Рабочая программа по географии за 8 класс по учебнику Домогацких Е.М.
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Юртаева Оксана Юрьевна

Разработка рабочей программы по геогрфии за 8 класс по учебнику Домогацких Е.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_klass.docx48.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена и одобрена на

заседании  методического

объединения

Руководитель МО

___________/___________________/                                  

«_____»__________________ 2013 г.

       «Утверждаю»

Директор МОУ «Лицей № 7»

____________ /Л.А. Фадеева/

«_____»____________ 2013 г.


 
 
 

Рабочая программа

учебного курса      по  ГЕОГРАФИИ          в      8       классе


 
 
 

Составитель:         Юртаева О.Ю. 
 
 

2013 г.

Пояснительная записка

Основные цели и задачи курса:

– сформировать целостный географический образ своей Родины;

– дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

– сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

– сформировать необходимые географические умения и навыки;

– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

Общая характеристика учебного предмета

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «География России» отводится 70 часов (2 учебных часа в неделю) в 8 и  68 часов (2 учебных часа в неделю) в 9 классах. Данная программа предполагает изучение в 8 классе природы России, а в 9 классе – её населения и хозяйства, таким образом, реализуется классический подход к изучению географии своей Родины.

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от  05.03. 2004 г.)
  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень, Сборник нормативных документов.  География: М., «Дрофа», 2004 г.);
  • методического письма «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2006 г.);
  • программы регионального курса «География Республики Мордовия»
  • Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования на 2013-2014 уч. год
  • Приказа № 904 от 16.08.2011г «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях РМ».
  • программы по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010, под редакцией Домогацких Е.М.

Изменения в программе: 

В соответствии со стандартом основного  общего образования по географии  в 8 классе рекомендовано включить в программу курса изучение краеведческого материала, разработанного Пресняковым В.Н. , Голубчик М.М., Кочетовой А.Г. (2005).

«География Республики Мордовия » изучается целым блоком, состоящим из  12 уроков, после изучения темы «Дальний Восток», включая 2 практические работы по темам «Мордовия на карте России» и «Поверхностные воды Республики Мордовия» и контроль знаний по данной теме в виде теста.

         Содержание дисциплины

           Материал курса сгруппирован в 4 раздела. Материал раздела – «Общая физическая география России» - сообщает учащимся основные сведения о географическом положении, исследовании территории, геологическом строении, рельефе, климате и погоде, морях и внутренних водах, почвах и природных зонах России.  

           Второй раздел – «Крупные природные районы России» - знакомит с крупными природными районами России: Арктикой, Русской равниной, Кавказом, Уралом, Западно-Сибирской равниной, Средней Сибирью, Северо-Востоком Сибири, горами Южной Сибири, Дальним Востоком. Здесь конкретизируются знания о взаимодействии природных компонентов в пределах крупных природных районов.

          Третий раздел «География Республики Мордовия» изучается по учебнику: В.Н. Пресняков «География Мордовии», издательство Саранск, 2006 г. В составе курса изучаются особенности географического положения республики, её границы, характеризуются природные компоненты, природные объекты, определяющие своеобразие природы Мордовии и раскрывают природную неоднородность её различных районов. Особое внимание уделяется определению экологических проблем республики и оценке перспектив её развития.

            Завершающий раздел «Природа и человек» раскрывает проблемы взаимоотношения человека и природы, задачи современной географии, географические прогнозы.

Данный раздел завершает изучение физической географии России, служит для систематизации и обобщения знаний о значении природы в жизни и хозяйственной деятельности человека, о природных ресурсах, о роли географической науки и обеспечивает переход к изучению экономической и социальной географии нашей страны. Огромен образовательно-воспитательный потенциал данного раздела. Школьники должны получить достаточно полное представление о значении географических знаний в решении различных проблем народного хозяйства; увидеть место человека в природе, возможности его положительного и отрицательного влияния на природу в условиях научно-технического прогресса.

            Широко используются межпредметные связи с историей, обществознанием, литературой, иностранным языком, биологией, экологией.

           Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Место предмета в учебном плане

Учебный план МОУ «Лицей № 7» отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» в 8 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Требования к результатам  обучения

          Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

• ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• образовательные результаты

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

         Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление              и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

          Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; картографическая грамотность;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Тематическое планирование по дисциплине «География. Природа России» 8 класс

№ п/п

Наименование тем

Максимальная нагрузка уч-ся, ч

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Практические работы, ч.

Контрольная работа, ч.

Экскурсии, ч.

Введение

1

1

-

I

Общая физическая география России

35

21

7

5

1

Географическое положение

4

2

2

2

Исследования территории России

2

1

1

3

Геологическое строение и рельеф

5

4

1

4

Климат и погода

7

4

2

1

5

Моря и внутренние воды

6

4

1

1

6

Почвы

4

3

1

7

Природные зоны

7

5

1

1

II

Крупные природные районы России

18

15

3

8

Восточно-Европейская равнина

4

4

9

Западно-Сибирская равнина

3

2

1

10

Кавказ

2

2

11

Урал

2

2

12

Горы Южной Сибири

3

2

1

13

Средняя, Северо-Восточная Сибирь и Дальний Восток

4

3

1

III

География Республики Мордовия

12

9

2

1

1

IV

Природа и человек

2

2

Итого

70

8

9

1

Содержание учебного материала

Раздел I. Общая физическая география России (35 часов)

Тема 1. Географическое положение (4 часа)

Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.

Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.

Практические работы: 1. Определение координат крайних точек территории России. 2. Решение задач на определение поясного времени.

Тема 2. Исследование территории России (2 часа)

Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.

Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.

Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. ДокучаевН.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.

Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5 часов)

Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность  человека. Опасные природные явления.

Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.

Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.

Практическая работа: 1.Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.

Тема 4. Климат и погода (7часов)

Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Персоналии: А.И. Воейков.

Практические работы: 1. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток. 2. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам.

Тема 5. Моря и внутренние воды (6часов)

Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.

Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.

Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.

Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.

Практические работы: 1. Характеристика морей, омывающих территорию России. 2. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки. 3. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

Тема 6. Почвы (4 часав)

Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Практическая работа: Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

Тема 7. Природные зоны (7 часов)

Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.

Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.

Практические работы: 1. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон. 2. Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого.

            Раздел 2. Крупные природные районы России (18 часов)

Тема 1. Островная Арктика (1час)

Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.

Тема 2. Восточно-Европейская  Русская равнина (3 часа)

Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.

Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине.  Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.

Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.

Практическая работа: 1. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.

Тема 3. Кавказ (2часа)

Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир.  Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.

Практическая работа: 1. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.

Тема 4. Урал (2 часа)

Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.

Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.

Персоналии: А.Е. Ферсман.

Практическая работа: 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.

Тема 5. Западно-Сибирская равнина (3часа)

Западная  Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.

Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.

Практическая работа: 1. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.

Тема 6. Средняя Сибирь (2часа)

Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.

Практическая работа: 1. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.

Тема 7. Северо-Восток Сибири (2часа)

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода  Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.

Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.

Тема 8. Горы Южной Сибири (3часа)

Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического  строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.

Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.

Практическая работа: 1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.

Тема 9. Дальний Восток (4 часа)

Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.

Практическая работа: 1. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.

Раздел 3. География Мордовии. (12 часов)

Географическое положение Мордовии .Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климат и климатические ресурсы Мордовии. Поверхностные и подземные воды. Почвы и почвенные ресурсы. Растительный и животный мир Мордовии. Природные комплексы. Физико – географическое районирование Мордовии. Экологические проблемы Мордовии.

Раздел 4. Природа и человек (2часа)

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.

Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.

Практическая работа: 1. Составление географического прогноза изменения  ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали.

Материально-техническое обеспечение курса:

Библиотечный фонд:  

УМК ученика

  1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский  География: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.ФП. 1773
  2. Сиротин В.И. Россия: природа. Население. 8 кл.: Рабочая тетрадь с комплектов контурных карт. – М.: Дрофа, Издательство ДИК, 2012.

УМК учителя

  1. Е.М. Домогацких  Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «Торгово-издательский дом  «Русское слово –  РС », 2010.
  2. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С.   Практические работы по географии 6-10 классы. Москва, изд. «Школа – Пресс», 2005.
  3.  Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: «ВАКО», 2005.
  4. Летягин А.А. Тесты по географии. 8-9 кл. – К.: ГИППВ, 1998.

      Наглядные пособия:

  1. Слайдальбом «География России»
  2. Карта «Климатическая карта России»
  3. Карта физическая «Карта России»
  4. Карта «Тектоника и минеральные ресурсы России»
  5. Карта «Почвенная карта России»
  6. Карта «Местор-я пол. ископ. России и сопред.госуд.»
  7. Карта «Природные зоны России»
  8. Карта «Физическая карта России»
  9. Таблица « Богатство морей России »
  10. Таблица « Почвы России »
  11. Таблица « Геохронологическая таблица »
  12. Таблица « Классификация природных ресурсов »
  13. Таблица « Географическое положение, территория и границы »
  14. Таблица « Тектоническое строение территории »
  15. Таблица «Рельеф»
  16. Таблица «Климат»
  17. Таблица « Внутренние воды »
  18. Таблица « Почвы и мелиорация »
  19. Таблица «Природно-хозяйственные зоны»
  20. Таблицы «Рельеф России 8 класс»

Мультимедийные обучающие программы:

Электронные карты «Социальная и экономическая география России»,2010

Компакт-диск «Уроки географии – 8 класс»

ТСО:

Мультимедийный компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, средства коммуникации (выход в Интернет)

Дополнительная литература:

1.Алексеев А.А. География России. Природа и население.-М.:Дрофа,2007
2.Дронов. В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Рабочая тетрадь.- М.: Дрофа, 2007
3.Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля.8-9 классы. - М.: Дрофа, 2009
5.Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2004
7.Пятунин Б.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы. М.: Дрофа, 2005.

8. Ермошкина А.С. Природа России. Тематический контроль по географии 8 кл. – М.: Интеллект-Центр, 2000.

9. Уроки географии. 8-9 классы: метод. Пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2004.

10. Современный урок географии. Ч. 5. Методические разработки уроков по курсу «География России». 8 класс. / Редактор-составитель И.И. Баринова. – М.: Школьная Пресса, 2003.

11.Библиотека электронных наглядных пособий. География. 6-10 классы.
             Основные Интернет-ресурсы:

http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»;

http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена;

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «География»;

http://www.1september.ru – газета «География», издательство «Первое сентября»;

http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов;

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта «Сеть творческих учителей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Домогацких Е.М.

Используемая программа: Домогацких Е.М. Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД Русское слово-РС», 2008Количество часов:всего - 68 часов, в неде...

Рабочая программа по географии 6 класс к учебнику Домогацких

Рабочая программа курса географии , ступень обучения основное общее образование 6 класс. Количество часов по программе -34, количество часов в неделю -1 , уровень -базовый, количество контрольных рабо...

Рабочая программа по географии 8 класс по учебнику Е.М.Домогацких

Рабочая программа  по географии разработана для 8 класса по учебнику Е.М.Домогацких...

Рабочая программа по географии 9 класс по учебнику Е.М.Домогацких

Рабочая программа  по географии разработана для 9 класса по учебнику Е.М.Домогацких...

рабочая программа по географии 9 класс к учебнику Домогацких

тематичечкая разработка по географии 9 класс к учебнику Домогацких...

Рабочая программа по географии 5 класс к учебнику Домогацких

Рабочая программа по географии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,...