Оценочный лист к уроку "Внутренние воды России. Реки"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Сопроводительный оценочный лист к уроку "Внутренние воды России. Реки" по географии, 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenochnyy_list.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Реки - водные «артерии» нашей планеты, которые несут жизнь во все уголки земли. Они наполняют нашу планету красивой и живописной природой, от которой захватывает дух и наполняется сердце свежестью и чистотой. В Африке, Индии, Андах, Колумбии, Китае, Тибете течет немало удивительных рек. Есть самая длинная и короткая, самая мелкая и глубокая и ещё множество самых-самых! Россия — не исключение. Ещё бы! Среди 2,8 миллиона рек, протекающих по территории страны, найдется не одна уникальная. В зависимости от географо-климатических условий, питания рек, особенностей внутригодового (сезонного) распределения годового стока воды, половодья, паводков, межени, реки по характеру водного режима могут быть подразделены на несколько групп и типов. 

В Енисей — самую многоводную реку России, впадают больше 5000 рек. Он также лидер уклона — 37 см на 1 км. Река Лена — единственная в России река, русло которой находится в регионе вечной мерзлоты. Индигирка, текущая сквозь суровую тайгу и лесотундры Якутии, находится в списке красивейших рек мира. Река Обь ( с притоком Иртыш) — самая длинная в России. Она длиннее даже, чем Енисей или Лена, хоть и менее полноводна, чем они. Площадь бассейна Оби поражает — почти три миллиона квадратных километров!

Селенга – река, протекающая по территории двух государств. Образуется она от слияния рек Мурэн и Идэр, впадает в озеро Байкал. Обширная дельта занимает территорию площадью примерно в 680 квадратных километров. Около половины вод, поступающих в Байкал, приходится именно на Селенгу. Монголия – страна, где расположено место истока. Длина ее от истока составляет 1024 км.

И россияне, и китайцы одинаково гордятся Амуром, считая его «своей» рекой. Три четверти воды, пополняющей Амур, поступает в реку благодаря муссонным дождям, а не ледникам, как в случае с многими другими реками России.  Река Анадырь – самая крупная из рек Чукотки. Во время половодья Анадырь порой выходит из берегов. Затопляя всё вокруг: обычно это случается раз в 3-5 лет. Масштабы этих наводнений поражают воображение: вода заливает округу на расстоянии до 20 км от основного русла. Неудивительно, что в окрестностях реки нет поселений.

Реки бассейна Атлантического океана в России тоже весьма многочисленны, их более 3-х десятков. Большинство имеет небольшой объём стока, а среди значительных водных артерий можно назвать такие как Кубань, Дон и Нева.

Волга - река в Европейской части России. "Каждая страна имеет свою национальную реку, - писал Дюма. - Россия имеет ВОЛГУ - самую большую реку в Европе, царицу наших рек, - и я поспешил поклонится ее величеству реке Волге!". Волга берёт начало на Валдайской возвышенности на высоте 228 м и впадает в Каспийское море. Устье лежит на высоте -28 м. Длина 3530 км.

Река Терек является рекордсменом Ставрополья по показателям расхода воды за один год. Название произошло от тюркского, что означает «тополь» или «Тополиная река».

Роль рек невозможно переоценить. Они — транспортные пути, водные ресурсы для жизни людей, животных и растений, «дороги» для путешественников и великолепное украшение планеты! Если вы — фанат речного отдыха или просто заядлый рыбак — добро пожаловать в Россию!

Приложение № 1  

Задание № 1. Установите соответствие между понятием и определением

1. Место постоянного течения реки

2. Начало реки

3. Река со всеми её притоками

4. Территория, с которой река собирает свои воды

5. Граница между речными бассейнами

6. Понижение рельефа, на дне которого течёт река

7. Воронкообразное устье реки, расширяющееся  в сторону моря

8. Устье реки, разделённое  на рукава

9. Пополнение реки водой

А) речная долина      Б) речная система   В) эстуарий    Г) речной бассейн                      

        Д) исток        Ж) русло      З) водораздел       И) дельта       К) питание реки

Задание № 2  На контурной карте обозначьте реку Обь. С помощью условных знаков отметьте исток реки, устье. Реки, правые и левые притоки, водораздел между реками Волга и Обь. Обозначьте бассейн реки Обь.

Задание № 3 Распределите реки, указанные в тексте по принадлежности к бассейнам океанов. Занесите результаты в таблицу.

Бассейн СЛО

Бассейн ТО

Бассейн АО

БВС

Задание 4. Из текста приведите примеры равнинных рек, горных рек и рек, верхнее течение ведёт себя как горная река, а нижнее течение как равнинная. Результаты занесите в таблицу ( оценочный лист)

Задание 5. На примере реки Волга рассчитайте падение и уклон (данные возьмите из текста ). Расчёт выполните в рабочей тетради.

Найдите реки на физической карте. Вычислите падение и уклон рек.

Река

Высота истока, м

Высота устья, м

Длина реки,

 км

Падение реки, м

Уклон реки, м/км

1

Енисей

987

0

4102

2

Селенга

1176

455

1024

3

Терек

5000

0

623

Какой вывод можно сделать о влиянии высоты местности на уклон реки?

Вывод _______________________________________________________________ (1 балл)

Задание 6. Прочитайте текст: «В одной из новгородских летописей описано интересное событие, произошедшее в 12 веке. Население старинного Новгорода, недовольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего дома. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берёт начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, так как река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.»

Как вы объясните данное явление? (верный ответ – 1 балл)

Оценочный лист

Фамилия, имя учащегося _____________________________________________________________

Тема урока ____________________________________________________________________

Задание 1. 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

За верное соответствие – 1 балл              Итого: ____________

Задание 2. Верный ответ – 1 балл     Итого:  ____________________

Задание № 3

Бассейн СЛО

Бассейн ТО

Бассейн АО

БВС

ИТОГО :__________   баллов

Задание 4. По характеру течения

Равнинные реки

Горные реки

Верхнее течение – характер горных рек, нижнее течение – характер равнинных рек

Верный ответ – 1 балл                              ИТОГО: ________ баллов

Задание 5. РАССЧИТАЙТЕ  падение и уклон рек

 Верный ответ – 2 балла. (если правильно определили падение реки и уклон)

Река

Высота истока, м

Высота устья, м

Длина реки, км

Падение реки,  м

Уклон реки, м/км

Баллы

1

Енисей

987

0

4102

2

Селенга

1176

455

1024

3

Терек

5000

0

623

 Вывод:(1балл)   __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ИТОГО:               баллов

Задание 6  (дополнительный балл) _________________________________

Итого баллов ______________    Оценка ________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренние воды России.Реки

Внутренние воды России.Падение реки,уклон реки, расход воды, годовой сток,режим реки...

Внутренние воды России. Реки.

Конспект урока по теме Внутренние воды России. Реки.  Презентация Общие особенности рек....

Разработка открытого урока по географии на тему «Внутренние воды России. Реки»

Расширить и углубить знания учащихся о внутренних водах и водных ресурсах России...

Внутренние воды России. Реки.

Урок знакомит обучающихся с видами вод суши на территории страны, главными речными системами. А также учит самостоятельно определять по картам речные системы, водоразделы....

Урок по географии "Внутренние воды России.Реки"

урок по географии России.8 класс...

Внутренние воды России. Реки.

План-конспект урока по географии по теме "Внутренние воды России. Реки", для обучающихся 8 класса. Урок изучения нового материала с элементами повторения и систематической рефлексией изученного.Урок с...

8 класс Урок "Внутренние воды России. Реки"

Изучение своей территории в школе дает возможность приобрести первые научные знания по экологии родного края. Человек,  вооруженный экологическими знаниями, не может не беречь животный и растител...