"Региональная характеристика мира" элективный курс
рабочая программа по географии (11 класс) по теме

Федотова Ирина Анатольевна

Курс предназначен для более глубокого изучения экономической и  социальной географии мира. Этот курс  обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности на региональном уровне.

Основной целью изучения данного курса является сохранение и углубление тех знаний, которые уже есть у учащихся о географии современного мира, о регионах и отдельных странах.

 В процессе изучения уделяется большое внимание практическим методам обучения, самостоятельной работе учащихся с различными источниками географической информации. При этом предполагается более широкое использование таких форм обучения, как лекционно-семинарские занятия, практикумы, групповая работа по заранее выбранной теме, защита научных проектов и т.д.

Содержание курса дает возможность подготовить обучающихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и его будущей работы.

Факультативный курс составлен на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_11_klass.docx28.07 КБ

Предварительный просмотр:

Федотова Ирина Анатольевна

 МОУ СОШ № 20 города Твери

Элективный  курс  по географии

«Региональная характеристика мира» 11 класс

Пояснительная записка

Курс предназначен для более глубокого изучения экономической и  социальной географии мира. Этот курс  обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности на региональном уровне.

Основной целью изучения данного курса является сохранение и углубление тех знаний, которые уже есть у учащихся о географии современного мира, о регионах и отдельных странах.

 В процессе изучения уделяется большое внимание практическим методам обучения, самостоятельной работе учащихся с различными источниками географической информации. При этом предполагается более широкое использование таких форм обучения, как лекционно-семинарские занятия, практикумы, групповая работа по заранее выбранной теме, защита научных проектов и т.д.

Содержание курса дает возможность подготовить обучающихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и его будущей работы.

Факультативный курс составлен на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.

Тематическое планирование (1ч. в неделю)

Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. М., «Просвещение», 2008г.

№ урока

Содержание

Кол-во часов

Сроки  

Домашнее задание

Введение.

1

1.

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам, территории, численности населения, особенностям населения, особенностями географического положения.

1

Т.1 п.1

Зарубежная Европа.

9

2.

Зарубежная Европа. Общая характеристика стран Зарубежной Европы. Практическая работа №1 «Характеристика ЭГП одной из стран Зарубежной Европы».

1

Т.6 п.1

Стр.179-181

3.

Население Зарубежной Европы.

1

Стр.181-183

4.

Экономика Зарубежной Европы. Промышленность.

1

Стр.183-192

5.

Сельское хозяйство. Транспорт.

1

Стр.192-196

6.

Экономика Европы и международный туризм.

1

Стр.196-197

7.

Территориальная структура экономики Европы. Практическая работа №2 «Характеристика природных предпосылок для развития промышленности одной из стран Зарубежной Европы».

1

Т.6 п.2

8.

Германия.

1

Т.6 п.3

9.

Великобритания. Франция.

1

10.

Повторение по теме и тестовая работа.

1

Зарубежная Азия.

9

11.

Общая характеристика стран Зарубежной Азии.

1

Т.7 п.1

12.

Население Азии.

1

Стр.226-231

13.

Экономика Азии.

1

Стр.231-234

14.

Китай. Пути экономического и социального преобразования.

1

Т.7 п.2

15.

Япония: территория, границы, население.

1

Т.7 п.3

16.

Япония. Экономическое чудо.

1

17.

Индия. Практическая работа №3 «Характеристика населения Индии».

1

Т.7 п.4

18.

Австралия.

1

Т.7 п.5

19.

Обобщение знаний по темам «Страны Азии, Австралия». Тестовая работа.

1

Африка.

2

20.

Общая характеристика стран Африки.

1

Т.8 п.1

21.

ЮАР – экономически развитая страна Африки

1

Т.8 п.2

Америка.

9

22.

США. Общая характеристика.

1

Т.9 п.1-2

23.

Население США.

1

Стр.295-300

24.

Экономика США. Промышленность. Сельское хозяйство и транспорт.

1

Стр.300-310

25.

Канада. Практическая работа №5 «Описание  экономико-географической  характеристики  Канады».

1

Т.9 п.3

26.

Общая характеристика Латинской Америки.

1

Т.10 п.1

27.

Население Латинской Америки.

1

Стр.333-337

28.

Экономика Латинской Америки.

1

Стр.337-340

29.

Бразилия – тропический гигант

1

Т.10 п.2

30.

Обобщающий урок по теме «Америка»

1

Россия в современном мире.

4

31.

Россия на политической карте мира. Современное геополитическое положение России.

1

32.

Россия в мировом хозяйстве и в МГРТ.

1

33.

Участие России в международных социально-экономических и геополитических проектах.

1

34.

Обобщение знаний по разделу «Россия в современном мире».

1

35.

Итоговая контрольная работа по всему курсу

1

ИТОГО

35

Содержание

Введение  ( 1 час)

Многообразие стран современного мира. Количество, группировка и типология стран. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой

Практическая работа «Обозначение на контурной карте стран самых крупных по площади, по численности населения, по  особенностям географического положения, обозначение  «горячих точек» планеты»

Требования к учащимся:

Учащиеся должны:

 Называть и \ или показывать

  • на политических, социально-экономических картах мира, частей света, материков, государств;
  • государства разного типа, их столицы;

определять:

  • уровень экономического развития разных стран;
  • политико-географическое положение страны;

характеризовать:

  • этапы формирования политической карты;
  • особенности геополитического положения стран 

 Тема 1. Зарубежная Европа.    (9 часов)

«Визитная карточка» региона. Географическая картина зарубежной Европы. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: главные черты.

Практическая работа «Характеристика ЭГП одной из стран зарубежной Европы»

 Природные условия и ресурсы: большие внутренние различия.

Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Зарубежная Европа как главный регион трудовых миграций. Основные черты национального и религиозного состава.  Особенности расселения, географии городов, уровни и темпы урбанизации; субурбанизация. Крупнейшие городские агломерации.

 Хозяйство: место в мире, различия между странами. Главные отрасли промышленности и их география. Основные типы сельского хозяйства. Региональная транспортная система  зарубежной Европы, ее характерные черты. Международные экономические связи. Отрасли непроизводственной сферы. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

 Географический рисунок расселения и хозяйства. «Центральная ось» развития как главный элемент территориальной структуры региона. Высокоразвитые районы: на примере Лондона и Парижа. Старопромышленные районы тяжелой индустрии: на примере Рура. Отсталые аграрные районы: пример Юга Италии. Районы нового освоения: на примере Северного моря. Влияние международной экономической интеграции на территориальную структуру хозяйства региона.  Субрегионы и страны: Восточная Европа, Средняя (Центральная) Европа, Северная Европа, Южная Европа. Образ территории.

Федеративная Республика Германии (ФРГ) - наиболее экономически мощная страна зарубежной Европы. Общая характеристика страны. Великобритания. Франция.

Тема 2.   Зарубежная Азия.  (9 часов )

«Визитная карточка» региона. Географическая картина Зарубежной Азии. Общая характеристика региона. Территория, границы, положение: большие различия между странами.

Природные условия и ресурсы: регион контрастов. Минеральные богатства региона, особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы. Население: особенности воспроизводства, проявление «демографического взрыва». Сложность этнического состава; межнациональные конфликты. Зарубежная Азия – родина мировых религий. Особенности размещения населения и процессы урбанизации.

Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Уровни стран по развитию промышленности. Основные типы (районы) сельского хозяйства. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Китай. Китай – самая многонаселенная страна  мира. Воспроизводство населения и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения; крупнейшие города. Традиции культуры. Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Природные предпосылки для развития промышленности и сельского хозяйства. Размещение  отраслей промышленности, главные сельскохозяйственные районы. Основные черты географии транспорта. Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая. Непроизводственная сфера. Внутренние различия. Восточная, Центральная и Западная зоны: образ территории.

Япония. Территория, границы, положение. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизация; мегалополис Токайдо. Традиции культуры.

Хозяйство: место Японии в мировой экономике; причины экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии; особое значение наукоемких производств. Структура и география сельского хозяйства. Значение и география рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Непроизводственная сфера.

Территориальная структура хозяйства: страна с двумя «лицами». Региональная политика; создание технополисов. Районы Японии: образ территории.

Индия. Территория, границы, положение. Население: особенности воспроизводства; «демографический взрыв» и его последствия; демографическая политика. Этнический состав: Индия – самая многонациональная страна в мире. Особенности религиозного состава населения и проблемы, с ним связанные, межэтнические и религиозные противоречия. Традиции культуры. Основные черты размещения населения. Хозяйство: достижения и проблемы. Природные предпосылки для развития промышленности; отраслевая структура. Главные отрасли и промышленные районы. Отраслевой состав и размещение сельского хозяйства. Развитие и размещение транспорта, международные экономические связи. Территориальная структура хозяйства и расселения в Индии: «коридоры развития» и главные узловые центры (Мумбаи, Колката, Дели, Ченнаи). Районы Индии: образ территории.

Австралия. «Визитная карточка» региона. Общая характеристика Австралии. Территория, границы, положение. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов. Особенности воспроизводства, состав и размещения населения. Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Промышленные и сельскохозяйственные районы, транспортные магистрали. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Тема 3.     Африка.        ( 2 часа )

 «Визитная карточка» региона. Географическая картина Африки. Общая характеристика Региона. Территория, границы, положение. Политическая карта; пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.

Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.

Население: «демографический взрыв» и связанные с ним проблемы. Особенности этнолингвистического и религиозного состава населения. Традиции культуры. Особенности размещения населения и его причины. Последствия «городского взрыва» в Африке. Хозяйство: место Африки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Роль горнодобывающей промышленности, ее основные районы. Главные сельскохозяйственные районы и их профиль. Монокультура. Транспортные проблемы Африки, ее международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственное экономически развитое государство Африки. Основные черты ее ЭГП, государственного строя, природы, населения и хозяйства

 Тема 4.   Америка.       ( 9 часов )

«Визитная карточка» территории. Географическая картина Северной Америки. США и Канада.

Соединенные Штаты Америки. Территория, границы, положение. Население: численность и воспроизводство. Роль иммиграции в формировании американской нации; современный национальный и религиозный состав. Традиции культуры. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Мегалополисы. Сельское население.

Хозяйство США: ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. География главных отраслей; сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. АПК США. Транспортная система США и ее особенности: главные магистрали, сухопутные узлы и морские порты. Международные экономические связи США. Непроизводственная сфера. География туризма и рекреации. Загрязнение окружающей среды и меры по ее охране. Система особо охраняемых территорий; особая роль национальных парков.

Макрорегионы США. Северо-Восток США – «мастерская» нации. Средний Запад – Регион крупной промышленности и сельскохозяйственных районов. Юг США – регион больших перемен. Запад – самый молодой и динамичный регион США. Особая роль Калифорнии.

Канада. Место Канады в мировом хозяйстве. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Провинции Канады: образ территорий.

Практическая работа «Составление комплексной характеристики Канады».

Латинская Америка.«Визитная карточка» региона. Географическая картина Латинской Америки. Общая характеристика региона. Территория, границы,  положение: Большие внутренние различия. Политическая карта. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие; особое значение нефти, руд цветных металлов, гидроэнергии, агроклиматических ресурсов. Проблемы, связанные с их использованием.

Население: типы воспроизводства и проблемы, с ним связанные. История колонизации и формирование этнического и религиозного состава; традиции культуры. Контрасты в размещении населения и их причины. Темпы и уровни урбанизации. Ложная урбанизация.

Хозяйство: современный уровень и структура, противоречия развития. Место региона в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Сельское хозяйство: особенности землевладения и землепользования. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты  развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Непроизводственная сфера. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Особенности территориальной структуры хозяйства и расселения, ее основные типы. Деление Латинской Америки на субрегионы: Средняя Америка, страны бассейна Ла-Платы,  Андские страны, образ территории.

Бразилия. Особенности положения, природных условий и ресурсов, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике  Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной структуры. Внутренние различия Бразилии. Региональная политика освоения Амазонии.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны:

Называть и \  или показывать на картах

  • государства разного типа, их столицы, крупнейшие промышленные финансовые и культурно-исторические центры;
  • важнейшие природные ресурсы мира и районы их размещения;
  • типы естественного движения населения;
  • районы с наиболее высокой и низкой плотностью населения;
  • ареалы распространения мировых религий;
  • наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;
  • традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности, основные страны и районы размещения;
  • примеры старопромышленных районов мира и районов нового освоения;
  • районы разведения важнейших сельскохозяйственных культур;
  • важнейшие мировые транспортные центры и главные пути сообщения;
  • основные формы международных экономических отношений.

Определять:

  • страны, являющимися крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
  • обеспеченность стран природными ресурсами, уровень ресурсообеспеченности;
  • уровень экономического развития разных стран;

Характеризовать:

  • этапы формирования политической карты мира;
  • особенности типов и уровень урбанизации отдельных территорий и стран;
  • основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР;
  • мировые экономические связи, экономическая интеграция стран мира, роль транснациональных корпораций и банков;
  • страны мира и их группы: экономико-географическое положение, оценка природно-ресурсного потенциала, особенности населения и хозяйства, крупнейшие города, экологическая обстановка, источники загрязнения окружающей среды.

Объяснять:

  • влияние природных, социальных и экономических факторов на демографические особенности и размещение населения;
  • направление современных миграций населения;
  • особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства и тенденции ее изменения, изменение роли природных ресурсов в развитии хозяйства;
  • размещение основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира;
  • особенности состава, структуры и специализации хозяйства отдельных территорий стран мира;

Прогнозировать:

  • темпы  роста народонаселения Земли в целом и отдельных регионов мира;
  • основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире, отдельных регионах и странах

Тема 5. Россия в современном мире  (4 часа)

Географическое положение как зеркало России.  Экономико-географическое положение. Соседи России, их политическая и экономическая оценка, роль во внешней торговле России. Выгоды и недостатки транспортно – географического положения. Геополитическое положение. Особенности геополитического положения  и его  отдельных частей. Положение России в системе цивилизаций и его влияние на формирование, и развитие страны.

Россия в мировом хозяйстве и в МГРТ. Участие России в международных социально-экономических и геополитических проектах.

Повторение и обобщение знаний по курсу.

Требования к подготовке учащихся

Учащиеся должны:

Называть  и /  или показывать на картах

  • особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ;
  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
  • экологически неблагополучные районы России.

Определять:

  • географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое положение, геополитическое положение России;

Объяснять:

  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства, и жизни населения;
  • особенности размещения основных отраслей хозяйства и  основную специализацию районов.

Прогнозировать:

  • изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
  •  развитие и проблемы хозяйства макрорегионов, районов страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетная тестовая работа по курсу «Социальная и экономическая география мира. Часть II: Региональная характеристика мира»

Зачетная работа в 11 классе по курсу «Социальная и экономическая география мира. Часть II: Региональная характеристика мира».Учебник Максаковский В.П. География. 10 класс...

Тесты по курсу "Региональная характеристика мира" 11 класс

Тесты по курсу "Региональная характеристика мира" составлены по материалам ЕГЭ...

Кейс измеритель. Тема: "Региональная характеристика мира 10 класс".

Обучающимся предлагается самостоятельная работа с кейс-измерителем по заданной структуре оценивания....

Элективный курс «Региональная характеристика мира и современные проблемы мира»

Курс предназначен для более глубокого изучения экономической и  социальной географии мира. Этот курс  обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает г...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» для 10 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...

Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира» для 11 класса (социально-экономический профиль)

Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 11 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...