"Моделирование технологической карты урока географии с учетом требований ФГОС основного общего образования"
статья по географии (5 класс) по теме

Хахова Галина Аскарбиевна

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Моделирование технологической карты урока с учетом требований ФГОС основного общего образования»

                                                        

                                                                           

                                                                                             Выполнена:                                                    

                                                                                             Хаховой Галиной Аскарбиевной,

                                                                                             учителем географии    

                                                                                              МКОУ СОШ  № 25 г.Пятигорска

                                                       

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.

Сегодня необходимо понять, как формировать универсальные учебные действия у учащихся на уроках.

Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Составлением технологических карт урока занимаются продвинутые учителя давно.

Задача технологической карты, как известно, – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении.

На каждом этапе урока мы отслеживаем свою деятельность и ожидамые действия учеников.

Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя. И для него важен визуальный образ урока.

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.

Технологическая карта позволит учителю:

реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

на практике реализовать межпредметные связи;

выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Параметры урока.

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

3) Содержание этапа.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность учащихся.

6) Формы работы.

7) Результат.

Очень важно, на мой взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

необходимость описания всего процесса деятельности;

указание операций, их составных частей.

В структуре технологической карты урока необходимо предусмотреть следующие возможности:

– возможности технологической карты:

тщательного планирования каждого этапа деятельности;

максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;

координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;

введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.

Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Этапы работы над технологической картой:

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Данный материал может быть использован учителями начальной школы, работающим по разным УМК.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, пришли к выводу, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует. Свой выбор я остановила на технологической карте урока, которую представляю ниже.

    ФИО: Хахова Галина Аскарбиевна

Место работы: МКОУ СОШ №25 г.Пятигорска

Должность: учитель

Предмет: география

Класс: 5

Тема и номер урока в теме: Урок №8 в теме «План и карта»

Базовый учебник: А.И.Алексеев  География 5-6 классы М. « Просвещение» 2012

Тема: Ориентирование на местности.

Цель:

1. Объяснять роль различных источников географической информации. 

2. Показать значение умения ориентироваться на местности.

3. Составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации.

5. Определять на плане местоположение географических объектов.

Задачи:

1.Формирование исследовательского подхода при изучении темы;

2.Формировать умение определять азимут.

3.Развивать умения анализировать разные источники географической информации;

4.Воспитывать бережное отношение к окружающей среде

Оборудование: компасы, топографическая карта, аэрофотоснимки, таблицы и картины «Ориентирование в пространстве»

Когнитивный компонент урока: ориентирование, стороны горизонта; азимут; план местности; топографическая карта; аэрофотоснимок; космический снимок.

Деятельностный  компонент урока: ориентироваться по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам»; определять азимут, знать особенности плана местности.

Эмоционально-ценностный: понимать значение умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве- необходимое умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

I.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1. – Проанализируйте представленные факты:

1) Компас помогает ориентироваться.

2) Вернуться в незнакомом месте к своему дому или машине, имея только компас, нельзя.    1  1

– Какой у вас возникает вопрос?   1  2

Почему, заблудившись в лесу и имея только компас, нельзя найти точное направление на ваш дом или оставленную у дороги машину?

– Какие у вас будут гипотезы? (Нужны карты или планы, по звёздам или солнцу.)

– Сформулируйте тему урока.    1  2

2. – Если встать лицом к югу, где будет восток, а где запад?    1

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

3. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

II.

Поиск решения.

1. – Прочитайте текст «Ориентирование» и составьте план действий по ориентированию на местности.             2   4

1) Определение сторон горизонта.

2) Определение азимута.

3) Определение расстояния по карте или плану.

4) Выбор маршрута движения.

2. – Работа в группах.                             2   3   3

А) Стороны горизонта.

Задание: Определите, в чём разница между понятиями горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Как и где показано направление на карте или плане? Выполните задание по тексту на с. 52.

Б) Компас.

Задание: Как устроен компас? Как работает компас? Определите по компасу стороны горизонта.

В) Азимут.

Задание: Что называют азимутом? Как определить азимут на предмет? Выполните задание по тексту на с. 54.

3. – Какие способы ориентирования на местности вам известны? Заполните схему «Ориентирование».          3   3   3

Ориентирование

_____________      _______________   ______________  _____________

          ______________               _______________

4. Решение творческих задач:

А) Нарисуйте фигуру, используя следующие данные: 1 : 10 000. Масштаб: в 1 см – 100 м.    2   3


1. Направление (Н) – СВ, расстояние (Р) = 300 м, азимут (А) = ?
2. Н – ЮВ, Р = 300 м, А = ?
3. Н – З, Р = 400 м, А = ? 
4. Н – Ю, Р = 500 м, А = ?
5. Н – В, Р = 400 м, А = ?
6. Н – С, Р = 500 м, А = ?

Б) Нарисуйте план движения учащихся в масштабе 1 : 20 000. Группа школьников вышла из школы в западном направлении и прошла 500 м через луг к речке, которая протекает с северо-запада на юго-восток. Перейдя речку по деревянному мосту, школьники повернули на юг и прошли 1 км тропинкой через смешанный лес до родника. От родника азимутом 50° они прошли 200 м лесом и вышли к домику лесника.   2  3

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

3. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

III. Самостоятельное применение знаний.

1. – Ответьте на вопросы 2–3, с. 55.

2. – Выполните задание 4, с. 55.

ΙV.

Итог урока.

– Сделайте вывод по уроку.    3  4

Домашнее задание – § 8.

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились? 

– Кто или что вам помогало справиться? 

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто получил отметку в дневнике? За что?

3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки 

ТОУУ

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые правильно сформулировали тему урока.

Открытие нового знания

* Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом.

* Отметить учеников, которые решали задачи.

Применение нового знания

* Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы

Литература

1.     Бондур Н.Г., Пичугина М.А., Чурилова Т.Г. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. Апробация технологической карты урока [Электронный ресурс]// Режим доступа:http://school46.admsurgut.ru/win/download/1357/

2.     Зайцева И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_7_656.pdf

3.     Логвинова, И.М. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС [Текст] / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школой. – 2011. – №12. – С. 12-18.

4.     Принципы и положения для работы с технологическими картами [Электронный ресурс]// Режим доступа:  http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077

5.     Смольникова И.А. Структуризация основных требований к ЭОР [Электронный ресурс]// Режим доступа:http://www.eorhelp.ru/node/8964

6.     Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 384 с.

© ООО «Баласс», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

" Моделирование технологической карты с учётом требований ФГОС основного общего образования"

В этой статье подробно изложено моделирование технологической карты....

Модель организации внеурочной деятельности по предмету с учетом реализации требований ФГОС основного общего образования к результатам освоения ООП (личностных, метапредметных, предметных)

Социализация ребенка в настоящее время признается в качестве одной из  главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурно...

Проектная работа по теме "Разработка технологической карты урока физики с учетом требований ФГОС ООО"

В технологической карте целостно и емко представлены главные параметры учебного процесса, обеспечивающие успех обучения: целеполагание, диагностика, дозирование домашних заданий, логическая структура ...

Доклад «Работа с учебным текстом на уроках географии как средство реализации требований ФГОС основного общего образования»

Одно из главных средств обучения  –  это учебник. Учебник –  комплексное средство обучения, где содержание предмета представлено  в  разной  форме.  Но...