Использование кейс-метода в преподавании учебных дисциплин.
статья по географии по теме

Перепёлкина Тамара Ивановна

Одной из главных задач нашей школы является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_keys.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

    Использование кейс-метода в преподавании учебных дисциплин.  

           Перепелкина Тамара Ивановна, учитель географии.

        МОУ «Тарская средняя общеобразовательная школа № 5»  

        Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образования. Мне, как учителю, необходимо знать, на какие стороны личности ребёнка могут повлиять знания школьной географии, какие использовать технологии в учебном процессе, чтобы получить планируемые результаты.

       Одной из главных задач нашей школы является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания.

       С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя: чёткость, структурность, ясность методического языка, появление обоснованной нормы в методике.

       При внедрении каких-либо новых педагогических технологий в практику своей работы передо мной раскрылся исключительно большой научно-методический потенциал, появилось ещё больше возможностей использования различных форм и методов работы.

        Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов. А ведь без знаний о Земле личность не состоится. Это аксиома. География рождает мысли и чувства добрые, великие.

         На уроках географии я использую, учитывая возрастные особенности детей, один из методов моделирования - кейс-метод. Кейс метод – это метод обучения, при котором обучающиеся и учителя участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач. Обучающимся предлагается проанализировать реальную   ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходим для решения данной практической ситуации. На мой взгляд, обучение с использованием кейс-метода помогает развивать умение решать практические задачи с учетом конкретных условий. Дает возможность сформировать такие  знания и умения, как способность к проведению анализа, умение четко формулировать и высказывать свою позицию.

       Почему я использую кейс-метод?

      Использование кейс-метода при изучении географического положения материка  в курсе географии 7 класса, экономическое районирование в курсе 9 класса, страны мира в 10 классе  и т.д, позволяет сочетать теоретическое и практическое обучение.

       В процессе изучения предмета в зависимости от сложности тем я использую кейсы различной сложности:

– Первая степень сложности: есть практическая ситуация, есть решение  обучающиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации. Возможно ли иное решение?
– Вторая степень сложности: есть практическая ситуация. Обучающимся предлагается найти правильное решение.
– Третья степень сложности: есть практическая ситуация, дети определяет проблему и находит пути решения.

Свою работу по подготовке занятий по кейс-методу провожу в следующей последовательности.

Фаза работы

Действия учителя

Действия обучающихся

До занятия

1. Подбирает кейс

2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки

3. Разрабатывает сценарий занятия

1.Получает кейс и список рекомендуемой литературы

2.Индивидуально готовится к занятиям

-

Во время

занятия

1. Организует предварительное обсуждение кейса

2. Делит группу на подгруппы

3. Руководит обсуждением кейсов в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями

1. Задают вопросы, углубляющие понимание кейса

2. Разрабатывают варианты решений

3. Принимают решение или участвуют в принятии

После

занятия

1. Оценивает работу

2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

1.Заполняет рефлексивно-оценочный лист

Итак, будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод, завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическими умениями.

       Учителю кейс-метод дает возможность по-иному думать и действовать, постоянно обновлять свой творческий потенциал.

     Таким образом, с всё более активным использованием новых педагогических технологий осуществляется переход информационной модели обучения к деятельностной и личностно-ориентированной моделям, от школы памяти к школе мышления и действия, которая позволит сформировать новые подходы к пониманию значимости школьной географии.

Литература.

1. Л.Г.Семушина, Н.Г.Ярошенко Содержание и технологии обучения.– М.: Мастарство, 2001.
2.
А.И.Сидоренко, В.И.Чуба Ситуационная методика обучения: Теория и практика.– Киев: Центр инноваций и развития, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование электронного УМК как средство методического обеспечения преподавания учебной дисциплины "ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ"

Использование электронного УМК  как средство методического обеспечения  преподавания учебной дисциплины "Экологические основы природопользования"...

Методические рекомендации ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ

Методические рекомендации  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДМЕТОВ Составители:Коробова Е. Е.Бокарева О. В.Новикова С.Н.Ахмад Н.С.Карачевская Е.Г....

Использование кейс-метода в преподавании английского языка на среднем и продвинутом уровнях

Данная работа посвящается Case Method. Основными принципами данной методики является многоплановый, всеобъемлющий, глобальный подход к изучаемой проблеме или явлению, а также привлечение знаний и прие...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАДЕТ

Аннотация: статья посвящена проблематике использования проблемных педагогических технологий (кейс-метода) в условиях обучения в кадетском корпусе, выявлению наиболее подходящей и результативной педаго...

Технологическая карта учебного занятия по технологии в 6 классе с использованием кейс-метода. Тема: «Определение примесей крахмала в составе творога»

Научить определять лабораторным путем наличие примесей крахмала в твороге.Развивать знания учащихся о здоровой пище, учить учащихся получать знания проводя исследования....