Урок "Строение Земли. Породы, слагающие земную кору"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Семилетова Зинаида Алексеевна

Урок "Строение Земли. Породы, слагающие земную кору"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_stroenie_zemli.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе.

Тема:  Строение  Земли.  Породы,  слагающие  земную  кору.

Автор: Семилетова Зинаида Алексеевна

Идентификатор: 241-568-805

Цели 1.Расширить   понятие  о  внутреннем  строении  Земли,   выявить  

              отличия    материковой и океанической  земной  коры.

         2. Ознакомить  учащихся  с  классификацией  горных  пород  и  условиями их  образования..

         3.Развитие  умений  работать  самостоятельно,  дальнейшее  развитие  

                умений   составлять  схемы,  опорные  конспекты.

Оборудование:    карта  «Строение  Земли»,   мультимедийные  средства,  глобус.

                                                   Ход  урока.

 I Организация  класса

II. Проверка  знаний  и  умений

             А)  Вступительное  слово  учителя

             Б)  Повторение

            Загадки:

Шар  не  велик.  Лениться  не  велит.

Если  знаешь  предмет,  

То  покажешь  весь  свет.  (Глобус)

Море  есть – плавать нельзя,

Дороги  есть – ехать нельзя.

Земля  есть – пахать  нельзя,

Луга  есть – косить нельзя.  (Географическая  карта)

Какую  большую  тему  мы  с  вами  изучили?  (Географическая карта.  План  местности)

Вопросы:

О  чём  идёт  речь? О  плане  или  карте?

- мелкий  масштаб

-чертёж  небольшого  участка  местности

-изображение  на  плоскости  всей  земли

-масштаб  крупный

-направление   север – юг  по меридианам

-есть  меридианы  и  параллели

А  что  такое  меридианы?  Параллели?

Вывод:

III. Изучение  нового  материала

       А) Постановка  познавательных  задач

  Вспомните  из  курса  природоведения,  какие внешние  оболочки  Земли  мы  знаем? (учащиеся называют)

Учитель:

Хребтами  горбились  породы,

Взрывались,  плавились,  кипя,

И  миллионы   лет    природа

Лепила  самое   себя.

                           С.   Щипачев.

 О  какой  оболочке  идёт  речь?  (Литосфера)

Учитель:

Сегодня  на  уроке  постепенно  углубляясь  внутрь  Земли,  мы  будем  изучать  её  внутренне   строение. (запись  темы  урока  в  тетрадь)

Зачитываем  по  слайду  о  чём  узнаем  на  уроке. (слайд 2)

Свои   наблюдения  мы  будем  заносить  на  схему

На  экране  «Внутреннее  строение  Земли.» (слайд 3)  и  учебник  стр.39.

Вопросы  учащимся:

 

  - Из  каких  внутренних  оболочек  состоит  наша  планета?

Учащиеся  чертят  рисунок 1 в  тетрадь (слайд5)

СУША                                                                                                                                            ОКЕАН

Земная  кора

                                                                                                                                                    - - - - - -- - - -              

                                                                                                                                                             -   -  -  -

Мантия

Ядро

Учитель:

Сейчас  мы  рассмотрим,  что  же  представляет  собой  верхняя  оболочка  Земли –

 Земная  кора.

На  экране: Строение  материковой  и  океанической  земной  коры.  (слайд 4)

Строение  и  состав  Земли  на  суше  и  под  океанами  сильно  отличаются.  Поэтому  принято  выделять  два  типа  земной  коры – материковую  и  океаническую. Так  в  чём  же  эти  отличия?

  Учащиеся  по  схеме отмечают:

    - на суше  земная  кора  более  мощная

    - выделяют  три  слоя

    - у  океанической  земной  коры  отсутствует  гранитный  слой

Учитель  дополняет  ответы  учащихся, одновременно  заполняя  схему  вместе  с  ребятами:  земная  кора   на  суше - в  горах  имеет  мощность  до  75  км,  на  равнинах  45 км,  под  океанами – 5 – 10  км.

Температура  при  движении  вглубь Земли  увеличивается  на  3˚  на  каждые  100 м.

До  20 м  вглубь  температура земной  коры  зависит  от  солнца.   Так  почему  же  далее  температура  увеличивается  с  глубиной?  На  этот  вопрос  вы  должны  ответить  в  конце  изучения  темы  урока.

Заполнение  рисунка 2  вместе  с  учителем. (слайд 6)

СУША                                                                                                                                            ОКЕАН

                75 км

                                                                                     45 км

                           

                                                                                                           

                             Осадочный                                                                                                                                      

                            Гранитный                                                                                                  5 – 15 км

                            Базальтовый

Земная  кора                                                                                                                            Осадочный

                                                                                                                                                 Базальтовый

                         

                                                 

Мантия

         

   Ядро

Земная  кора  состоит  из  разнообразных  горных  пород.  Горные  породы  имеют  сложное  строение  и  могут  включать  в  свой  состав  несколько  минералов,  которые  различаются  по  свойствам.  Разнообразие  горных  пород  зависит  от  условий  в  которых  они  образовались ,  претерпели  ли  изменения,  т.е.  зависят  от  их  происхождения.

     По  происхождению  горные  породы  делятся  на  три  группы.

Какие?  ( слайд 7 со  схемой)     и  работая  с  учебником   стр.  42  учащиеся  самостоятельно  составляют  рисунок 3:

                                                                     Горные  породы

                             

                               Магматические                                                          метаморфические

                                                                           осадочные

                          ?                         ?

                                                                       ?                         ?

   

                                                           ?                      ?

 Учитель: И  так,   что  же  у нас  получилось? (слайд8)

Рисунок 4

                                                                   

                                                                    Горные  породы

                             

                               Магматические                                                          Метаморфические

                                                                           Осадочные

      Глубинные                   Излившиеся                        

                                                                       

                                                    Органические            Неорганические                        

   

                                                                         Обломочные          Химические

Работа  с  образцами  горных  пород  их  характеристика  ( гранит,  пемза.  каменная  соль,  песчаник,  мрамор)

Стр.  42  учебника   зачитываем  какое  значение  имеют  магматические  породы,  осадочные,  метаморфические.

А  где  же  проходит  граница  между  земной  корой  и  мантией?

(  сообщение :  «Поверхность  Мохо»)

Учитель:

Под  земной  корой  до  2900 км  расположена  мантия.  Состоит   она  из  горных  пород  богатых  железом  и  магнием.  Делится  она  на  верхнюю  и  нижнюю  мантию.  Высокая  температура  мантии  (2000˚ приводит  к  плавлению   её  вещества.  Занимает  82%  обьёма  планеты  и   подразделяется  на  верхнюю  и  нижнюю  мантию.  Из  чего  состоит  нижняя  мантия,  пока  остаётся  загадкой.

Земная  кора  и  верхняя  мантия  составляют  литосферу. (литос – камень,  сфера – шар)  - каменная  оболочка  земли   (запись  в  тетрадь)

Далее  работаем  с рисунком 5: ( записываем  особенности  мантии)

СУША                                                                                                                                            ОКЕАН

                75 км

                                                                                     45 км

                           

                                                                                                           

                             Осадочный                                                                                                                                      

                            Гранитный                                                                                                  5 – 15 км

                            Базальтовый

Земная  кора                                                                                                                            Осадочный

                                                                                                                                                 Базальтовый

                         

                                    t  и  давление   с глубиной      повышается

                                       до2900 км,  82 %  от  обьёма  планеты,   большая  плотность.  Вязко –                                                                                                                  

                                 плазменная.                                                                                                                                                  

Мантия

                           17%,  большая  плотность,  t    достигает  10 000.

Ядро

Ядро  ведёт  себя  как твёрдое  тело.  Это  обьясняется  высоким  давлением.  Температура  ядра  достигает    10 000˚. Состоит  из  лёгких  элементов,  предположительно  серы.  Ядро  не   гладкое,  перепады  границ  достигают  260 км.

(данные   записываются  на рисунок 5) (слайд 9)

Вывод

д/з  § 16,17.

Закрепление:   (слайд10)

- Землю  по  её  внутреннему  строению  сравнивают  с  куриным  яйцом.  Что

   хотят  показать  этим  сравнением?

-Обьясните:  почему  мантию  называют  основной  частью  Земли?

Приложение к уроку (презентация)