Япония: далекая и близкая.
план-конспект урока по географии (11 класс) по теме

Конспект открытого урока в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yaponiya.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

         География, 11 класс    

ТЕМА УРОКА: ЯПОНИЯ. ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ.

Цель урока:

расширение  знания учащихся о Японии для повышения  образовательной, коммуникативной,  культурно-познавательной, социально-эстетической  компетентности учащегося на основе различных источников  информации.                                                                                                       Задачи урока:

Образовательные:   1. Расширить представления учащихся о соседней державе – разноликой Японии, используя различные источники информации.                                                                    

2. Формировать представления об особенностях уклада жизни, традициях, размещении населения Японии. Создать образ японца через средства наглядности, иллюстративный материал, работу с картами.

3.Рассмотреть роль и место Японии в мировой экономике.    Показать неразрывную связь Японии с прошлым, без опоры на которое сегодняшняя страна не смогла бы так уверенно развиваться.

Воспитательные:    1. Формировать  нравственные ценности  и эстетическое отношение к источнику жизни, красоте, духовной культуре японского народа.

Развивающие:    1. Развивать творческую самостоятельность учащихся через использование

интерактивных и ИКТ ресурсов.  

2. Развивать навыки работы с картой,  умение сравнивать и обобщать, слушать и рецензировать.

Оборудование урока: Экономическая карта Японии, атлас 10 класс, презентация «Япония: далекая и близкая»,

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.                                 Методы организации познавательного процесса: репродуктивный, частично-поисковый, творческий.

           Ход урока:

1.Организационный момент. (30 секунд) (слайд  № 1   )

Слово учителя: Звучит музыка. Ученица в костюме японки танцует перед классом, на фоне её танца и музыки учитель читает стихотворение.

На островах в соленых водах                           Там развивается культура,

Лежала древняя страна.                                  Веками строятся дома.

От государств, других районов                     И что рождалось здесь впервые –

Так  отличается она.                                       Не умирало никогда.

Цунами берег разрушали,                                Страной восходящего солнца

И ежегодно много раз                                           Назвали соседи её.

Земля внезапно содрогалась,                                  Встаёт из-за моря здесь солнце,

И люди гибли в тот же час.                                 За горы садится оно.

Итак, тема урока:Япония.

    Задача урока:  сегодня мы   составим комплексную  географическую характеристику государства,

попробуем понять предпосылки и сущность «Японского экономического чуда»,

постараемся ближе познакомиться с народом,  с его традициями, культурой. (слайд 2)

И ответим на вопрос , почему японцы  связывают собственные душевные качества с образом цветущей вишни:            

«Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья. Под вишнями в цвету».        

                                                                                                                          Кобаяси Исса (слайд № 3)

      Стихотворение написано японским поэтом в стиле хокку.   Хокку (хайку) — жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие, генетически восходящее к танка; состоит из 17 слогов (5+7+5). Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.

     Работать будем по учебнику стр.241-249. В конце  урока на листах у вас должен возникнуть образ Японии в виде буклета. В этом помогут иллюстрации на партах, а также вам предлагается составить словарь значений  японских слов. Приступаем к первому пункту плана.

II   Изучение нового материала.

1. Общее знакомство со страной.     (Рассказывает Белеутова Екатерина)

   Одно из толкований древнего имени этой страны «Ямато», что означает «путь гор»  

(слайд №    ). Действительно, в Японии горы всегда видны на горизонте, даже если вы находитесь посреди самой большой равнины. Дугообразная вереница японских островов то и дело содрогается от землетрясений. Но страна огнедышащих гор больше известна как страна восходящего солнца, так называли Японию ее соседи (слайд    )Сами Японцы с древних времён называют свою страну Ниппон. Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает “солнце”, а второй – “основа”. Недаром на японском флаге на белом фоне красный круг, на государственном гербе страны круглая хризантема – национальный цветок японцев, символизирует восходящее Солнце. Шаровидная желтая Хризантема (в японской культуре символ долголетия, здорового образа жизни, самой жизни)

    Ёе ещё называют страной  наоборот, (слайд   )настолько там все непривычно для нас. Кошки  без хвостов.  Сады из камней.   Пальто падают женщины мужчинам. Обувь оставляют у порога. Стихи не имеют рифмы.  Письменность  неотделимая от рисования. Национальный костюм кимоно не зависит ни от сезона, ни от моды, ни даже от роста или комплекции человека. И много, много других  интересных вещей. Японская религия синтоизм утверждает, что все в мире одушевленно.  Именно синтоинтская  вера воспитала в японцах чуткость к природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью.

   Япония - страна-архипелаг, расположенная на 4 крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и   почти на    четырёх тысячах мелких островах в Тихом океане. (слайд №   ) Столица Японии - Токио, что  означает  «Восточная столица», расположенная на острове Хонсю, на месте бывшего замка Эдо.   Древняя столица – Киото.

Япония расположена на большом стратовулканическом архипелаге, находящемся у тихоокеанского побережья Азии и входящем в систему тихоокеанского вулканического огненного кольца. Страна располагается к северо-востоку от Китая и Тайваня (отделена от них Восточно-Китайским морем) и строго на востоке от Кореи(отделена Японским морем). Севернее Японии находится Дальний Восток, географическая область России.

Крупнейшие острова архипелага (с севера на юг): Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю. Также в состав страны входят 6 848 меньших островов, включая Окинаву, некоторые из них обитаемы, а некоторые — нет.

Япония покрыта возвышенностями и низкими и средневысотными горами, они составляют свыше 75 % территории страны. Низменности располагаются отдельными участками вдоль побережий страны. Крупнейшая низменность —Канто, занимающая около 17 000 км².

Основные хребты Хоккайдо являются продолжением цепей Сахалина и Курильских островов. Они протягиваются с севера на юг и с северо-востока на юго-запад. Высочайшая точка острова — гора Асахидакэ (2290 м), расположена в районе их пересечения.

В северной части острова Хонсю находятся три продольные цепи средневысотных гор, разделённые долинами и котловинами. Осевое положение занимает хребет Оу, к востоку от него расположены хребты Китаками и Абукума, а к западу — хребты Дэва и Этиго; центральные и западные цепи увенчаны вулканами. В средней части остров пересекает зона разломов под названием Фосса-Магна (длиной около 250 км), над которой возвышается ряд вулканов, в том числе самый высокий в Японии — Фудзияма 

(3776 м). В центральной части Хонсю расположены Японские Альпы — хребты Хида, Кисо и 

Акаиси, вершины которых большую часть года покрыты снегом. На юго-западе в пределах тектонического понижения находится равнина Кинки и озеро Бива.

    Япония относится к температурной зоне с четырьмя отличающимися сезонами, но её климат колеблется от низких температур на севере до субтропических — на юге. Климат также зависит от сезонных ветров, дующих с континента зимой и в обратном направлении — летом. По количеству осадков Япония занимает одно из первых мест в мире. Японию можно условно разделить на шесть климатических зон:

Хоккайдо относится к зоне низких температур, для него характерны долгая морозная зима и прохладное лето.

В Японском море северо-восточный сезонный ветер зимой приносит сильные снегопады. Летом менее тепло, чем в зоне Тихого океана, но иногда наблюдаются экстремально-высокие температуры вследствие феномена фёна.

Климат Центральной возвышенности представляет собой типичный островной климат с большим разбросом температуры зимой и летом, ночью и днем.

В зоне Внутреннего Японского моря климат умеренный благодаря тому, что горы в регионах Тюгоку и Сикоку блокируют сезонные ветры.

Для зоны Тихого океана характерны холодные зимы с редкими снегопадами, а также обычно жаркое и влажное лето во время южно-восточного сезонного ветра.

Юго-западные острова — зона с субтропическим климатом. Зима тёплая, лето жаркое. Уровень осадков очень высок, что выражается в существовании сезона дождей и возникновении тайфунов.

Благоприятность агроклиматических ресурсов позволяет снимать по два урожая в год риса и овощей.

Леса занимают 2/3 территории страны.

Порожистые и короткие реки Японии - источник гидроэнергии и  воды для орошения полей.

Фауна Японского моря богата и разнообразна.

Страна бедна минеральными ресурсами, поэтому другие природные ресурсы приобретают за рубежом.

Собственные  полезные ископаемые:

-уголь- о.Хоккайдо (бассейн Исикари и Юбари), о.Кюсю, о.Хонсю.

-нефть- префектура Акита и Ниигата, вдоль берега Японского моря.

- -железная руда- северо-восток о.Хонсю

-марганцевые руды- недалеко от о.Киото.             -хромиты- на юге о.Хонсю.

-медные руды, свинцовые, цинковые, оловянные- о.Хонсю и Сикоку

-ртутные- о. Хоккайдо.

Учитель. Спасибо за выступление, подведем итог прослушанному. Слайд

1.Какое дерево  и какая гора  чаще всего  употребляются в  японской поэзии?

2. Ураганы, происходящие во время муссонов?

3. Как японцы называют свою страну?

4. Почему население проживает  вдоль восточного побережья?

 

2. Место Японии в мировой экономике.  

- Япония - древнее государство. Однако длительный период ее самоизоляции от внешнего мира привел к тому, что вплоть до ХХ века она была как бы «спрятана» от глаз европейцев. (слайд№     )Япония - вторая страна мира по совокупной экономической мощи после США. В Азиатско-Тихоокеанском регионе она занимает лидирующее положение. К середине 1990-х годов положение Японии ещё более упрочилось, хотя финансовые проблемы конца 1990-х годов подорвали отдельные экономические показатели страны:

Черная металлургия-одна из главнейших базовых отраслей Японии. По производству стали Япония занимает 3 место уступая Китаю и США.

Металлургическим центром является Китакюсю на севере Кюсю-сырье свое. Металлург.комбинат

в Муроране-сырье импортное.Коксующий уголь из Австралии, США, Канада и железные руды из Австралии, Бразилии, Индии. Металлургический комбинат  в Фукуями (26) стр.

Цветная металлургия-развивается полностью на импортном сырье.

Машиностроение-является ведущей отраслью ее промышленности, занимая                  

2-е место после США по стоимости продукции. По экспорту машиностроение страны находится на

1-м месте в мире. Выпускает:

-электронные оборудование  -легковые машины         -промышленные роботы       -продукции микроэлектроники

1-м месте в мире-по производству судов (г.Иокогаме, Осаке, Кобе)

Япония находится на 2-м месте в мире (после ФРГ) по  экспорту станков,  по производству медицинской техники,  - высокоточного оборудования,  -интегральных схем.

Автомобилестроение.

Какие японские  корпарации вы знаете , которые являются мировыми  лидерами в экономике?. (Центры в г.Токио, Осака, Нагоя. Корпорация “Тойота моторс”, “Ниссан моторс”, “Мицубиси моторс”, “Хонда моторс”.)                          

Япония занимает 2-е место после США по автомобильному парку, плотность транспортной сети самая высокая в мире, в транспортном обслуживании экономики и населения всё большую роль играют высокоскоростные автомобильные и железнодорожные магистрали;

Электронная промышленность. –радиоэлектроника,  выпускает полупроводниковые и интегральные схемы производство компютеров 2 место после США

производство роботов, видеомагнитофонов, видеокамер, видеокассет    --1-е место.

Какие известные японские фирмы вы знаете? На какой подукциии специализируются?

Фирмы “Хитачи”, “Тошиба”, “Фудзи”, “Сони”, “Мицубиси электрик”, “Шарп”.                

 Начав значительно позже других стран строительство АЭС, Япония достигла и здесь значительных результатов - в стране работают 20 станций;  Трагическая ситуация на Фукусимо.

Химическая промышленность занимает 2-е место после США. Нефтяные компании сформировались в морских портах- Нагоя, Кавасаки,  Иокогама.

Транспорт. Отсутствует трубопроводный и внутреннего водного транспорта. По количеству перевезенных грузов лидирует автомобильный транспорт. Построены туннели между 4 островами.

Туннель “Сейкан” самый длинный в мире 54 км, из них 23 км находится под водой на глубине 100 м под проливом Цугару.

Найдите информацию на  стр.262 (32),(31)

По длине автодорог находится на одном из первых мест в мире, по густоте он лидер.

Железные дороги высокоскоростные поезда движутся со скоростью 250 км\ч.

Япония великая морская держава. Главные порты: Токио, Осака и Кобе

В сельском хозяйстве.Растеневодство: главная культура РИС выращивают везде кроме северной и восточной части. ПШЕНИЦА на севере страны, ЯЧМЕНЬ,ОВЕС возделывается на на о.Хоккайдо.

Техническая культура: сахарная свекла, чай, табак.

Животноводство базируется на импортных кормах.

  Страна сегодня является крупнейшим финансовым центром мира, из десяти крупнейших банков мира шесть были японскими, лидирующее положение принадлежало банку «Токио-Мицубиси» (однако в 1999 году только один этот банк остался в десятке); из десятки крупнейших ТНК мира шесть были японскими, первые два места занимали «Мицубиси», «Мицуи» (однако, в 1999 г. они находились уже в третьей десятке и лишь одна ТНК - НТТ - занимала первую);

•доля средств на НИОКР в ВВП достигает 3 %, и это самая высокая доля в мире;

•по национальному доходу на душу населения вышла на 3-е место после Швейцарии и Люксембурга;

•ещё 2-3 десятилетия назад уровень заработной платы японского рабочего был в 4 раза ниже, чем в развитых странах, сегодня это один из самых «дорогих» рабочих в мире, образ жизни японца 1990-х годов поразительно отличается даже от 1970-х годов: характерно широкое проникновение электронной и компьютерной техники в быт, высокая степень автомобилизации.

III место в мире по экспорту (после США, ФРГ).

Торговый баланс Японии все последние годы отличался огромным перевесом экспорта над импортом.  Как называется такой баланс?

Около 1 млн. американцев работает на чисто японских или смешанных предприятиях в США. .                                                                                                                                                     Идет жестокая «торговая война» между Японией и США, Японией и Западной Европой.

Учитель: - Каким же образом эта страна стала одним из экономических лидеров современного мира, не обладая при этом собственными ресурсами?

Чем обусловлено японское «экономическое чудо» - быстрый выход побежденной в войне страны, с пережитками феодализма, на ведущее место в экономике мира?

Сообщение учащегося «Японская модель развития экономики» (слайд №   )

Факторы «экономического чуда»:

1) Важнейшую роль в индустриализации Японии сыграли США.

2) Были проведены демократические реформы (конституция 1947года).

3) Распущены японские семейные концерны - «дзайбацу», которые монополизировали экономику.

4) Была проведена реформа в сельском хозяйстве, ликвидировано крупное землевладение, земля была передана в пользование крестьянам.

 5) Страна экономила колоссальные средства на развитие собственных НИОКР за счёт приобретений лицензий и патентов.

6)Кроме того, в это время были относительно низкие цены на мировом рынке на минеральное сырье и топливо.

7) Япония имела дешевую рабочую силу по сравнению с другими развитыми  странами, тщательно разрабатывалась система управления рабочей силой.

8) Япония после поражения в войне имела право тратить не более 1 % ВВП на оборону.

9) Для страны всегда была характерна высокая степень государственного регулирования: каждые пять лет составляется план-прогноз

Слагаемых японского «экономического чуда» много, но главное из них - это проведение экономической политики, направленной на:

1) быстрое развитие отечественной научно-технической базы и рациональное использование иностранных технологий;

2) динамичный рост производительности труда;

3) повышение квалификации и дисциплинированности рабочей силы, эффективности системы организации и управления.

Итог по 2 пункту.

1.Центр  автомобилестроения, электроники, металлургии, нефтехимии?

2. Название экспресса, проходящего путь 515км Токио-Осако за 2 часа 15 минут?

3.Почему в стране не развит трубопроводный транспорт?

4. Почему в стране высок  авторитет знаний и образования?

5. Как предприятия заинтересовывают своих рабочих в  высоких результатах труда?

(ответы на 5-6 пункт на стр.245.)

3.Население Японии.                                                                                                                                          Переходим к 3 этапу. У нас в гостях (японка) житель Японии, внешнин черты мы видем, а какими чертами  характера  обладает японец. 

Японцы – образованность, самодисциплина, трудолюбие, вежливость,  терпимость, скрытность, почтительность, уважительность, святость традиций, заботливость.

Учитель.- «Японцы - загадка нашего века, это самый непостижимый, самый парадоксальный из народов. Вместе с их внешним окружением они столь живописны, театральны и артистичны, что временами кажутся нацией позеров, весь их мир - как бы сцена, на которой они играют. Легкомысленный, поверхностный народ, думающий лишь о том, чтобы понравиться, произвести эффект. Здесь невозможны обобщения, ибо они столь не похожи на все другие азиатские народы, что всякие аналоги отпадают. Это натуры самые чуткие, живые, артистичные и в то же время самые невозмутимые, самые непрактичные, безразличные и молчаливые люди».

У японцев отсутствует рукопожатие, у них приняты поклоны и улыбки. Подчиненный кланяется своему начальнику, сгибая корпус под углом 45°, коллеги кланяются друг другу под углом 15°, встречают клиентов и покупателей под углом 30° - значит, каждому свой угол. Ещё когда мать, по японскому обычаю, носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших

Рассказ Дудкиной Тани.

Население Японии -127 млн человек - это 8-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России, Пакистана.

Площадь - 372 тыс. км2. Средняя плотность населения - 336 человек на км2. Максимум население сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек..

Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения.

Заметное снижение рождаемости объясняется, прежде всего, желанием

японцев повысить уровень жизни, а также государственной политикой контроля над рождаемостью. Пропагандируются более поздние браки по договоренности родителей.

•        Национальный состав населения исключительно однородный. Это типичная однонациональная страна, где японцы составляют 99% населения. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие  на острове Хоккайдо, корейцы и китайцы, особенно в больших городах.

•        Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. В японской письменности используются как иероглифы, так и слоговая азбука.

•        Урбанизация - 76 %. В стране более 200 больших городов, Из них 12-миллионеры

Япония - нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире - 4 на

1000 (в США - 8 на 1000; в России - 18 на 1000) и самым высоким уровнем продолжительности

жизни (мужчины - 76 лет, женщины - 82 года).

Вопрос: Почему японцы живут долго? Ответ: во-первых: все продукты в магазинах наисвежайшие.

В пищу употребляется много морепродуктов, во – вторых, отличает отношение японцев к жизни. Японцы  как никакой другой народ в мире  знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь, берегут природу (живую и неживую);  в-третьих,  в отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность; в-четвертых, японцы много ходят пешком. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день  ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца; в-пятых, особое отношение  

к гигиене.

Японцы очень верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии, - буддизм. Японская система верования - синтоизм, что означает «божественный путь».

Япония - страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяют большое внимание с раннего детства.

Учитель: итог по 3 пункту.

1. Тип воспроизводства?

2. Мегалополис, протянувшийся на 100 км от Токийского до  Осакского залива? (стр.244)

3. Почему японская нация самая здоровая нация?

4.  Основные религии?

4. Япония – страна высокой культуры и грамотности, страна больших художественных и бытовых традиций.

Задание 2 . Какие традиции Японии вы знаете.

Традиции Японии – почитание старших,  японская кухня,  праздники – любования,  чайная церемония, иероглифы, спорт (дзюдо, каратэ, сумо),  национальный костюм – кимоно,  икебана, оригами,  бонсай,  театр теней,  японский сад и т.д.

Япония – родина многих видов спорта.

1.Самураи -

2. Сумо –

3. Дзюдо -

4. Кудо.

5. Кюдо –

6.Священная Фудзияма. Древние японцы поклонялись горам как воплощению неведомой божественной силы, которая дремала в их недрах, а иногда вдруг вырывалась наружу в виде пламени, грохота, каменных дождей и испепеляющих огненных рек.Величественная Фудзияма, священная гора японцев. Этот символ островной империи считается красивейшим вулканом мира (слайды № №    )

 7. Особый интерес у японцев вызывает японская вишня - сакура. Плоды её несъедобны. Сакура цветёт один раз в год, один день набухают почки, за один день цветки облетают. Весна не приносит с собой на Японские острова того борения стихий, когда реки взламывают ледяные оковы и талые воды превращают равнину в безбрежные моря. Долгожданная пора пробуждения природы начинается здесь внезапной и буйной вспышкой цветения вишни. Её розовые соцветия волнуют и восхищают японцев не только своим множеством, но и своей недолговечностью. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от мельчайшего дуновения ветра.

8.Любование.    Поклонение природе у японцев укоренилось и обрело дальнейшее развитие благодаря национальной религии синто «путь богов», обожествляющей разные природные явления. Для японцев природа осталась воплощением универсальных законов Вселенной: единение с Природой помогает людям обретать более верное понимание вещей и себя, дает истинное вдохновение и радость. С каждым временем года у японцев связаны определенные обычаи и обряды, например, ханами – любование цветами, цукими – любование луной, юкими – любование снегом. В живописи и декоративно-прикладном искусстве популярными стали мотивы сосны и бамбука под снегом. Сосна и бамбук символизируют долголетие, силу духа. Японцы считают, что тому, кто не воспринимает красоту природы, особенно луны и дождя, нельзя доверять ни в чем, и у такого человека сердце из камня.

9 У японцев свой национальный костюм — кимоно. Кимоно носят и сегодня от мала до велика, в праздничные дни. Оно передается по наследству, одно для всех: нет различия - мужское или женское. Все радостные события: рождение ребёнка, свадьба, праздники, все скорбные события заставляют надеть кимоно - парадное или траурное. Кимоно -одежда, которая никогда не выбрасывается. Непременным атрибутом женского туалета является шпилька для украшения волос, а также веер и зонтик.

10 Гейша. Слово «гейша» означает дословно «человек искусства». Гейши посвящены в тонкости чайной церемонии и каллиграфии, играют на сямисэне (японском трехструнном инструменте) и участвуют в танцевальных фестивалях. Их обучают рисованию и правилам составления цветочных композиций. Эти женщины в совершенстве владеют искусством ведения беседы, но самое главное - они тонко понимают мужчин

11. Икебана (приблизительный перевод - искусство составления цветов). Это целая наука, её преподают в Японии в специальных школах. Обучают детей этому искусству с 6 лет, три раза в неделю. Проникновение в мир икебаны требует от человека профессиональных знаний и особого дара - тонкого зрительного восприятия её едва уловимых свойств.

12.Сад камней. Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них - бонсай -миниатюрные сады. Эти маленькие садики по своим размерам не превышают размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья: дубы, клёны, лиственницы до 30 см. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Передаются они по наследству. Японцы могут часами любоваться такими садиками, проводить около них всё свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжелого трудового дня. Существование такого крохотного садика может быть объяснено стремлением людей познать красоту большого мира, иметь ее рядом с собой.

13.Кабуки- театр теней.

14. Чайная церемония. Чаепитие в Японии представляет собой целый обряд, который называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония». Участвуют в обряде не более пяти человек. В комнате даже днем должен быть полумрак, а вся мебель и предметы - старинные, лишь белоснежный льняной платок и бамбуковый коврик подчеркнуто новые. Все участники церемонии садятся на пол, один из них насыпает в чашку порошок — растертый в пудру зеленый чай, заливает водой и метёлочкой взбивает пену. Обряд происходит в полном молчании. Особое внимание уделяется качеству воды.

15.Жилое помещение. В Японии часто случаются землетрясения, поэтому здесь издавна строят легкие дома, при разрушении которых не гибнут люди. Дома сделаны из деревянных планок. Стены раздвигаются, как  двери книжного шкафа. Это позволяет легко и быстро менять планировку жилища. Полы

покрыты специальными циновками из прессованной рисовой соломы - татами. Днём на них сидят обедают,

а на ночь на них стелят постель. Мебели, как правило, мало. В доме идеальная чистота. Придут гости, хозяева пригласят их к столу. Каждому дадут вместо вилки по две палочки. В Японии до сих пор хранят верность деревянным палочкам. Столовые, рестораны, отели Японии ежегодно закупают 11,3 млрд тонких палочек, используют их только один раз, а затем выбрасывают.Вместо стульев японцы раскладывают на полу мягкие подушечки. Посуда на столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом. Приезжие изумляются - что за разнобой. А японцу кажется  безвкусицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках, и на блюдцах, и

на чашках. А станут гости уходить, хозяева подарят им на прощание бумажную птичку - журавлика. Считается, что он приносит людям счастье.

15.Оригами

Оригами – искусство складывания из бумаги. Из обычного квадрата бумаги можно сделать удивительный мир, украсить его цветами, экзотическими животными и птицами.

Рассказ Белеутовой Екатерины о Садако. (слайд№…  )

   В Хиросиме создан Музей Мира, перед которым стоит обелиск: на вертикальном возвышении девочка поднимает над головой бумажного журавля. В любой день года подножие памятника устлано гирляндами журавликов, которые присылают дети и взрослые разных стран мира в память о Садако и в подтверждение своей доброй воли остановить на нашей планете любую военную агрессию. Адрес Музея Мира: Hiroshima Peace Memorial Museum, 1—3 Nakajima-cho, Naka-ku, Hiroshima City 730, Japan. 

Эта двигающаяся фигурка является символом оригами. Она стала широко известна благодаря японской девочке Садако  Сасаки и опубликованной в Европе и США книжке «Садако и тысяча журавлей» об истории ее жизни. В ней рассказывалось, как Садако лишилась родителей во время Второй мировой войны. Она жила в Хиросиме, в доме своего дяди и заболела раком крови (лейкемией). С этим страшным диагнозом ее положили в больницу. Врачи не могли помочь девочке. На протяжении всей болезни Садако складывала из любых попадавшихся ей в руки бумажек фигурки классических японских журавликов. Она верила в старинную легенду о том, что тысяча таких фигурок поможет в исполнении заветных желаний. Сначала Садако молилась о своем выздоровлении, однако когда поняла, что умирает, стала молиться о мире во всем мире.

Садако успела сложить 644 журавлика.
    В Японии бумажный журавлик является древним символом долгой жизни и успеха в делах. В одной из двух первых японских книг, изданных в 1797 году, приводятся инструкции складывания именно журавлика. Некоторые люди, увлекающиеся искусством складывания в наши дни, понимают смысл древнего поверья о тысяче приносящих счастье журавликов почти буквально. Они тратят много часов на создание панно из тысячи бумажных фигурок. Истинное же значение поверья состоит в том, чтобы складывать журавликов не себе, а другим людям. Тогда наверняка у вас появятся новые друзья, а с ними любые подвиги по плечу!

Мастер-класс «Оригами» (из заготовленных заранее бумажных квадратов складываем бумажного журавлика)

III. Подведение итогов.

Учитель;  - Какие ассоциации возникают у вас при слове «Япония»?

восходящее солнце               маленький трудовой народ,             икебана,               гейши,                 кимоно,                         экзотическая пища,            палочки для еды,                      дорогая аппаратура,            вулкан Фудзияма,         красивые женщины  …….  

Давайте проверим, все ли получилось при заполнении словарика значения японских слов.

Ученицы 10 класса, присутствующие на уроке  в качестве гостей, создали буклеты об Японии.

Учитель - Хотели бы побывать в Японии и почему?

Сегодня на уроке мы попытались приблизить к себе удивительную страну – Японию. Познакомились с её экономическими особенностями, постарались проникнуться обычаями и традициями этой страны.          Вывод урока: неразрывная связь Японии настоящей со своим прошлым, опора на него даёт уверенное и успешное развитие, культурный, интеллектуальный, физический капитал нации играет особую роль в достижении высот

IV. Домашнее задание.  Составить рекламный буклет «Япония», отразив в нем основные особенности страны, её обычаи и традиции., рассказ об одной из брендовых фирм или корпорации, возможно творческое задание на выбор:  в преддверии Нового года на школьный конкурс изготовить по желанию игрушку- елочку в технике оригами.

Словарь значения японских слов.

 

1. Древняя столица Японии

  1. Киото

2. Имя богини Солнца, родоначальницы японской нации

  1. Аматерасу

3. Религия, проникшая в Японию из Индии

4. Кодифицированная процедура  самоубийства самураев

5. Тип хозяйства в Японии

6. Пролив, отделяющий Хоккайдо от Сахалина

7. Самая высокая гора Японии

8. Тип воспроизводства населения

9. Название железнодорожной магистрали от Токио до Фукуока

10. Денежная единица Японии

11. Название циновок, покрывающих пол

12. На каком острове расположен Токио

13. Красивое письмо кисточкой и тушью

14.Выращивание карликовых деревьев

15. Японская система верований

16. Театр миниатюр.

  «Дополняю сам»

 

Приложение . Опережающее домашнее задание:

  1. Почему Япония заинтересована в стабильности на территории Азиатско-Тихоокеанского региона?
  2. Возможны ли землетрясения и извержения вулканов в следующие сутки?
  3. Почему японская нация – самая здоровая в мире? Как это явление влияет на хозяйственную жизнь страны?
  4. Почему японский язык стоит особняком?
  5. Почему японским обществом очень серьезно воспринимаются вопросы, связанные с охраной природы?
  6. Почему в Японии 70% населения проживает на восточном побережье о.Хонсю?
  7. Какие черты и особенности японцев были учтены при формировании экономики страны?
  8. Почему в Японии высок авторитет знаний и образования?
  9. Можно ли считать, что Япония в течение нескольких десятилетий новейшие технологии и научные разработки приобретает в основном за рубежом?
  10. Почему бизнесмены Японии говорят: «Торговать или умереть»?
  11. Как вы считаете, почему определенную часть продовольствия Япония ввозит?
  12. Почему в стране не развит трубопроводный транспорт?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Космос далекий и близкий

Данный материал позволяет расширить знания детей в области космонавтики....

Космос далекий и близкий

Цель: ознакомить учащихся с развитием космоса в СССР и России. Рекомендуется использование ИКТ....

История далекая и близкая

Здесь помещен краеведческий материал С.Цуха для ознакомления учащихся с историей нащего района....

Факультативный курс по английскому языку для 7 классов по теме: "Страноведение. Британия далекая и близкая" .

В настоящее время более тесными стали контакты нашей страны с зарубежными государствами, развиваются и укрепляются международные связи, появляются новые открытия, разрабатываются новейшие технологии. ...

Г.А. Струве "Далеко ли, близко ли"

Г.А. Струве "Далеко ли, близко ли"...

Конспект урока по теме " ЯПОНИЯ. ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ"

Конспект урока по теме "Япония . Далекая и близкая" 11 класс....