конспект урока "Мировой океан" 6 класс УМК "Полярная звезда"
план-конспект урока (география, 6 класс) по теме

Белашова Ирина Васильевна

конспект урока "Мировой океан" 6 класс УМК "Полярная звезда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mirovoy_okean_6_kl.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии, 6 класс. УМК «Полярная звезда»

Тема: Мировой океан.

Образовательные задачи:

1.Сформировать представление о Мировом океане и его составных частях (океане, море, проливе, заливе, полуострове, острове, архипелаге).

2.Сформировать знание о видах морей по географическому положению.

3.Развивать умение работать с картами.

4.Называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, полуострова, острова, архипелаги на карте.

Оборудование: физическая карта мира, атлас, тетрадь-тренажер.

Ход урока.

Проверка домашнего задания.

Что такое гидросфера?

Каков её состав?

Какими свойствами обладает вода?

Какого значение Мирового круговорота воды?

Изучение нового материала.

Звучит запись шума океанских волн.

Какие чувства у вас вызывает океан?

Индивидуальное задание на следующий урок: Подберите фрагменты из стихов, песен, художественной литературы с описанием океана. Сравните свои чувства с чувствами авторов.

Какова площадь земного шара? (510 млн кВ км).

Мировой океан – основная часть гидросферы, его акватория занимает около 361 млн кв км. Это большая часть поверхности Земли.  

Что называют Мировым океаном? (учебник на стр.105).

Мировой океан – часть гидросфера, включающая воды океанов и морей.

Поверхность Мирового океана принимают за абсолютный ноль метров.

Люди выделяют между материками четыре крупные части – Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны.

Часть Мирового океана, расположенная между материками, называется океаном.

Сравните площади океанов, используя учебник на стр. 105.

Границы современных океанов четко выражены вдоль берегов материков, а их морские границы проводятся условно. В южном полушарии граница между Индийским и Тихим океанами проходит по юго-западным и южным берегам островов Суматра, Ява и Новая Гвинея, а затем по меридиану мыса Игольного в Африке, а между Атлантическим и Тихим океанами – от мыса Горн в Южной Америке до Антарктического полуострова.

В северном полушарии граница между Северным Ледовитым и Тихим океанами проходит через Берингов пролив. Граница между Северным Ледовитым и Атлантическим океанами проводится по параллели, проходящей через остров Исландия, затем огибает южную часть острова Гренландия и проводится по южному побережью острова Баффинова Земля.

В тетради-тренажере на стр.60 нанесите названия океанов.

В пределах океанов выделяют моря, заливы и проливы. Главное их отличие от остальной акватории – географическое положение. Все они занимают пограничное положение между сушей и открытым океаном. Внимательно приглядитесь к очертаниям материков на карте полушарий: их побережья сильно различаются на разных участках. Где-то линия берега плавная, спокойная, как например, на северо-западе Африки, где-то наоборот, причудливо изогнутая (рис.75 стр.106 учебника).

Моря могут вдаваться глубоко в сушу – их называют внутренними. Те моря, которые вдаются в сушу незначительно, называют окраинными.

Окраинные моря чаще всего отделены от основной части океана островами и архипелагами.  Из-за своей близости к суше моря отличаются от открытого океана свойствами вод и глубинами. Существуют еще межостровные моря (Филиппинское). Особое географическое положение занимает Саргассово море в Атлантическом океане, расположенное между несколькими течениями.

Найдите на карте окраинные, внутренние моря, омывающие территорию России. Нанесите их на контурную карту.

Заливы – это части морей или океанов, вдающиеся в сушу. Самые большие заливы – Гвинейский, Бенгальский, Бискайский, Мексиканский, Персидский. На берегу Финского залива стоит Город Санкт-Петербург, а на берегу залива Петра Великого – город Владивосток.

 Проливы – узкие вытянутые участки водной поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши.

Найдите на карте проливы и назовите их. Нанесите один из них на контурную карту.

149 млн кв км приходится на сушу. В Мировом океане находятся материки – большие участки суши, окруженные водой. Назовите их.

Острова – небольшие участки (по сравнению с материками) суши, окруженные со всех сторон водой. Самый большой остров – Гренландский (2176 тыс кв км).

Острова по происхождению делятся на:

Материковые – образовались в результате движения земной коры и отделения от материка  небольшой части, например, остров Сахалин.

Вулканические – образовались в результате подводных извержений вулканов, например, остров Исландия.

Коралловые – образовались из окаменевших остатков кораллов, например, Большой Барьерный риф.

В океане встречаются архипелаги – группы островов, лежащих недалеко друг от друга. Найдите их на карте,  нанесите на контурную карту.

Полуострова – участки материков и островов, глубоко вдающиеся в океан. Самый большой полуостров – Аравийский ( 2730 тыс кв км).

Назовите полуострова на территории России, нанесите их на контурную карту.

Определите географическое положение Карского моря, используя рубрику в учебнике «Шаг за шагом» на стр.110.

Итог урока.

Вывод о том, что узнали, чему научились.

Игра «Кто такой, что такое?»

Мадагаскар, Средиземное, Индийский, Антарктида. Сахалин, Аравийский, Берингов, Японские.

О чем идет речь:

Суровая и хмурая природа

С морозами и лето, и зима,

Дневное солнце светит там полгода

И столько же лежит ночная тьма,

Порой и ледоколам нет пути…

И уж тогда давай-ка на салазки

Да с полюса, как с горки, вниз лети

До Мурманска, а хочешь до – Аляски.        (С.Ледовитый океан).

Он у моря – как язык.

Он берега лизать привык,

И пляж в часы прилива

Он вылизал на диво.          (Залив).

Он ведет из моря в море

Он не широк – всего верста,

И в нем, как в школьном коридоре.

И шум, и звон, и теснота.                    (Пролив).

Задание на дом.

Параграф 19 стр.105-108. Вопросы 1 – 6 на стр.110 учебника, в тетрадях тренажерах задания 4, 9-12, 19.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 6-11 класс "Полярная звезда"

В программе:1. Пояснительная записка2. Содержание курса3. Требования к уровню подготовки выпускников...

Презентация по МХК 9 класс." Две звезды."

Презентация к юбилеям Ф.Шаляпина и Р.Нуриева....

Урок-спектакль по ОПК в 2 и 3 классах "Рождественнская звезда"

Сценарий спектакля  составлен на основе творческих работ (сказок) детей 2 -го класса...

Урок литературы в 11 классе. "Негасимая Звезда. Омар Хайям".

Урок посвящен персидскому поэту Омару Хайяму. Самостоятельная исследовательская работа учащихся, а также подбор и чтение отдельных рубаи Омара  Хайяма....

Урок природоведения в 5-м классе «Мир звезд» по теме «Вселенная» по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина.

Урок  "Мир звезд" по теме "Вселенная" проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Разработка этого урока с использованием цифро...

Электронная презентация к уроку природоведения в 5 классе "Мир звезд. Галактики"

Презентация содержит множество иллюстраций и заданий....

план-конспект урока ЯДЕРНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ ЗВЕЗД

Цель урока: показать, что только термоядерные реакции могут обеспечить наблюдаемую светимость звезд; найти энергию, выделяющуюся в основных ядерных реакциях на звездах....