ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАДЕТ
статья по литературе

Аннотация: статья посвящена проблематике использования проблемных педагогических технологий (кейс-метода) в условиях обучения в кадетском корпусе, выявлению наиболее подходящей и результативной педагогической технологии, анализу метапредметных достижений учащихся КОУ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус» и их влиянию на итоговую аттестацию.

Ключевые слова: предметные и метапредметные результаты обучения, компетенции, педагогические технологии, кейс-метод, проектная деятельность.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КАДЕТ

Коломийцева А.С.

КОУ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус»

Аннотация: статья посвящена проблематике использования проблемных педагогических технологий (кейс-метода) в условиях обучения в кадетском корпусе, выявлению наиболее подходящей и результативной педагогической технологии, анализу метапредметных достижений учащихся КОУ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус» и их влиянию на итоговую аттестацию.

Ключевые слова: предметные и метапредметные результаты обучения, компетенции, педагогические технологии, кейс-метод, проектная деятельность.

В рамках реализации системы новых образовательных стандартов, иначе говоря, ФГОС, особое внимание уделяется методам овладения учащимися универсальными учебными действиями (УУД). Современные подходы системы образования содержат целую палитру видов деятельности, которые не только способствуют успешному формированию метапредметных достижений учащихся, но и стимулируют мотивационную и познавательную сферы обучения.

Новое качество образования предполагает развитие у учащихся не только предметных навыков, как это было ранее, но и способности использовать личный опыт, полученный в рамках школьного образования, в различных жизненных сферах в дальнейшем. В свою очередь, перспективные педагогические технологии способствуют оптимизации учебного процесса путем их непосредственного применения в урочной и внеурочной деятельности.

В связи с этим очередным шагом в естественном процессе следования школы за требованиями изменяющегося мира является ориентация на компетентностный подход к содержанию образования: личные достижения человека в профессиональной и бытовой сфере определяются уровнем овладения им ключевыми компетенциями (коммуникативной, предметной, социальной, информационной, нравственной).

Реализация современных педагогических технологий стимулируется в том числе и тем, что формат итоговой аттестации с каждым годом изменяется в сторону применения перечисленных ранее компетенций, а именно постепенно «уходит» от шаблонности мышления и заучивания материала. Тем самым, личность выпускника общеобразовательного учреждения должна быть сформирована полноценно не только в предметной области, но и в сфере жизненных умений.

В связи с этим выявляются несколько актуальных для современной педагогики вопросов: поиск и исследование педагогических технологий и отслеживание их влияния на результаты предметной деятельности.

Среди большого количества педагогических технологий, используемых при обучении в рамках современного российского образования, наибольшую популярность приобретает кейс-метод. Данная тенденция обусловлена относительной легкостью в его реализации и высокой эффективностью формирования УУД у учащихся.

Непосредственно кейс-метод берет начало еще на заре 20 века, когда в Гарварде преподаватели стали практиковать групповую работу студентов для решения проблемных ситуаций, относящихся к их будущей профессиональной деятельности. В дальнейшем происходила локальная апробация данной технологии (в этот период параллельно формировалась технология проектной деятельности), и лишь в 70-80-е годы 20 столетия она приобрела мировую известность. В России кейс-метод стал активно использоваться в 90-е годы, так как перемены в стране и ее экономики породили потребность в специалистах, умеющих адаптироваться и действовать в ситуациях риска, быстро принимать эффективные решения, которые могут быть направлены не только на достижение конечной цели, но и на осуществление поэтапного движения к ней. Изначально сферой реализации кейс-метода были сферы экономики и бизнеса, однако сегодня он активно развивается и в рамках российского образования. [2, с.345-389]

Так, кейс (от англ. сase – случай, обстоятельство) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения. Его отличительная особенность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс – это не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. [1, с.61] 

Применение в образовательной сфере данного метода решает ряд важнейших обучающих задач:

  1. Повышение мотивации учащихся (проблемная ситуация всегда имеет связь с жизненными ситуациями).
  2. Развитие навыка поиска и обработки информации (информация представлена в разрозненном виде).
  3. Развитие коммуникативного навыка (групповая работа, умение отстаивать свою точку зрения, анализировать чужую).

Важным моментом для обеих сторон образовательного процесса является то, что педагог, использующий кейс-технологии на занятиях, вынужден сам прорабатывать создаваемый кейс. Таким образом, учитель не отделяет себя от процесса обучения, не занимает позицию «сверху», а становится куратором и помощником при решении проблемных ситуаций, тем самым обретая те же компетенции, что и учащиеся.

Специфика использования кейс-метода как образовательной технологии в школе заключается в следующем:

* использование работы в группах (до 5 человек);

*перед каждой группой ставится одинаковая или подобная задача;

*задача не предполагает однозначного решения;

*обязательное наличие информационного материала;

*при этом информация должна быть либо избыточной, либо недостаточной;

*обязательным условием является принятие решения внутри малой группы, а затем общего решения проблемы. [3]

Оценка работы учащихся весьма специфична и необычна для традиционного обучения: в большей мере оцениваются метапредметные результаты и достижения, обретение тех или иных компетенций в ходе работы. Так, наиболее важным является проявление способности учащихся к принятию совместных решений, умение аргументированно отстаивать свою позицию, рассматривать иные варианты решения проблемы, выходящие за рамки собственного суждения.

Такая модель обучения весьма универсальна: она может быть реализована как на этапе начального образования, так и в рамках основного общего и среднего образования; кейс-метод может использоваться как элемент учебного занятия, и как приоритетная технология обучения той или иной дисциплине школьной программы.

   Метод кейсов гармонично включается в образовательный процесс, сближает его с жизненной реальностью, способствует формированию успешной деятельности учащихся в обществе, что, в первую очередь, приводит к успешной итоговой аттестации выпускников.

 Данное преимущество кейс-метода и определяет его использование в кадетском корпусе, так как обучение в нем весьма специфично, с одной стороны, своей частичной изолированностью от внешнего социума, а с другой, постоянным пребыванием в одной и той же социальной группе. То есть несмотря на приравнивание образования, получаемого в кадетском корпусе, к общеобразовательному, получаемому в стандартных школах РФ, специфика кадетского образования во многом отличается. Именно поэтому метод кейсов способствует развитию базовых компетенций в условиях обучения в кадетском корпусе, а также положительно влияет на успешность в условиях независимой оценки знаний (МИУД, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ)

Примером использования кейс-метода на практике может служить опыт уроков русского языка и литературы в «Горожанском казачьем кадетском корпусе».     Именно предметы гуманитарного цикла зачастую наибольшим образом подходят для апробации различных педагогических технологий и методов, направленных на развитие коммуникативных и социальных компетенций учащихся.

Так, на уроках русского языка и литературы в «Горожанском казачьем кадетском корпусе» кейс-метод используется в качестве базовой технологии наравне с проектной деятельностью в течение пяти лет не только в классах, обучающихся по новым образовательным стандартам, но и в таких, где ФГОС является рекомендуемым, а не обязательным.

Однако несмотря на теоретическую схожесть этих двух технологий, метод проектов несколько уступает применению кейсов, так как их задачи и способы реализации отличаются (см. Таблица 1)

Таблица 1. Краткая сравнительная характеристика проектной технологии и кейс-метода.

Критерии сравнения

Проект

Кейс-метод

Ожидаемый результат

Возможен непредсказуемый результат

Результат всегда известен

Сроки исполнения

Требуются длительные сроки для исполнения

Возможно краткосрочное исполнение

Конечный результат

Конечный продукт

Приобретение или расширение компетенции

Таким образом, для систематического и глубокого формирования компетенций, необходимых для формирования личности успешного школьника-кадета, наиболее подходящим и часто используемым является кейс-метод. С его помощью преподаватель может использовать кейсы в рамках любой темы, всегда способен спрогнозировать результаты деятельности, при необходимости – скорректировать работу, и наконец – подготовить учащихся к любым трудностям, возникающим при освоении материала.

Исходя из опыта применения кейс-метода в системе обучения русскому языку и литературе в «Горожанском казачьем кадетском корпусе», можно говорить о динамике роста результативности предметной деятельности. Так, например, в 2015 году процент качества знаний по предмету «русский язык» в 9 классе составлял 57,2, по предмету «литература» - 68,1 процент (результаты ГИА 2015 (теперь ОГЭ) и итоговой аттестации). В 2018 году средняя цифра качества знаний в двух 9-х классах составила: «русский язык» - 65,7, «литература» - 71 процент соответственно. Итоговая аттестация 9-х классов 2020 года происходила исключительно по результатам четвертных и годовых оценок: «русский язык» - 71,1, «литература» - 78,5 процентов.

Данная статистика говорит о том, что систематическое применение такой педагогической технологии, как кейс-метод, оправдано. Метапредметные достижения учащихся, приобретаемые с помощью включения данной технологии, влияют на уровень общей успешности учащихся при итоговой аттестации в целом.

В ходе применения кейс-метода практически на каждом занятии будущие выпускники уже на стадии формирования личности учатся решать проблемные задачи, применимые к различным сферам жизненной деятельности.

В итоге, использование кейс - технологий в условиях специфического обучения в кадетском корпусе помогает достижению ключевых личностных, метапредметных и предметных результатов у кадет-выпускников, что отвечает основным задачам современного образования.

 Литература.

  1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей //Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.
  2. Российский менеджмент: Учебные конкретные ситуации. Книга 2. Общий и стратегический менеджмент. Маркетинг. Финансовый менеджмент. Организационное поведение и управление персоналом/ научные редакторы и составители: А.М. Зобов, Б.Н. Киселев -М.: ГУУ, 1998. - 1032 с.
  3. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов. - http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html

ФИО (полностью)

Коломийцева Александра Сергеевна

Ученая степень

Нет

Звание

Нет

Должность и место работы / обучения

(полное название организации), муниципальное образование (район / город)

Учитель русского языка и литературы / КОУ ВО «Горожанский казачий кадетский корпус», Воронежская область, Рамонский район, село Горожанка

E-mail

malinamlvn570@gmail.com

Телефон для связи (указать – моб., дом., раб.)

Моб.8-951-864-90-75

Адрес проживания с индексом

Г. Воронеж, ул. Беговая, д.219/2, кв.238, 394016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-метода в преподавании учебных дисциплин.

Одной из главных задач нашей школы является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий обучения и воспитания....

Использование сервиса classroom на уроках и во внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов

Представлен опыт работы в сервисе Classroom.Компания Google сообщила о полноценном запуске сервиса «Класс» для преподавателей по всему миру. При этом интегрирован с другими сервисами: &laq...

Практика использования проектной деятельности для достижения метапредметных результатов

В статье представлен опыт использования проектной деятельности для достижения метапредметных результатов...

Использование сервисов web 2.0 в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов

Решение проблемы снижения познавательной активности школьников на сегодняшний день является одной из важнейших задач современного образования. Учителю необходимо организовать процесс обучения таким об...

Учебно-исследовательская деятельность как средство достижения метапредметных результатов

В статье рассматривается учебно-исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий и достижения метапредметных результатов. Представлена структура  исследован...

Использование дистанционных технологий образования в деятельности Современного педагога, направленных на достижение метапредметных результатов средствами иностранного языка.

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расс...

Проектирование учебной деятельности по достижению планируемых результатов освоения ООП на основе кооперативного обучения

Проектирование учебной деятельности по достижению планируемых результатов освоения ООП на основе кооперативного обучения...