Главные вкладки

    Урок по географии 7 класс "Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки"
    план-конспект урока по географии (7 класс) по теме

    Старикова Ольга Владимировна

    Конспект открытого урока по теме "Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки" Конспект с приложениями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt.doc100 КБ
    Microsoft Office document icon sudovyy_zhurnal.doc33.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Особенности географического положения Южной Америки. История открытия и исследования.

    Цели:

    • Образовательные:

            - Сформировать представление о географическом положении Южной Америки

                  - Рассмотреть особенности географического положения и береговой линии Южной Америки

    - Сделать выводы о влиянии физико-географического положения материка на его природу

    - Начать формирование представлений о природе и населении Южной Америки

                   - Сравнить ФГП Южной Америки и Африки

     - Познакомить учащихся с историей открытия и исследования  материка

    • Развивающие:

    - Продолжить формирование умения определять географическое положение материка

                   - Продолжить формирование умений работать с  картами атласа, с контурной картой

    - Продолжить развитие умений анализировать и сравнивать, находить черты сходства и различия

    • Воспитательные:

    - Воспитание любознательности, привитие интереса к путешествиям и открытиям

    - Формирование самостоятельности, умения работать в группе

    Тип урока:  изучение нового материала

    Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

    Формы организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Средства обучения: учебник Душина И.В. География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс.; физическая карта Южной Америки; физическая карта полушарий; Атлас. География материков и океанов с комплектом контурных карт. 7 класс; карточки-задания для работы в группах; карточки с характеристиками материков; ИКТ.

    План урока

    Этапы урока

    Время

    Организационный момент

    1-2 мин

    Изучение нового материала

    25 мин

    Закрепление

    7 мин

    Домашнее задание

    5 мин

    Подведение итогов

    7 мин

    Ход урока

    Организационный момент

    Учитель: Здравствуйте, ребята. Кто сегодня отсутствует? Сегодня на уроке вы будете работать в группах. У вас на парте лежат карточки с заданиями, листы оценки знаний. По итогам урока ваша работа должна быть оценена.

    А урок я предлагаю вам начать со следующего задания. Перед вами две карточки с названиями материков (Африка и Австралия) и карточки с характеристиками. К каждому материку вам нужно подобрать правильные характеристики.

    Слайд 1

    Характеристики материков

    • экватор проходит почти посередине
    • самый сухой материк
    • самый влажный материк
    • самый жаркий материк
    • самый удаленный материк
    • на материке самая   полноводная река
    • занимает по площади второе место
    • самый малонаселенный материк
    • находится самая большая пустыня мира
    • расположена самая длинная горная цепь на суше
    • самый маленький по площади материк
    • на материке находится самое высокогорное озеро

       Африка:

    • экватор проходит почти посередине
    • самый жаркий материк
    • занимает по площади второе место
    • находится самая большая пустыня мира

    Австралия: 

    • самый сухой материк
    • самый удаленный материк
    • самый малонаселенный материк
    • самый маленький по площади материк

    Учитель: Карточки с какими характеристиками у вас остались?

    • самый влажный материк;
    • расположена самая длинная горная цепь на суше;
    • на материке самая   полноводная река;
    • на материке находится самое высокогорное озеро

    Учитель: Как вы думаете для какого материка они подходят?

    Совершенно верно для Южной Америки

    Если через океан
    Плыть к другому берегу,
    Попадешь на материк
    «Южная Америка».
    А на том материке
    Есть река глубокая,
    Из известных в мире рек
    Самая широкая.
    Там – стеною на пути –
    Джунгли непролазные:
    Ни индейцу не пройти,
    Ни туристу праздному.
    Там на водопой спешат
    Звери утром ранним,
    А в воде кишмя кишат
    Страшные пираньи.
    Там над Андами парит
    Птица кондор,
    В джунглях ползает змея –
    Анаконда.
    «Как зовут тебя, река?..» –
    Крикнешь звонко,
    А в ответ, издалека –
    «Амазонка!..»
    Говорят, там до сих пор
    Бродят инки в перьях.
    Раньше тут у них была
    Целая империя.
    И, скрываясь в тех местах
    Со времен вторжения,
    Совершают тут и там
    Жертвоприношения.
    Там турист один гулял –
    Впечатлений жаждал –
    И, как кур в ощип, попал
    К инкам кровожадным.
    Но спасли – сказали мне –
    Жертву суеверия,
    Правда, этой болтовне
    Не особо верю я.

    Южная Америка до сих пор не до конца освоена и изучена. В ходе изучения материка мы будем узнавать, что из известного в ней миф, а что правда.
    Слайды 2-10

     Южная Америка – материк многих рекордов. Здесь протянулась самая длинная горная цепь Земли – Анды, с самой высокой вершиной в западном полушарии – горой Аконкагуа и самым большим высокогорным озером мира – Титикака. Здесь находится самый высокий в мире водопад – Анхель, самая большая по площади низменность – Амазонская. По ней, среди самых обширных в мире вечнозеленых лесов, течет самая полноводная река мира – Амазонка.

    НРК Назовите самый длинный хребет в России, Челябинской области (Уральские горы, Уреньга)

    Самый высокие горы в России, в Челябинской области (Кавказские, Зигальга)

    Самое высокогорное озеро России, Челябинской области ( Рица, Зюраткуль)

    Изучать материк мы будем по типовому плану. И начнем с первого пункта. Тема нашего сегодняшнего урока «Географическое положение материка. История открытия и исследования». В ходе изучения   вы будете темы вы будете заполнять судовой журнал, куда будете заносить все данные о ГП материка. Также мы будем выполнять задания на контурной карте. Физическая карта Южной Америки в атласе  на странице 18.

    Слайд 11

    Как вы думаете на какой фрукт по мнению ученых похож материк?

    Своими очертаниями материк похож на гроздь винограда, которая висит на Панамском перешейке. Береговая линия проста – ни одного крупного залива, полуострова.

    Лишь на севере Венесуэльский залив, а на юго-востоке залив Ла-Плата.

    Хотя материк был открыт в XV веке, Южная Америка долго, вплоть до XVIII века, оставалась загадкой.

    Единого мнения о том, кто первым достиг Америки нет. Одни считают, что Новый Свет открыли викинги, другие - что азиаты, третьи – что жители Океании. Но доподлинно известно, что после плавания  Колумба эта Земля стала известна свету, стала заселяться  и осваиваться.

     Выступление ученика. Христофор Колумб – самый знаменитый мореплаватель в истории человечества. Родился Х.Колумб в Генуе в семье ткача. Через некоторое время он перебирается в Португалию, которая в то время была крупной морской державой, именно в Португалии у Колумба окончательно созрел его великий замысел — достичь Индии западным путем. В основе его лежали два тезиса. Первый верный - что Земля имеет форму шара. Второй ложный – большая часть поверхности Земли занята сушей – единым массивом из трех материков: Европа, Азия, Африка. В Португалии он не нашел поддержки, чтобы осуществить свой замысел.

    Летом 1485 года Колумб покинул Португалию, семь долгих лет скитался он по пыльным дорогам Испании, прежде чем добился своего. Для плавания подобрали три подходящих корабля: «Пинта», «Нинья», «Санта-Мария».

    3 августа 1492 года эскадра покинула порт и направилась на запад искать Индию. Корабли шли больше месяца. 15 сентября спутники увидели зеленую полосу. Но это была не земля, а Саргассово море – гигантское скопление водорослей. Экипаж начал волноваться. Чтобы не пугать людей дальностью пройденного расстояния, Колумб начал уменьшать в судовом журнале пройденный путь. 12 октября 1492 года, показалась земля, и Колумб торжественно высадился на первую открытую им территорию; Будучи уверен, что достиг подступов к Индии, он назвал сбежавшихся к месту высадки местных жителей индейцами, и это название закрепилось за обитателями всего континента вплоть до наших дней. Саму же землю Колумб назвал «Сан-Сальвадор» — «Святой спаситель». Так была открыта Америка. Впрочем, Колумб до конца жизни был уверен, что никакого Нового Света он не открыл, а нашел путь в Индию. От Сан-Сальвадора корабли двинулись на юго-запад. По пути он открыл ряд островов: Багамские, Гаити, Кубу. В Испании путешественника встретили с восторгом.

    Второе путешествие проходило в 1493-1496 гг. Во время его Колумб открыл и исследовал множество островов из группы Больших и Малых Антильских, но его возвращение в Испанию было встречено холодно. Колумба лишили многих привилегий, так как золота было найдено сравнительно немного, и вновь открытые земли уже не вселяли больших надежд, но вопрос о третьем плавании был решен положительно.

    Во время третьего путешествия в 1498 году Колумб впервые высадился на материк, где исследовал дельту реки Ориноко. Третье плавание как таковое на этом закончилось. Его главным результатом было открытие южноамериканского материка. Но даже когда он попал в устье реки Ориноко, он не понял, что перед ним огромный материк. Вероломные правители Испании, опасаясь, что Колумб может стать правителем открытых им земель, послали за ним корабль с приказом его арестовать. Колумба заковали в кандалы и привезли в Испанию. Почти два года потратил Колумб чтобы доказать свою невиновность.

    Вскоре Колумбу с большим трудом удалось добиться разрешения на еще одно, четвертое плавание в Индию. Его замысел был прост — двигаясь на запад, достичь Индии, затем обогнуть Африку и вернуться в Испанию. То был замысел первого кругосветного путешествия! Увы, реализовать его Колумбу не удалось. Экспедиция быстро подошла к берегам Южной Америки, и в поисках пролива к берегам Индии Колумб отправился на юго-запад. Это был тяжкий путь. Люди были измотаны, и тяжело больной адмирал управлял кораблем сам. Недовольство изнуренного экипажа вынудило Колумба повернуть назад, и в ноябре 1504 года, проведя полтора года в плавании, он вернулся в Испанию. Сам Колумб считал это плавание великим, поскольку оно было богато событиями и приключениями, но и принесло разочарование: добраться до самой Индии так и не удалось. Из четвертого плавания Колумб возвратился в 1504 году, слава его померкла.

    В 1506 году, спустя полтора года после возвращения, Христофор Колумб умер. Смерть его прошла незамеченной для современников. Вопреки собственной убежденности, которую он сохранял до самой смерти, Колумбу не дано было выполнить ту задачу, которой он посвятил всю свою жизнь, но именно его экспедиции положили начало Великим географическим открытиям эпохи Возрождения, в частности окончательному доказательству шарообразности Земли.

    В XIX веке одно из государств в Южной Америке стало называться Колумбией.

    Учитель Почему же этот континент был назван Америкой, а не Колумбией?

    В самом начале XVI в., в одном из плаваний к берегам Вест-Индии участвовал выходец из Италии, торговый делец Америго Веспуччи. Побывав у берегов Южной Америки, он пришел к мысли, что земля, которую открыл Колумб, это не Азия, а это неизвестная обширная суша, Новый Свет. Он сообщил о своей догадке в Италию. Слух об этом быстро распространился. В 1506 году во Франции был издан географический атлас с картой северной части Южной Америки. Автор карт назвал эту часть Нового Света землей Америго. Картографы последующих лет распространили это название на Центральную и Северную Америку. Так имя Америго Веспуччи было присвоено целой части света и незаконно увековечено картографами.

    В 1499-1504 годах Америго Веспуччи совершил три плавания к южноамериканскому континенту во главе португальских экспедиций, открыв северное побережье Южной Америки, дельту Амазонки, бухту Рио-де-Жанейро, Бразильское нагорье.

    Северное и восточное побережье Южной Америки стало известно европейцам, а южное побережье не было освоено. Очертание материка на юге стало известно после плаванья Фернана Магеллана.

    Выступление ученика 

    Фернан Магеллан родился в Португалии около 1480 г Бедный португальский дворянин воевал в Северной Африке, где был ранен. Вернувшись на родину, он просил у короля повышения по службе, но получил отказ. Оскорбленный Магеллан уехал в Испанию, где он заключил договор, по которому Карл I снарядил 5 кораблей с припасами на 2 года. Магеллан стал единоличным начальником экспедиции.

    20 сентября 1519 г. флотилия вышла из порта Сан-Лукар в устье Гвадалквивира. 26 сентября флотилия подошла к Канарским островам, 26 ноября достигла побережья Бразилии, а 26 декабря - Ла-Платы.

    К месту зимовки подходили индейцы очень высокого роста. Они были названы патагонцами (по испански “патагон” - большеногий) С того времени их страна именуется Патагонией.

    Следуя вдоль северного берега Патагонского пролива, он обогнул самую южную точку Южно-Американского континента - мыс Фроуорд и еще пять дней вел три корабля на северо-запад будто ко дну горного ущелья. Высокие горы и голые берега казались безлюдны, но днем был видны дымки, а по ночам - огни костров. И Магеллан назвал эту южную землю “Земля Огня”, на наших картах она называется Огненной Землей. Через 38 дней Магеллан нашел атлантический вход в пролив, соединяющий 2 океана, он назвал его Магеллановым.

    Также большую роль в исследовании материка сыграли А. Гумбольдт, Н.И. Вавилов.

    Сегодня на  уроке мы проследим пути этих путешественников.

    План изучения ГП материка

    1. Положение материка относительно экватора, тропиков, полюсов, полярных кругов, нулевого меридиана
    2. Крайние точки материка и их координаты
    3. Протяженность материка с севера на юг , с запада на восток в км и градусах
    4. Какими морями и океанами омывается
    5. Как расположен относительно других материков
    6. В каких климатических поясах расположен?

    Учащиеся выполняют задания по группах. Один человек из группы выступает у доски.

    Слайд 12

    Задание для группы № 1:

    Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу. Узнайте, в каких климатических поясах находится материк.

    Выводы: Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и ее природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.

    Слайд 12

    Задание для группы № 2:

    • Ваша задача – найти крайние точки материка, определить их координаты и подписать на контурной карте.
    • Каковы координаты крайней северной и крайней южной точек? 
    • Каковы координаты крайних западной и восточной точек?

    Выводы:

    м. Гальинас – 12° с.ш.;72° з.д.;
    м. Фроуард – 54° ю.ш.; 71° з.д.;
    м. Париньяс – 5° ю.ш.; 81° з.д.;
    м. Кабу–Бранку – 7° ю.ш.; 35° з.д.

    Задание для группы №3

    • Между какими параллелями  находится материк?
    • Между какими меридианами? На сколько градусов протягивается с запада на восток в районе экватора?
    • Определите  протяженность материка с севера на юг по 70°з.д. меридиану и с запада на восток по 10° ю.ш. параллели в км и градусах.  Можете ли вы сказать, как протяженность материка повлиял на природу Южной Америки.  

       Выводы

     Протяженность:

    с севера на юг по 70° з.д. ~ 7350 км;
    с запада на восток по 10° ю.ш.~ 4655 км.

    Протяженность Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток (даже в самой широкой части), значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.

    Задание для группы № 4:

    Ваша задача – определить, какие моря и океаны омывают Южную Америку. Отметьте их на контурной карте. Можете ли вы сказать, какой из океанов будет оказывать большее воздействие на природу материка и почему. Узнайте, какие течения есть у берегов Южной Америки. Отметьте их на контурной карте. Будут ли они как-то влиять на природу материка?

    Выводы: С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока – Атлантический, с севера – Карибское море, относящееся к бассейну Атлантического океана. Так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние. У западного побережья материка находится холодное Перуанское течение, у восточного побережья – теплые течения: Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение. Холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и выпадению осадков, а теплые наоборот будут способствовать этому.

    Задание для группы № 5:

    Ваша задача – определить, как расположен материк Южная Америка относительно других материков. Отметьте крупные острова, архипелаги, проливы, заливы близ Южной Америки на контурной карте. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки влияние на природу Южной Америки.

    Выводы: Южная Америка находится на севере от Антарктиды, на юге от Северной Америки, на западе от Евразии и Африки. Материки Северная и Южная Америка составляют часть света “Америка”. Материки соединяются Панамским перешейком. Материк Северная Америка практически не оказывает влияние на природу Южной Америки. А вот “холодное дыхание” Антарктиды чувствуется на южной оконечности материка. Береговая линия Южной Америки изрезана слабо. Крупный остров – Огненная Земля. Острова: Фолклендские, Малые Антильские. Проливы: Магелланов, Дрейка, Панамский канал. Залив: Ла-Плата.

    Учащиеся делают вывод по своим работам, обмениваются информацией. Учитель помогает сделать правильные выводы.

    По итогам урока учащиеся заполняют судовой журнал, выполняют контурные карты.

    Слайд 14

    Закрепление

    1. Крайняя южная точка материка  (мыс Фроуард)
    2. Кто дал название острову Огненная Земля (Фернан Магеллан)
    3. Какой океан оказывает наибольшее влияние на природу материка (Атлантический)
    4. В каком веке была открыта Америка (в xv веке)
    5. Каким океаном омывается Южная Америка на западе (Тихим)

    Слайд 13

    Домашнее задание  сравнить географическое положение Южной Америки и Африки. Найти черты сходства и различия. Чем  можно объяснить черты сходства в положении этих двух материков и в очертании их береговой линии?

    Сравнить ЭГП Африки и Южной Америки

    Черты

    Африка

    Южная Америка

    Как расположена относительно экватора

    Экватор пересекает материк посередине

    Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка лежит в южной полушарии

    Как расположена относительно нулевого меридиана

    Нулевой меридиан пересекает материк на западе. Большая часть материка находится в восточном полушарии

    Находится в западном полушарии

    Как расположена относительно тропиков

    Пересекается северным и южным тропиками

    Пересекается южным тропиком

    В каких климатических поясах расположена

    К северу и югу от экваториального до субтропического

    От экваториального до умеренного

    Какими океанами омывается

    На западе – Атлантическим океаном, на востоке – Индийским океаном

    На востоке – Атлантическим океаном, на западе – Тихим океаном

    Подведение итогов

    Слайд 15

    Рефлексия

    Наш  урок подходит к концу. Мне хотелось бы узнать ваше отношение к уроку. Для этого давайте выполним интересное задание. Это задание называется синквейн. В переводе с французского «пять», это значит стихотворение из пяти строк.

    • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
    • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
    • Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
    • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, подходящая к описываемому предмету или объекту.
    • Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

    Слайд 16

    Например:

     1. Перемена

     2. Шумная, веселая

     3. Бегаем, отдыхаем, едим

     4. Отдыхать – не работать

     5. Счастье

    Теперь по этому  примеру,  опишите свое отношение к прошедшему уроку.

    Всем спасибо за урок.



    Предварительный просмотр:

                                                       Судовой журнал

    Исследователи Южной Америки

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

    _____________________________________________________________

    1. Крайние точки и их координаты

    Крайняя северная точка ________________________________________

    Крайняя восточная точка_______________________________________

    Крайняя южная точка__________________________________________

    Крайняя западная точка________________________________________

    1. Протяженность материка
    1. С севера на юг по 70 з.д.

    А) в км______________________________________________________

    Б) в градусах_________________________________________________

    2. С запада на восток по 10 ю.ш.

    А) в км______________________________________________________

    Б) в градусах_________________________________________________

    4. В каких климатических поясах расположена

    ____________________________________________________________

    ____________________________________________________________

    1. Домашнее задание

    Сравнить ЭГП Африки и Южной Америки

    Черты

    Африка

    Южная Америка

    Как расположена относительно экватора

    Как расположена относительно нулевого меридиана

    Как расположена относительно тропиков

    В каких климатических поясах расположена

    Какими океанами омывается


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Справочный материал по теме "История открытия и исследования Северной Америки"

    Справочный материал по теме "История открытия и исследования Северной Америки"...

    Географическое положение. История открытия и исследования Южной Америки

    Ознакомление с  особенностями  материка Южная Америка.Выяснение географическое положение Южной Америки, её размеры, отношение к другим материкам , морям и океанам.Ознакомление  с...

    Урок по географии 7 класс: «Обобщение знаний по теме "Южная Америка».

     обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Южная Америка”; формировать умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; ...

    Технологическая карта урока географии по теме: «Южная Америка. Географическое положение, история открытия и исследования материка»

    Сформировать представление о географическом положении, истории открытия и исследования Южная Америка....