Урок "Атмосферное давление" 6 класс по ФГОС
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Селендеева Светлана Васильевна

 

Знакомство с понятием "атмосферное давление", с причинно-следственными отношениями между характером подстилающей поверхности, температурой воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_5_kl_atmosfera.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №13»

учитель географии, заместитель директора по социальной работе Селендеева Светлана Васильевна

Тема урока: «Атмосферное давление».  6 класс.

Цель урока:

Сформировать представление об атмосферном давлении, о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурой воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением.

Образовательные задачи. Сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении.

Развивающие задачи. Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения. Развивать  умение сравнивать, обобщать и делать выводы, решать географические задачи.

Воспитательные задачи. Повышать активность учащихся, раскрывать их возможности.

Тип урока: комбинированный.

Основные термины и понятия для изучения: Атмосферное давление, барометр, изотермы, изобары.

Оборудование: барометр, видеофрагмент об атмосфере и эксперименте Э.Торричелли,  учебник «География» 6 класс,  А.А.Летягин.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, словесно-индуктивный, практико-индуктивный.

Формы  работы: фронтальная, индивидуальная.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Приветствие, эмоциональный настрой. Подготовка к началу урока.

2. Объяснение нового материала.

Ребята! Давайте посмотрим прогноз погоды в городе Ульяновске на сегодня.

- С какими элементами погоды мы уже знакомы?

- Какая  t воздуха указана в прогнозе?

- Как будет меняться t воздуха в течение дня? Почему?

- Какой следующий элемент погоды мы видим в прогнозе? (атмосферное давление)

- Какова же будет тема нашего урока? (Атмосферное давление)

Учащиеся формулируют цели урока (цели фиксируются на доске):

  1. Узнать что такое АД;
  2. Почему АД измеряется в мм  рт.ст.;
  3. Зачем в прогнозах погоды указывают АД;
  4. Что влияет на изменение АД;

а)Просмотр видеофрагмента об атмосфере и эксперименте Э.Торричелли. 

 Учитель просит учащихся объяснить результат опыта.

 Учащиеся не могут объяснить, высказывают предположения.

 Учитель предлагает ответить на вопросы и выполнить  задания.

 1.Найдите в учебнике и прочитайте определение атмосферного давления.

 2.Кем и в каком году было открыто атмосферное давление?

 3.Почему ртуть не выливается из трубки?

 4.Почему АД измеряется в миллиметрах ртутного столба?

 5.Чему равно АД на уровне моря?

 6.Кто впервые доказал, что АД меняется с высотой?

 7.Сформулируйте закономерность изменения АД с высотой.

Для  этого вставьте пропущенные слова: «Чем выше точка земной поверхности над уровнем  моря, тем …АД в этой точке, чем ниже точка земной поверхности над уровнем моря, тем …АД в этой точке ».

8.Как изменяется  масса воздуха с изменением температуры и что происходит с давлением? (на каждые 10,7м  давление уменьшается на 1 мм).

 9.Сформулируйте закономерность изменения давления с изменением температуры.

Для  этого вставьте пропущенные слова: «Чем температура выше, тем масса воздуха …, соответственно давление будет уменьшаться».

Учитель слушает и корректирует ответы.

Учитель задает вопрос: Ребята! А не задумались ли вы, об уровне какого моря идет речь в определении нормального атмосферного давления?

Сообщение учителя о Кроншта́дтском  футшто́ке.

Учитель демонстрирует барометр и рассказывает о способах их использования.

Учитель предлагает найти в учебнике новые понятия: «изотермы», «изобары» и записать в тетрадях.

3. Практическое задание.

а) Учитель вместе с учащимися читает задачу, разбирает её.

Задача.

Самой высокой горой в России, а, по мнению большинства учёных, и в Европе, является Эльбрус. Высота его составляет 5642 м. Находится Эльбрус на Кавказе. Местные жители называют эту гору «Минги Тау», или «Бесконечная гора мудрости и сознания». Считается, что когда-то, Эльбрус был вулканом, но несколько тысяч лет назад он потух, а затем, покрылся ледниками.

Если давление у подножья горы  составляет 750 мм рт.ст., то каково давление на уровне г. Эльбрус ____________мм рт.ст. Нужно определить давление на высоте г. Эльбрус.

б) Учащиеся составляют алгоритм решения задач на определение давления.

Алгоритм решения задач по определению атмосферного давления.

  • Внимательно прочтите задачу.
  • Определите, что нужно найти.
  • Запишите, что вам известно (высоту места, давление внизу или наверху).
  • Вспомните, как меняется давление с высотой.
  • Рассчитайте, на какую величину изменится давление.
  • Полученную цифру отнимите (прибавьте) к известной величине

      давления.

  • Запишите ответ.

в) Ученик решает задачу у доски.

1. Нам известны:  высота Эльбруса - 5642м, давление у подножия - 750мм рт.ст.

2.Известно, что при подъёме атмосферное давление понижается на 1 мм рт.ст. на каждые  10,7м.

3.5642м :10,7м х1мм рт.ст. =527,3мм рт. ст.- на столько давление понизится.

4.750 мм рт.ст.- 527,3 мм рт.ст.=222,7 мм рт.ст. (отнимаем - т. к. поднимаемся вверх)

5.Ответ: 222,7 мм рт.ст.

4.Закрепление  изученного материала.

Учащиеся проговаривают основные понятия: атмосферное давление, барометр, изотермы, изобары.

Учитель задает вопрос: Почему низкое давление соответствует дождю и шторму, а высокое давление - ясной и сухой погоде?

5. Домашнее задание.

Учитель предлагает задание на выбор: § 2, составить задачу на определение атмосферного давления, составить 2 вопроса по тексту учебника.

6. Итоги урока. Рефлексия.

1.Что же нового мы узнали на уроке? (возвращаемся к целям урока, которые были зафиксированы на доске).

2.Учащиеся отвечают на вопрос: Был ли сегодняшний урок интересным и нужным для тебя?

Литература.

1. Летягин, А.А. География. Начальный курс. 6 класс (Текст). - М.:Вентана-Граф. - 2012.

2.Летягин, А.А. Душина, И.В., Пятунин, В.Б., Таможняя, Е.А. Программа. 5-9 классы. (Текст). - М.:Вентана-Граф. -  2012.

2.Петрова, Н.Н., Максимова, Н.А.. География. Природа Земли и человек. 6 класс (Текст). - М.:Мнемозина. - 2008.

3.Никитина, Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс (Текст). - М.:Вако. - 2010.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 13»

Разработка урока по географии

6 класс

«Атмосферное давление»

Учитель географии,

заместитель директора

по социальной работе

Селендеева

Светлана Васильевна

Ульяновск

2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

Рабочая программа 5 класса по ФГОСам к учебнику Годера Г.И., Вигасина А.А "Древний мир 5 класс"

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГОС и лист коррекции....

автор Набок Н.Н. рабочая программа по геометрии 7-9 класс, по фгос. учебник Атанасян Л.С. (2 часа в неделю, всего 204ч) и КТП по геометрии 7 класс ФГОС (68ч)

Программа разработана на основе                 Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ос...

Рабочая программа начального общего образования по физической культуре (1-4 классы) по ФГОС для 1-4 классов.

Программа «Физическая культура» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений /Т.В.Петрова, Ю.А.Копылов, Н.В.Полянская, С.С.Петров.-М. : Вентана – Граф, 2013. – 112с. : - (Нач...

Письмо-приглашение для 7 класса по ФГОС Мастер класс

Good morning! Today I will show you a small part of the lesson.How I teach the children to write letters. It’s for seventh grader.It’ll be an invitation letter.1 First of all, I want you ...