Разработка открытого урока, данный в ходе всероссийского конкурса- "Учитель года-2014" по теме "Реки".
план-конспект урока по географии (6 класс)

В презентации четко сформировано представление о реке и ее частях, как  взаимодействует река с климатом и рельефом.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : « РЕКИ». Цели : с формировать представление о реке, ее частях, понять взаимодействие рек с климатом и рельефом . Задачи: научиться находить реки на карте, показывать их притоки и определять границы речной системы и бассейнов рек.

Слайд 2

Река – водный поток, текущий в выработанном им углублении Течение реки Исток– начало реки Устье – место впадения реки в океан, море, озеро, реку Главная река Правый приток Левый приток Речная система – это главная река со всеми притоками Длина реки Что такое река?

Слайд 3

Истоки рек Родник Ледник Болото р. Волга р. Уруп р. Москва Слияние рек р . Теберды и р. К убани Озеро р. Ангара Слияние рек

Слайд 4

Водораздел и речной бассейн Бассейн Лены Экспедиционный журнал Стр. 88 (учебник географии) Бассейн реки

Слайд 5

Питание рек 1.Таяние снега 2.Осадки 3.Подземные источники 4. Смешанное питание

Слайд 6

Русло Пойма Поперечный профиль реки Речная долина заливаемая часть речной долины при подъеме воды в реке - понижение рельефа, где течет река. Режим реки: Половодье – ежегодный разлив реки (обычно весной) Паводок – кратковременный, нерегулярный подъем воды в реке. (обычно сильные дожди) Межень – ежегодное падение воды в реке (обычно зимой) углубление , созданное рекой, где течет основной поток

Слайд 7

Горная река Равнинная река

Слайд 8

Пороги и водопады Пороги – выходы твёрдых пород, пересекающие русло и нагромождения камней Водопады – падение воды с высокого уступа

Слайд 9

Водопад Анхель .

Слайд 10

Найдите на глобусе самые крупные реки мира. 1 ряд -реки Северной и Южной Америки 2 ряд - реки Африки и Австралии 3 ряд -реки Евразии

Слайд 11

Река Кубань

Слайд 12

Значение рек 12 Рыболовство Строительство ГЭС Речной туризм Судоходство Место проживания

Слайд 13

Домашнее задание. Параграф-30 пересказ Ответить на вопросы на стр. 94-95 Опишите одну из рек по вашему выбору и найдите её координаты.



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока географии в 6 классе по теме «Реки»

               1.Содержание урока

Это 8-й урок в разделе «Гидросфера».

  • Планируя данный урок, я увидела, что объем материала в учебнике очень большой, много терминов, понятий, поэтому я четко поставила теоретическую цель: дать представление о реке и её частях, практическая цель урока была: применить эти знания на практике. Для содержания данного урока подобран материал, обеспечивший достижение поставленных целей в единстве.
  • Тип урока: урок изучения нового материала
  • Я постаралась доступно, но научно с точки зрения науки географии объяснить все понятия. Некоторые вопросы я рассмотрела более широко и глубже, нежели чем дано в учебнике: данные о количестве рек, информация из книги рекордов Гиннеса, о реках КЧР. Я очень люблю раздел «Гидросфера» у меня много дополнительного материала. В студенческие годы я участвовала в экспедиции по рекам КЧР.
  • В содержании урока четко прослеживается  межпредметная связь с литературой - стихи, историей - о реке Кубань, русским языком - составление синквейна, МХК-картины художника, музыкальное сопровождение.

          2. Технология, методы и средства обучения:

         Для достижения целей урока и раскрытия содержания урока мною использованы:

1) Традиционные методы: словесные (беседа, рассказ), практические (анализ карты, сопоставление атласа и контурной карты, составление схем), наглядные (географическая карта, иллюстрации), объяснительно-иллюстративный метод;

2) Следующие инновационные технологии обучения: исследовательский метод, тестовые технологии, личностно-ориентированный метод, моделирование, частично-поисковый, сравнительный, ИКТ технологии.

       Эти методы выбраны не случайно. Они позволили осуществить все цели, поставленные на уроке.

  • Повышению мотивации учащихся к работе на уроке способствовало: нестандартная форма урока (урок - экспедиция), необычное начало урока (анимация, звуки природы), удерживало постоянное  внимание детей систематическое обращение к листу достижений (самооценка) и работа в маршрутных листах, заменивших тетради.
  • Формы контроля: индивидуальный опрос (работа с картой, практические работы на контурных картах, схемах), установление соответствия - устно по заданию на экране, парная и групповая работа на оценку (синквейн и аппликация), итоговый контрольный тест.
  • Средства обучения:  для достижения целей урока целесообразно использовались: карты, атласы, глобусы, макет водораздела, учебник, интерактивные средства (видео, презентация, анимационные объекты, работа с интерактивной доской)
  • Рефлексия: В качестве рефлексии использован синквейн.
  • Креативность: Маршрутные листы и лист достижений, как комплексный итог успешной работы на протяжении всего урока
  • Структура урока:
  1. Актуализация знаний (напоминание места урока в разделе «Гидросфера»).
  2.  Сообщение темы и цели урока
  3. Изучение нового материала ( тип урока- урок изучения нового материала), главная часть урока.
  4. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление; первичный контроль уровня достижений по новой теме.
  5. Подведение итога урока, задание на дом.

3 Создание благоприятного психологического климата

                На уроке сложился благоприятный психологический климат, между мной и классом, я думаю, установились доверительные отношения. Ученики чувствовали себя комфортно, раскованно, так как на протяжении всего урока, я создавала ситуацию успеха, обращалась по именам. Учащиеся были достаточно активны, так как у них была возможность участвовать во многих заданиях и оценить себя самостоятельно. Для раскрытия творческого потенциала были включены задания творческого характера (синквейн, аппликация)

4 Итоги урока

Урок был завершен вовремя. Все этапы урока соблюдены. Итогом урока было подсчет баллов -это определение уровня достижений каждого ученика, а так же оценка качества знаний по новой теме многих учащихся ( это оценки «4» и «5» у большинства детей)



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист № 1.

Тема:_________________________________________________________________________________                                 

Река-

Маршрутный лист № 2

Отметьте речной бассейн реки Лена и её водораздел

Маршрутный лист № 3.

Маршрутный лист № 4.

  1. Географические координаты водопада Анхель:

_______________________________________________

  1. Напишите названия крупных рек

_______________________________________________

   3.Ответьте на вопросы теста:

1-

2-

3-

4-

5-



Предварительный просмотр:

Ход урока: (1 слайд)

- Здравствуйте,  ребята! Садитесь. Сегодня  мы с вами отправляемся в  экспедицию.  Её буду возглавлять я, меня зовут Елена Муратовна.

А знаете  ли вы, что такое экспедиция? Экспедиция-это поездка группы лиц с каким-либо специальным заданием.  Экспедиции бывают археологические, военные, спасательные, научные и другие.

В какую экспедицию можем отправиться мы? Научно-познавательную, конечно же.

Давайте вспомним, какой раздел географии мы сейчас изучаем? 1 слайд

Лес является «легкими» нашей планеты, а как вы думаете, что является венами нашей планеты (Реки)

(2 слайд) Тема нашего урока-экспедиции-«Реки»,  в ходе экспедиции мы будем работать в маршрутных листах и с экспедиционным журналом (учебник) запишите тему экспедиции в первом в маршрутном  листе.

Цель: Сформировать представление о реке, ее частях, понять взаимодействие рек с климатом и рельефом.

Задачи:  научиться находить реки на карте, показывать их  притоки и определять границы речной системы и бассейнов рек.

Маршрут нашей экспедиции пройдет по рекам мира, а это можно сделать только в ходе виртуальной экспедиции. В пути нас будут сопровождать не только наука география, но и поэзия, изобразительное искусство, музыка.

(3 слайд)

Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река.  (Светлана Донченко)

(4 слайд)  Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников. Так изобразил их наш земляк Сергей Чаплыгин.  А мы попробуем дать научное определение реке. (Выслушиваются ответы  детей, и делается вывод).

(5 слайд)

Итак, первая остановка нашей экспедиции: знакомство с частями реки.

Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки. Давайте запишем определение. (Запись в маршрутный лист).

У реки есть начало и конец. Давайте попробуем путем исследования узнать это:

Исток-это начало реки. Подпишите на  схеме реки её исток.

  1. А где тогда заканчивается река?

Устье–место впадения реки в море, озеро или другую реку. Подпишите устье реки.

  1. Что находится выше: исток или устье?

 Река течет по уклону земной поверхности: её начало всегда расположено выше, чем окончание.

Расстояние от истока до устья называется длиной реки. Подпишите.

Приток – река, впадающая в другую реку. Указываем на схеме.

Речная система – это главная река со всеми притоками. Обведите фломастером речную систему.

6 слайд Одна река вытекает из озера, другая из болота, третья из родника, четвертая начинается в горах.

А теперь проверьте себя правильно ли подписали части реки .

Возьмите  лист достижений  и поставьте за эту работу себе по одному баллу в кружочек .

Следующая остановка нашей экспедиции бассейны реки  Лена, На примере этой реки мы познакомимся с понятием водораздел и бассейн реки.

Открыли второй маршрутный лист и вместе со мной выполняем практическую работу.

(8слайд) Линия раздела речных бассейнов - водораздел.

Бассейн реки – это площадь суши, с которой стекает вода к главной реке и ее притокам.  Подпишите  и обведите бассейн реки Лены.

Откройте  экспедиционные журналы на странице 88 и давайте прочтем  научные определения  обозначенных объектов.

 (Ученик читает определение в учебнике). Отложите свои экспедиционные журналы и в листе достижений поставьте  балл за за данный вид работы

А как вы думаете, ребята, что нужно,  для того, чтобы реки оставались полноводными и не исчезали? (Выслушиваются ответы детей, и делается вывод).

(9 слайд)  Рек, которые бы имели один источник питания, в природе не существует.

Давайте остановимся в долине одной из рек. Здесь мы пронаблюдаем, как зависит  изменение уровня воды в реке, то есть режим реки. Откройте третий маршрутный лист и заполняем его.

 У каждой  реки есть долина.  Речная долина –понижение рельефа, где течет река.

Укажите речную долину.

Ребята как вы думаете, что остается на поверхности земли после испарения воды?

Русло –углубление созданное рекой, где течет основной поток. Обозначьте русло.

Реки не только пересыхают, бывают периоды, когда уровень воды в реке поднимается.

Ежегодно повторяющееся в одно и то же время явление называется половодьем.

Заливаемые  части речной долины называются поймами. Отметьте.

Скажите, пожалуйста, что происходит с реками во время длительных дождей? (Выслушиваются ответы детей, и делается вывод).

Паводок – кратковременный  подъём  уровня воды во время длительных дождей.

Противоположное паводку явление – это межень - ежегодное падение уровня воды в реке обычно зимой.

(11-12 слайд) половодье, паводки.

Поставьте по одному баллу за данный вид работы в оценочный лист.

Наша экспедиция продолжается: полюбуемся природой вокруг нас. (Слайд с видеофильмом)

(13 слайд) В зависимости от рельефа реки бывают горные и равнинные. Равнинные реки текут спокойно, плавно в широких долинах. Примером такой реки является Волга. Горные реки текут гораздо быстрее, их долины узкие, глубокие. Примером горной реки может быть Терек у нас на Кавказе.

(14 слайд) Наша экспедиция направляется в путешествие по реке на байдарках - на пути нас ожидают пороги –твёрдые породы, нагромождения камней. Внимание!  Мы должны остановиться: впереди водопад.

 Что такое водопад?

Водопады – падение воды с высокого уступа. Самый высокий водопад в мире – Анхель (1054м.) Находится он в Южной Америке на реке Ориноко  и назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с  самолета.

Сделаем привал и выполним практическую работу.

(15 слайд). Откройте экспедиционные журналы, где лежит закладка, и определите  географические координаты этого водопада и запишите в маршрутный лист №4 .

Теперь  обратим внимание на карту, как там обозначены реки?  Продолжаем работу на втором маршрутном  листе.

- Реки обозначаются   извилистой линией синего цвета.  Изображаем реку от истока к устью.  А пунктирной линией -пересыхающие реки которые находятся только в Африке и Австралии. (15 слайд)

Закрепим термины и понятия.  Установите соответствие. За каждый правильный ответ по 1 баллу. (Интерактивная доска)

             Установите соответствие:

Русло                                                      Начало реки

Пойма                                                    Место впадения реки в море, озеро,…

Исток                                                     Углубление, по которому течет река

Устье                                                     Линия раздела речных бассейнов

Приток                                                 Заливаемая часть речной долины

Водораздел                                        Главная река со всеми притоками

Речная система                                Река, впадающая в другую реку

А кто знает, сколько же рек на земле? На Земле почти 20 млн. рек,  53 из них имеют длину более 1000 км.

А вы знаете, ребята, что в  России насчитывается около 2,5 млн. рек. Предлагаю вам разгадать ребусы. (Персональный опрос +по 1 баллу)

Найдите  на глобусе крупные реки континентов и запишите в маршрутный лист № 4: На 1 балл одну реку, на два -2 и более.

 1 ряд- Северной и Южной Америки

2 ряд- Африки, Австралии

3 ряд-Евразии

Ставим баллы в лист достижений.

Занимательная страничка: Самая, Самая…

Конечный пункт сегодняшней  экспедиции - наша малая родина!

На берегу, какой реки расположен наш город? Где начинается,  куда впадает?  (Река Кубань)

Показываю по карте КЧР.  Реки Учкулан и Уллукам, сливаясь возле села Учкулан, образуют одну из крупнейших рек Кавказа.

До 1819 года Кубань впадала в Черное море, а потом по искусственному руслу её направили в Азовское море.

(  слайд) Каково значение рек для человека?  Велико - ловля рыбы, судоходство,  энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей.

А теперь выполним разные творческие работы:

  1. Первая творческая работа синквейн –это работа над создание образного мышления выполняет группа из 4 человек.
  2. Вторая творческая работа-составление пейзажа в технике аппликация. Выполняют это группа из 4 человек.
  3. А остальные работают со мной: отвечаем на вопросы теста (слайды 17-22 )

Такое необычное и красивое стихотворение получилось у вас, молодцы!

Наш урок-экспедиция подошла к концу. Давайте подведем итог работы: в листе достижений подсчитайте свои баллы.  Показали гостям. У кого 6-8 баллов  оценка «4», 9 баллов и выше «5».

Открываем дневники, записываем домашнее задание:  Параграф  30 пересказ, ответить на вопросы.

Опишите реку  по вашему выбору и найдите её координаты.

Молодцы! Я хочу пожелать, чтобы знания, приобретённые на этом  уроке, вам пригодились в жизни. Вы сможете их применить во время путешествий, походов, реальных экспедиций. Хочу пожелать, чтобы вы помнили о том, что реки - наше богатство, которое мы должны беречь и преумножать.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Еда" на конкурс "Учитель года"

Открытый урок по теме "Еда" в 3-м классе на конкурс "Учитель года" (2009-2010 учебный год). Данная публикация включает в себя: план урока, презентацию к уроку и задание к уроку (текст "Еда для жизни")...

Конспект урока на районный этап Всероссийского конкурса "Учитель года России - 2014" в номинации "Лучший учитель"

разработка урока по математике в 6 классе по теме : "Длина окружности", по учебнику Виленкина Н. Я....

Открытый урок в 8 классе на конкурс "Учитель года 2016"

Открытый урок в 8 классе "Теорема Виета" на конкурс "Учитель года 2016"...

Урок-конференция. «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил...» .(Урок по книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).Учитель Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2013-2014 учебном году.

На уроке происходит осознание роли честной, правдивой книги в становлении нравственных понятий человека и общества.С детьми на уроке идёт разговор  о роли книги в нашей жизни. Книга важна дл...

Открытый урок (Всероссийский конкурс "Учитель года России") по истории Древнего мира в 5 классе

Конспект открытого урока по истории Древнего мира на тему "Олимпийские игры в древности". Цель которого, познакомить учащихся с историей Олимпийских игр в древности, первыми спортивными соре...

Конспект открытого урока информатики, проведенного в рамках конкурса «Учитель года-2022» «Моделирование, формализация, визуализация».

Конспект открытого урока информатики, проведенного в рамках конкурса «Учитель года-2022» «Моделирование, формализация, визуализация»....