Макрорайоны США
план-конспект урока по географии (11 класс) по теме

Мизеева Анна Германовна

·               Организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению знаний о географических и историко-культурных особенностях макрорайонов США, их населении, хозяйстве и территориальной структуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_11_kl_3_rayony_ssha.doc272 КБ

Предварительный просмотр:

География

Тема: Макрорайоны США

11 класс

Уровень: базовый

Цель

  • Организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению знаний о географических и историко-культурных особенностях макрорайонов США, их населении, хозяйстве и территориальной структуре.

Задачи

  • Обеспечить понимание обучающимися влияния географических, исторических, социально-экономических факторов на менталитет населения, культурно-исторические особенности и черты развития макрорайона, его место в экономике страны.
  • Способствовать развитию умений применять географические знания для объяснения и оценки особенностей региона, уровня территориальной концентрации населения и производства, применять географическое мышление для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих особенности и динамику развития районов и городов США.
  • Способствовать развитию умений анализировать, обобщать и делать выводы, решать учебные проблемы; коммуникативных и творческих способностей обучающихся в процессе выполнения практических и творческих заданий.
  • Обеспечить развитие умений создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных территорий (макрорайонов США).
  • Содействовать развитию ИКТ-компетентности и познавательного интереса обучающихся, организуя работу с разнообразными электронными ресурсами, выполнение заданий с помощью компьютерной техники и программного обеспечения.
  • Способствовать формированию у учащихся чувств уважения к социально-экономическим достижениям США.

Основное содержание темы:

Северо-Восток США – «мастерская нации». Главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Города Нью-Йорк и Вашингтон.

Средний Запад США – регион крупной промышленности и сельскохозяйственного производства. Город Чикаго.

Юг США – регион больших перемен. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы.

Запад – самый молодой и динамичный регион США. Особая роль Калифорнии. Города Лос-Анджелес и Сан-Франциско.

Планируемы результаты

уметь

Личностные ____________________________________________________

  • эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу;
  • готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире.

Метапредметные ________________________________________________

Познавательные

Умение

  • учебно-исследовательской деятельности с различными источниками информации;
  • решать учебные проблемы; выявлять противоречия;
  • осуществлять самостоятельный поиск методов решения практических задач, применять различные методы познания;
  • использовать средства ИКТ в решении когнитивных, задач;
  • вести самостоятельный поиск методов решения практических задач;
  • создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных территорий;

Регулятивные: 

Умение:

  • самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
  • самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  • использовать все возможные ресурсы для реализации планов деятельности;
  • осознавать совершаемые действия и мыслительные процессы, их результаты.

Коммуникативные 

Умения:

  1. продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

Предметные ____________________________________________________

В познавательной (интеллектуальной) сфере: 

Знание:

  • географической, историко-культурной специфики макрорегионов США; их различий в ПРП, населении и специализации хозяйства;
  • географических аспектов отраслевой и территориальной структуры хозяйства, размещения его основных отраслей;
  • крупнейших городов, промышленных и транспортных узлов.

Представление о (об):

  • влиянии истории развития региона на особенности населения;
  • миграциях населения и их последствиях в социально-экономическом развитии региона.

В ценностно-ориентационной сфере:

  • понимание влияния географических, исторических, социально-экономических факторов на менталитет населения, культурно-исторические особенности и черты развития макрорайона, его место в экономике страны;

В сфере географической деятельности:

Умение:

  1. применять географические знания для объяснения и оценки особенностей региона, уровня территориальной концентрации населения и производства, степени природных, антропогенных и техногенных изменений;
  2. применять географическое мышление для вычленения и оценивания географических факторов, определяющих сущность и динамику изучаемых процессов и объектов;
  3. сопоставлять географические карты различной тематики;
  1. создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы; населения и хозяйства макрорайона на основе разных источников географической информации, сопровождать выступление презентацией;
  2. определять местоположение на карте: макрорайонов США (Северо-Восток, Средний Запад, Юг и Запад); районов и штатов (Новая Англия, Пенсильвания, Миссисипи, Алабама, Аризона, Техас, Флорида, Калифорния, Приозерье, Дальний, Горный, Тихоокеанский Запад), городов (Нью-Йорк, Вашингтон, Питтсбург, Бостон, Чикаго, Детройт, Кливленд, Майами, Атланта, Даллас, Хьюстон, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), других объектов: мыс Канаверал, Силиконовая долина.

Организация образовательного пространства

Оборудование

Мультимедийный проектор, персональный компьютер на двух обучающихся, выход в интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru., Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/.

Ресурсы

Учебник географии, атлас по географии для 10-11 классов, политическая карта мира, карта «США», физическая карта Северной Америки.

Электронные учебные модули и Интернет-ресуры: 

Северная Америка. Мультимедиа.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/93b63e55-7bec-4aa5-af16-3c86784cb59f/015.swf 

География хозяйственной деятельности в Северной Америке. Презентация.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/de7da939-e03d-4e46-b679-f652d58634de/122c.pps

Территориальная структура хозяйства США и Канады. Презентация.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1fc5536b-2599-4659-938b-00c8f60d1c14/288b.pps 

Экономико-географическое районирование США. Электронный учебный модуль.

http://85.142.23.53/packages/internet-school/EE3E4755-879F-68F2-8274-08EB71E065D6/0.0.0.0/teleschool.geo-10-51.i1..oms

Северо-восток США. Презентация.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a73913a-8027-495e-993d-78a5a983dd6b/291i.pps 

Фотогалерея Нью-Йорка. Иллюстрации.

http://redigo.ru/geo/North_America/USA/New_York/media/photo/#!/1 

Чикаго. Гипертекст.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba6e358e-095e-c480-e078-8ecf2873d3f1/1011858A.htm

Лос-Анджелес. Презентация.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ce5d1b9f-e2f2-4e37-9a49-173e45362935/123i.pps 

Формы работы 

В паре (П).

Фронтальная (Ф).

Групповая (Г)

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Цель

  • Актуализировать имеющиеся знания об особенностях истории заселения и освоения территорий США, современных тенденциях в населении и экономике страны, территориальном устройстве, промышленных и сельскохозяйственных районах.

Учитель:

Раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения;

сообщает о значимости содержания урока в понимании влияния географических, исторических, социально-экономических факторов на менталитет населения, особенности развития макрорайона и его положения в огромной стране;

раскрывает характер самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в группах, требования к выполнению учебно-исследовательского проекта, в т.ч. на основе материалов ЭОР и учебно-исследовательских работ.

Актуализация субъектного опыта обучающихся

Учитель:

Задает вопросы и организует выполнение заданий с целью актуализации знаний и умений учащихся:

1. Как шло освоение территории современных США европейцами?

2. Когда США, как государство, появилось на карте мира?

3. За счет чего формировалась государственная территории США?

4. Когда были сделаны последние приобретения земель США? Что это за территория?

5. Какие географические факторы способствовали успешному развитию страны?

6. Почему США называют «этническим котлом»? Кто заселял освобожденные от индейцев земли вплоть до второй половины XIX века?

7. Из каких стран преобладают мигранты в настоящее время?

8. Что, по-вашему мнению, привлекает сюда переселенцев?

Форма работы: Ф

Ситуативные задания:

1. Покажите США на ПКМ.

2. Назовите и покажите на карте столицу и крупные города страны, важнейшие промышленные и сельскохозяйственные районы США.

3. Подумайте, что стало одной главных социальных предпосылок опережающего развития США в XIX –ХХ вв.

(Конституция страны и законы, принимаемые Конгрессом США, открывали лучшие возможности для самореализации людей, чем в большинстве стран Старого Света).

Форма работы: П

II этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Учебно-познавательная деятельность

Цель

  • Обеспечить усвоение знаний о географических особенностях макрорайонов США, населения, хозяйства и их территориальной структуры, менталитета населения, культурно-исторических особенностях развития, места в экономике огромной страны, организуя самостоятельную познавательную деятельность учащихся с различными источниками географической информации.

Изучение нового материала

Программа изучения нового материала на доске:

  1. Макрорайонирование США.
  2. Работа в группах:
  • Северо-Восток США – «мастерская нации».
  • Средний Запад США – регион крупной промышленности и сельскохозяйственного производства.
  • Юг США – регион больших перемен.
  • Запад – самый молодой и динамичный регион США.

Учитель

Сообщает об особенностях районирования США, подчеркивает объективную необходимость этого главного географического метода при изучении любой большой страны.

Раскрывает варианты регионального деления США на три и четыре крупных экономических региона. Напоминает о факторах, влияющих на различия изучаемых регионов.

Учебные задания и методы работы с информацией

Задания для всех групп обучающихся:

Задание 1

Откройте электронный ресурс:

http://85.142.23.53/packages/internet-school/EE3E4755-879F-68F2-8274-08EB71E065D6/0.0.0.0/teleschool.geo-10-51.i1..oms (блок 1).

Выясните, какие макрорайоны выделяют на территории США. Что лежит в основе их выделения?

Найдите макрорайоны на картосхеме в учебнике, изучите их состав и особенности географического положения.

Проследите по материалам таблицы 1, каково место макрорайонов в социально–экономическом развитии США. 

Определите макрорайон:

самый большой по площади;

самый многонаселенный;

самый густонаселенный;

со значительным преобладанием в развитии промышленности обрабатывающих отраслей;

выделяющийся среди других развитием добывающих отраслей;

который можно назвать сельскохозяйственной житницей страны.

Таблица 1.

Социально-экономические характеристики макрорегионов США

Макрорегион

Доля районов, %

Терри-

тория

Населе-

ние

ВВП

Обраба-тываю-щая пром.

Добыва-ющая пром.

Сельс-

кое и лесное хоз-во и рыб-во

Северо-Восток

5

18

24

17

2

6

Средний Запад

22

22

20

32

7

40

Юг

24

37

34

26

31

23

Запад

49

23

22

25

60

31

Итого по США

100

100

100

100

100

100

(Расчеты автора)

Задание 2

Рассчитайте, используя материалы таблицы 1, в каком районе наивысшие показатели объема ВВП, а в каком - на душу населения.

Выстройте рейтинг макрорайонов по показателям ВВП на душу населения. Методику выполнения расчетов предложите самостоятельно без привлечения дополнительных источников.

Для этого нужно разделить долю района в ВВП страны, на таковую по населению. Рейтинг будет выглядеть следующим образом:

Место

Макрорайон

ВВП района на душу населения к среднему по стране, %

1

Северо-Восток

133

2

Запад

96

3

Юг

92

4

Средний Запад

91

Задания для учащихся первой группы:

Задание 1

Откройте электронный ресурс:

http://85.142.23.53/packages/internet-school/EE3E4755-879F-68F2-8274-08EB71E065D6/0.0.0.0/teleschool.geo-10-51.i1..oms (блок 2).

Используйте также материалы учебника и карты атласа.

Изучите материалы о Северо-Востоке США.

Подумайте, почему один из первых штатов страны получил название «Новая Англия». Отыщите его на карте.

Выясните, какие факторы определили развитие этого района.

Начиная изучать «свой» макрорайон, подумайте, как вы его представите своим одноклассникам.

Задание 2

Откройте электронный ресурс:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/93b63e55-7bec-4aa5-af16-3c86784cb59f/015.swf (блок 4)

Используйте также экономическую карту США в атласе.

Изучите специализацию хозяйства Северо-Востока.

Выделите традиционные и новые отрасли промышленности.

Объясните, какие отрасли получили развитие благодаря:

а) местным ресурсам; 

б) привозным ресурсам из других районов США;

в) особенностям географического положения и импорту сырьевых ресурсов из других стран мира;

г) квалифицированной рабочей силе;

д) многомиллионному потребителю.

Подумайте, почему Северо-Восток называют «мастерской нации».

По карте ЭОР проследите, какие типы электростанций преобладают в этом районе; подумайте, почему.

Выясните, какова специализация сельского хозяйства Северо-Востока. Объясните, какие природные особенности её обусловили.

Задание 3*

Вспомните, какой мегалополис располагается на территории Северо-Востока.

Изучите его состав и основные характеристики.

Определите факторы формирования и столь бурного его развития. Наряду с прочими географическими условиями обратите внимание на особенности рельефа и береговой линии в этом регионе США. Попытайтесь определить их роль в развитии городов, составивших в последствие крупнейший в мире мегалополис. (Используйте материалы блока 20 учебника географии)

Задание 4

Откройте электронный ресурс:

http://85.142.23.53/packages/internet-school/EE3E4755-879F-68F2-8274-08EB71E065D6/0.0.0.0/teleschool.geo-10-51.i1..oms (блок 2).

Используйте также текст учебника и картосхемы.

Изучите материал о городах Вашингтон, Бостон, Нью-Йорк.

Откройте электронный ресурс:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a73913a-8027-495e-993d-78a5a983dd6b/291i.pps (слайды 2,4)

Изучите особенности инфраструктуры Бостона и Вашингтона, характер планировки и застройки городов.

Откройте электронный ресурс:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/de7da939-e03d-4e46-b679-f652d58634de/122c.pps (слайд 5).

Изучите особенности инфраструктуры Нью-Йорка, транспортной сети, характер планировки и застройки города.

Представьте социально-экономический образ Нью-Йорка в виде опорной схемы. В ней покажите и роль города в экономике района (страны), и объяснение факторов развития отраслей.

Используйте текст учебника и другие материалы. (http://redigo.ru/geo/North_America/USA/New_York/media/photo/#!/1 )

Пример выполнения работы:

НЬЮ-ЙОРК

1/10 ВВП страны (больше, чем вся Австралия или Индонезия)

Экономическая столица США

Главный финансовый центр США

Центр тяжелой промышлен-ности

Центр обрабатыв. пром-ти.

«Законодатель мод».

«Столица кулинарии»

«Столица новостей»,

«законодательная роль» в мире культуры и зрелищ

«Главные ворота» США,

Правления крупнейших банков и страховых компаний;

Нью-Йоркские фондовая и товарная биржи (крупнейшие в мире)

Нефтепере-

работка, цветная металлургия

Машиностр-е, пищевая, легкая пром.

Полиграфическая промышленность.

Научный и культурный центр.

Первый в стране по числу учебных заведений и научных институтов, библиотек, музеев театров, кинотеатров

Крупнейший порт и транспортный узел страны. Прошло 90% иммигрантов

ФАКТОРЫ:

Сосредоточение экономического потенциала, исторические факторы

ЭГП города, порт, поступление сырья морским путем

Рабочая сила и потребитель

Многомиллионное население, многонациональное - потребитель

ГП – на берегу океана, на востоке страны, который стал осваиваться европейцами раньше всего

«Свой» образ города: Уолл-стрит, небоскребы Манхаттана, статуя Свободы, башни-близнецы, разрушенные во время террористического авианалета…..

Задание 5*

Жители Северо-Востока США имеют репутацию умных, бережливых, трудолюбивых и инициативных людей. Как вы думаете, какие особенности истории освоения и развития этого района способствовали формированию таких качеств.

По таблице 2 определите особенности расового состава населения Северо-Востока, сравнив его с другими макрорайонами и со средними показателями по стране.

Как вы думаете, о каких регионах и странах мира в местной прессе чаще всего освещается информация в разделе «Международные новости», в силу особенностей географического положения Северо-Востока.

Таблица 2.

Населения макрорайонов США, 2010 г.

Макро-район

Доля районов, %

Население

Белое население, исключая латиаме-риканцев

Америк индейцы и коренное население  Аляски

Афроаме-

риканцы

Население латино-американс-

кого происхож-

дения

Население азиатского происхождения

2000

2010

Северо-Восток

19,0

17,9

19,3/68,7*

9,7/0,9*

17,1/13,0*

13,8/12,6*

19,8/6,2*

Средний Запад

22,9

21,7

26,5/77,8*

16,8/1,3*

18,1/11,3*

9,2/7,0*

11,9/3,1*

Юг

35,6

37,1

34,9/60,0*

32,8/1,5*

55,0/20,2*

36,1/15,9*

22,1/3,3*

Запад

22,5

23,3

19,3/52,8*

40,7/3,0*

9,8/5,7*

40,8/28,6*

46,2/11,1*

Итого по США

100

100

100/63,7*

100/1,7*

100/13,6*

100/16,3*

100/5,6*

* Доля указанных групп населения в общей численности населения региона (страны)

Рассчитано автором по:

http://www.census.gov/prod/cen2010/briefs/c2010br-01.pdf

http://www.census.gov/prod/cen2010/briefs/c2010br-04.pdf

http://www.census.gov/prod/cen2010/briefs/c2010br-05.pdf

http://www.census.gov/prod/cen2010/briefs/c2010br-10.pdf 

http://www.census.gov/prod/cen2010/briefs/c2010br-11.pdf 

Задания для учащихся второй группы:

Задание 1

Откройте электронный ресурс:

http://85.142.23.53/packages/internet-school/EE3E4755-879F-68F2-8274-08EB71E065D6/0.0.0.0/teleschool.geo-10-51.i1..oms (блок 3).

Используйте также материалы учебника и карты атласа.

Изучите материалы о Среднем Западе США.

Выясните, какая часть Среднего Запада образно называют «американским Средиземноморьем». Отыщите его на карте.

Приведите все географические доводы, оправдывающие такое название.

(Одинаковые географические широты, протяженное побережье у Великих североамериканских озер, расположенных между «землями» США и Канадой)

Выясните, какие факторы определили развитие этого района.

*Начиная изучать «свой» макрорайон, подумайте, как вы его представите своим одноклассникам.

Задание 2

Откройте электронный ресурс:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/93b63e55-7bec-4aa5-af16-3c86784cb59f/015.swf (блок 4)

Используйте также экономическую карту США в атласе.

Выясните, каков набор отраслей промышленности в центрах Среднего Запада.

Раскройте отличия машиностроения Среднего Запада от других регионов США. Объясните эти различия.

Выясните, где находится «автомобильный штат» и «автомобильная столица».

По экономической карте США выделите на территории Среднего Запада две существенно отличающиеся друг от друга части: промышленную и сельскохозяйственную.

Определите на карте местоположение поясов: молочный, кукурузный, яровой пшеницы, озимой пшеницы.

Сделайте выводы о роли района в территориальном разделении труда.

Выясните, какие экологические проблемы наиболее остро стоят в этом районе.

Задание 3*

В сельском хозяйстве США сочетаются небольшие семейные фермы с оснащенными передовой технологией «фермами-гигантами». Тем временем все больше ферм переходит в руки крупных корпораций. Защитники семейной фермы осуждают тенденцию к укрупнению ферм, к поглощению их корпорациями. По их мнению, корпорации думают лишь о «конечном барыше» и охотнее, чем семейные фермы, прибегают к методам, опасным для окружающей среды. Владельцам же семейных ферм, полагают они, более свойственны чувства уважения к земле и ответственности за её сохранение, нежели корпорациям.

Но и у корпораций есть свои защитники, указывающие, что корпорации, как правило, располагают большим капиталом, чем семейные фермы, и потому более способны проводить меры по охране окружающей среды.

Выскажите в группе своё мнение по данной проблеме. Чью сторону заняли бы вы в этом споре. Приведите и другие доводы.

Задание 4

Откройте электронный ресурс:

http://85.142.23.53/packages/internet-school/EE3E4755-879F-68F2-8274-08EB71E065D6/0.0.0.0/teleschool.geo-10-51.i1..oms (блок 3).

Вспомните, какой мегалополис сформировался на территории Среднего Запада. Изучите его состав и характеристики. Объясните условия его развития. (Используйте также материалы блока 20 учебника географии)

Познакомьтесь с особенностями крупнейших городов макрорайона - Кливлендом, Детройтом, Чикаго.

Откройте электронный ресурс:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/de7da939-e03d-4e46-b679-f652d58634de/122c.pps (слайд 6).

Изучите особенности инфраструктуры Чикаго, транспортной сети, характер планировки и застройки города.

Представьте социально-экономический образ Чикаго в виде опорной схемы. В ней покажите и роль города в экономике района (страны), и объяснение факторов развития отраслей.

Используйте текст учебника и другие материалы (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba6e358e-095e-c480-e078-8ecf2873d3f1/1011858A.htm )

Задание 5

Жители Среднего Запада славятся своей открытостью, дружелюбием, прямолинейностью и практичностью. Их политические взгляды отличаются умеренностью. Они меньше проявляют интереса к международным делам. Попытайтесь объяснить историческими, географическими и другими факторами формирование таких качеств.

По таблице 2 определите особенности расового состава населения Среднего Запада, сравнив его с другими макрорайонами и со средними показателями по стране.

Задания для учащихся третьей группы:

Задание 1

Откройте электронный ресурс:

http://85.142.23.53/packages/internet-school/EE3E4755-879F-68F2-8274-08EB71E065D6/0.0.0.0/teleschool.geo-10-51.i1..oms (блок 4).

Используйте также материалы учебника и карты атласа.

Изучите материалы о Юге США.

Выясните, почему американский Юг длительное время развивался медленнее, чем Север.

Определите, какими природными ресурсами богат Юг.

*Начиная изучать «свой» макрорайон, подумайте, как вы его представите своим одноклассникам.

Задание 2

Откройте электронный ресурс:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/93b63e55-7bec-4aa5-af16-3c86784cb59f/015.swf (блок 4)

Используйте также экономическую карту США в атласе.

Выясните, каков набор отраслей промышленности в центрах Юга США.

На территории американского Юга сформировалось два промышленных пояса, какие? Выясните роль этих поясов в экономике региона и страны в целом (используйте картосхемы учебника).

Сделайте выводы о своеобразии специализации макрорайона в сельском хозяйстве и других отраслях экономики.

Соберите информацию о рекреационных районах Юга, подумайте, что сюда привлекает многочисленных туристов.

Задание 3

Откройте электронный ресурс:

http://85.142.23.53/packages/internet-school/EE3E4755-879F-68F2-8274-08EB71E065D6/0.0.0.0/teleschool.geo-10-51.i1..oms (блок 4).

На Юге на значительном удалении друг от друга сформировалось несколько крупных центров: Атланта, Хьюстон, Новый Орлеан, Даллас, Майами. Выделите уникальные черты каждого из этих центров.

Откройте электронный ресурс:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1fc5536b-2599-4659-938b-00c8f60d1c14/288b.pps (слайд4)

Изучите особенности инфраструктуры Нового Орлеана, характер планировки и застройки города.

Представьте социально-экономический образ одного из городов (штатов) Юга США в виде опорной схемы. В ней покажите и роль города (штата) в экономике района (страны), и объяснение факторов развития отраслей. Используйте текст учебника и другие материалы.

Задание 4

По таблице 2 и картосхеме учебника «Расселение афроамериканцев в США» определите, какая часть негритянского населения страны сосредоточена на Юге, какова доля черного населения в общей численности южан.

Сравните американский Юг по этим особенностям с другими районами США. Подумайте, чем можно объяснить имеющиеся различия.

Определите и другие особенности расового состава населения Юга, сравнив его с данными по макрорайонам и со средними показателями по стране. Объясните выявленные особенности. (Используйте также таблицу 3).

Задание 5*

Как вы считаете, в зависимости от географического положения американского Юга, какому региону мира больше всего внимания уделяет местная пресса.

Подумайте, как соседство региона с развивающимися странами Центральной Америки и Карибского бассейна влияет на различные стороны жизни американского Юга.

Задания для учащихся четвертой группы:

Задание 1

Откройте электронный ресурс:

http://85.142.23.53/packages/internet-school/EE3E4755-879F-68F2-8274-08EB71E065D6/0.0.0.0/teleschool.geo-10-51.i1..oms (блок 5).

Используйте также материалы учебника и карты атласа.

Изучите материалы о Западе США.

Выясните особенности природных условий и ресурсов макрорайона.

(Обратите внимание на территорию Аляски и Гавайских островов, которые также входят в состав американского Запада).

*Начиная изучать «свой» макрорайон, подумайте, как вы его представите своим одноклассникам.

Таблица 3.

Расселение в США наиболее многочисленных представителей латиноамериканских стран, 2010 г.

Всего, тыс. чел.

Ранг штатов по численности указанных народов

Первый

Второй

Третий

Мексиканцы

31798

Калифорния - 11423

Техас –

7951

Аризона –

1658

Пуэрториканцы

4624

Нью-Йорк –

1071

Флорида –

848

Нью-Джерси –

434

Кубинцы

1786

Флорида –

1213

Калифорния –

89

Нью-Джерси –

83

Сальвадорцы

1649

Калифорния –

574

Техас –

223

Нью-Йорк –

152

Источник: http://www.census.gov/prod/cen2010/briefs/c2010br-04.pdf

Задание 2

Откройте электронный ресурс:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/93b63e55-7bec-4aa5-af16-3c86784cb59f/015.swf (блок 4)

Используйте также экономическую карту США в атласе.

Выясните, каков набор отраслей промышленности в городах Запада США.

По экономической карте США в атласе выделите на территории Запада три существенно различающиеся друг от друга части.

Раскройте главные черты размещения населения и производства в каждой из них. Определите «лицо» каждой части в экономике страны.

Представьте социально-экономический образ Калифорнии в виде опорной схемы. В ней покажите и роль штата в экономике района (страны), и объяснение факторов развития отраслей. Используйте текст учебника и другие материалы.

Задание 3

Откройте электронный ресурс:

http://85.142.23.53/packages/internet-school/EE3E4755-879F-68F2-8274-08EB71E065D6/0.0.0.0/teleschool.geo-10-51.i1..oms (блок 5).

В прибрежной зоне выросли крупные урбанизированные территории, включившие разросшиеся агломерации близлежащих городов. Выясните, как называется этот мегалополис, какие крупнейшие агломерации его образуют.

По материалам ЭОР и учебника познакомьтесь с крупнейшими городами этого района. Выделите уникальные черты каждого из них.

Откройте электронный ресурс:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ce5d1b9f-e2f2-4e37-9a49-173e45362935/123i.pps

Изучите особенности инфраструктуры Лос-Анджелеса, особенности его планировки и рельефа гор окружающей местности, знаменитые места, связанные с индустрией развлечений.

Откройте электронный ресурс:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1fc5536b-2599-4659-938b-00c8f60d1c14/288b.pps (слайд 5)

Изучите особенности инфраструктуры Сан-Франциско, характер планировки и застройки города.

Задание 4

На Западе США наблюдается любопытная смесь этнических групп. В южной Калифорнии почти во всех отраслях экономики большую роль играют люди мексиканского происхождения. В долинах к северу от Сан-Франциско процветают семьи итальянцев – они выращивают виноград, делают и продают калифорнийские вина. Американцы японского происхождения по традиции занимаются грузовыми перевозками, а американцы китайского происхождения - фермеры, сельскохозяйственные рабочие или владельцы прачечных и ресторанов. По таблицам 2 и 3 определите и другие особенности расового состава населения Запада, сравнив его с данными по макрорайонам и со средними показателями по стране.

Попытайтесь объяснить историческими, географическими факторами такое разнообразие этносов.

Задание 5*

Как вы думаете, в зависимости от географического положения американского Запада, события о каких регионах и странах мира более подробно освещают редакторы местных газет.

III этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель

Способствовать развитию познавательных умений обучающихся, формированию у них представлений об особенностях макрорайонов США.

Учитель:

Организует выступления групп с отчетами по представлению «своего» макрорайона.

Этап IV _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Диагностика качества освоения темы

Цель

Установить степень усвоения знаний об особенностях географии макрорегионов США.

Учитель предлагает выполнить тестовые задания:

1. Благоприятствует развитию хозяйства Северо-Востока:

А) богатые запасы нефти и руд цветных металлов;

Б) выгодное ЭГП запасы угля и особенности колонизации;

В) обширная территория с разнообразными минеральными ресурсами.

2. Самую большую площадь занимает макрорегион:

А) Запад;

Б) Юг;

В) Северо_Восток;

Г) Средний Запад.

3) Главная отрасль промышленности Среднего Запада:

А) текстильная;

Б) цветная металлургия;

В) автомобилестроение;

Г) швейная и обувная.

4) Хлопковый пояс располагается на территории:

А) Тихоокеанского Запада;

Б) Юга;

В) Приозерья;

Г) Новой Англии.

5. До Второй мировой войны специализировался на добывающей промышленности и пастбищном животноводстве район (штат):

А) Пенсильвания;

Б) Флорида;

В) Средний Запад;

Г) Запад.

(Ответы: 1Б, 2А, 3В, 4Б, 5Г).

Форма работы: П

V этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ _ _

Рефлексивная деятельность

Цель

Научить школьников:

  • соотносить полученный результат с поставленной целью;
  • оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ и самооценка ученика

Задание 1

Над какими заданиями в группе тебе было интереснее всего заниматься?

Участвовал(а) ли ты в обсуждении проблем, принятии решения о формах представления результатов работы группы?

Задание 2. (самооценка). Закончите предложения:

1. Я доволен (льна) тем, что сегодня самостоятельно смог(ла) ____________________________________________________________________

2. Я не доволен (льна) тем, что сегодня ______________________________

Литература и сайты

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования

http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. География / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004.

http://www.ed.gov.ru/edusupp/metodobesp/component/9067/

3. География: Примерная программа среднего (полного) общего образования. Базовый уровень.

http://window.edu.ru/resource/211/37211/files/14-1-s.pdf

4. Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Максаковский В.П. М.: Просвещение. 2007.

5. Материалы сайта:

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов // http://school-collection.edu.ru/ 
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // http://fcior.edu.ru/ 
  • Федеральный Государственный Образовательный Стандарт // http://standart.edu.ru/
  • Документы и материалы деятельности Федерального агентства по образованию // http://www.ed.gov.ru/ 
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам // http://window.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Макрорайоны США.

Урок изучения макрорайонирования США по историко-культурным особенностям и по характеру современного социально-экономического развития.   Необходимо развивать умения самостоятельно добывать знани...

Тест Макрорайоны США 11 класс

Тест Макрорайоны США  11 класс...