рабочая программа по географии 9 класс к учебнику Домогацких
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Бабаева Жанна Михайловна

тематичечкая разработка по географии 9 класс к учебнику Домогацких

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа422 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

 Директор  МБОУ «Суховская СОШ № 3»

________  Безденежная Л.В.

Приказ № _____ от «____»___________2016г.

           

 

   

                             

Рабочая программа

на 2016/17 учебный год

Учитель: Бабаева Жанна Михайловна

 

Предмет: география

Класс: 9

                                                                         Рассмотрено на заседании МС

                                                                        Протокол №_______________                    

                                                                        От    «_____» ___________ 2016

                                                  Руководитель МС:______Затулина С.С.

                                                                                 

                                                                          С. Сухово, 2016 г

     

Рабочая программа курса «Географии » для  9  класса на 2015 – 2016 учебный  год составлена в соответствии  с  Федеральным  Законом 29.12.2012 № 273-Ф3(ред. от 23.07.2013) « Об образовании  в Российской  Федерации».

Авторской программы  Е.М. Домогацких. Программа по географии 6-11 классов общеобразовательных учреждений. -2-е изд.-М.: ООО « Торгово-издательский дом Русское слово –РС», 2010.-56с.

Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая география России. 9 класс. -“М.: Русское слово, 2008.

Количество часов: 

всего - 70 часов, в неделю - 2 ч

  практических работ -  14.


Пояснительная записка

Курс «География России» занимает центральное место в географическом образовании в школе. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-8 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе.

Все это определяет особую роль данного курса: помимо раскрытия основных знаний, формирования географических умений и навыков, он влияет на мировоззрение учащихся, имеет огромное воспитательное значение.

Основные цели и задачи курса:

– сформировать целостный географический образ своей Родины;

– дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;

– сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;

– сформировать необходимые географические умения и навыки;

– воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и всего мира в целом;

– воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

В Федеральном базисном учебном плане на изучение курса «География России» отводится по 70 часов (2 учебных часа в неделю).

  1. Структура курса

№ п/п

Тема (глава)

Кол- во

часов

1

Введение

1

2

Раздел 1.Общий обзор России

Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России

33

8

3

Население России

7

4

Хозяйство России

18

5

Раздел 2.Экономические районы России

География своего района

9

14

6

Раздел 3. Страны ближнего зарубежья

5

7

Раздел 4. Россия и мир

2

8

Обобщающее повторение курса «Экономическая география России»

6

9

Итого:

70

 

  1. Контроль уровня обученности

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ  РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

1.

Практическая работа №1

Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран.

1

2.

Практическая работа №2

Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями

1

3.

Практическая работа №3

Нанесение на контурную карту национально-территориальных  образований и краев

1

4.

Практическая работа№4 Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации

1

5.

Практическая работа №5 Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально- территориальных образований»

1

6.

Практическая работа №6

Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства  

1

7.

Практическая работа №7

Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны.

1

8.

Практическая работа №8

Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных

1

9.

Практическая работа №9

Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности

1

10.

Практическая работа №10

Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения.

1

11.

Практическая работа №11

Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства

1

12.

Практическая работа №12

Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану

1

13.

Практическая работа №13

Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района

1

14.

Практическая работа №14

Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа.

1

Итого

14


4. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО КУРСА

Введение. Экономическая и социальная география (1 час)

Предмет экономической и социальной географии. Хозяйственный комплекс – главный объект исследования экономической географии. Различия между природным и хозяйственным комплексом.

Основные понятия: экономическая и социальная география, хозяйственный комплекс.

Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (33 часа)

Тема 1. Россия на карте мира. (8 часов)

Природные условия и ресурсы России

Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств.

Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны.

Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа.

Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России.

Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям – биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера.

Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России.

Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.

Основные понятия: социально-экономическая география, хозяйственный комплекс, экономико-географическое положение, политико-географическое положение, геополитика, административно-территориальное деление, субъекты Федерации, экономический район, районирование, специализация, природные условия, адаптация, природные ресурсы.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту соседних с Россией стран. 2. Определение мест пересечения государственной границы крупными автомобильными и железными дорогами, трубопроводами и водными путями.

Тема 2. Население России (7 часов)

Демография. Переписи населения. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения. Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.

Плотность населения. Две зоны расселения и их характеристики. Миграции населения и их причины. Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны.

Расселение и его формы. Города России. Урбанизация. Уровень урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации.

Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.

Основные понятия: естественный прирост, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, плотность населения, миграции, расселение, урбанизация.

Практические работы. 1. Нанесение на контурную карту национально-территориальных образований и краев. 2. Определение по статистическим данным плотности населения отдельных субъектов Федерации. 3. Составление таблицы «Народы России, не имеющие национально-территориальных образований в составе страны».

Тема 3. Хозяйство России (18 часов)

Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.

Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.

Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.

Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.

Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.

Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.

Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.

Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.

Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.

Основные понятия: национальная экономика (народное хозяйство), отрасль, предприятие, межотраслевой комплекс, факторы размещения производства, комбинирование производства, материальная и нематериальная сфера хозяйства, сфера услуг.

Практические работы. 1. Выбор места для строительства предприятия на основе знания факторов размещения производства. 2. Сравнительная характеристика двух или нескольких угольных бассейнов страны. 3. Составление характеристики одной из металлургических баз на основе карт и статистических данных. 4. Определение по картам главных факторов и районов размещения алюминиевой промышленности. 5. Определение по картам основных центров размещения металлоемкого и трудоемкого машиностроения. 6. Определение по картам особенностей зональной специализации сельского хозяйства.

Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (23 часов)

Северный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.

Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение – главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.

Калининградская область – самая западная территория России.

Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной промышленности.

Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов России.

Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.

Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.

Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.

Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.

Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.

Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.

Основные понятия: транзитное положение, добывающие отрасли, энергоемкие производства, Нечерноземье.

Практические работы. 1. Экономико-географическая характеристика территории (области, края, республики) по типовому плану. 2. Составление схемы внешних производственно-территориальных связей экономического района. 3. Сравнение экономико-географического положения и ресурсов Северо-Западного и Центрального районов. 4. Анализ перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. 5. Сравнение хозяйственной специализации Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского экономических районов.

География своего региона (14 часов)

Раздел 3. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (5 часа)

Страны Европейского Запада. Страны Балтии – Эстония, Латвия и Литва – небольшие государства с ограниченными природными ресурсами. Ключевая роль отраслей неметаллоемкого машиностроения. Белоруссия. Ее транзитное положение между Россией и зарубежной Европой. Специализации на транспортном машиностроении и химической промышленности. Общие для стран Европейского Запада черты экономики: легкая и пищевая промышленность, животноводческая специализация сельского хозяйства.

Страны Европейского Юга. Богатые природные ресурсы и благоприятные условия – основа экономики Украины. Многоотраслевая промышленность Украины. Ведущая роль металлургии, машиностроения и химической промышленности. Украина – крупнейший производитель зерна в ближнем зарубежье. Агроклиматические ресурсы – основа сельскохозяйственной специализации Молдовы.

Страны Закавказья. Южное положение и преобладание горного рельефа. Ограниченный набор минеральных ресурсов. Сельское хозяйство – основа экономики Грузии. Точное машиностроение и цветная металлургия – хозяйственная специализация Армении. Нефтегазовый комплекс Азербайджана.

Страны Азиатского Юга. Казахстан – страна-гигант. Рудные и топливные ресурсы – база для металлургии и нефтегазовой промышленности. Доминирующая роль черной и цветной металлургии. Природные условия, определяющие сельскохозяйственную специфику разных частей страны. Четыре среднеазиатские республики: черты сходства и различия. Преобладание сельского хозяйства: хлопководства, шелководства, садоводства и виноградарства.

Основные понятия: прибалтийский тип сельского хозяйства, завалуненность, теплолюбивые культуры, каракульские овцы, пустыни, ковроткачество, длинноволокнистый хлопок.

Практическая работа: составление схемы внешних производственно-территориальных связей между странами ближнего зарубежья и Россией.

Заключение. Место России

в хозяйственной системе современного мира (2 час)

Развитие хозяйственного комплекса России и изменение ее экономического значения на международном уровне.

Обобщающее повторение курса «Экономическая география России» (6 часов)

Географическая номенклатура

Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.

Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.

Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.

Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.

Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.

Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.

Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.

Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.

Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.

Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.

Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.

Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.

Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).


  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Компетенции

Общеучебные

 Познавательная деятельность

         Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

  Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Информационно-коммуникативная деятельность

         Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

          Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

          Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

          Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

           Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.

                   Рефлексивная деятельность

         Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

       Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

   Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Предметно-ориентированные

  • сформировать целостный географический образ своей Родины;
  • дать представление об особенностях населения и хозяйства нашей Родины;
  • сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
  • сформировать необходимые географические умения и навыки;
  • воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;
  • воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.

6. Учебно-методические средства обучения

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая география России. 9 класс. -“М.: Русское слово, 2008.
  2. Географический атлас. 9 класс. - М.: Дрофа, 2007.
  3. Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 9 класс. - М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Алексеев А.И. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2007.
  2. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М.: Дрофа, 2007.
  3. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.
  4. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2004.
  5. Родионова И.А. Экономическая география России. - М.: Московский лицей, 2001.
  6. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. В 2-х томах. - М.: АСТ- ПРЕСС ШКОЛА, 2004.
  7. Пятунин В.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2004.
  8. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. - М.: Глобус, 2010.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

урока

Кол

-во

ча

сов

Тип

урока

Элементы

обязательного

минимума

образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дополнительный материал

Формы

контроля

Практические

работы

До

маш

нее

зада

ние

Дата проведения

План

Факт

Введение (1 час)

1

Что изучает экономическая география России

1

Урок изучения нового материала

География как наука. Источники получения знаний о природе, населении. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации

Называть: предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации.

Уметь: объяснять роль географических знаний в решении социально- экономических, экологических проблем страны

Фронтальный устный опрос

§1

Раздел I. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (33 часа)

Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России (8 часов)

2

Заселение территории России

1

Урок актуализации знаний и умений

История освоения и изучения территории России

Знать: результаты географических открытий. Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию

Индивидуальный устный опрос

История освоения и изучения территории России

§2

3

Геополитическое и экономическое влияние России

П.Р.№1

1

Урок изучения нового материала

Географическое положение. Виды и уровни географического положения

Понимать связь между географическим положением и другими компонентами природы

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

§3

4

Администра-

тивно-

территориаль- ное устройство России

1

Урок изучения нового материала

Административно- территориальное и политикоадминистративное деление

Знать: специфику административно- территориального устройства Российской Федерации.

Уметь: анализировать карту

Фронтальный устный опрос, индивидуальная письменная работа

Анализ карт ад- министративно- территориально- го и политикоадминистративного деления страны

§4

5

Природные условия страны

П.р.№2

1

Урок актуализации знаний и умений

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России

Объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании. Составлять географические прогнозы.

Знать законы об охране природы.

Уметь: выполнять правила природоохранного поведения,участвовать в мероприятиях по охране природы, анализировать экологические карты России

Анализ карт, фронтальный устный опрос

§5

6

Ресурсный потенциал страны. Территориальные сочетания ресурсов

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, фронтальный устный опрос

§6

7

Основные типы природопользования

1

Практикум

Анализ карт, фронтальный устный опрос

§7

8

Источники загрязнения окружающей среды. Экологические проблемы регионов различных типов хозяйствования

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, фронтальный устный опрос

§8

9

Россия на карте мира

1

Урок обобщающего повторения

Особенности географического положения России. Территория и акватория. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство, недра,континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Часовые пояса

Знать: объекты,связанные с географическим положением (см. номенклатуру), специфику географического положения и административно-

территориального устройства

Тестирование

Тема 2. Население России (7 часов)

10

Численность и

размещение

населения

П.р.№3

1

Урок изучения нового материала

внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Городское и сельское население, роль круп-неиших городов, пароды и основные религии. Россия - многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Много- конфессиональность. География религий

Знать: численность населения страны, факторы, влияющие на численность, понятие «миграция», ее осйовные виды, причины; основные направления миграций на разных этапах истории; понятия: трудовые ресурсы,занятость, экономически активное население; неравномерность распределения трудоспособного населения; особенности населения России, урбанизации;концентрацию населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем; городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения, проблемы в сельской местности; народы, населяющие страну,языковые семьи и группы, основные религии. Уметь: объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям, приводить примеры миграций; объяснять существенные признаки социальных явлений; приводить примеры, работать с картой

Фронтальный устный опрос

Работа с картой «Качество жизни населения».

Г еографические различия в уровне жизни населения, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни - важнейшая социально- экономическая проблема.

1 .Анализ карты «Народы».

2. Выявление территориальных аспектов межнациональных отношений

§9

11

Воспроизводство населения

П.р.№4

1

Урок актуализации знаний и умений

Анализ карт, фронтальный устный опрос

§10

12

Миграция

населения

1

Урок актуализации знаний и умений

Индивидуальный устный опрос, фронтальный письменный опрос

§11

13

Рынок труда и занятость населения

1

Урок актуализации знаний и умений

Индивидуальный устный опрос

§12

14

Расселение и урбанизация

1

Урок актуализации знаний и умений

Индивидуальный устный опрос

§13

15

Этнический состав населения

П.р.№5

1

Семинар

Индивидуальный устный опрос. Фронтальная письменная работа

§14

16

Население

России

1,

Урок повторения и обобщения (практикум)

Анализ карт, фронтальный устный опрос

§15

Тема 3. Хозяйство России (18 часов)

17

Хозяйство

страны

1

Урок изучения нового материала

Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие - первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора.

Принципы размещения предприятий:условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства

Знать: изменения пропорций' между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства; условия и факторы размещения предприятий.

Уметь: объяснять, чем различаются условия и факторы размещения

Фронтальный устный опрос

§16

18

Структура

хозяйства

1

Урок изучения нового материала

Фронтальный устный опрос

§17

19

Факторы

размещения

производства

П.р. №6

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос

§18

20

Топливно- энергетический комплекс. Нефтяная и газовая промышленность.

П. р.№7

1

Урок актуализации знаний и умений

Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природноресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природнохозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: исполь-

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос

§19

21

Угольная промышленность

1

Практикум

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос

§20

22

Электроэнерге

тика

1

Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный

опрос

§21

23

Черная металлургия

П.р.№8

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос

§22

24

Цветная металлургия

П. р.№9

1

Урок актуализации знаний и

Работа с контурными картами, инди-

§23

умений

зования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

видуальный,

фронтальный

опрос

25

Машинострое

Ние

П.р.№10

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос

§24

26

Военно-

промышленный

комплекс

1

Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный

опрос

§25

27

Химическая

промышлен

ность

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос

§26

28

Лесная промышленность

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос

§27

29

Сельское хозяйство. Растениеводство

1

Практикум

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос

§28

30

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства

П.р.№11

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос

§29

31

Пищевая и легкая промышленность

1

Урок актуализации знаний и умений

Фронтальный

опрос

§30


32

Транспорт России

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос

§31

-

33

Непроизводственная сфера. Сфера обслуживания

1

Урок актуализации знаний и умений

Фронт опрос

§32

34

Хозяйство России

1

Урок повторения и обобщения

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос

§33

Раздел II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ (23 часа)

35

Районирование

территории

России

1

Урок изучения нового материала

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия. Определение географического положения территории, основных

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природнохозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлении; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала,экологических проблем; приводить примеры: ис-

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос

§34

36

Центральный

экономический

район

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос

§35

37

Волго-Вятский

экономический

район

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос

§36

38

Центрально

черноземный

экономический

район

1

Урок актуализации знаний и умений

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос

§37

39

Северо- Западный экономический район.

П.р. №12

1

Практикум

этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения,

формирования культуры народов,современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

пользования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос

§38

40

Северный экономический район

1

Практикум

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

§39

41

Калининградская область

П.р.№13

1

Практикум

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос

§40

42

Северо- Кавказский экономический район

П.р.№14

1

Практикум

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

§41

43

Поволжский

экономический

район

1

Практикум

Работа с контурными картами, индивидуальный, фронтальный опрос, тест

§42

География своего региона (используется региональный учебник) (14 часов)

44

Особенности ЭГП территории

1

Урок изучения нового материала

Пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ.

Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории, кпиматообра-

Называть: пограничные субъекты, особенности географического положения, размеры территории, протяженность границ; народы, наиболее распространенные языки, религии.' Определять и описывать: географическое положение (экономико-

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт, работа по заполнению контурных карт

45

Население и хозяйственное освоение

1

Урок актуализации знаний и умений

зующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах, влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. Численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы, проживающие на территории своего региона. Городское и сельское население. Крупнейшие города. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства области. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Производственный потенциал: география отраслей хозяйства, географические проблемы и перспективы развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Анализ экономических карт России и своего региона

географическое, геополитическое и др.), особенности быта и религий отдельных народов. Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения; различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ. Оценивать:изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений. Называть: важнейшие природнохозяйственные объекты области, основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования. Объяснять: изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплек-

Особен- ности природы и хозяйственной деятельности

Анализ карт, составление по карте маршрута путешествий, работа по заполнению контурных карт

46

Особенности хозяйства. Промыш-

ленность

1

Исследо-

вание

Достопри

мечатель

ности. Топони-мика

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства

47

АПК региона

1

Практикум

Эвристическая беседа по результатам групповой работы: обсуждение особенностей хозяйства

48

Особенности транспорта

1

Практикум

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт

49

Города

1

Семинар

Учебное исследование по картам, составление таблицы по результатам сравнения карт


50

Социально- экономические проблемы региона

1

Урок-

исследова

ние

сами и отраслями в структуре хозяйства. Оценивать:природноресурсный потенциал региона

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы

51

География своего региона

1

Урок повторения и обобщения

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

52

Уральский экономический район

1

Урок актуализации знаний и умений

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона.Географические особенности отдельных регионов: Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия

Знать: основные географические понятия и термины, особенности основных отраслей хозяйства, природнохозяйственных зон и районов Российской Федерации.

Уметь: выделять, описывать и объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем; приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека ж условиям окружающей среды,

Учебное исследование по картам. Эвристическая беседа по результатам групповой работы

Определение тенденций хозяйственного развития Северного Урала (составление картосхемы). Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и предложение путей решения экологических проблем

§43

53

Особенности районов Западной экономической зоны

1

Урок повторения и обобщения

Учебное исследование по картам, решение географических задач

§44

54

Западно- Сибирский экономический район

1

Урок актуализации знаний и умений

Учебное исследование по картам, решение географических задач

§45

55

Восточно- Сибирский экономический район

1

Урок актуализации знаний и умений

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира; составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Учебное исследование по картам, решение географических задач

§46

56

Дальневосточный экономический район

1

Практикум

Социаль-

но-

экономи- ческие проблемы шахтерских районов

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

Разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона

§47

57

Экономические районы России

1

Исследова

ние

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

Раздел III. СТРАНЫ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ (5 часов)

58

Белоруссия и Прибалтика

1

Урок актуализации знаний и умений

Особенности географического положения, природы,населения и его хозяйственной деятельности, быта и культуры наиболее крупных стран. Различие стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям

Уметь: составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

§48

59

Украина и Молдавия

1

Урок актуализации знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

§49

60

Страны

Закавказья

1

Урок актуализации знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

§50

61

Казахстан и Средняя Азия

1

Урок актуа лизации знаний и умений

Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами

§51

62

Страны Ближнего Зарубежья

1

Практикум

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

§52

Раздел IV. РОССИЯ И МИР (2 часа)

63

Место России среди стран мира

1

Урок актуализации знаний и умений

Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России. Объекты мирового природного и культурного наследия в России

Уметь:использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

§53

64

Место России среди стран мира

1

Урок актуализации знаний и умений

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

Обобщающее повторение курса «Экономическая география России» (6 часов)

65

Природные условия и ресурсы России

1

Практикум

.Особенности взаимосвязей компонентов природы в пределах крупных природных зон и районов на территории России

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

66

Население

России

1

Практикум

.Население России: численность, размещение, естественное и механическое движение населения, демографические проблемы. Народы России. Городское и сельское население. Крупнейшие города

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

67

Хозяйство

России

1

Практикум

География важнейших отраслей хозяйства. Проблемы преобразования экономики России

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

68

Западная

экономическая

зона

1

Практикум

Особенности географического положений природы,населения, хозяйства и история развития крупных географических регионов России

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

69

Восточная

экономическая

зона

1

Практикум

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

70

Итоговое повторение по всему курсу

1

Урок систематизации знаний и умений

Основные термины по всему курсу

Уметь: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Эвристическая беседа по результатам групповой работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа 6-9 класс к учебникам Домогацких Е.М.

Рабочая учебная программа составлена на основе авторской программы по физической географии под редакцией Е.М. Домогацких, М. «Русское слово» 2008 год....

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

рабочая программа по географии фгос к учебнику Дронов Савельева

Данная рабочая программа разработана в соответствии  со следующими нормативными и распорядительными документами: 1.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 201...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...