На пороге экологической катастрофы
материал по географии по теме

Катастрофа – это очень страшное слово. Синонимом к этому слово подходят слова: непоправимая беда, крушение, авария, катаклизм, трагедия, трагическое событие. А экологическая катастрофа – это крушение жизни на Земле. И это, конечно, может привести к трагическим последствиям для всего человечества. Если бы Земля могла говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь, люди! Планета в опасности!» Да она и кричит, громко заявляя о себе стихийными бедствиями и катаклизмами. Только люди не хотят слышать этого голоса. Они продолжают истреблять природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_poroge_ekologicheskoy_katastrofy.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Катастрофа – это очень страшное слово. Синонимом к этому слово подходят слова: непоправимая беда, крушение, авария, катаклизм, трагедия, трагическое событие. А экологическая катастрофа – это крушение жизни на Земле. И это, конечно, может привести к трагическим последствиям для всего человечества. Если бы Земля могла говорить, она бы уже кричала: «Остановитесь, люди! Планета в опасности!» Да она и кричит, громко заявляя о себе стихийными бедствиями и катаклизмами. Только люди не хотят слышать этого голоса. Они продолжают истреблять природу. Именно хозяйственная деятельность людей является причиной глобальных экологических проблем, среди которых:

- загрязнение атмосферы;

- загрязнение вод мирового океана;

- загрязнение почв;

- парниковый эффект;

- радиоактивное загрязнение;

- истребление флоры и фауны.

Промышленность, котельные, транспорт – три основных источника загрязнения атмосферы. Во многих городах уже сейчас остро стоит проблема очистки воздуха. Миллионы горожан во всем мире уже сейчас вынуждены покупать чистую воду. Мировой океан загрязнен нефтью, тяжелыми металлами, бытовыми отходами. Почва загрязняется промышленными и сельскохозяйственными отходами. В роли главных загрязнителей выступают металлы и их соединения, удобрения, ядохимикаты, радиоактивные вещества, бытовой мусор. Радиоактивное загрязнение – это заражение такими элементами, распад которых сопровождается излучением. Это излучение может продолжаться несколько лет, проникая в живые организмы и вызывая в них различные мутации. И, наконец, истребление флоры и фауны. Ученые считают, что к середине следующего века может исчезнуть четверть, а то и половина из ныне живущих видов. Это массовое вымирание также является результатом деятельности человека.

Но наибольшую угрозу существованию Земли несет современное ядерное оружие. Оно может уничтожить все живое на планете.

В чем же выход? Как мы можем помочь нашей планете? Наш ответ – повышение экологической культуры каждого человека. Человек, обладающий экологической культурой, осознает себя не отдельной особью, а частичкой природной среды. Он понимает, что, помогая природе, он помогает самому себе.

Экологическая катастрофа – это крайне неблагоприятное изменение природной среды после стихийного бедствия или деятельности человека. Это большой экологический ущерб: гибель живых организмов, заражение воздуха, воды, почвы. Сегодня экологическая катастрофа угрожает всему человечеству. В СМИ мы знакомимся с тревожными фактами, которые говорят о том, что Россия уже сегодня стоит на пороге экологической катастрофы.

- Реки Волга, Дон, Обь, Иртыш, Урал, Енисей, Лена, Печора, Кама имеют недопустимый уровень загрязнения.

- Водоемы России и питьевая вода некоторых городов загрязнены диоксинами – это вреднейшие для человека вещества. По мнению некоторых ученых, от диоксинового загрязнения водоемов в нашей стране ежегодно погибает около 20 тыс. человек.

- С 1960 по 1988 г. Аральское море уменьшилось вдвое. Бывшее дно моря превратилось в пустыню. С ее поверхности в атмосферу поднимаются миллионы тонн ядовитой соли. Эта соль образует пылесолевые облака, которые влияют на таяние ледников Памира и Тянь – Шаня.

- Деятельность человека стала угрожать существованию видов. С 1600 г. исчезло 36 видов млекопитающих и 94 вида птиц. Если 400 лет назад биосфера теряла примерно по 1 виду млекопитающих и птиц за 3 года, то в наше время вымираюет в среднем по 1 виду каждые 8 месяцев.

- Гибель одного вида растения может привести к гибели от 5 – 7 до 30 – 35 связанных с ним видов животных, главным образом беспозвоночных. Сегодня на каждого жителя планеты приходится всего лишь 25 птиц.

-За последние 3 года средняя продолжительность жизни по стране уменьшилась на 7 – 8 лет.

- Резко сократилась рождаемость и ухудшается здоровье детей: только 15% детей рождается практически здоровыми, только 4% выпускников средней школы считаются здоровыми.

- В России ежегодно в воду и под землю уходит более 500 млн. тонн промышленных стоков.

- Промышленные предприятия загрязняют территорию в радиусе от 5 до 25 км.

- 70% жителей России – это горожане. Горожанин нашей страны производит примерно 300 кг бытового мусора. В итоге города обрастают свалками, территория которых быстро расширяется.

- Для сравнения: в США на одного жителя приходится 70 кг мусора в год, а в благополучной Швеции – в 3 раза меньше.

- Граждане России должны осознать масштабы экологической угрозы и защитить природу, защитить будущие поколения.

В последнее время в стране ведется большая работа по переработке мусора. Мусорные свалки представляют собой ужасное зрелище. Горы разнообразного мусора, над которыми летают тучи ворон и голубей, страшная вонь, крысы, а на фоне всего этого – жалкие лачуги из картона, целлофана и автомобильных шин и люди без определенного пола и возраста, которых привела сюда нужда. Но все – таки картина меняется: возле свалок строятся заводы по переработке мусора. Чтобы ядовитые вещества не проникали в сточные воды и не травили природу, дно котлована, куда свозят мусор, стлано специальным материалом, бентакфиксом. Вот приезжает мусоровоз и сваливает мусор в бункер. Оттуда мусор попадает на конвейер и сортируется рабочими. Отходы, которые невозможно переработать, собирают в пакеты и вывозят. Все остальное идет в переработку. Металл отделяет магнитный сепаратор. Потом металлический лом прессуют и продают заводам. Полиэтиленовые бутылки бросают в машину, наподобие мясорубки, и через секунду из этих бутылок получается фарш – гранулы. Из этих гранул можно опять делать бутылки, игрушки и даже одежду. Очень много на свалке автомобильных шин. Раньше их сжигали, отравляя воздух ядовитым зловонным дымом. А теперь из этих шин производят самую настоящую нефть. Во всем мире сбор и переработка мусора приносят прибыль. На специальных предприятиях перерабатывают бумагу, стекло, металл, полиэтилен, делают строительные материалы, получают удобрения, сжиженный газ, метан и даже бензин. Из отходов вырабатывают тепло и электроэнергию. «Мусор приносит золото», - считают те, кто знает, что такое экологическая культура.

Каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Об этом записано в Конституции Федерации. Тот, кто нарушает это право, несет ответственность: материальную, административную, дисциплинарную, или уголовную. В Уголовном кодексе Российской Федерации есть целая глава, которая называется «Экологические преступления» В этой главе рассматриваются три вида экологических преступлений:

1.Нарушение правил экологической безопасности.

2.Преступлеия против неживой природы.

3.Преступления против живой природы.

За соблюдением этих законов следит экологическая милиция. Но ей должен помогать народ. В Европе каждый житель чувствует свою ответственность за состояние окружающей среды и сообщает обо всех преступлениях против природы, а у нас, в России, многие пока считают, что природа неисчерпаема.

Что можем сделать мы, школьники, для борьбы с экологическими преступлениями? Нужно осознать. Что экологические преступления направлены против нас, против нашего здоровья. И не стесняться сообщать обо всех случаях загрязнения или уничтожения природы. Но чтобы увидеть эти нарушения, нужна экологическая грамотность. На занятиях кружка мы обсуждали три вопроса. Первый вопрос: «Человек – часть природы или ее властелин?». Ответы были такими:

- Конечно, часть природы, он потребляет продукты природы, он влияет на природу, и природа влияет на него.

- Конечно, не властелин: природа может существовать без человека, а человек без природы не выживет.

- Человек – властелин природы. Он покорил землю, воды, атмосферу и даже космос

- Властелин – в  природе нет ни одного живо существа, которое было бы сильнее человека.

- Конечно, не властелин – человек слаб, он может погибнуть от холода, голода, жажды.

-  Человек очень сильно зависит от природы – как  же  он может быть ее властелином?

- Человек – это раб природы. Он приспосабливается к природе.

- Человек – хозяин природы, он, наоборот, приспосабливает ее для себя.

         Наверное , каждая точка зрения имеет право  на существование. Человек, безусловно, часть природы. Конечно, он приспосабливает природу к своим нуждам и приспосабливается к природе сам. Об этом очень мудро сказал английский  ученый  Фрэнсис Бекон : « Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется».

        Согласны ли вы, что миру угрожает экологическая катастрофа?. Если да, то может ли человечество ее предотвратить?

Ответы  детей:

- Угрожает, предотвратить можно, если ввести очень строгие наказания за экологические преступления.

- У Земли большой запас прочности, никакой катастрофы нет, это выдумки экологов, чтобы брать деньги с фирм.

-  Ничего нельзя  сделать, катастрофа неизбежна. Потому  что бизнесмены  не откажутся от своих доходов.

- Катастрофы не будет -  люди образумятся и поймут, что нужно умерить свои аппетиты.

-  Сейчас  уже не  хватает  чистой воды, а когда будет нечем дышать, люди задумаются и остановят катастрофу.

-  Когда окончательно угробят природу на  Земле,  перелетят на какую- нибудь другую планету.

        В итоге все  согласились, что экологическая катастрофа – это не выдумка ученых, а реальная угроза человечеству.

   Дети ответили так:

Экологическая грамотность:

- Это знание экологических законов.

- Это знание, что вредно для природы, а что полезно.

- Это знания о растениях, животных, об атмосфере, воде – обо всем, что нас окружает.

Экологическая культура:

- Это умение предвидеть вредные последствия наших действий.

-  Это понимание, что в мире все взаимосвязано.

- Это сознание ответственности за природу.

        Что можем сделать мы, чтобы предотвратить экологическую катастрофу?

А сделать мы можем многое :

- соблюдать экологические законы.

- отказаться от одежды из натурального меха, от кожаной обуви.

- разъяснять нарушителям экологические законы.

- экономить воду, тепло, электричество.

- подкармливать птиц.

- сообщать экологической  милиции обо всех экологических нарушениях.

- создать группы, которые будут патрулировать микрорайоны.

        Я надеюсь, что люди поймут, как важны для нас экологическая грамотность и экологическая культура. От этого зависит не  только наше здоровье, но и жизнь.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА А.В.РАЙКУНОВА С.ОЛОНОВКА

НОВОУЗЕНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

       «  НА ПОРОГЕ    

    ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  

       КАТАСТРОФЫ»

                                                Руководитель  кружка: КАЗИНА И.С

        

Выполнила :  КАЗИНА А.В.