Мини-тренажеры по географии.
методическая разработка по географии на тему

Раецкая Анжела Павловна

          Использование мини-тренажеров для обеспечения качества образования на уроках географии.

             Учителем химии Титовой И.М. разработаны мини-тренажеры по химии. Переняв ее опыт, я адаптировала и разработала мини-тренажеры по географии. Необходимость этих раздаточных дидактических материалов обусловлена тем, что школьный курс географии содержит огромный номенклатурный материал. В связи с профильным обучением, количество часов на географию постоянно сокращается, и учителя сталкиваются с проблемой нехватки учебного времени и недостаточного усвоения учащимися номенклатурного, понятийного и фактического материала.

   Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике (качество образования, его доступность), изменение концептуальных ориентиров побуждают к поиску иных подходов в педагогической деятельности, мотивирующей развитие креативных способностей, познавательно-ценностных интересов и саморазвитие личности учащихся.

Данные мини – тренажеры предназначены:

  •  Для учителей общеобразовательных и профильных школ;
  • Для молодых специалистов-преподавателей географии;
  • Для учащихся, обучающихся на базовом и профильном уровнях обучения;
  • Для учащихся, интересующихся географией;
  • Для студентов педагогического института географического  факультета.

Мини-тренажеры по географии можно использовать:

  • При проведения уроков;
  • Во внеурочной деятельности (викторины, конкурсы и т.д.);
  • При индивидуальной работе для коррекции знаний слабых учащихся;
  •   При  подготовке одаренных детей к участию в различных этапах Всероссийской олимпиады;
  • Для разностороннего развития учащихся.

 Особенностями данного вида наглядных средств обучения являются:

  • Выполнение стандарта по предмету;
  • Универсальность – использование мини-тренажеров на уроках различных дисциплин;
  • Интегративность – межпредметные связи с другими науками;
  • Использование мини-тренажеров на любом этапе урока;
  • Индивидуально-дифференцированный подход;
  • Развитие творческого мышления;
  • Дополняемость.

              Комплект дидактических материалов состоит из карточек матричного характера, представляющих блоки из 3 вариантов однотипных основ и разнообразных письменных и устных заданий. Карточки разделены на три группы: номенклатурные, тематические и понятийные.                   Номенклатурные мини-тренажеры включают в себя географические объекты, не только рекомендуемые для изучения в курсах школьной географии, но и выходящие за рамки школьной программы. Это обусловлено подготовкой учащихся к участию в олимпиадах различного уровня.

           Тематические мини-тренажеры содержат однотипные основы по темам «Путешественники», «Жилища народов мира», «Географические координаты», «Растительный мир», «Животный мир» и т.д.

                   В понятийные мини-тренажеры включены основные понятия, изучаемые в курсе географии по разным темам «Атмосфера», «Литосфера», «Гидросфера», «Биосфера» и др.   

Для организации работы на уроках  все блоки мини-тренажеров собраны в папки с файлами и разложены в одном экземпляре на столах учащихся. Папка с мини-тренажерами и дополнительным материалом для облегчения проверки ответов находится у учителя. Под руководством учителя, учащиеся открывают тот блок мини-тренажера, который необходим на данном этапе урока. За урок можно использовать несколько блоков, в зависимости от необходимости.  При устном фронтальном опросе учитель формулирует задание и называет фамилию или имя отвечающего. Остальные учащиеся следят по своим мини-тренажерам за правильностью ответа, а при наличии ошибок и готовности внести исправления поднимают руку.

            Используя мини-тренажеры на уроках можно проводить следующие виды опроса: индивидуальный, с устным комментированием, с предварительной подготовкой, с опорой на план, фронтальный устный, в процессе беседы, в процессе дискуссии, со взаимоконтролем учащихся, письменный пятиминутный, письменный глубокий, путем взаимопроверки самостоятельных работ, с использованием контурных карт.

         Мини-тренажеры целесообразно использовать в качестве основы для дифференцирования занятий по степени сложности. Например, в то время как основная часть класса работает с учителем, участвуя в общем фронтальном диалоге, преуспевшие ученики, не нуждающиеся в продолжении тренировочной деятельности, выполняют другие или более сложные задания. При устном и фронтальном опросе учащиеся не выходят к доске, даже не встают. Время затрачивается только на ответ.

        Данные мини-тренажеры универсальны. С их помощью  можно организовать устные и письменные работы, осуществлять личностно-ориентированный подход при работе в классе и при организации домашней работы. По необходимости и при  желании учитель может изменять или дополнять задания к блокам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОМЕНКЛАТУРНЫЙ МИНИ – ТРЕНАЖЕР   БЛОК  1   «МОРЯ».

ВАРИАНТЫ

ЗАДАНИЯ

1

2

3

Вариант № 1.

1.Найдите моря из своего варианта на физической карте. Определите, какому океану они принадлежат.

2.Определите, какие из них омывают заданный материк.

3. По карте «Выдающиеся географические объекты Земли» определите, входят ли данные моря в пятерку крупнейших по площади.

4.Попробуйте определить, по какому признаку данное море получило свое название.

Вариант № 2.

1.Найдите заданное море на физической карте. Определите, данное море внутреннее или окраинное.

2.Какие географические объекты оно омывает (материк, острова, полуострова)?

3.Какова его наибольшая глубина? Проходят ли через него основные морские пути? Откуда и куда?

4.Пользуясь климатической картой, попытайтесь охарактеризовать климатические особенности над территорией данного моря.

5.Пользуясь дополнительной литературой, найдите сведения о площади данного моря.

План характеристики моря:

1.К бассейну какого океана принадлежит.

2.Окраинное или внутреннее.

3.Береговая линия (изрезанность, острова, полуострова)

4.Глубины, рельеф дна.

5.Соленость.

6.Температура воды (наличие льда).

7.Ресурсы, экологические проблемы.

1.

Черное

Каспийское

Карибское

2.

Баренцево

Аравийское

Японское

3.

Южно-Китайское

Охотское

Берингово

4

Коралловое

Карское

Банда

5.

Чукотское

Средиземное

Белое

6.

Тасманово

Азовское

Восточно-Сибирское

7.

Фиджи

Красное

Баффина

8.

Филиппинское

Лаптевых

Желтое

9.

Северное

Норвежское

Восточно-Китайское

10.

Бофорта

Андаманское

Гренландское

11.

Балтийское

Уэдделла

Беллинсгаузена

12.

Ирландское

Амундсена

Саргассово

13.

Росса

Тиморское

Сулу

14.

Тирренское

Адриатическое

Яванское

15.

Эгейское

Ионическое

Арафурское

16.

Серам

Дейвиса

Лигурийское

17.

Сулавеси

Мраморное

Внутреннее Японское



Предварительный просмотр:

НОМЕНКЛАТУРНЫЙ  МИНИ – ТРЕНАЖЕР   БЛОК 2   «ОСТРОВА»

ВАРИАНТЫ

ЗАДАНИЯ

1

2

3

Вариант № 1.

  1. Определите в своем варианте, какие острова принадлежат материку Африка (Южная Америка, Австралия, Северная Америка, Евразия).
  2. Найдите на карте эти острова. Какими морями они омываются?
  3. Каким государствам принадлежат данные острова?
  4. По карте «Выдающиеся географические объекты Земли» определите, входят ли данные острова в пятерку крупнейших по площади.
  5. Определите климатические пояса, в которых расположены данные острова.

                                 

                            Вариант № 2.

1.Найдите заданный остров на  физической карте.

2.Опишите рельеф данного острова.

3.Перечислите климатообразующие факторы,                                                     формирующие климат данного острова. В каких климатических поясах он находится, каковы климатические показатели?  

4.Какому государству принадлежит данный остров? Чем занимается местное население?

5.Есть ли у данного острова исключительные особенности? Если есть, то каковы они.

1.

Гренландия

Калимантан

Куба

2.

Хонсю

Мадагаскар

Исландия

3.

Кипр

Ньюфаундленд

Сикоку

4.

Гаити

Шри-Ланка

Суматра

5.

Ява

Хоккайдо

Шпицберген

6.

 

Сахалин

Великобритания

Новая Земля

7.

Врангеля

Северная Земля

Кюсю

8.

Огненная Земля

Тринидад

Сицилия

9.

Мадейра

Канарские

Тасмания

10.

Новая Гвинея

Северный

(Новая Зеландия)

Фолклендские

11.

Галаппагос

Баффинова Земля

Сардиния

12.

Крит

Бермудские

Ямайка

13.

Виктория

Алеутские

Багамские

14.

Гуадалупе

Земля Франца-Иосифа

Корсика

15.

Тайвань

Сулавеси

Тимор

16.

Азорские

Гавайские

Маврикий

17.

Большой Ляховский

Южный

 (Новая Зеландия)

Палаван

18.

Лусон

Итуруп

Минданао



Предварительный просмотр:

НОМЕНКЛАТУРНЫЙ  МИНИ – ТРЕНАЖЕР   БЛОК 3   «ПОЛУОСТРОВА»

                         

ВАРИАНТЫ

ЗАДАНИЯ

1

2

3

Вариант № 1.

1.Определите в своем варианте, какие полуострова принадлежат материку Африка (Южная Америка, Австралия, Северная Америка, Евразия).

2.Найдите на карте эти полуострова. Какими морями они омываются?

3.Каким государствам принадлежат данные полуострова?

4.По карте «Выдающиеся географические объекты Земли» определите, входят ли данные полуострова в пятерку крупнейших по площади.

5.Определите климатические пояса, в которых расположены данные полуострова.

                                 

                            Вариант № 2.

1.Найдите заданный полуостров на  физической карте.

2.Опишите рельеф данного полуострова.

3.Перечислите климатообразующие факторы,                                                     формирующие климат данного полуострова. В каких климатических поясах он находится, каковы климатические показатели?  

4.Какому государству принадлежит данный полуостров? Чем занимается местное население?

        5.Есть ли у данного полуострова исключительные                                                                                                       особенности? Если есть, то каковы они.

1.

Индостан

Скандинавский

Пиренейский

2.

Кейп - Йорк

Аляска

Лабрадор

3.

Сомали

Апеннинский

Арнемленд

4.

Калифорния

Камчатка

Малакка

5.

Кольский

Флорида

Балканский

6.

Малая Азия

Аравийский

Индокитай

7.

Корея

Чукотский

Юкатан

8.

Ямал

Таймыр

Гыданский

9.

Канин

Антарктический

Балканский

10.

Крымский

Ютландия

Истрия

11.

Халкидики

Апшеронский

Калабрия

12.

Югорский

Мангышлак

Керченский

13.

Таманский

Аграханский

Синайский

14.

Пелопоннес

Новая Шотландия

Бутия

15.

Катхиявар

Айон-Орос

Бретань



Предварительный просмотр:

НОМЕНКЛАТУРНЫЙ  МИНИ – ТРЕНАЖЕР   БЛОК 4    «ЗАЛИВЫ»

 

ВАРИАНТЫ

ЗАДАНИЯ

1

2

3

                           

                                  Вариант № 1.

1.Найдите заливы из своего варианта на физической карте.

2.Определите, какие из них омывают заданный материк.

3. Постарайтесь определить, с чем связано название залива.

4.

Вариант № 2.

1.Найдите заданный залив на физической карте. Определите, какому морю и какому океану принадлежит данный залив.

2.Какие географические объекты оно омывает (материк, острова, полуострова)?

3.Какова его наибольшая глубина? Проходят ли через него основные морские пути? Откуда и куда?

4.Пользуясь климатической картой, попытайтесь охарактеризовать климатические особенности над территорией данного залива.

5.Пользуясь дополнительной литературой, найдите сведения о площади данного залива.

1.

Калифорнийский

Аденский

Бискайский

2.

Ботнический

Большой Австралийский

Гвинейский

3.

 

Анадырский

Мексиканский

Гудзонов

4.

Карпентария

Шелихова

Финский

5.

Венесуэльский

Бенгальский

Щецинский

6.

Бохайвань (Чжилийский)

Персидский

Святого Лаврентия

7.

Аляска

Панамский

Рижский

8.

Обская губа

Байдарацкая губа

Чешская губа

9.

Амурский

Авачинская губа

Гданьский

10.

Венецианский  

Таранто

Генуэзский

11.

Скагеррак

Акаба

Лионский

12.

Апалачи

Мэн

Жозеф-Бонапарт

13.

Унгава

Джеймс

Кампече

14.

Сидра

Амундсена

Бутия

15.

Оманский

Сиамский

Бенин

16.

Байя-Гранде

Гуаякиль

Бакбо (Тонкинский)



Предварительный просмотр:

НОМЕНКЛАТУРНЫЙ  МИНИ – ТРЕНАЖЕР   БЛОК 5    «ПРОЛИВЫ»

 

ВАРИАНТЫ

ЗАДАНИЯ

1

2

3

                                 

1.Найдите проливы из своего варианта на физической карте.

2.Определите, какие из них омывают заданный материк.

3.Какие географические объекты они разделяют (материки, острова, полуострова)?

4.Какие моря (океаны) соединяет данный пролив?

5. Подумайте, в честь кого или чего было дано название данным проливам.

1.

Малаккский

Торресов

Мозамбикский

2.

Берингов

Баб-эль-Мандебский

Лаперуза

3.

Гибралтарский

Дрейка

Шелихова

4.

Бассов

Босфор

Датский

5.

Гудзонов

Магелланов

Юкатинский

6.

Панамский

Вилькицкого

Маточкин Шар

7.

Суэцкий

Югорский Шар

Дуврский

(Па-де-Кале)

8.

Мальтийский

Дарданеллы

Отранто

9.

Бунго

Бонифачо

Мессинский

10.

Смит

Керченский

Цугару

11.

Святого Георга

Северный

Робсон

12.

Флоридский

Наветренный

Белл-Айл

13.

Лонга

Кунаширский

Девисов

14.

Тайваньский

Корейский

Татарский

15.

Полкский

Каримата

Макасарский

16.

Карские Ворота

Ормузский

Зондский

17.

 Кука

Ямайка

Санникова


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Применение мини-тренажеров на уроках физкультуры

Григорьева Ольга Анатольевна БГОУ СОШ № 9 с углубленным изучением французского языка          ДокладСовременный урок глазами учителя.Примен...

Мини-тренажеры по географии

     В практике своей  работы я использую мини-тренажеры, способствующие овладению учащимися и практическими умениями и такими мыслительными операциями как...

Статья "Применение мини-тренажеров на уроках физкультуры"

В статье говорится о пользе применения мини-тренажеров на уроках физической кульутры...

Мини-тренажер по теме "Степени" для 9-11 класса

Задания на отработку представления числа в виде степени и перехода от корня к степени....

Мини-тренажер табличных значений синуса, косинуса, тангенса углов

В тренажер включены примеры для проверки знаий таблицы значений синуса, косинуса,тангенса углов...

Мини-тренажер "Производная степенной функции"

Мини-тренажер "Производная степенной функции"...

Использование самодельных мини-тренажеров на уроке физической культуры для дыхательной системы"

Задачами при использовании самодельных мини-тренажеров являются:- подготовка организма для выполнения программы по физической культуре, – повышение работоспособности учащихся, путем особой органи...