.

Опыт в преподавании, проблемы на уроках искусства...

Школа после уроков для учителей английского языка

2011-2012 учебный год можно было бы  смело назвать  «Годом Школы после уроков для учителей английского языка».      Все учителя английского языка Республики Татарста...

Физкультура на уроках и после уроков

Презентация на тему "Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в школе"...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

ИНСТРУКЦИИ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ ДО УРОКА, ВО ВРЕМЯ УРОКА И ПОСЛЕ УРОКА.

ИНСТРУКЦИИ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ ДО УРОКА, ВО ВРЕМЯ УРОКА И ПОСЛЕ УРОКА....