ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ И ЭОР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
статья по географии по теме

Хахова Галина Аскарбиевна

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно, учитель должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы,  ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности и есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им учебных заданий с использованием возможностей Интернет приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ И ЭОР НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ  В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Хахова Г.А.,

Учитель географии МКОУ СОШ №25, города Пятигорска

Подготовку к деятельности в рамках нового стандарта общего образования можно условно разделить на три этапа: знакомство с Федеральным государственным стандартом, овладение умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, овладение умением конструировать уроки с использованием современных образовательных технологий. Все нововведения ФГОС направлены на усвоение обучающимися определенной суммы знаний и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно, учитель должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы,  ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности и есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им учебных заданий с использованием возможностей Интернет приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Внедрение новых информационных технологий в процессе обучения улучшает качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, способствует повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала.

Если сравнить деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, можно увидеть что она, если не меняется, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение учащимися определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе. Наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.

ФГОС фактически обязывают педагогов использовать в образовательном процессе ИКТ и научить их разумному и эффективному использованию учащихся, соответственно важным условием реализации основной образовательной программы является требование наличия информационной образовательной среды.

Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях определяется требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, определяемым ФГОС. Возможность широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов, в свою очередь, неразрывно связана с условиями реализации основной образовательной программы.

Согласно ФГОС, школа должна иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

Современный учитель должен активно и эффективно использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы информационно-образовательной среды школы, которая предназначена для встраивания новых образовательных технологий в работу учителя и должна помочь ученикам успешно справиться с обучением.

Достаточно часто возникает необходимость разработки авторских электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для мультимедийного сопровождения занятий в классно-урочной системе и системе внеклассных занятий и мероприятий. Имеющиеся в большом количестве на образовательном рынке ЭОР, созданные отечественными и зарубежными компаниями, не всегда удовлетворяют целям, задачам или содержанию конкретного урока, методическому подходу, или профессиональной концепции, которых придерживается учитель. Кроме того, иногда бывает невозможно найти ресурс, подходящий тематически. Во всех перечисленных случаях учителя создают самостоятельно необходимые ему электронные ресурсы.

Электронные образовательные ресурсы можно разделить на следующие группы: электронные средства обучения,  инструментальные и прикладные программы, информационные ресурсы Интернета.

Современные электронные средства обучения не сводятся к электронным учебникам, обучающим программам, тренажерам или программам тестирования. Можно говорить о возникновении нового обобщающего понятия «компьютерные учебные материалы», которое объединяет все электронные средства обучения, реализованные с помощью разнообразных программных средств. Для эффективного использования их в учебном процессе, определяющим является содержательное и методическое качество таких ресурсов.

Инструментальными являются программы, позволяющие учителю создавать собственные элементы автоматизированных учебных курсов. Это программы-оболочки, позволяющие учителю, вводить в заданный формат собственный учебный материал. Оболочки могут быть ориентированы на универсальное предметное содержание или на определенную область знания. Работа с инструментальными средствами возможна как в автономном режиме, так и в сети (в режиме online) — в последнем случае все материалы создаются и размещаются на веб-сайтах.

Наиболее яркими примерами информационных ресурсов, представленных в Интернете, могут служить: веб-сайты, посвященные отдельным сферам образования, предметной области, уровню обучения и т.п.; веб-сайты — информационные представительства учебных заведений, ресурсы электронных библиотек и специализированных баз данных и т.д. В последнее время часто используются блоги учителей и учащихся и возможности автоматизированной системы «Сетевой город. Образование».

Блог учителя-предметника представляет собой совокупность авторских методических материалов, мастер-классов, рекомендаций, разработок с примерами использования в учебном процессе,  реализаций образовательных технологий на блоге, результаты исследовательской деятельности с использованием сетевых ресурсов, специализированных сервисов и внешних экспертов. Блог служит источником новых идей и методических приемов.

        Блог дает учителю-предметнику: методическая копилка учителя, размещение ссылок на Web-ресурсы, обратная связь с учеником, публикация домашнего задания учителем и учениками, материалы урока сохраняются на виртуальной интерактивной доске, тестирование учащихся (в школе и дома), организация коллективной работы on-line (в школе и дома), мультимедиа ресурсы к урокам.

        Блог дает ученикам: расширение информационного пространства ученика, повышение мотивации изучения предмета,  материалы для уроков в режиме on-line, дополнительная информация для творческого развития, разбор олимпиадных задач повышенного уровня, обратная связь с учителем, публикация домашнего задания учителем и учениками, материалы прошедших уроков сохраняются на виртуальной интерактивной доске, тестирование и выполнение домашних заданий on-line, коллективная работа on-line.

В последнее время в учебном процессе активно стали применяться электронные учебники или электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по предметам школьной программы.

Один из самых востребованных способов использования ЭОР, когда электронное пособие применяется непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного, а также могут быть полезны при подготовке раздаточного материала, подготовка которого почти всегда является для учителя достаточно трудоемким процессом. В таком режиме работы полезно использование в качестве ЦОР анимационных и видеофрагментов, проигрывание звуковых файлов.

Следует отметить большие возможности выполнения учащимися самостоятельной работы с ЭОР. Такая работа может быть осуществлена при подготовке учениками домашних заданий, зачетов, материалы ЭОР, а именно ЦОР, входящие в их состав, могут быть востребованы при выполнении заданий по методу проектов. Здесь могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы, графики, диаграммы и даже простые тексты. Необходимо отметить, что при таком методе использования ЭОР и ЦОР у учащихся возникает больший интерес к предмету и выбранной тематике, появляется возможность почувствовать себя молодыми исследователями в данной области.

ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя. Учитель был и остается человеком творческим, находящимся в постоянном поиске. Именно поэтому, сейчас активно развиваются сетевые профессиональные сообщества, функционируют официальные сайты образовательных учреждений, появляются персональные сайты и блоги преподавателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль регионального компонента в обучении английскому языку в условиях введения ФГОС общего образования

Роль регионального компонента в обучении английскому языку в условиях введения ФГОС общего образования Обучение - это передача молодому поколению знаний, накопленных человечеством. Это значит, что ни...

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Доклад на тему: Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью.

Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью....

Современный урок в условиях реализации ФГОС общего образования

Рассмотрены этапы урока, деятельность педагога и обучающихся....

"Совершенствование содержания и методики преподавания предметной области "Технология" в условиях введения ФГОС общего образования"

quot;Совершенствование содержания и  методики преподавания предметной области "Технология" в условиях введения ФГОС  общего образования"...

Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью.

Понятие «современный урок» в наше время является одной из самых обсуждаемых тем и является предметом многочисленных дискуссий. Находясь на новом этапе общественного развития, нельзя н...