Главные вкладки

    Урок по географии "Внутренние воды России.Реки"
    план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

    Фомина Наталья Викторовна

    урок по географии России.8 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: ГЕОГРАФИЯ. ПРИРОДА РОССИИ.

    Тема: «Внутренние воды России. Реки.»

    8 класс

    Цели: - изучить особенности рек России

    - расширить и углубить знания о реках

    - показать влияние климата и рельефа на реке

    - формировать умение определения уклона и падения рек

    - воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к  природе

    Оборудование:

    Интерактивная доска,  презентация

    Карта « Физическая карта России»

    Атласы, контурные карты

    Карточки «Названия рек»

    Карточки с домашним заданием

    Справочный материал « Реки России»

    Ход урока:

    I Организационный момент

    II 1) Изучение нового материала

    Звучит песня « Течёт река Волга» в исполнении Людмилы Зыкиной.

    ( слайд №1)

    - Что это за песня? Кто ее исполняет?

    - Сколько песен, сказок, пословиц сложено о реках, ключевой водице?

    - Как вы догадались, поговорим  мы сегодня о реках. Тема нашего урока « Внутренние воды России. Реки ». (слайд №1)

    Сегодня мы дадим общее понятие внутренним водам и начнем разговор с главной части внутренних вод нашей страны - рек.

    Вода - один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтёров, оказавшиеся отрезанными от выхода при обвале.

    В хозяйстве человек испытывает  главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании , так как к ней относится о. Гренландия.

    - Основные источники пресной воды - внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.

    - Какие виды внутренних вод вы знаете? (слайд№2)

    - Какие из них созданы человеком? (пруды, водохранилища, каналы)

    -  Внутренние воды связаны со всеми компонентами природы.(слайд №3)

    Главными компонентами, влияющими на воды, являются рельеф и климат. Как  эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек.

    - Россия – страна многочисленных рек. Длина рек измеряется тысячами км, S бассейна -  миллионами км.(слайд№4-9)

    2) Проверка домашнего задания(карточка-таблица «Реки России»

    В задании «спрятано» название 21 реки России. Вычеркивая непрерывной линией (по образцу) по 1 названию, найдите «спрятанные» реки, выпишите их и найдите в атласе .

    -Кто нашел все реки? Отметим их на карте( доска)

    ( Выходят 3-4 ученика)

    3) Все реки относятся к бассейну 3 океанов и внутренней бессточной области. Давайте распределим их в таблицу.(слайд№10)

    Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны. Сюда относится самая длинная река Лена, самая полноводная река Енисей и река с крупнейшим по площади бассейном Обь.

    Почему крупнейшие реки текут на север?  (большая территория России имеет уклон к северу)

    - К бассейну Тихого океана относятся крупная река Амур, по которой проходит граница страны, а также река Анадырь.

    - Почему крупных рек на востоке России нет так много, как на севере?    (на востоке горные хребты, реки короткие, стекают с восточных склонов хребтов)

    -  К бессточной области относится великая русская река Волга, Терек, Урал.

    - К бассейну Атлантического океана относится Дон, Кубань, Нева.

    - Итак, рельеф  влияет на направление течения.

    4)  Каждая отдельно взятая река уникальна. Но у них всех есть общее- это части реки. Вспомним части реки и основные понятия.

    (слайд№11)

    5)   В зависимости от рельефа реки делятся (слайд№12)

    горные                    равнинные

    - Равнинных рек больше.  Почему?  (большая часть России - равнинная)

    - Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение.

    В горах встречаются пороги и водопады.(слайд№13-16) Они малопригодны для судоходства. Примером одной из горных рек является Терек. Вот как описывает в своем стихотворении « Терек» М.Ю.Лермонтов:

    Терек воет, дик и злобен,

    Меж утесистых громад,

    Буре плач его подобен,

    Слезы брызгами летят.

    6) Рельеф влияет еще на 2 величины:  падение и уклон реки.

    Падение- это разница между истоком и устьем в метрах.(слайд№17)

    H = H1  -  H2 , где H1- абсолютная высота истока

    H2-  абсолютная высота устья

    Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0 м.

    Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья.

     Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.

     Решение задач на определение падения и уклона реки.

    №1.  Определить падение реки Волги (слайд№18)

    Исток ~ 300м (Валдайская возвышенность)

    Устье (-28 м) (Каспийское море)

    300- (-28)=328

    №2 .  Определить падение реки Ангары. ( слайд№19)

    Исток- озеро Байкал -456м

    Устье- река Енисей -76 м  456-76=380 м

    №3.  Определить падение реки Невы (слайд№20)

    Исток – Ладожское озеро - 4м

    Устье -  Финский залив -0 м

    Величина падения влияет на другую важнейшую характеристику:

    Уклон- отношение падения реки ( в см) к её длине ( в км)

                 I   =    H   :     L

                        Уклон     падение     длина

    (слайд№21)

    Решение задач:

     № 1. Определить уклон реки Волги.(слайд№22)

       H = 328 = 32800 см

       L = 3531 км

       I = 32800 : 3531 = 9 см/ км

     № 2. Определить уклон реки Ангары.(слайд№23)

       Падение = 380 м  =38000см

       Длина 1826 км

       Уклон = 38000 :  1826 = 20,8 см/км

    № 3.  Определить уклон реки Невы. ( слайд№24)

       H = 4м = 400см

       L = 74 км

       I = 400 : 74 = 5,4 см/км

     Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость течения.

    - Уклон реки в 12в. Определил судьбу епископа  Иоанна. Население старого Новгорода, недовольное неблаговидным поведением епископа Иоанна. Решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, оно впадает в Ладожское озеро.(слайды№25-26) Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень так как река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это « чудо» как « знаменье Господне». И епископ Иоанн почестями вернулся на свой престол.

    -  Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой течет Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении. В древних летописях река Волхов называлась мутной.

      А что вы знаете о происхождении названий других рек?  ( проверка домашнего задания некоторых  учеников)

    Енисей - от древне киргизского  ЭНЕ-САЙ -« МАТЬ-РЕКА»

     Амур - « большая сильная река»

     Анадырь – « ручей, протекающий в горах» (название точно соответствует значению, форме, происхождению)

     Ангара - от эвенкийских и бурятских слов, обозначающих « рот, пасть». Река в истоке действительно напоминает пасть, непрерывно поглощающая воду из Байкала.

     Урал - по горам Урала.

     Камчатка – по полуострову Камчатка.

    Да, по названию некоторых рек можно угадать их местоположение.

    IV   Работа по диску на интерактивной  доске  и к/к.

    - Кто хочет попробовать свои силы и распределить реки по карте?

    ( задание на обуч. диске - интерактивной доске)

    - Отметим реки на к/к . Я читаю загадку – вы отгадываете и отмечаете.(слайды№27-30)

      V Заключение

    Выполним следующее задание « Кто быстрее!»     (работа в парах)

    Составьте пары: река – приток (слайд№31)

    ВОЛГА                              АРГУНЬ

    ЕНИСЕЙ                            ИРТЫШ

    ЛЕНА                                 ОКА

    ОБЬ                                   АЛДАН

    АМУР                                 АНГАРА

     На какой реке стоит город?(слайд№32)

     САЛЕХАРД                       НАРЬЯН - МАР    

     КРАСНОДАР                   КРАСНОЯРСК

     ЯКУТСК                           ИРКУТСК

     АРХАНГЕЛЬСК                МОСКВА

     АСТРАХАНЬ                    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

    В заключении хочется прочитать строки Бориса Заходера.

    Течет река издалека….

    Течет река…, течет река…

    Как хорошо, когда река

    И широка и глубока!

    Над ней - пышнее облака,

    Свежей дыханье ветерка,

    Стройней и выше лес над ней,

    И луг прибрежный зеленей.

     В конце звучит песня Зыкиной.

       VI  Домашнее задание .(слайд№33)

    Нанести на контурной карте крупные реки

    Подобрать загадки, пословицы, поговорки о реках.

     Выписать в тетрадь реки – рекордсмены, используя учебник и карты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка открытого урока по географии на тему «Внутренние воды России. Реки»

    Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах России...

    8 класс Урок "Внутренние воды России. Реки"

    Изучение своей территории в школе дает возможность приобрести первые научные знания по экологии родного края. Человек,  вооруженный экологическими знаниями, не может не беречь животный и растител...

    Урок: Внутренние воды России. Реки.

    Первый урок из темы: Внутренние воды. Характеристика рек России....

    Разработка урока географии для 8-го класса по теме: "Внутренние воды России. Реки"

    Разработка урока географии для 8-го класса по теме: "Внутренние воды России. Реки" ....

    Разработка урока географии для 8-го класса по теме: "Внутренние воды России. Реки" (с применением ИКТ)

    Разработка урока географии для 8-го класса по теме:"Внутренние воды России. Реки"(с применением ИКТ)...

    Конспект урока "Внутренние воды России. Реки"

    Конспект урока на тему: "Внутренние воды России. Реки" Составлен для учащихся 8 -ых классов. К данному уроку предлагаются задания в тестовой форме....

    Оценочный лист к уроку "Внутренние воды России. Реки"

    Сопроводительный оценочный лист к уроку "Внутренние воды России. Реки" по географии, 8 класс...