Внеурочные формы организации обучения
статья по географии по теме

Трунина Марина Николаевна

В условиях модернизации современного образования роль внеурочной деятельности в образовании личности возрастает. Эта работа вносит вклад в формирование таких качеств, как инициативность, активность, творчество, способность к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию. Она ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, развитие способностей, познавательного интереса, приобщение к исследовательской работе, организацию социальной деятельности школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emts.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочные формы организации обучения

В условиях модернизации современного образования роль внеурочной деятельности в образовании личности возрастает. Эта работа вносит вклад в формирование таких качеств, как инициативность, активность, творчество, способность к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию. Она ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, развитие способностей, познавательного интереса, приобщение к исследовательской работе, организацию социальной деятельности школьников.

Внеурочная работа является частью учебно-воспитательной работы. Естественные дисциплины имеют большие возможности для проведения внеурочной работы, так как содержание тесно связано с окружающей природой.

Знания по биологии, географии, химии, полученные во время экскурсий и наблюдений в природе, привлекаются для объяснений многих явлений и процессов в географической оболочки Земли. В этом заключается их роль в осуществлении краеведческого принципа обучения, под которым понимается использование местного материала.

Общение с природой открывает широкие возможности для эстетического воспитания, духовного обогащения детей. На основе знаний, полученных школьниками, их эмоционального восприятия окружающей природы воспитывается чувство любви к ней. Любовь к природе, ее понимание, первоначальные знания по экологии, полученные учащимися, возбуждают у них познавательный интерес и желание внести свой вклад в охрану природы, воспитывают чувство долга по отношению к природной среде. Воспитание любви к природе приводит к воспитанию таких нравственных качеств, как любовь к родине, патриотизм.

Внеурочная работа отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Суть ее определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя. Среди внеурочных форм организации обучения можно назвать экскурсии, наблюдения, опыты и практические работы на местности. В период перестройки работы школы активно ведутся поиски новых форм организации обучения. Практикуется выполнение заданий различных служб, в том числе и в ходе проектной деятельности.

В условиях демократизации и гуманизации современной школы необходима перестройка стиля взаимоотношений и общения в системах учитель – ученик, ученик – учитель. Сегодня в центре внимания – ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной и внеучебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели – развитию личности ученика.

Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра – всегда предлагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Для ребенка игра – увлекательное, прежде всего занятие. Эти-то она и привлекательна. Она посильна даже слабым учащимся. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах

Интерактивные формы организации обучения на уроках русского языка и литературы в старших классах...

Формы организации обучения географии

Нетрадиционные формы проведения уроков географии с использованием ИКТ, ЦОР....

Вспомогательные формы организации обучения

Вспомогательные формы организации учебной работы – это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно – урочную деятельность учащихся. К ним относятся: кружки, практикумы, семинары, конферен...

Семинарское занятие,как форма организации обучения педагогов дополнительного образования

Описание одной из форм организации обучения педагогов дополнительного образования-семинара. Описание главной составляющей - дискуссия. Классификация семинарских занятий...

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В практике моей работы значительное место уделено деятельностным формам организации обучения, которые включают проблемное преподавание, исследовательскую деятельность, работу в парах, а также работа с...

Урок как основная форма организации обучения.

Данная работа посвящена исследованию основной формы обучения – уроку. Актуальность исследования заключается в необходимости постоянного совершенствования системы и практики образования, обусловлена со...

Формы организации обучения и их развитие в дидактике. Урок как основная форма школьного обучения.

1. Понятие о формах организации (организационных формах) обучения. Соотношение между формами обучения и его методами.2. Краткие  сведения о развитии организационных  форм учебной работы в шк...