Обучение детей с ОВЗ
статья по географии по теме

Лобашова Людмила Михайловна

В статье высказаны некоторые мысли об обучении детей с ОВЗ, организации урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_s_ovz.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей с ОВЗ

Лобашова Людмила Михайловна

учитель географии

Есть тихие дети. Дремать на плече
У ласковой мамы им сладко и днём.
Их слабые ручки не рвутся к свече, —
Они не играют с огнём.

Есть дети — как искры: им пламя сродни.
Напрасно их учат: «Ведь жжётся, не тронь!»
Они своенравны (ведь искры они!)
И смело хватают огонь.

Есть странные дети: в них дерзость и страх.
Крестом потихоньку себя осеня,
Подходят, не смеют, бледнеют в слезах
И плача бегут от огня.

Мой милый! Был слишком небрежен твой суд:
«Огня побоялась — так гибни во мгле!»
 Твои обвиненья мне сердце грызут
И душу пригнули к земле.

Есть странные дети: от страхов своих
Они погибают в туманные дни.
Им нету спасенья. Подумай о них
И слишком меня не вини!

Ты душу надолго пригнул мне к земле…
— Мой милый, был так беспощаден твой суд! —
Но всё же я сердцем твоя — и во мгле
«За несколько светлых минут!

Марина Цветаева

Все дети разные.  Работая с детьми с ОВЗ, я каждый день убеждаюсь, насколько они «особенные».  Каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности и типологические различия.  Важной задачей при  организации коррекционно-развивающего обучения является изучения и учет индивидуальных особенностей учеников. Дети с ОВЗ в силу  различных причин приходят в школе психически и педагогически ослабленными, социально-запущенными, с риском школьной и социальной дезаптации.

Наши дети – дети с задержкой психического развития. Особенности этих детей, относящиеся к психическому развитию  – сниженная мотивация, отсутствие волевых усилий, отсутствие навыков запоминания и концентрации внимания, психическая расторможенность, инфантилизм, задержка эмоционального развития, гиперактивность, быстрая утомляемость и низкая работоспособность; особенности, относящиеся к мыслительной деятельности – несформированность логических операций,  преобладание  наглядно-действенного мышления по сравнению с логическим, низкий темп продвижения по учебному материалу;  особенности , относящиеся к организации учебной деятельности- отсутствие интереса к предмету, низкий самоконтроль, низкая организованность учебной деятельности, отсутствие навыков планирования учебной деятельности, слабая заинтересованность в оценке.

В работе с этими детьми существуют специальные педагогические правила.

  • Осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку  с учетом его психического и физического развития.
  • Создавать специальные условия обучения, используя разнообразные методы, средства и организационные условия обучения, (применение занимательных средств наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование специальных коррекционных методик), которые активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминания учебного материала, концентрации внимания.
  • Относиться к детям с особым педагогическим тактом, своевременно оказывать помощь каждому ребенку, постоянно подмечая все хорощее и развивая у них веру в свои силы и способности.
  • Применять на уроках здоровьесберегающих технологии, предотвращать наступление переутомляемости и повышать работоспособность.

К уроку в специальной (коррекционно) школе должны применяться особые  требования.

 Все этапы урока требуют четкого разъяснения, задания должны выполняться последовательно, инструкции по выполнению неоднократно повторяются. В ходе урока должны использоваться ауди –визуальные технические средства обучения. Учитель во время объяснения должен находиться  рядом с учеником.

Время на завершение задания и сдачи домашнего задания увеличивается, темп обучения замедлен, что соответствует замедленности протекания психических процессов, учащиеся обеспечиваются  печатным копиями заданий, написанных на доске, используются листы с упражнениями.

Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления  ребенка, опора на практическую деятельность и опыт ученика.

Важно использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями, разрешить переделывать задание, с которым учащийся не справился.

Урок на протяжении нескольких столетий урок основной формой обучения. Но в современной педагогике появляются критический замечания в адрес этой формы, якобы стандартная форма построения урока ведет к формализму знаний.   Что же такое современный урок, каким он должен быть и подходит ли он для школы для детей с ОВЗ? Конечно многие нетрадиционные уроки (урок-семинар, урок-диспут, урок-дискуссия, урок-лекция..)  не подходят к нашей школе, а то, что подходит, лучше использовать  не как целый урок, а как этап урока. Не важно, проводите вы стандартный урок или нестандартный, урок должен быть рабочим и интересным, а на интересном уроке работает каждый и работают все.

Вся работа в коррекционной школе направлена на подготовку учеников к участию в труде,  социальной адаптации.  Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения.

Наши дети должны выйти в жизнь подготовленными, способными себя обеспечить, быть полноценными членами общества.

Литература

1. Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии М.: дрофа, 2006

2.Пороцкая Т.И. Лекции по методике преподавания географии во вспомогательной школе. М., «Просвещение». 1970

3. Современный урок в  коррекционном классе. Сост. Нелиленко Т.И. Учитель, 2013

4. Суслов В.Г. Развивающие упражнения на уроках географии. Астрель, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения

Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения...

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...

Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо

Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...

рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет

Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом  из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками  образовате...

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....