Главные вкладки

    урок в 7 классе по теме: Географическое положение Австралии
    план-конспект занятия по географии (7 класс) по теме

    конспект урока по теме: ГП Австралии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл урок усвоения новых знаний49.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ Песчанская сош

    ТЕМА: « Географическое положение.

    История открытия и исследования Австралии».

    Цели урока: 

    1.Сформировать представления  о ФГП Австралии,

    познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка;

    2. Продолжить работу по формированию навыков работы с картой и планом характеристики ФГП материка;

    3. Формировать географическую культуру учащихся.

    Тип урока: усвоение новых знаний  с использованием мультимедийной презентации.

    Оборудование: карта Австралии, атласы, контурные карты, учебник, АРМ учителя.

    Планируемые результаты:

    -Называть  имена путешественников и исследователей,

    -Показывать все изучаемые объекты береговой линии;

    -Определять географическое положение материка, сравнивать его с положением Африки;

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    2. Изучение новой темы:

    Эпиграф к уроку:

    «…Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы!»

                                              (Ж. Верн)

    Мотивация урока:

    Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересным географическим объектом – уникальной территорией. (Слайд 1)

    Она располагается под нами

    Там, очевидно, ходят вверх ногами,

    Там наизнанку вывернутый год

    Там расцветают в октябре сады,

    Там в октябре, а не в июле лето,

    Там протекают реки без воды

    (Они в пустыне пропадают где-то),

    Там в зарослях следы бескрылых птиц,

    Там кошкам в пищу достаются змеи,

    Рождаются зверята  из яиц,

    И там собаки лаять не умеют,

    Деревья сами лезут из коры,

    Там кролики страшней, чем наводнение

                                                   (Г. Усова)

    Я зачитаю вам вдохновенную речь Жака Паганеля - героя романа Ж. Верна “Дети капитана Гранта” - с тем, чтобы на следующих уроках вы смогли обсудить достоверность приведенных в ней примеров и фактов.

    “А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями как какое-то гигантское кольцо; материк, в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днем все больше и больше высыхают; где нет влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где растут огнестойкие леса; где каменные плиты тают от дождя; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например у ехидны и утконоса, что заставило ученых выделить их в особый класс птицезверей; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины.

    Вы догадались о какой стране идёт речь?

    Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока? (слайд3) Ответы учащихся.

    Формирование темы урока.

    Слайд  4 - тема урока. Запись темы урока в тетрадь.

    Знакомство учащихся с целью урока: (слайд 5)

    На уроке вы должны:

    • вспомнить, как определяют географическое положение материка;
    • изучить особенности физико-географического положения Австралии
    • узнать, как происходило открытие и исследование Австралии

    1. Слово учителя: (слайд 6-7)

           Дорогие ребята! Мы с Вами совершим сегодня путешествие по Австралии. “Терра инкогнито”, как в старину называли Австралию, и сейчас остается для нас землей, полной загадок, сюрпризов и сокровищ. Как ни одно другое место на планете, Австралия поражает своим многообразием. Эта страна прекрасных дорог и бесконечных океанских пляжей, край необъезженных мустангов и коралловых рифов.

     Если в страны Европы туристы едут любоваться старинными дворцами и музеями, то в Австралию всех влечет желание своими глазами увидеть стадо кенгуру или подержать на руках настоящего мишку-коалу, такого меланхоличного, что он больше похож на мягкую игрушку. Весной здесь повсюду расцветает море калл, прямо как наша мать-и-мачеха, а разноцветная герань пышно цветет по всему побережью. Мечты сбываются на Золотом побережье: в Парке экзотических животных рядышком живут собака динго, утконос и страус эму, бегающий быстрее лошади, а белые какаду здесь встречаются так же часто, как у нас голуби.

    1. Сообщение интересных фактов об Австралии (слайд 8)
    • Австралия – самый маленький материк Земли; S его равна 7,7 млн. кв. км.
    • Материк полностью расположен в южном полушарии;
    • Австралия-материк реликтов-животных и растений, сохранившихся с прошлых геологических эпох;
    • Здесь нет действующих вулканов;
    • Австралия – самый засушливый материк Земли. Она получает осадков в 5 раз меньше, чем Африка, в 8 раз меньше, чем Южная Америка;
    • Около половины ее площади занимают пустыни и полупустыни;
    • В окраске континента преобладают красновато-бурые тона;
    • Австралия  позже других была заселена и освоена европейцами;
    • Австралия – самый низкий материк. Лишь 2% территории находятся выше 1000м.
    • Австралия – самый бедный реками материк: годовой сток всех рек Австралии – 350 км. куб.
    • Австралия – самый заповедный материк: из 12 тыс. видов 9 тысяч не встречаются нигде. То же относится к 9/10 видов животных.
    • Весь материк занимает одно государство;

    Как же добраться до материка?

    - Чтобы проследить путь от Москвы до Австралии нужно повернуть глобус на пол- оборота. От 7 месяцев до 1 года потребовалось бы путешественникам, чтобы преодолеть это расстояние 100-200 лет назад. В настоящее время , чтобы добраться от Москвы до Сиднея на самолете потребуется около 40 часов.

    Австралийцы очень любят свою страну. Стоит иностранцу сойти с траппа самолета, как его почти сразу спрашивают: « Как вам нравиться Австралия?» Несколько позже они уже утверждают: «Австралия - самая лучшая страна в мире».

    Так, где же расположен этот континент? Сейчас мы об этом узнаем.

    1. Повторение 

    Вспомните, план описания географического положения региона (учебник стр. 374).

    Определить физико-географическое положение значит (слайд 9)

    План изучения материка:

    1. Как расположен относительно экватора, тропиков (полярных кругов), и нулевого меридиана.
    2.  Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.
    3. Какие моря и океаны омывают материк.
    4. Как расположен материк относительно других материков
    5. В каких климатических поясах расположен материк.

    1. Географическое положение.

    Задание учащимся:

    Пользуясь картами атласа и планом характеристики ФГП материка определите ФГП Австралии. Слайд 4

    Игра « Снежный ком» (Учащиеся по очереди рассказывают ФГП материка, повторяя уже ранее сказанное).

    Крайние точки

    На контурной карте подпишите крайние точки материка.

    На слайде появляются крайние точки  (слайд 10)

    Северная точка - мыс Йорк — открыта в 1606 г. голландским мореплавателем В. Янсзоном. Название мысу присвоил Дж. Кук в честь герцога Йоркширского. Дж. Кук был родом  из  графства  Йоркшир.

    Восточная  точка — мыс Байрон — открыта  и  названа  Дж. Куком  в  честь  английского  мореплавателя  Джона  Байрона.  

    Крайняя  южная точка  носит  название  мыс  Саут-Ист-Пойнт.

    Западная - мыс Стип-Пойнт. 

    Учащиеся определяют их координаты, затем для проверки координаты появляются на слайде (слайд 11)

    Мыс Йорк

    260 09/ ю.ш. 1130 05/ в.д.

    Мыс Стип-Пойнт

    390 11/ ю.ш. 1130 09/ в.д.

    Саут-Ист-Пойнт

    280 38/ ю.ш. 1530 09/ в.д.

    Мыс Байрон

    100 41/ ю.ш. 1420 32/ в.д.

    Определите 

    Протяженность территории Австралии с севера на юг и  с запада на восток.       Определите протяженность территории с севера на юг по 40 меридиану и с запада на восток по 450 с.ш.  (слайд12)

             Обозначьте на К/К основные элементы береговой линии

    Проверка: На слайдах высвечиваются элементы береговой линии, заливы проливы, полуострова  (слайд 13-14)

         Берега изрезаны слабо. Здесь мало бухт, удобных для стоянки судов. Недалеко от юго-восточного побережья лежит большой остров Тасмания  

    С северо-запада берега Австралии защищены от больших океанских волн Большим Барьерным рифом. Он тянется на 2300 км. От мыса Санди на                о. Фрейзер до южного побережья Новой Гвиней. Большой Барьерный риф удален от побережья на расстояние от50 до 150 км. Глубина Большой лагуны между рифом и материком достигает в некоторых местах 50 метров  (слайд 15)

    Большой Барьерный риф состоит из множества коралловых рифов и островов, между которыми могут пройти и большие суда. В Большом Барьерном рифе имеется около 20 хорошо изученных проходов со стороны океана. Плотную «стенку» рифы образуют только на севере. (фрагмент фильма)

    Практическая работа (слайд 16)

    Давайте проведем сравнение географического положения Австралии и Африки. Используя карты атласа, заполните таблицу: «Сравнение географического положения Австралии и Африки» (слайд 17)

    План

    Черты сходства

    Черты различия

    Австралия

    Африка

    1.Размеры материков

    2. Положение материков относительно экватора и начального меридиана

    3.В каких полушариях находятся

    4.Океаны, омывающие берега материков

    5.Характер береговой линии

    6.Положение относительно других материков

    Вывод.

    Давайте определим расстояние от Австралии до ближайших материков. Расстояние от Австралии до Африки составляет 7000 км. До Южной Америки 12000 км., до юго-восточной Азии 2800 км., до Антарктиды 3000 км (слайд 18)

    Итак, вы обратили внимание на то, что материк Австралия удален от всех остальных   материков. Этот факт сыграл не маловажную роль в истории открытия материка.

    История открытия и исследования Австралии

    Задание учащимся: в ходе рассказа заполнить таблицу (слайд 19)

    Исследователь

    Страна

    Что открыто

    В. Ярсзон

    Л. Торрес

    А. Тасман

    Д. Кук

    Несмотря на то,  что ученые античного мира предполагали существование материка в южном полушарии, он долго не был известен европейцам. Открыли Австралию в эпоху Великих географических открытий. Испанец Торрес, голландец Тасман, англичанин Дж. Кук дали первые сведения об Австралии.

    Первым европейцем, открывшим в начале XVII в. северное побережье Австралии, считают голландского мореплавателя В. Янсзона. Его соотечественник А.Тасман в середине XVII в. описал берега континента от мыса Йорк до Южного тропика.

    В 1770 г. английский мореплаватель Дж. Кук повторно «открыл» Австралию, которая вскоре была объявлена колонией Англии.

    (Сообщение учащегося)

    Первыми европейцами, открывшими в начале XVII в. северное побережье материка, были голландские мореплаватели Виллем Янц, Абель Тасман и др.

     А. Тасман в середине XVII века описал берега континента от мыса Йорк до Южного тропика. Тасман доказал, что Австралия – самостоятельный материк. В то время его называли новой Голландией  (слайд 20)

    Испанский мореплаватель Торрес прошел проливом между Новой Гвинеей и Австралией. Однако все эти сведения сохранялись все время втайне. Поэтому открытие материка многие приписывают знаменитому английскому мореплавателю Джеймсу Куку (слайд 21). В 1770 году он открыл восточное побережье Австралии, что положило начало колонизации материка англичанами. Когда корабль капитана Кука сел на мель,  было сделано большое  географическое открытие -  открыт Большой Барьерный риф).

             Весь  XIX век был для Австралии веком  исследований и географических открытий первопроходцев австралийских земель подстерегали смертельные опасности, первые колонизаторы использовали аборигенов как проводников для исследования австралийских земель (слайд 22.)

    Самые жаркие и сухие внутренние территории континента были исследованы экспедициями Р. Берка, Д.Стюарта, Дж. Форреста. (слайд 23). Некоторые отважные путешественники бесследно исчезли в глубине континента. Трагически закончилась экспедиция Р. Берка, который первым пересек материк с севера на юг с целью изыскания трассы для телеграфа. Р. Берк погиб на обратном пути.

    Многие исследования были связаны с поисками сначала пастбищ, а позднее – с разведкой месторождений полезных ископаемых, прокладкой дорог.

    В 70-е годы XIX века в Австралии жил и работал известный русский путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай  (слайд 23,24)

    Здесь нет действующих вулканов, не бывает землетрясений.

    Проверка таблиц по заготовленному эталону (слайд 26)

    IV. Закрепление:

    Выполнение задания: Самое, самое………..(слайд 27)

    Итак, мы сегодня с вами познакомились с материком Австралия. Надеюсь вы узнали много нового и интересного об этом уникальном материке.

    V. Рефлексия (слайд 28)

    Вернёмся к задачам нашего урока.  Решили мы их или нет? Самостоятельно оцените свою работу на уроке.

    Ребята, перед вами лежат разноцветные листочки. Выберите тот, который в полной мере отражает ваше восприятие урока. На доску прикрепите  «мордашки»

    Урок понял, могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение, историю открытия и современные исследования Австралии

    Урок понял, но не могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение, историю открытия и современные исследования Австралии

    Урок понял, могу самостоятельно охарактеризовать географическое положение, историю открытия и современные исследования Австралии  и научить этому товарищей

    - Ребята, что вам запомнилось больше всего на уроке? Какой образ запомнился вам лучше всего?

    VI. Домашнее задание (слайд 29): выучить материал на  стр. 139-140 учебника, составить кроссворд  из 7-10 слов на темы (по выбору) «Географическое положение Австралии»,  «История открытия Австралии».

    Благодарю всех за сотрудничество на уроке

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме: " Географическое положение Австралии"

    Урок нового материала, с показом компьютерной презентации. Большой блок работы с контурной картой....

    Урок по географии в 7-м классе по теме: «Географическое положение Северной Америки».

    Урок по географии в 7-м классе по теме: «Географическое положение Северной Америки»....

    Урок 8 класса по теме "Географическое положение России"

    Показать главные черты географического положения России и их влияния на природу и хоз. деятельность населения...

    Презентация к уроку по географии в 7 классе на тему "Географическое положение Австралии.Рельеф и полезные ископаемые"

    Данная презентация предназначеня для первого знакомства с материком Австралия, содержит задания,карты, иллюстрации, контурную карту....

    КОНСПЕКТ РАЙОННОГО УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: «Географическое положение и история исследования Австралии».

    Класс: 7Цели и задачи урока:·         начать формирование у учащихся представлений и знаний о природе Австралии;·...

    Разработка урока по географии для 7 класса по теме "Географическое положение Австралии.История открытия и исследования"

    На уроке были использованы следующие технологии: информационные,тестовые,здоровьесберегающие.На уроке удалось реализовать дидактические принципы доступности,научности,индивидуального подхода к учащимс...

    Модуль по теме "Географическое положение Австралии" 7 класс

    Модуль по теме "Географическое положение Австралии" 7 класс...