Рабочая программа по географии России в 8 классе
рабочая программа по географии (8 класс) по теме

Шимина Надежда Александровна

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, базового учебного плана 2004г., Положения о рабочей программе МБОУ «Куйбышевская СОШ», Образовательной программы МБОУ «Куйбышевская СОШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geo-8.2013.doc331 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»

«ПРИНЯТО»

Руководитель МО:

__________________        

Протокол № ____  от

«____ »  _________ 2013

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор: Матвеева Е.А.         

______________________

Приказ № ________  от

« _____»  _____________ 2013 г.

Рабочая программа

по географии России в 8 классе

на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования, базового учебного плана

 2004г., Положения о рабочей программе МБОУ «Куйбышевская СОШ»,

             Образовательной программы МБОУ «Куйбышевская СОШ»

Составитель:

 Шимина  Н. А.

Учитель географии

Высшая категория

Куйбышево  2013


Пояснительная записка

 Данная  рабочая  программа для 8 класса составлена в соответствии с требованиями

  • стандарта основного общего образования по географии 2004 г, № 1089
  • примерной программы для основного общего образования по географии;
  •  авторской программы И.И.Бариновой,  «География России» Природа, рассчитанной на 68 часов, 2 часа в неделю. Программы для общеобразовательных учреждений.  6-11классы /сост. С.В. Курчина – М.: Дрофа, 2010.

  Рабочая программа  «География России». Природа  для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы    И.И.Бариновой, рассчитанной на 68 часов, 2 часа в неделю.

      В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий раздельное изучение природы и хозяйства. Второй подход - комплексно-страноведческий.

Общими для обоих вариантов будут цели и задачи курса, планируемые результаты обучения, обязательная номенклатура. Различными - пути, обеспечивающие достижение поставленных целей и планируемых результатов обучения, последовательность и принципы изложения учебного материала.

Курс « География России » занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся, Курс «География Россию» завершает блок основного общего образования в средней школе.

Г л а в н ы е ц е л и   данного курса - формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.

О с н о в н ы е  з а д а ч и курса - формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и ее регионов; формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; создание образа своего родного края.

        Основными методами используемыми для реализации программы являются: репродуктивные, объяснительно – иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.

       Формы опроса – устный и письменный, виды опроса –фронтальный, индивидуальный

         Программа предусматривает для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний выполнение ряда практических работ.

У ч е б н о –м е т о д и ч е с к и й   к о м п л е к с:

 1.География России. Природа.8кл, учебник для общеобразовательных учреждений/ И. И. Баринова, М.,Дрофа,2011.

2.Ррабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой «География России. Природа. 8кл. М., Дрофа. 2011

3. Географический атлас школьника: атлас для 6 –11класса общеобразовательных учреждений. – М.:Дрофа; Издательство ДИК, 2008

4.Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России. 8класс. – М.: «Вако»,2004.

Тематический план

 

Название раздела, темы

Количество часов

Введение

3

 Раздел 1.Особенности природы и природных ресурсов России.

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (10час)

Тема 2.Климат и климатические ресурсы (7час)

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (8час)

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы(7час)

Тема 5.Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.(3час)

35

Раздел 2. Природные комплексы России

Тема 1. Природное районирование(6час)

Тема 2. Природа регионов России(21час)

27

Раздел.3. Человек и природа

3

Итого

68

Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ (3 )

Что изучает география России. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Методы географических исследований.

   Россия на карте мира. Географическое положение России. Оценка размеров территории, физико-географического, экономико-географического, геополитического и военно-стратегического положения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и морские границы России.

    Моря, омывающие территорию России. Физико -географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

    Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории России, Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

    Формирование, освоение и изучение территории России.

     Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь.

     Географические открытия конца ХУI - начала ХУIIв.

Открытия нового времени (XVII-XVIII вв.). Исследования XIX - ХХ вв.

Экспедиции Русского географического общества.

Практические работы.

  1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
  2.  Определение поясного времени для разных пунктов России.

Раздел 1

Особенности природы и природные ресурсы России (35 ч)

Тема 1. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Основные тектонические структуры. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

    Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движения земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Стихийные природные явления. Изменение рельефа человеком.

     Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

     Практическая работа.

1.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на при мере отдельных территорий.

Тема 2. КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

    Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Солнечная радиация и радиационный баланс. Циркуляция воздушных масс, циклоны и антициклоны.

Типы климатов России. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические явления. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона .

    Практические работы.

  1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
  2.  Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Тема 3. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

 Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток и ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Стихийные явления, связанные с реками.

     Важнейшие озера, их происхождение. Болота.

Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

    Водные ресурсы. Неравномерность распределения. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы.

     Стихийные явления , связанные с водами, предупреждение их последствий.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод, пути сохранения их качества и объема.

      Практические работы.

  1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
  2.  Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата.
  3.  Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Тема 4. ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ  

     Почва - особый компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.

      Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности.

     Практическая работа.

1. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР.  БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ  

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

    Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона, своей местности.

    Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного и культурного наследия. Природно-ресурсный потенциал России.

     Практическая работа.

1. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Раздел 2. Природные комплексы России (27 ч)

Тема 1. ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ  

   Формирование природных комплексов - результат длительного развития географической оболочки Земли. Разнообразие ПТК. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние и изменение ПТК в результате деятельности человека.

      Природные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах.

      Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. 3ависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

   Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.

   Практические работы.

  1. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).
  2.  Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

Тема 2. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ  

     Р у с с к а я (В о с т о ч н о - Е в р о пей с к а я) р а в н и н а. Географическое положение. Особенности природы. Природные комплексы и природно -ресурсный потенциал. Самый освоенный регион России. Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы.

     С е в е р н ы й К а в к а з. Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые. Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

     У р а л. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. Различия природы Предуралья и 3ауралья, Северного, Среднего и Южного Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые. Природные уникумы. Экологические проблемы.

     З а п а д н о - С и б и р с к а я р а в н и н а. Особенности географического положения. Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории. Природные

зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы и условия их освоения.

     В о с т о ч н а я С и б и р ь. История освоения.

Специфика природы Средней Сибири, Северо- Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство континентального климата. Природные районы. Крупнейшие реки России. Жемчужина Сибири - Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. История освоения края и открытия его богатств. Природные уникумы.

     Д а л ь н и й В о с т о к. Географическое положение. Особенности рельефа и геологического строения территории. Горы Камчатки и Курильских островов - самые молодые горы России. Муссонный климат. Реки и озера. Причины своеобразия природных зон. Стихийные природные явления. Природный ресурсный потенциал. Природные уникумы.

Практические работы.

  1. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.
  2.  Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Раздел 3

 Человек и природа (3 ч)

     Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Мониторинг.

      Экологическая ситуация в России. Геоэкологический потенциал России. Экологическая ситуация в своей области (крае).

     Практичеcкие работы.

 1. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

  1. Составление карты «Природные уникумы России».
  2. Характеристика экологического состояния одного из регионов России (по выбору)

Тематическое планирование для 8класса

№п/п

Название раздела и темы урока

Виды  деятельности обучающихся (практические работы, экскурсии).

Элементы содержания

Понятия

Планируемые результаты обучения

Вид урока

Формы контроля

Кодификатор

Введение

3

1

Что изучает география России?

Что изучает география России. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Методы географических исследований.

   Россия на карте мира. Географическое положение России. Оценка размеров территории, физико-географического, экономико-географического, геополитического и военно-стратегического положения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и морские границы России.

    Моря, омывающие территорию России. Физико -географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

    Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории России, Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

    Формирование, освоение и изучение территории России.

     Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь.

     Географические открытия конца ХУI - начала ХУIIв.

Открытия нового времени (XVII-XVIII вв.). Исследования XIX - ХХ вв.

Экспедиции Русского географического общества

Уметь показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России;

показывать на карте конечные точки страны;

показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами;

определять разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения, показывать на карте субъекты РФ.

Обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе.

Изучение нового материала

Фронтальный

2.

Россия на карте мира.

Практическая работа №1 Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России и других стран.

Детергенты

Географическое положение страны, крайние точки, граница, территориальные воды.

Практикум

Практическая работа

7.1.1

3.

Россия на карте часовых поясов.

Практическая работа №2 Определение поясного времени для разных пунктов России.

Местное время, поясное время, линия перемены дат, декретное время, летнее время.

практикум

Практическая работа

7.2.1

Особенности природы и природные ресурсы России

35

Тема1.Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

10

4.

Главные черты рельефа России

Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Основные тектонические структуры. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

    Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движения земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Стихийные природные явления. Изменение рельефа человеком

Рельеф

Уметь

Читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимосвязь тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт;

Показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны; наносить их на карту.

Определять, как влияет рельеф на жизнь людей;

Приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов;

Показывать на карте и называть районы тектонических движений;

Называть меры безопасности при стихийных явлениях;

Объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей.

Показывать месторождения полезных ископаемых , приводить примеры использования полезных ископаемых, влияние разработки месторождений на природную среду;

Оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства. Оценивать условия добычи.    

Изучения нового материала с презентацией

тест

7.2.1

5.

Геологическое строение территории России

Литосферные плиты, платформы, подвижные складчатые пояса

Изучения нового материала с презентацией

Работа с картой

7.2.1

6.

Геохронологическая таблица

Геологическая эра, геологическое летоисчисление

Изучение нового материала

Работа с картами

7.

Основные тектонические структуры

Траппы, щиты, платформы, подвижные участки

Изучения нового материала

Работа с картами

8.

Минеральные ресурсы  страны и проблемы их рационального использования

 Полезные ископаемые, бассейн, месторождение

практикум

Составление каро,тосхемы

9.

Развитие форм рельефа.

Практическая работа №3 Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий

Внутренние (эндогенные), внешние(экзогенные)терриконы, рекультивация

практикум

Работа с к/к

10.

Древнее и современное оледенение

Морена

Изучения нового материала с презентацией

Работа с картой

11.

Изменение рельефа человеком

Оползни, сели

исследование

Самостоятельная работа

12.

Формирование рельефа в нашей местности

практикум

тест

13.

Обобщение по теме «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые»

Обобщение

Тема 2. Климат и климатические ресурсы

7

14

Климатообразующие факторы

    Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Солнечная радиация и радиационный баланс. Циркуляция воздушных масс, циклоны и антициклоны.

Типы климатов России. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические явления. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона

Циркуляция, солнечная радиация, суммарная радиация

Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получению количества солнечного тепла; давать оценку климатических особенностей России;

Приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов;

Объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории;

Определять по карте температуру воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их размещения для разных регионов России;

Называть и показывать климатические пояса и области , давать краткое описание типов погоды;

Давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.

УИНЗ с презентацией

Работа со схемами

7.2.2

15.

Циркуляция воздушных масс, циклоны и антициклоны.

Трансформация атмосферные фронты, циклон, антициклон

УИНЗ с презентацией

16.

Типы климатов России.

Практическая работа №4Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны

Коэффициент увлажнения, испарение, испаряемость

практикум

Работа с картами, схемами

17.

Климатические пояса и типы климатов

исследование

Работа по карте

18

Зависимость человека от климата.

Практическая работа №5 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Засухи, суховеи, пыльные бури, ураганы, заморозки, град, гололед.

Индивидуальная работа

Самостоятельная работа

19.

Агроклиматические ресурсы, агроклиматические ресурсы нашей местности.

Агроклиматические ресурсы

УИНЗ с проезентацией

Работа по карте

20.

Обобщающее повторение по теме «Климат и климатические ресурсы»

Деловая игра

тест

Тема3. Внутренние воды и водные ресурсы

8

21

Разнообразие внутренних вод России.

Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток и ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Стихийные явления, связанные с реками.

     Важнейшие озера, их происхождение. Болота.

Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

    Водные ресурсы. Неравномерность распределения. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы.

     Стихийные явления , связанные с водами, предупреждение их последствий.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод, пути сохранения их качества и объема

Внутренние воды

Уметь показывать на карте реки России, озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты,

Приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человека, использования реки в хозяйственных целях,

Давать характеристику рек и крупных озер страны и области, объяснять значение каналов и водохранилищ.

УИНЗ с презентацией

Работа с картими

22.

Значение внутренних вод для человека

семинар

Сообщение презентации учащихся

23.

Главные речные системы.

Практическая работа №6 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования

Падение реки, уклон реки, половодье, межень, паводок, годовой сток, наводнение

практикум

Практическая работа

7.2.3

24.

Важнейшие озера и их происхождение

исследование

Работа с картами

25.

Ледники, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота.

Озеро; озерные котловины – тектонические, вулканические, термокарстовые, ледниковые, моренные, запрудные, лиманы; сточные и бессточные озера. Болота – верховые и низинные. Подземные воды, верховодка. Ледники. Снеговая линия

УИНЗ с презентацией

Работа по презентации

26.

 Стихийные явления, связанные с водами, предупреждение их последствий

Практическая работа №7 Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата

практикум

сообщения

27.

Внутренние воды и водные ресурсы  нашего региона и нашей местности.

Практическая работа №8 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования

Водные ресурсы, водный кадастр

практикум

Работа с картами

28.

Обобщающее повторение по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

исследование

тест

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы

7

29

Почва особый компонент природы

Почва - особый компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.

      Почва - национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности

Почва, гумус, почвенный профиль

Уметь объяснять понятия «земельные ресурсы», «сельскохозяйственные угодья»,необходимость охраны почв, рационального использования земель.

Называть факторы почвообразования, свойства основных типов почв;

Давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного значения.

УИНЗ с презентацией

Фронтальный опрос

7.2.4

30.

Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии.

Практическая работа №9 Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности

Земельные ресурсы, почвенные ресурсы, пашня, эрозия, мелиорация, орошение, осушение, обводнение, известкование, агротехника, удобрения, нитраты, рекультивация

практикум

Самостоятельная работа

31.

Закономерности распространения почв.

практикум

Тест

7.2.4

32.

Почва – национальное богатство.

УИНЗ

Сообщения учащихся

33.

Мелиорация земель, изменение почв в процессе хозяйственной деятельности человека.

Мелиорация  орошение, осушение, обводнение, известкование, агротехника, удобрения, нитраты, рекультивация

исследование

Индивидуальная работа

34.

Почвенные ресурсы России

УИНЗ

Самостоятельная работа

7.2.4

35.

Охрана почв. Почвы нашего региона и нашей местности.

обобщающий

зачет

 Тема 5. Растительный и животный мир.

Биологические ресурсы.

3

36.

Растительный и животный мир России.

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

    Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона, своей местности.

    Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного и культурного наследия. Природно-ресурсный потенциал России.

Растительные сообщества, тундра, лес, степь, пустыня, луга, болота. Животный мир, ярусное распределение животных.

Знать ресурсы леса.

Уметь приводить примеры использования человеком безлесных пространств;

Объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; значение животного мира в жизни человека; прогнозировать последствия уничтожения болот.

УИНЗ с презентацией

Работа с картами

7.2.6

37.

Биологические ресурсы, их рациональное использование.

Практическая работа №10 Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Заповедники, национальные парки

практикум

Самостоятельная работа

38.

Природно –ресурсный потенциал России.

Природные условия, природные ресурсы, рекреационные ресурсы

исследования

Сообщения с презентациями учащихся

 Раздел 2.

Природные комплексы России.

27

Тема1. Природное районирование

6

39.

Формирование природных комплексов – результат длительного развития географической оболочки Земли..

   

   Формирование природных комплексов - результат длительного развития географической оболочки Земли. Разнообразие ПТК. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние и изменение ПТК в результате деятельности человека.

      Природные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах.

      Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. 3ависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Географическая оболочка, фация, природная зона

Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт.

Объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования, описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах.

УИНЗ с презентацией

Работа с картами

40.

Разнообразие ПТК. Физико –географическое районирование России..

Практическая работа №11 Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России

ПТК, Ландшафтоведение, антропогенные ландшафты

практикум

Самостоятельная работа

41.

Моря как крупные природные комплексы России

практикум

Вычерчивание схемы

42.

Природные зоны России.

Природная зональность

практикум

Заполнение таблицы

43.

Характеристика арктических пустынь, тундр, лесов, степей и пустынь.

Практическая работа №12Сравнительная характеристика двух природных зон России(по выбору)

Высотная поясность

практикум

Заполнение таблицы

44.

Природная зона нашей местности, ее экологические проблемы

исследование

тест

Тема 2. Природа регионов России

21

45.

Русская(Восточно – Европейская равнина. Географическое положение. Особенности природы.

 

Географическое положение. Особенности природы. Природные комплексы и природно -ресурсный потенциал. Самый освоенный регион России. Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы.

Широтная зональность, ПТК, гнус, полесье, бор, дубрава, западина.

Уметь определять особенности географического положения , состав и особенности природы крупных регионов и природных объектов.

Объяснять зависимость природного объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы.

Зависимость характера рельефа от строения земной коры;

Закономерности развития растительного и животного мира территории;

Характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов для жизни и хозяйственной деятельности человека.

УИНЗ с презентацией

Работа с к/к

46.

Природные комплексы и природно – ресурсный потенциал.

Полезные ископаемые, агроклиматические ресурсы, рекреационные ресурсы

Семинар

Сообщения учащихся

47.

Проблемы рационального использования природных ресурсов

Полесье

УИНЗ

Составлении катосхемы

48.

Памятники природы

Памятники природы

путешествие

сообщения

49.

Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа.

Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые. Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

 Высотная поясность, птк, альпийские луга, субальпийские луга, рекреационные ресурсы, минеральные воды, туризм, курорт.

УИНЗ

Работа с картами

50.

Природные комплексы Северного Кавказа.

Практикум

Фронтальный опрос

51.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Фен, бора, плавни

УИНЗ

Самостоятельная работа

52.

Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала.

 Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. Различия природы Предуралья и 3ауралья, Северного, Среднего и Южного Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые. Природные уникумы. Экологические проблемы

Интрузии Складчато-глыбовые горы, минералы, самоцветы, поделочные камни, карстовые пещеры, останцы, курумы, гольцы.

 

Игра

тест

53.

Различия природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Южного Урала.

Курумы, гольцы, останцы, «каменные болваны», карстовые и ледяные пещеры, самоцветы, поделочные камни, минералогический заповедник, рудознатец.

практикум

Самостоятельная работа

54.

Природные уникумы. Экологические проблемы.

Поделочные камни

семинар

сообщения

55.

Западно – Сибирская равнина.

Особенности географического положения. Своеобразие природы.

Особенности географического положения. Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории. Природные

зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы и условия их освоения

Молодая платформа, плита, низменность, увалы, западины, оледенение, болота, старицы, подземные воды

 

УИНЗ

Работа с картами

56.

Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые.

Тундра, лесотундра, тайга, лесостепь, урманы, гривы, колки, нефтегазоносные провинции, газоконденсат.

Практикум

Работа с к/к

57.

Природные ресурсы и условия их освоения.

Практическая работа №13 Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

Природные условия, природные ресурсы

практикум

Самостоятельная работа

58.

Восточная Сибирь.

История освоения. Специфика природы.

     

История освоения.

Специфика природы Средней Сибири, Северо- Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство континентального климата. Природные районы. Крупнейшие реки России. Жемчужина Сибири - Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. История освоения края и открытия его богатств. Природные уникумы

Платформа, складчатые области, нтд, землетрясения, плато, кряж, траппы, «полюс холода», «шепот звезд», тарыны, болгуняхи, отуряхи.

Практикум

Анализ карт

59.

Природные районы. Крупнейшие реки России.

Практическая работа №14 Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов

Тарыны - наледи, отуряхи, многолетняя мерзлота. Тайга - темнохвойная и светлохвойная

практикум

Заполнение таблицы

60.

Жемчужина Сибири – Байкал.

путешествие

сообщения

61.

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

практикум

Заполнение таблицы

62.

Дальний Восток.

Географическое положение. Особенности рельефа и геологического строения территории

Географическое положение. Особенности рельефа и геологического строения территории. Горы Камчатки и Курильских островов - самые молодые горы России. Муссонный климат. Реки и озера. Причины своеобразия природных зон. Стихийные природные явления. Природный ресурсный потенциал. Природные уникумы

Область новой техники, Тихоокеанское вулканическое кольцо, сейсмический пояс, гейзеры, вулканы,

 

Практикум

Составление прогнозов

63.

Горы Камчатки и Курильских островов – самые молодые горы России.

Уссурийская тайга, эндемики, гейзеры, вулканология, гидротермальные источники

семинар

тест

64.

Природно – ресурсный потенциал. Природные уникумы.

исследование

Самостоятельная работа

65.

Обобщающее повторение по разделу «Природа регионов России»

Игра.

тест

 Раздел 3.

Человек и природа

3

66.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Практическая работа №15 Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России

     Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Мониторинг.

      Экологическая ситуация в России. Геоэкологический потенциал России. Экологическая ситуация в своей области (крае)

 Экологические проблемы, зона экологического бедствия, радиоактивные отходы, кислотные дожди, смог, мониторинг, экологизация мышления.

Знать законы об охране природы.

Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека.

Роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы;

Анализировать экологические карты России; выполнять правила прироохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы.

практикум

Заполнение таблицы

67.

Рациональное природопользование.

Практическая работа №16 Составление карты «Природные уникумы России».

практикум

Составление карты

68.

Экологическая ситуация в России.

Практическая работа №17 Характеристика экологического состояния одного из регионов России (по выбору).

практикум

Составление прогноза

Итого:

68 часов

Из них:

Практических работ:

17 часов

               

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

в результате изучения курса «География России» Природа, ученик должен:

знать/ понимать

• основные географические понятия и термины: государственная территория, континентальный шельф, экономико-географическое положение, геополитическое положение, местное время и поясное время, циклон, антициклон, мелиорация,  

• различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

• результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

• географические явления и процессы в геосфере, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;

• географическую зональность и поясность;

• различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий;

• связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных территорий;

• особенности природы, населения России

• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях;

• меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

• выдeлятъ, описыватъ и объяснятъ существенные признаки географических объектов и явлений;

•находитъ в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

• приводитъ примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

• составлятъ краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

• для определения поясного времени;

• для чтения карт различного содержания;

• для проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий.

Критерии оценки учебной деятельности по географии

        Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. Ответ самостоятельный;
  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. Понимание основных географических взаимосвязей;
  10. Знание карты и умение ей пользоваться;
  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. Не делает выводов и обобщений.
  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

  

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс  / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                            5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                                

6. Не забудьте подписать работу внизу карты Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

 

Перечень обязательной географической номенклатуры

8 класс

Тема: «Географическое положение»России”

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

Тема  «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

Тема «Климат и климатические ресурсы России»

Города: Оймякон, Верхоянск.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Тема  «Природные комплексы России»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.

Практические работы в 8 классе.

1..Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России и других стран.

2.Определение поясного времени для разных пунктов России.

3.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий

4.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны

5.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения

6.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

7. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата.

 8 Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

9. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности

10.Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. 11.Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России

12Сравнительная характеристика двух природных зон России(по выбору)

13. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека

14.Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов

15.Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.    

16.Составление карты «Природные уникумы России».

17.Характеристика экологического состояния одного из регионов России (по выбору).

Учебно-методический комплект:

1. Баринова И.И. География России. Природа.8 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2003-05 – 285 с.

2. Географический атлас: 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.

3. Контурные карты по географии: 8 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Дополнительная литература:

1. Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240 с.

2. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ - ПРЕСС, 2001. – 608 с.

3. Богданова А.А. Уроки географии: 7(8) кл. Пособие для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1985. – 175 с.

4. Бочкарева Н.Ф. Экология России: Пособие по географии. 8-9 класс.- Калуга: Золотая аллея, 1997. – 72 с.

5. Войлошников В.Д. Мир полезных ископаемых: Монография/В.Д. Войлошников, Н.А. Войлошникова, Г.Н. Минакова; Рязанский институт управления и права. – Рязань, 2004. – 241 с.

6. География в таблицах. 6 – 10 кл.: Справочное пособие /Авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова.- М.: Дрофа, 2002. – 160 с.

7. География: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004. – 656 с.

8. Евдокимов В.И. География. Полный курс в географических диктантах. – М.: «Московский лицей», - 2002, 312 с.

9. Лобжанидзе А.А. География России: эколого-экономические аспекты: Учебное пособие для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1996. – 96 с.

10. Малый атлас мира. - М.: Ультра Экстент, 2006-191 стр.

11. Мильков Ф.Н., Гвоздецкий Н.А. Физическая география СССР. Учебник для студентов геогр. фак. ун-тов. М: «Мысль», 1976. – 444 с.

12. Митрофанов И.В. Тематические игры по географии (методика проведения игр, вопросы, задания, ключи). – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 112с.

13. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. пособие.- М: Дрофа, 2001. – 128 с.

Лист изменений в программе

№ урока

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии России 8 класс

В рабочую программу по географии России включены разделы с учетом регионального компанента.т.к. планируется изучение физической географии Ростовской области и Егорлыкского района....

Рабочая программа по географии России 8 класс к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский.

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии «Экономическ...

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания

Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...

Рабочая программа по географии России 8 класс

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса география России являются:·         федеральный компонент государственного образовательно...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...