игра по краеведению
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Панкрашкина Жанна Александровна

 

Данный вид игры относится к играм с правилами и состоит из ряда заданий разной специфики, это позволяет разнообразить деятельность учащихся на уроке или кружковом занятии. Если использовать традиционную классификацию игр, то эту игру по краеведению можно отнести к группе академических неиммитационных.

Область применения методического материала:

  • На уроках краеведения;
  • Как обобщающий урок при изучении темы «География Нижегородской области» в курсе «География России» 8-9 класс;
  • В процессе реализации  Недели Географии в школе;
  • Во внеклассной и воспитательной работе (тематический классный час);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_igry.docx293.4 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка игры

по краеведению

«Знаешь ли ты свой край?»

Подготовила:

Панкрашкина Жанна Александровна,

учитель географии, руководитель

кружка «Азимут»,

мбоу сош №5 г. Лысково, Нижегородской обл.,

Адрес: г Лысково, Нижегородской обл.,

ул. Семёнычева, д.3

г. Лысково

2012

Объяснительная записка.

Известно, что раскрытие творческих возможностей человека, особенно ребёнка, наиболее успешно осуществляется в процессе игровой деятельности. В игре активизируются познавательные процессы, формируются взгляды и убеждения, приобретается опыт коллективной и групповой работы, вырабатывается чувство соревновательности, желания самому найти правильный выход из той или иной ситуации, появляется возможность оценить суждения по разнообразным проблемам и выработать собственное отношение к их разрешению.

Данный вид игры относится к играм с правилами и состоит из ряда заданий разной специфики, это позволяет разнообразить деятельность учащихся на уроке или кружковом занятии. Если использовать традиционную классификацию игр, то эту игру по краеведению можно отнести к группе академических неиммитационных.

Область применения методического материала:

  • На уроках краеведения;
  • Как обобщающий урок при изучении темы «География Нижегородской области» в курсе «География России» 8-9 класс;
  • В процессе реализации  Недели Географии в школе;
  • Во внеклассной и воспитательной работе (тематический классный час);
  • В работе краеведческого кружка.

Возраст обучающихся: 12-15 лет, учащиеся 8-9 классов.

Целевые образовательные установки:

Цель: Обобщение знаний и умений по географии Нижегородской области, обобщение опыта творческой деятельности.

Задачи:

  • Обобщить знания по географии Нижегородской области в процессе игровой  деятельности  учащихся;
  • Закреплять умения применять полученные ранее знания, умения пользоваться географической картой;
  • Формировать познавательный интерес к предмету, используя систему ценностного отношения учащегося к природе своего края.

Формы и методы реализации:

  • Игра проводится как индивидуально, так и в результате групповой и коллективной работы;
  • Осуществляется работа с картографическим материалом;
  • Используются методы проблемного изложения, частично-поисковый и исследовательский методы.

Средства реализации:  географическая и контурная карты, кроссворд, текст и т.д.

Перечень источников для обучающихся и педагогов:

  1. Баканина Ф.М., Лукина Е.В., Насонова Т.П. и т.д. Заповедные места Нижегородской области.- Н.Новгород, «Волго-Вятское книжное издательство», 1991.
  2.  Г.С. Кулинич, В.В. Николина. Географические игры в обучении и воспитании школьников. Методическое пособие. – Горький: ГООПО, 1990.
  3. Винокурова Н.Ф., Игнатьева Г.А., Камерилова Г.С. Методика изучения географии Нижегородской области. Методические рекомендации. – Н.Новгород, 1992.
  4. География. 7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты \ авт.-сост. В.Н.Иванова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Каюмов А.А. Лекарственные растения Нижегородской области и их охрана. – Н.Новгород, 1991.
  6. Отечество моё Нижегородское: Книга для чтения/Сост. Г.С.Камерилова.- Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997.
  7. Сидоренко М.В. Федоровский Д.Н. Экскурсии в природу Нижегородского Заволжья.- Н.Новгород, 1996.
  8. Ярымов Ю.С. Лысково. История, георафия, культура, экономика, перспективы развития. 264 с.

Основные знания, умения и навыки, отрабатываемые в ходе игры: коммуникативные (умение осуществлять разного рода контакты между участниками совместной деятельности); учебно-управленческие (целеполагание, планирование, регулирование и анализ), учебно-информационные (нахождение, переработку и использование информации при решении учебных задач)

Подготовительный период:

  1. Создание команд (количество человек в команде - 6);
  2. Подготовка представления команд;
  3. Подготовка игрового и раздаточного материала (кроссворды, конверты и карточки с названиями, карта Нижегородской области и разноцветные стикеры, наборы разрезанных контурных карт-пазлов);
  4. Создание игровой ситуации (объявление темы игры, условий, необходимую литературу, организация консультации);
  5. Оформление игры и помещения где будет проходить игра;
  6. Подготовка технических средств игры (компьютер, проектор, музыкальное оформление).

План игры:

  1. Вступительное слово ведущего.
  2. Представление команд.
  3. Представление жюри.
  4. Разминка команд «Знаешь ли ты Нижегородскую область?»
  5. Конкурс «Собери карту»
  6. Конкурс «Географическая почта»
  7. Конкурс-кроссворд  «Какие это реки?»
  8. Конкурс-загадка «Экскурсоводы»
  9. Подведение итогов. Работа жюри.
  10. Награждение.
  11. Рефлексия.

Проведение основных этапов игры:

Разминка команд «Знаешь ли ты Нижегородскую область?»

Вывешивается контурная карта Нижегородской области, на которой приклеены цветные стикеры, обозначающие реки, города, возвышенности, природные памятники и культурные памятники, крупные промышленные предприятия, озера, т.е. географические объекты Нижегородской области. Берется небольшой кубик, грани которого закрашены по количеству цветов стикеров (белый, розовый, голубой, оранжевый, желтый, зеленый) – всего 6 цветов. Вывешивается «прайс-лист» поясняющий, какую группу географических объектов обозначает тот или иной цвет.

Командам предлагается за 30секунд определить как можно больше объектов на карте. Например: выходит капитан команды бросает кубик и по «прайс-листу» определяет, что обозначает выпавший цвет. Он подходит к карте, где стоит ведущий с часами и по его знаку играющий называет те географические объекты, цвет которых ему выпал на кубике, при этом он должен их снимать с карты. По окончании времени, подсчитывается количество знаков снятых с карты.   Если играющий ошибся, то он отстраняется от игры,  ход переходит к другой команде, а неверно отвеченный знак не засчитывается.

Разминка ведётся до полной расчистки контурной карты от цветных стикеров.

Конкурс «Собери карту».

Из разрезанных частей географической карты Нижегородской области – пазлы, собрать целую карту, на скорость.

Конкурс «Географическая почта»

Во время предварительной подготовки изготавливаются несколько комплектов  конвертов по числу команд с надписями: « зона тайги», « зона смешанных лесов», « степная зона» (3 конверта на команду). Каждой команде раздаются карточки(24) с надписями почв, видов животных, растений произрастающих в данных природных зонах.

почвы

животные

растения

Торфяно-болотные

Хорёк

Лиственница

Серые лесные

Жаворонок

Ясень

Дерново-подзолистые

Глухарь

Ель

Чернозём

Бурый медведь

Вяз

Рысь

Ольха

Бобр

Рябина

Барсук

Ковыль

Ёж

Мятлик

Кабан

Жимолость

Ястреб

Шиповник

Задача команды правильно разложить эти карточки по адресам за определённое время – 4 минуты.

Скорость и правильность выполнения задания оценивает жюри.

Ключ:  

Конверт «Тайга»

Конверт «Смешанные леса»

Конверт «Степная зона»

Торфяно-болотные

Серые лесные

Чернозём

Дерново-подзолистые

Барсук

Хорёк

Глухарь

Ёж

Жаворонок

Бурый медведь

Кабан

Ястреб

Рысь

Ясень

Ковыль

Бобр

Вяз

Мятлик

Лиственница

Ольха

Жимолость

Ель

Рябина

Шиповник

Конкурс-кроссворд «Какие это реки?»

Командам дается задание разгадать кроссворд о реках Нижегородской области.

Задания:

  1. Правый приток Волги, протекает по территории Кировской, Костромской, Нижегородской областей и республики Марий Эл.
  2. Крупнейший из правых притоков Волги, берет начало из родника в Орловской области.
  3. Четвертый по длине приток Ветлуги, протекает недалеко от оз.Светлояр, по территории Нижегородской области и республики Марий Эл.
  4. Крупное водохранилище на р.Волге, образовано плотиной Нижегородской ГЭС, max глубина – 22 метра.
  5. Левый приток реки Сура, протекает на юге территории Нижегородской области и по территории республики Чувашия.

 

Ключ: Ветлуга; Ока; Люнда; Горьковское; Алатырь.

Конкурс-загадка «Экскурсоводы».

По описанию команда должна угадать название города Нижегородской области. Для этого ведущий дает играющим подсказки, разной ценовой категории.

Задание 1.

3 балла: Город расположен на правом берегу реки Оки на Перемиловских горах, в 79 км от Нижнего Новгорода. Конечная станция однопутной тепловозной железнодорожной линии Окская — Металлист. Автомобильная дорога Р125 Нижний Новгород — Касимов.

2 балла: Город районного значения в Нижегородской области, известностью пользуется культура комнатного лимона, выведенного здесь.

1 балл: важный центр машиностроения и металлообработки. В городе расположен  автобусный завод, выпускающий автобусы, кузовную арматуру.

Ключ: г.Павлово

Задание 2.

3 балла: город на Волге (пристань) в 35 километрах к северо-западу от Н. Новгорода, на железной дороге Н. Новгород - Заволжье на шоссе Н. Новгород - Иваново. 64 тысячи жителей. Центр района (0,9 тыс. кв. км, 93 тыс. жит.). Впервые упоминается в 1536 году.

2 балла: Жители района занимались добычей соли и судостроением, известность получили кружевной и изразцовый промыслы. В городе около десятка памятников истории и культуры, среди которых интереснейший - Никольская церковь (1552 г.), одна из первых шатровых каменных построек на Руси.

1 балл:  родина - К. Минина, - которому здесь установлен памятник.

Ключ: г.Балахна

Задание 3.

3 балла: город в 110 км к югу от Н. Новгорода на реке Теше, узел железных и автодорог. 109 тысяч жителей. Центр района (2 тыс. кв. км, 163 тыс. жит.). Основан на месте древнего мордовского городища, впервые упоминается в 1576 году, был опорным оборонительным пунктом, позднее - торговым и транспортным центром.

2 балла: В XIX веке академик живописи А. В. Ступин создал здесь школу, из которой вышел В. Г. Перов. К XVIII-XIX векам относятся памятники гражданской и культовой архитектуры города, среди которых самый примечательный - Воскресенский собор (архитектор - М. П. Конирфский). В городе бывали А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко,  отбывал ссылку М. Горький, здесь прошло детство А. П. Гайдара.

1 балл: третий по численности населения области город, один из ведущих промышленных городов области, около 30 памятников истории и архитектуры расположены здесь.

Ключ: г. Арзамас

Задание 4.

3 балла: село в-230 км на юго-востоке от Н. Новгорода и 38 км от станции Ужовка. Центр района (0,9 тыс. кв. км, 14 тыс. жит.). Построено на мордовских землях, известно с XVI века под названием Забортники.

2 балла: Здесь существовал известный во всей стране фольклорный хор, работал краевед И. В. Киреев, живет знаменитая сказочница А. В Алексеева.

1 балл: А. С. Пушкин трижды (1830,1833, 1834 гг.) приезжал в село и плодотворно работал. Сохранились парк, любимая поэтом роща Лучинник, восстановлена усадьба с комплексом построек, ставшая ядром государственного музея-заповедника. Проводятся Пушкинские праздники.

Ключ: с. Большое Болдино

Задание 5.

3 балла: город  возник в 60-х годах ХVШ века, когда братьями Баташевыми в окрестностях была открыта железная руда. Здесь сооружаются три металлургических завода.

2 балла:  В 90-х годах XIX века для производственных нужд сооружается узкоколейная железная дорога. В городе сохранились памятники промышленной, гражданской и культовой архитектуры XVIII - XIX веков, из которых выделяются дворец Баташевых (ХУШ век), их охотничий домик в Досчатом, постройки В. Г. Шухова на металлургическом заводе.

1 балл: Современная промышленность этого города - мощный металлургический завод с трубным и колесным производствами, заводы дробильно-размольного оборудования, теплоизоляционных и стройматериалов, леспромхоз, предприятия пищевой промышленности.

Ключ: г. Выкса

Задание 6.

3 балла: город на берегу Волги в 60 км от Н. Новгорода, на шоссе Заволжье - Линда. 34 тысячи жителей. Центр района (1,5 тыс. кв. км, 104 тыс. жит.). Основан Юрием Долгоруким. Первый русский Город Нижегородского Поволжья.

2 балла: город неоднократно сжигался татарами (в 1238,1408,1536 годах) и носил название "Пустой ".  В 1263 году здесь скончался по дороге из Орды князь Александр Невский. В Х1Х веке был известен как старообрядческое купеческое торгово-кустарное село.

1 балл: В городе развиты его старинные промыслы - роспись и резьба по дереву, производство прялок и пряничных досок. Складывается промышленность, которая представлена сейчас судостроительным заводом, мебельной и строчевышивальной фабриками.

Ключ: г. Городец.

Подведение итогов. Работа жюри.

Для оценки каждого конкурса следует опираться на оценочную таблицу:

Конкурс

Максимальное количество баллов

Время выполнения

Разминка команд «Знаешь ли ты Нижегородскую область?»

Команде выставляется  набранное всеми игроками количество баллов при правильных ответах.

30 сек. на каждого игрока у карты.

Конкурс «Собери карту»

Собранная правильно карта – 6 баллов, за скорость -1 балл дополнительно.

Кто быстрее.

Конкурс «Географическая почта»

Всего 24 балла команде, если все конверты правильно упакованы.

В конверте – 8 баллов.

4 минуты

Конкурс-кроссворд «Какие это реки?»

5 баллов, по 1 – за каждый правильный водный объект, + 1 балл за скорость.

Кто быстрее.

Конкурс-загадка «Экскурсоводы».

Количество баллов считается по подсказкам и их использованию

Не учитывается.

 В конце игры баллы суммируются и определяется команда-победитель.

Рефлексия.

В конце     игры каждый участник может выразить своё отношение к игре, её организации на специальном поле «Моё отношение». Поле поделено на зоны куда ребята могут приклеить смайлик.

Игра мне понравилась, я узнал(а) много нового.

Мне было интересно

Мне не понравилась игра, ни чего нового я не узнал(а).

 Виды смайлов:

                                               

Таким образом педагог может определить настроение участников игры и сделать свои выводы.

Resource id #2534

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательные игры по краеведению

Краеведческие игры помогут  достичь оптимальных результатов в развитии познавательных способностей учащихся с задержкой психического развития.Игры составлены с учётом интеллектуальных возмо...

Интерактивная игра по краеведению

Интерактивная игра по краеведению. Создана по принципу известной передачи "Своя игра". Уроки с применением игровой методики существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют учиться состязат...

Интерактивная игра по краеведению

Интерактивная игра по курсу  "Краеведение. Биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области". Целесообразно использовать на уроке обобщающего повторения по данному курсу....

Интеллектуальная игра по краеведению для учащихся 5 класса "Удмуртия моя"

Цель:  1. Воспитание любви и уважения к родному краю.Расширение кругозора. Обобщение знаний об Удмуртии.Развитие творческих способностей учащихся.Организация досуга.Оборудование и реквизит:...

Игра по краеведению

Игра по краеведению «География Челябинской области»  ► Где расположена Челябинская область? а) Полярный Урал; б) Северный Урал; в) Средний Урал;г) Южный Урал.► На какой ...

Урок-игра по краеведению «Я – владимирец!».

Данный материал может использоваться как в урочной (курс пропедевтики по истории в 5-ом классе),так и внеурочной деятельности.Рассчитан на младшее и среднее звено....

Игра по краеведению

Представлена разработка игры по краеведению на тему "М.В. Ломоносов - ученый Севера" в виде конспекта (в формате Word) и презентации (в формате Power Point в двух частях)....