Факультативы
календарно-тематическое планирование (география, 11 класс) по теме

Кононова Ирина Степановна

Рабочие программы по факультативным курсам

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                     

                                                       ПРОГРАММА факультативного  курса по

                                                     обществознанию

 Мир - природа - общество

                                                                                                          Учитель: Кононова И.С.

                                                                                                                                Класс:7

                                                                                                                                           Количество часов:34

                                                                                                              Верх-Уймон,2013

Пояснительная записка:

Курс «Мир - природа - общество» призван обеспечить систематизацию представлений школьников о действительности и объединить в единое целое естественнонаучные и гуманитарные знания.

Основная цель курса: формирование мировозрения учащихся, системы их ориентации и самореализации в мире, становление экологического и экономического сознания.

Курс должен способствовать восприятию мироздания в целом, а развитие природы и общества - как единый совместный процесс, ведущий из прошлого в будущее.

Характерная для сознания современного человека узость временного и пространственного горизонта не позволяет ощутить потребность в фундаментальном изменении стратегии развития общества и человека, делает их безразличными к будущему, избавляет от ответственности.

Этот курс предлагает увидеть мир, развёрнутый в пространстве и во времени, как макрокосмос, и себя в этом мире - как «фокус», отражение мира, личностный микрокосмос.

Это позволяет ощутить себя неразрывно связанным с прошлым и будущим, социоестественной истории в её цивилизационном и космическом измерениях.

Планируемые результаты обучения

1. Оценивать и прогнозировать:

  • изменение природных и социально-экономических объектов под влиянием человека и общества;
  • рост населения, городов и хозяйства;
  • изменение культуры и сознания человека;
  • прогнозирование особенностей жизни в будущем;
  • саморазвитие и личностные возможности.

2. Объяснять:

  • роль знаний в решении социально-экономических и экологических проблем;
  • влияние общества на природу и природы на общество;
  • влияние общества на человека и человека на общество;
  • влияние религии на человека и общество;
  • естественно-социальную историю развития человека;
  • закономерности природных процессов;
  • роль человека в системах живой, неживой природы, обществе;
  • суть проблем, возникающих в мире.

3. Объяснять явления на основе понятий:

  • Вселенная, планета, космос, космизм, философия, ноосфера, природа, круговорот веществ, культура, человек, жизнь, экология, экосистема, искусство, наука, нравственность, этика, религия, миф, время, пространство, части света, социум, субъект, личность, экономика, труд, город, страна, личность.

4. Описывать:

  • образы природохозяйственных объектов (промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортоного, рекреационного);
  • образы прошлого и будущего, Вселенной и мира;
  • эмоции и чувства, связанные с окружающей действительностью.

5. Определять:

  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений;
  • значения событий и явлений для прошлого и будущего;
  • различия и особенности в отражении действительности разных культур и религий;
  • разницу в восприятии одного и того же события разными людьми.

6. Называть:

  • основные этапы развития Земли;
  • религии и их суть;
  • районы острых экологических ситуаций;
  • части света и их особенности;
  • основные виды природных ресурсов и их использование;
  • примеры рационального и нерационального использования ресурсов.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

семинары

1.

Раздел I: Экологическая культура (20) Природа и общество

5

3

2

2.

Экология как наука о «доме».

4

2

2

беседа

3.

Время (естественно-социальная история)

3

2

1

беседа

4.

Пространство (Земля и Вселенная)

3

1.5

1.5

фронтальный опрос

5.

Человек на Земле

5

2

3

беседа

6.

Подведение итогов по темам раздела I.

1

1

фронтальный опрос

7.

Раздел II: Калейдоскоп проблем (11)

География глобальных проблем

6

3

3

беседа

8.

Страна, в которой мы живём

5

2

3

беседа

9.

Раздел III: Экологическая культура – как стратегия развития (2)

2

1

1

беседа

10.

Итоги курса «Мир, природа и общество»

1

1

Итого: 34 часа

Содержание

Тема

Примерное содержание

1

2

Природа и общество

- Культура - это явление, понять которое невозможно, не соотнеся с природой.

- Переход биосферы в ноосферу

В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера. В биогеохимии нам приходится считаться с тем, что жизнь (живые организмы) реально существует не только на одной нашей планете, не только в земной биосфере.

Экология как наука о «доме».

Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).

Современная экология— сложная, разветвлённая наука.

Время (естественно-социальная история)

Экологическая культура прошлого и  настоящего.

Научно – техническая революция. Рост влияния на природу.

Экологическая культура будущего, прогнозируемые характеристики

Пространство (Земля и Вселенная)

Разнообразие природных условий на поверхности земли очень велико. Географические пояса, природные зоны и ландшафты – основа для типологии экосистем.

Человек изменил течение всех геохимических реакций. Лик планеты стал новым и пришёл в состояние непрерывных потрясений. B.И. Вернадский.

На планетах нашей системы возможно если не отсутствие жизни, то её примитивность, слабость, может быть, уродливость и во всяком случае отсталость от земной, как находящейся в особенно благоприятных условиях температуры и вещества. К. Э. Циолковский

Человек на Земле

Возникновение человека было актом величайшей важности, единичным в течение геологической истории: ему нет ничего аналогичного в среде мириад предшествовавших веков.

Человек - это Homo sapiens faber. Он меняет внешний вид, химический и минералогический состав окружающей среды, своего местообитания. Местообитанием его является вся земная поверхность. Его деятельность с каждым веком становится более мощной и более организованной. B. И. Вернадский.

География глобальных проблем

Глобальное потепление, демографические проблемы, синдром приобретённого иммунного дефицита и др.

Страна, в которой мы живём

Одной из интереснейших и крупнейших частей глобальной экосистемы является экосистема России.

Экологические проблемы России

Экологическая культура – как стратегия развития

Сущность экологического кризиса – засорение экосистемы отходами социального воспроизводства (вещественными, энергетическими, информационными)

Б. Коммонер, сформулировавший основные 4 закона экологии:

  • Всё связано со всем
  • Ничто не исчезает в никуда
  • Природа знает лучше — закон имеет двойной смысл — одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами.

Ничто не даётся даром (вольный перевод — в оригинале что-то вроде «Бесплатных обедов не бывает»)

Методы контроля:

  • Контроль усвоения материала осуществляется, прежде всего, через устные ответы. Но, в тоже время, учащиеся сами оценивают свою деятельность на протяжении каждого занятия и курса. После занятия предлагается написать отклик: «Я сегодня на уроке». Следующее занятие начинается с обобщения откликов и строится в соответствии с пожеланиями детей.

Литература:

1. Ананьев Ю. П, Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980

2. Бочкарева Н.Ф. Экология России: Пособие по географии. 8-9 класс.- Калуга: Золотая аллея, 1997. – 72 с.

3. Википедия - свободная энциклопедия; URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 20. 08.2011).

4. География: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. – 656 с.

5. География в таблицах. 6 – 10 кл.: Справочное пособие/Авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова.- М.: Дрофа, 2002. – 160 с.

6. Глазачев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура: пробное учебное пособие для учащихся школ, гимназий, лицеев и т.д. (Экология для гуманитариев). – М.: «Горизонт»,1997. – 208 с.

7. Лобжанидзе А.А. География России: эколого-экономические аспекты: Учебное пособие для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1996. – 96 с.

8. Ноосфера: духовный мир человека / Сост. А.В. Коротнян. – Л.: Лениздат, 1987. – 223 с.

9. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) / Под ред. Ю.Н. Кулюткина,  Е.Б. Спасской. – СПб.: КАРО, 2001.- 152 с.

10. Подоль С.Р. Современные представления о биосфере. – Рязань, 1997

11. Русский космизм: Антология философской мысли Составление С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; Вступительная статья С.Г. Семеновой; Предисловие к текстам С.Г. Семеновой, А.Г. Гачевой; Примечания А.Г. Гачевой. Художник С.А. Кравченко. — М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 368с.: ил. .; URL: http://nffedorov.ru/mbnff/biblio/knigi/otd.htm (дата обращения: 18 08.2011).



Предварительный просмотр:

 

                                                                                          Программа факультативного курса

                                                  по географии »Политическая карта мира» для 11 класса

на 2013-2014 учебный год  

                                                                                   Учитель географии: Кононова И.С.

                                                                                            Количество часов:34 часа

                                                                 Верх-Уймон,2013

 

Пояснительная записка.
Программа факультативного курса « Государства на карте мира» предназначена для учащихся 11 класса.
Содержание курса позволяет познакомить учащихся с многообразием стран и их столицами, флагами стран мира, объектами природного и культурного наследия, а также с основными международными организациями. Курс дает возможность учащимся получить углубленные знания по экономической и социальной географии.
Основные образовательные цели программы:
· Обучение основам теории и практики путешествий и туризма;
· Изучение современных информационных технологий, в том числе пользование компьютером и Интернет.
Данный курс может иметь существенное образовательное значение и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей.
Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации (см. список литературы). Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную ( индивидуальную или коллективную) работу учащихся. При организации занятий целесообразно создать ситуацию, в которой ученик мог выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы. В результате изучения курса учащиеся получают: знания: международный туризм, туристические макрорегионы мира, объекты Всемирного природного и культурного наследия, флаги мира.
Умения: анализ и синтез информации. Межличностное общение. Навыки пользования компьютерной техникой, Интернет, презентация, принятие решений, решение проблем, чтение карты.

Учебно–тематический план.
   Введение  Работа с картой
1 Многообразие стран на политической карте мира. Творческий отчет
2 Новые индустриальные страны. Работа в группах
3 Флаги стран мира. Работа с дополнительной литературой
4 Туристические макрорегионы мира.  Экскурсии, презентации
5 Всемирное природное и культурное наследие .  Сообщения
6 Итоговое занятие.
    Итого:  34  часа.

Содержание программы.
Введение ( 1ч)
Тема 1. Многообразие стран на политической карте мира (8ч )
Лекция: Различие стран мира. (1ч)
Практическая работа: Составление классификаций стран мира по разным признакам. Деление стран мира по формам правления, по особенностям территориально- государственного устройства. (1ч)
Лекция. Международные экономические группировки. (1ч)
Практика. Составление карты « Международные организации» (1ч)
Лекция. Маленькие государства Европы. (1ч)
Самостоятельная работа. Экскурсия по карликовым государствам Европы. (1ч)
Лекция. Самое- самое на политической карте мира. (1ч)
Практика. Выделить самые- самые страны на политической карте мира:
По размерам территории, по протяженности границ и т.д (1ч)
Тема 2. Новые индустриальные страны. (3ч)
Лекция. НИС в современном мире.. (1ч)
Самостоятельная работа. Краткая характеристика НИС. ( защита рефератов 1ч)
Семинар Современные масштабы и уровень социально-экономического развития. (!ч)
Тема 3. Флаги стран мира. ( 6ч)
Лекция. Флаги стран Зарубежной Европы. (1ч)
Лекция. Флаги Зарубежной Азии и Австралии.(1ч)
Практика Звезды на флагах мира. (1ч)
Практика. Полосатые флаги. (1ч)
Практика Животные, растения на флагах мира. (1ч)
Урок- игра «Все флаги в гости будут к нам» (1ч)
Тема 4. Туристические макрорегионы мира. (7ч)
Лекция. География международного туризма. (2ч)
Практика. Путешествие по странам мира. (1ч)
Лекция. Туристические макрорегионы мира. (2ч)
Самостоятельная работа. Туристический маршрут по одной из стран мира. (1ч)
Практика. Достопримечательности стран Европы. (1ч)
Тема 5. Всемирное культурное и природное наследие. (8ч)
Лекция. География объектов природного и культурного наследия человечества. (2ч)
Лекция. Всемирное природное наследие.(1ч)
Практика. Составление карты» Памятники природы» (По регионам 1ч)
Лекция. Всемирное культурное наследие. (2ч)
Самостоятельная работа. Памятники, ансамбли и достопримечательные места. (1ч)
Видеофильм «Великие чудеса природы» (1ч)
Итоговое занятие (1ч)
Защита творческих проектов.

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.
На вводном занятии познакомить учащихся с общей структурой курса, его примерным содержанием и, главное, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и творческих итоговых работ, которые им предстоит выполнить за данное время. На первом занятии целесообразно обсудить с учащимися возможные темы самостоятельных выступлений на итоговом занятии, а также форму представления материалов и критерии их оценок. Не следует требовать от учащихся выполнения работ большого объема, сообщение печатным объемом до 10 страниц представляется достаточным.

Тематическое планирование.
Тема 1. Многообразие стран на политической карте мира. (8ч) В рамках содержания первой темы учащиеся получают знания о многообразии стран на политической карте мира, а также знакомятся с «карликовыми государствами», экономическими группировками, достижениями и проблемами НИС, флагами стран мира. Предлагается классификация стран мира по форме правления и особенностям территориально- государственного устройства.
На лекциях учащиеся получают основы теоретических знаний и необходимый материал для дальнейшей самостоятельной работы. На практическом занятии учащиеся выполняют задания по закреплению и дальнейшему осмыслению полученных знаний в игровой форме, а также на основе анализа таблиц, карт, работы с статистическим материалом выделяют самые- самые страны на политической карте мира.
Тема 2. Туристические макрорегионы мира (7ч) На лекциях учащиеся получают знания по географии международного туризма, знакомятся с видами международного туризма: рекреационного, экскурсионного, спортивного и др. Во время самостоятельной работы, которая в данной теме может индивидуальной, учащимся предлагается разработать туристический маршрут по одной из стран Европы или Америки. Достопримечательности стран Европы рассматриваются в виде сообщений, презентаций, экскурсий по следующим странам: Франции, Испании, Италии.
Тема 3. Всемирное природное и культурное наследие. (8ч)
Система наследия охватывает практически необъятные области природы планеты и мировой духовной культуры. Изучение их в системе может способствовать формированию целостной картины мировой цивилизации. На лекциях учащиеся знакомятся с условиями и критериями внесения объектов в Список Всемирного наследия. При изучении темы рекомендуется просмотр видеофильма. Во время просмотра учащиеся знакомятся с памятниками Всемирного наследия: Великая Китайская стена, дворец и парк Версаля, Московский Кремль и т.д. во время практических занятий, которые целесообразно проводить по группам, учащиеся составляют карты природных объектов по регионам. В ходе самостоятельной работы ребята знакомятся с культурными и природными объектами.
На заключительном занятии подводятся итоги изучения курса «Государства на карте мира»: защита творческих проектов, презентации стран Европы, объектов Всемирного культурного и природного наследия. Учащиеся получают итоговые результаты индивидуального рейтинга по итогам работы, которые могут быть включены в школьный портфолио. На заключительном занятии также целесообразно провести обсуждение содержания данного курса и форм его проведения, выяснить предложения и пожелания учащихся. Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно- познавательной деятельности учащихся, в том числе:
анализ карт;
составление карт и комментариев к ним;
составление таблиц и классификаций;
подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации.

Литература для учащихся:
1. Лавров С.Б., Каледина Н.В. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. – М., 2006.
2. Максаковский В.П. экономическая и социальная география мира. 10 класс:
Учебник для общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 2008
3. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М.: Просвещение, 20004.
4. Максаковский И.В. Всемирное природное наследие. - М.: Просвещение, 2005.
5. Атлас для 10 класса. М.: Дрофа, 2006.

Литература для учителя.
1. Лавров С.Б, Каледина Н.В. Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. –М, 2002.

2. Максаковский В.П. экономическая и социальная география мира. 10 класс:
Учебник для общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 20006.
3. Паспорт в мир МОО Достижения молодых -М.: Артель- Сервис, 20006.
4. Соломин В. П., Финаров Д. П., Мосин В.Г., Любимов В.Ф., Любимова Т.А. Всемирное культурное и природное наследие География в школе № 1, 1999.
5.Страны мира. Статистический справочник ООН. – М.: Весь мир, 2001, 2002.
6.. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М.: Просвещение, 2004.
7. Максаковский И. В. Всемирное природное наследие. – м.: Просвещение, 2005.
8. Атлас для 10 класса. М.: Дрофа, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О.А.Булатов. «Лаборатория Исследователей - лингвистов: Межкультурная коммуникация» Программа лингвострановедческого факультатива-семинара

Программа - "почасовка" факультатива-семинара лингвострановедческой направленности для "продвинутых" учеников 8 и 9 классов. Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего р...

рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс

Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....

Тематическое планирование факультатива по химии 5 класс

Тематическое планирование факультатива по химии в 5 классе. Знакомство с основами химии, посудой, оборудованием. Развивает интерес школьников и мотивацию к изучению химии в старших классах....

Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"

Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...

Перспективно-тематическое планирование факультатива «Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности (30 и 50 часов)

Перспективно-тематическое планирование факультатива «Общая биология с основамиэкологии и природоохранной деятельности(30 и 50 часов)...