Формирование общеучебных умений на уроках географии
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Белашова Ирина Васильевна

Как создать презентацию и грамотно представть материал, как составить определение понятия, как обобщать понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ouu.docx63.05 КБ

Предварительный просмотр:

Создаем электронную презентацию.

В очень многих профессиях необходимо умение грамотно и достойно представлять результаты своей деятельности, убедить других в чем- то для вас важном. Например, производитель предлагает свою продукцию, инженер внедряет изобретение, ученый доказывает уникальность  своего открытия и т.д. Сделать свое выступление или доклад не только интересным, но и результативным помогает электронная (компьютерная) презентация. В   переводе на русский язык слово «презентация»  означает «представление» (от латинского praesentatio).

По существу, это иллюстрированный доклад в современной привлекательной форме. Выступающий знакомит аудиторию со своими разработками, идеями или планами с помощью последовательно сменяющихся на экране компьютера (или на большом экране через специальный проектор) кадров-слайдов. Эти слайды можно дополнительно напечатать на бумаге. Каждый слайд содержит краткую информацию (в виде текста, карт, рисунков и т.д.) и сопровождается устными комментариями. Получается живое иллюстрированное выступление. Однако за такой красивой и современной формой подачи материала стоит очень большая работа, и это работа с информацией.

Запомните! Успех выступления зависит от грамотно подобранного и скомпонованного материала, от умения завладеть вниманием слушателей.

Наша задача - подготовить электронную презентацию «Санкт-Петербург» - вторая столица России.

Если по каким-либо техническим причинам не удастся воспользоваться компьютером, вместо слайдов в электронном виде сделайте их бумажные аналоги.

Как это делается?

Презентация предполагает три вида работы.

1.Подготовка текстового материала – это самая главная задача.

Вспомните, как вы учились готовить доклад, составлять тезисы, писать сочинение. Ваш первый шаг – обдумывание проблемы. Очень удобно выписать на черновик опорные слова или фразы, которые ассоциируются у вас с выбранной темой. Например: император Петр  I, «окно в Европу», дворцы и каналы, болотистая местность, наводнения, сырость, Медный всадник, Невский проспект, Пушкин, Достоевский, декабристы, Петропавловская крепость, революция, Петроград, Крейсер «Аврора», Кронштадт, Петродворец, Кировский завод, блокада Ленинграда, Дорога жизни, Финский залив (продолжайте…).

Затем сформулируйте для себя несколько вопросов, чтобы решить, какой материал вам понадобиться, что нужно вспомнить, а что прочитать дополнительно. Например: «Что такое столица, каковы ее функции?», «Всегда ли столица – самый большой город страны?», «Почему иногда столицей страны становится другой город? В каких странах так было?», «Какие известные большинству людей объекты находятся в Санкт-Петербурге?», «Существует ли у россиян особое отношение к Санкт-Петербургу? Почему?» (продолжайте…).

Наметьте, к каким источникам информации вы обратитесь в первую очередь. Не забудьте, что среди них должны быть и уже пройденные вами учебники по географии (а также истории), словари, поисковые системы Интернета.

Ваш второй шаг – составление плана. Это, наверное, самый ответственный этап работы. Например, самый простой план может выглядеть так:

  • Сколько столиц в России?
  • Санкт-Петербург – этапы истории.
  • Природа и облик города.
  • Городская планировка.
  • Архитектурные памятники.
  • Функции города в прошлом и настоящем.
  • Будущее Санкт-Петербурга.

В этом случае каждый пункт может стать заголовком слайда. Затем план сделать развернутым. Именно это будет основой демонстрируемого вами слайда, к которой вы на последнем этапе добавите оформление – иллюстрации, карты, анимацию, звук (по желанию). Содержание презентации, показываемое на экране в виде пунктов и подпунктов, будет сопровождаться вашими комментариями.

Самое удобное – написать их в виде сжатой информации на подготовительном этапе.

Можно сжатый комментарий сделать в виде слайда (отрывок текста, фото и т.д.). Он является чем-то вроде приложения и «прикрепляется» к основному словосочетанию в виде гиперссылки. Это очень удобно, но следует помнить, что длинный текс с экрана воспринимается плохо и внимание слушателей рассеивается. Кроме того, использовать сложную структуру презентаций следует тогда, когда вы наберете хотя бы небольшой опыт. Иначе возможные сбои и ошибки могут испортить впечатление от даже очень интересной демонстрации.

Комментарии можно распределить в виде заметок отдельно к каждому слайду.

Заметки видны только докладчику на экране управляющего компьютера.

2. Обработка подготовленного материала в специальной компьютерной программе (чаще всего Power Point) – трудозатратный, но очень увлекательный и творческий этап работы. Научиться работать в этой программе не слишком сложно, но, если вам все же придется создавать бумажный вариант презентации, обратите внимание на строгую последовательность и нумерацию страниц (слайдов) вашей работы.

3. Проведение презентации, будь то электронный или выступление с бумажным вариантом, во многом зависит от докладчика. Накануне дома отрепетируйте свое выступление. Не теряйте присутствие духа, если что-то не удалось, постарайтесь спокойно продолжать. Не говорите слишком быстро или слишком медленно, очень тихо или очень громко. Старайтесь использовать различные интонации, чтобы обратить внимание на важные пункты. Будьте дружелюбны и не забудьте поблагодарить слушателей за внимание. Желаю успеха!

 

« Как  составить определение понятия»

      Изучая тот или иной учебный предмет, и учащиеся, и студенты нередко заучивают наизусть многочисленные определения. Всегда ли это необходимо? Гораздо полезнее научиться самому составлять  определения понятий и терминов.

  1. Попробуем составить определение понятию  «торт».

Тóрт (от итал.) — десерт, разновидность пирога, состоящего из одного или нескольких коржей, пропитанных кремом или джемом. Сверху торт обычно украшают кремом, глазурью и/или фруктами.

Существуют также несладкие разновидности тортов (например, печёночный торт), при этом название «торт» указывает скорее на оформление блюда: укладывание ингредиентов слоями с возможным последующим украшением верхнего слоя. В примере с печёночным тортом: поджаренные лепёшки из печёночного фарша с прослойкой из майонеза, украшенные сверху зеленью.

Схема 1

Понятие

торт

Что такое?

десерт

1).Какими признаками этот  продукт отличается от других?

2).Какие признаки этого  продукта существенны (т.е. неизменны)?

- состоит из коржей;

- между коржами пропитка;

- верхний корж украшен;

- предназначен для нескольких человек;

2.Обратимся к хорошо известному  определению географического понятия:

Географическая карта – это обобщенное изображение всей земной поверхности или ее частей на плоскости, в масштабе, с помощью условных знаков. Рассмотрим ее структуру.

Схема 2

Понятие

Географическая карта

Что такое?

Изображение земной поверхности (или ее частей)

1).Какими признаками этот вид изображения местности отличается от других?

2).Какие признаки этого изображения существенны (т.е. неизменны)?

- обобщенное;

- на плоскости;

- в масштабе;

- с помощью условных знаков

3.Рассмотрим структуру еще нескольких известных определений

  1. Составьте по образцу схемы определения понятий: 1) экватор; 2) параллель.

       На схеме 3 изображена структура содержания понятия «меридиан». Проанализируйте приведенные признаки понятия (т.е. рассмотрите, какие  из указанных признаков необходимы, без каких можно обойтись; все ли признаки названы). Составьте верное определение.

Схема 3

Понятие

Меридиан

Что такое?

линия

- воображаемая;

- проведенная через 10 0;

- между Северным и Южным полюсами;

- показывающая направление север-юг;

4.Составьте определения понятий: 1) меридиан и нулевой меридиан; 2) географический полюс и Северный полюс.

      А теперь проанализируем проделанную работу. Во-первых, определяя содержание географического понятия, мы всякий раз находили, частью какого  более широкого по смыслу термина оно является: карта – вид изображения местности…; меридиан – воображаемая линия…; нулевой меридиан – один из меридианов, который… . Во-вторых. Мы находили. Какими существенными признаками эта часть отличается от других. В-третьих, делаем вывод: определение понятия можно построить по следующей схеме:

Схема 4

Понятие

Ближайший род (частью чего является?)

Существенные признаки понятия

Географические задачи

  1. Пользуясь схемой, составьте определения понятий: 1) политическая карта мира;. 2)Пулковский меридиан; 3) часовой пояс; 4) материк; 5) геоид
  2. Изучая географические координаты, мы рассматривали, что показывает географическая широта. Попробуйте сформулировать определение понятия  «географическая широта». (Если затрудняетесь, проанализируйте: Что показывает широта? Какое расстояние? В каких единицах измерения? Вдоль какой линии? Это часть какой линии?
  3. Сформулируйте  определение понятия «географическая долгота».

 « Обобщение понятий»

Географическое понятие, как и в любое другое научное понятие, имеет свое содержание, которое выражается в его признаках.

  1. Раскройте содержание понятия «географическая карта».
  2. Рассмотрим содержание понятий «физическая карта России» и «физическая карта»: 1) Раскройте их содержание и назовите различия в содержании этих понятий. 2) Одно из понятий «поглощает» своим содержанием другое. Какое?
  3. Раскройте содержание понятий «физическая карта мира» и  «политическая карта мира» Какое понятие является для них обобщающим? Объясните свой выбор.

      Умение обобщать – одно из важных общих учебных умений. При обобщении понятий некоторые признаки отбрасываются. Рассмотрим несколько примеров.

  1. Местный меридиан – меридиан.

Схема 1

Местный меридиан: проходит через определенную точку земной поверхности; показывает направление север-юг

      обобщение

Меридиан: проходит через любую точку земной поверхности; показывает направление север-юг

   При ограничении понятия, наоборот, добавляются и уточняются новые признаки, например: меридианы и параллели как линии направлений показывают направления по сторонам горизонта, но меридианы – с севера на юг, а параллели – с запада на восток.

  1. Меридианы и параллели – линии направлений.

Схема 2

Меридиан:

Воображаемая линия, которая показывает направление север-юг

                                 обобщение

Параллель: воображаемая лини, которая показывает направление запад-восток

  1. Координаты объекта.

Схема 3.

Географические задачи

  1. Сравните содержание понятий и назовите, в каких случаях оно совпадает:

1) меридиан и 180-й меридиан; 2) экватор и нулевая параллель; 3)  Парижский, Пулковский и Гринвичский меридианы; 4) нулевой меридиан и Гринвичский меридиан; 5)  180-й меридиан и линия перемены дат.

  1. Назовите,  какие признаки «исчезают» при обобщении понятий:  1) нулевой меридиан – меридиан;  2)  численный масштаб – масштаб;  3) экватор – параллель;  4)  политическая карта – географическая карта.
  2. Проверьте, правильно ли проведено обобщение понятий, и объясните свою точку зрения: 1) Солнце – звезда – небесное тело; 2) широта Санкт-Петербурга – северная широта – географическая широта – географические координаты; 3) магнитный меридиан – истинный меридиан; 4) экваториальные широты – тропические широты – умеренные широты – арктические широты.
  3. Проведите обобщение понятий и выберите, какой из предложенных схем соответствует каждая цепочка: 1) географическая карта. Мелкомасштабная карта, геоизображения, крупномасштабная карта; 2) небесное тело, Земля, планета, планета Солнечной системы; 3) воображаемая линия на поверхности Земли, 60-й меридиан, 60-й меридиан западного полушария, меридиан.

А.

Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений на уроках истории

Рекомендации по формированию ОУУН на уроках истории и обществознания включают этапы формирования умений, приемы работы, виды самостоятельных работ на уроках истории...

Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках столярного дела – один из путей повышения качества образования.

Многие педагоги отмечают, что умения образуются с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Оно состоит в том, чтобы обеспечить безошибочность и гибкость выполнения действия. Нап...

Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики

В условиях внедрения ФГОС 2 поколения большое значение приобретает формирование УУД (универсальных учебных действий) то есть по сути - общеучебных умений и навыков. Над этой проблемой работали замечат...

«Формирование общеучебных умений через использование Интернет-технологий на уроках иностранного языка в старших классах»

Данный материал позволяет обобщить возможности формирования общеучебных действий старшеклассников через использование Интернет-технологий при обучении 4 видам речевой деятельности.Практическая направл...

Формирование общеучебных умений на уроках математики.

В статье формулируются цели, задачи и возможные формы и методы работы по формированию общеучебных умений на уроках математики в средней и старшей школе...

Мастер-класс по теме: « Способы формирования картографических умений на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами».

Мастер-класс по теме:« Способы формирования картографических умений на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами».Цель: Способствовать обретению картографически...