Статья "Воспитание толерантности на уроках географии"
статья по географии по теме

Цыпленкова Любовь Александровна

Воспитание толерантности на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_vospitanii_tolerantnosti.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание толерантности на  уроках географии.

В нашей многонациональной стране, стране массовой трудовой миграции из стран СНГ необходимо активно и методически воспитывать чувство толерантности. Чтобы уважительно относится к другим народа, необходимо о них, что- то знать.

Уроки географии в школе как никакие другие позволяют познакомиться и с народам, живущими на территории России, в соседних странах, со всеми странами мира.

Именно география, изучающая демографию, поможет сформировать представление об истории, культуре, традициях народов, больших и малых.

Одной из главных задач географии является воспитание чувства патриотизма, гордость за свое Отечество, за свой народ, свои традиции, достижения ,при этом не умаляя достоинства других народов, живущих в России и в соседних странах.

Особенно важно сформировать толерантность у старшеклассников .Обучение географии в нашей школе проводиться по УМК «Полярная Звезда».Авторы этой серии много уделяют внимания особенностям народов России ,особенно в курсе « география России».В учебнике 9 класса при изучении экономических районов представлено много информации, интересных фактов о народах России; история занятия, традиции, особенности быта, народные художественные промыслы и т.д.

В ходе изучения экономических районов на уроках уделяем много внимания самобытности народов; учащиеся готовят сообщения, презентации особенно о малых народах, народов крайнего Севера, народах Сибири и Дальнего Востока.

Очень важна позиция учителя географии, ведь именно от учителя зависит воспитание уважительного отношения к другим народам. «Горячие» точки не возникают на пустом месте. На уроках должны звучать фрагменты песен, танцев, поэзия народов России. Мы проводим фестивали республик, выпускаем плакаты, газеты, ученики делают презентации о малых народа.

Дети –отражение семьи, к сожалению очень часто даже в 6-7 классах ученики высказывают негативное, а иногда и агрессивное отношение к приехавшим в СПБ мигрантам. Конечно же, это зеркальное отражение позиции родителей, родственников. В нашей школе, как в прочем и в других школах на равнее с русскими учатся дети разных национальностей: дагестанца, армяне, азербайджанцы, афганцы, корейцы, молдаване, цыгане и др. Часто это дети из многодетных семей, дети из семей смешанных браков. Одно неосторожное слово учителя или ученика может обидеть этих детей, привести к ссорам и конфликтам. Важно на уроках подчеркивать необходимость трудовых миграций для экономики России в условиях сложившейся демографической ситуации. Показывать особенно старшеклассникам, что мигранты из стран Ближнего Зарубежья  не занимают их будущие рабочие  места, так как выходцы из бывших советских республик как правило ,выполняют низкоквалифицированную работу: убирают улицы, строят дома, дороги и т.п.

Мигранты занимают свободные  рабочие места ,а работа в России помогает им достойно содержать свои семьи у себя на родине. Не надо к ним относиться как к людям второго сорта. Очень ярким примером толерантности, дружбы ,взаимовыручки является спорт. Олимпиада в Сочи предоставила нам примеры, как граждане переехавшие к нам в Россию ,завоевывали медали для нашей страны и наоборот бывшие соотечественники выступали под флагами других стран.

На Олимпиаде выступали россияне из самых разных республик, от Москвы и Санкт-Петербурга до Якутии, Чукотки и затеянной на Алтае Горной Шорни. Необходимо детям терпеливо объяснять, что все народы равны, что все имеют свои достижения, таланты, самобытную культуру и достойны уважения.