Развитие пространственного мышления на уроках географии
презентация к уроку по географии по теме
Данная презентация рассматривает психологические аспекты пространственного мышления, его развитие у школьников, раскрывает роль, значение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 93.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
" Исключительное значение имеет карта в передаче сведений о пространственном размещении предметов на земной поверхности (направлениях, расстояниях, площадях, очертаниях, местоположении, пространственных сочетаниях )… Л. В. Занков
Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание и оперирование пространственными образами в процессе решения различных практических и теоретических задач.
Роль пространственного мышления - обеспечение ориентации человека в реальном ( физическом) и теоретическом (картографическом ) пространстве (видимом или воображаемом).
Обучающийся владеющий пространственным мышление должен уметь: 1 . Распознавать данный объект среди объектов реальной действительности. 2 . Распознавать объект среди изображений. 3.Устанавливать взаимосвязи между словом, представлением, изображением и объектом реальной действительности. 4. Воспроизводить в воображении объект (представления памяти.) 5. Воспроизводить представления памяти (словесно, графически, в виде модели.) 6.Создавать в воображении новые объекты (представление воображения) 7. Воспроизводить представления воображения (словесно, графически, в виде модели.)
На основе этих умений определяются уровни сформированности пространственного мышления Уровень I (Аккумулятивный) Накопление и узнавание пространственных признаков и отношений. Учащиеся накапливают разнообразные пространственные представления, учатся узнавать разнообразные пространственные объекты, их отдельные признаки и отношения. Они могут дать название объекту, найти его на рисунке среди предметов реальной действительности.
Уровень II(Репродуктивный ) Воспроизведение представления памяти. У учащегося развита способность воспроизводить (в представлении, словесно, на рисунке, в виде модели) известные им пространственные признаки и отношения. У них значительно расширился запас пространственной терминологии, накоплены разные виды пространственного представления и отношений: учащиеся, умеют устанавливать связи между пространством, количествами и временными представлениями.
Уровень III (Конструктивный ) Самостоятельное конструирование пространственного образа. Учащиеся активно используют как опору в мыслительной деятельности уже оформленные представления в синтезе с количественными и временными отношениями. Они умеют давать словесное описание пространственных признаков и отношений, опираясь на отдельные элементы пространственных понятий (о форме, величине, расстоянии и др.)
Уровень IV (Интеллектуальный). Мысленное оперирование пространственными представлениями. У учащегося богатый запас пространственного представления, терминологии, они легко дифференцируют пространственные признаки и отношения. Для этого уровня характерно уже умение перемещать мысленно пространственные объекты, находить на рисунке положение фигуры после её перемещения, вид перемещения.
Функции пространственного мышления: обеспечивать в ходе познания выделение в объектах и явлениях действительности пространственных свойств и отношений (формы, величины, направления, протяженности и т. п .); создавать на этой основе пространственных образов и оперирование ими в процессе решения задач.
Значение ПМ: эффективно влияет на общее интеллектуальное развитие человека; служит средством практического познания предметов и явлений действительности; обеспечивает успешное овладение теоретическими знаниями, в основе которых лежит оперирование различными графическими моделями.
Основа пространственного мышления географический образ или п редставление . Представления – зрительные образы географических объектов, связанные с понятиями.
Виды представлений: П ространственные представления . Представления памяти Представления воображения На основе непосредственного восприятия объекта На основе описаний, отражающих действительность Представление о пространственном размещении географических предметов и явлений на поверхности Земли
И в заключении: пространственное воображение, совершенствуются в результате деятельности. Эта деятельность должна стимулироваться и направляться, т. е. иметь систему упражнений .
Спасибо за внимание! С уважением, Марина Владимировна Трибунская, у читель географии МБОУ «СОШ № 30» г .Энгельс Саратовской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование приёмов и методов технологии развития критического мышления на уроках географии"
Презентация к выступлению "Использования технологии критического мышления на уроках географии"...
Доклад "Приемы технологии развития критического мышления на уроке географии"
Использование приемов развития критического мышления на уроках географии....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/25/picture-103540-1353846757.jpg)
Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках географии
Данная технология позволяет сделать обучение более осмысленным, а участие учеников в этом процессе более активным, способствует формированию социально значимых качеств личности и, прежде всего, ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/20/picture-610904-1426858927.jpg)
Мастер-класс по географии «Технология развития критического мышления на уроках географии»
Мастер класс представленный на конкус "Учитель года 2013"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/18/picture-295156-1379483007.jpg)
Развитие пространственного мышления на уроках математики
В последнее время педагогами математики отмечается снижение геометрической подготовленности учащихся. Это проявляется в первую очередь в низком уровне развития пространственных представлений уч...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/24/picture-1271811-1600923724.jpg)
Развитие пространственного мышления на уроках черчения
Развитие пространственного мышления, происходит в процессе овладения ребенком накопленными человечеством знаниями и является одной из существенных характеристик онтогенеза психики ребенка. Высокий уро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/11/picture-1431931-1668154681.jpg)
Формирование пространственного мышления на уроках географии.
Статья по теме " Формирование пространственного мышления на уроках географии" стала результатом работы по теме самообразования....