Главные вкладки

    Разработка урока по географии для 7 класса по теме "Географическое положение Австралии.История открытия и исследования"
    план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

    Шаяхметова Гульчачак Рауфовна

    На уроке были использованы следующие технологии: информационные,тестовые,здоровьесберегающие.На уроке удалось реализовать дидактические принципы доступности,научности,индивидуального подхода к учащимся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл avstraliya.docx133.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    « Шибашская основная общеобразовательная школа»

    Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

    План урока  географии в 7 классе на тему

     «Географическое положение Австралии. История открытия и  исследования»

                             Учитель географии первой квалификационной категории:

                                         Шаяхметова Гульчачак Рауфовна

                                                                         

                                                              2016-2017 учебный год.

                                                                                                                                         

             Тип урока: урок изучения нового материала.

    Методы: беседа, иследовательский.

    Форма деятельности:  индивидуальная.

    Тема урока. Географическое положение Австралии.

    Цель урока: сформировать знания учащихся об особенностях географического положения Австралии.

    Образовательная. Познакомить учащихся с особенностями географического положения Австралии;

        Развивающая. Развивать умение работать с разными источниками знаний – учебником, картами, развитие навыков самостоятельной работы, развитие умений и навыков работы с тематическими и контурными картами; развитие умений анализировать карты, выделять главное, обобщать и делать выводы умения применять знания на практике; формирование элементов универсальных методов познания: индукции и дедукции.

      Воспитательная. Воспитывать внимательность, сосредоточенность, умение работать самостоятельно.

    Планируемый результат. Учащиеся углубляют знания и навыки определения географического положения континента.

    Оборудование: мультимедийный комплект (проектор, компьютер, экран), географические атласы 7 класс, раздаточный материал (практическая работа), мультимедийная презентация «Географическое положение Австралии».

    Основные понятия: экватор, меридиан, параллели, тропики, моря, полуострова, острова, климатические пояса, географические координаты.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Актуализация знаний. Повторение и обобщение по теме «Африка». Вступительное слово учителя: Ребята, с каким материком мы познакомились на прошлых уроках? 

    Слайд 6.

    1. Тест по теме «Африка»

    1. В основании большей части материка находится:

    а) платформа; б) складчатые области

    2. Африка родина твердых сортов пшеницы. Это определил:

    а) Юнкер; б) Вавилов; в) Ливингстон.

    3. Полезные ископаемые осадочного происхождения в основном расположены:

    а) на севере материка; б) в южной части.

    4. На территории Африка максимальное количество осадков выпадает:

    а) на экваторе; б) вдоль океанских побережий; в) вдоль южного тропика.

    5. Если в Африканской пустыне в июле холоднее, чем в январе, то это пустыня:

    а) Сахара; б) Калахари.

    6. В Африке большинство рек относятся к бассейну океана:

    а) Индийского; б) Атлантического

    7. Антилопы, львы, гепарды, бегемоты водятся в зоне:

    а) экваториальных лесов; б) саванн, в) пустынь.

    8. Коренное население Северной Африки относится к расе:

    а) монголоидной; б) негроидной; европеоидной.

    Ответы: 1-а, 2-б, 3-а, 4-а, 5-б, 6-б, 7-б, 8-в.

    2. Говорим об Африке все, что знаем (обобщение) с места по очереди.

    Слайд 2-3. Мы совершили интересное путешествие по Африке, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с особенностями ее географического положения, с природными особенностями, изучили жизнь, обычаи и нравы местного населения.

    Слайд 4-5. Мы продолжаем изучение южных материков. Сегодня начнем знакомство с

    загадочным материком южного полушария.

    Угадайте: (включаю стихотворение на компьютере)

    Она располагается под нами

    Там, очевидно, ходят вверх ногами,

    Там наизнанку вывернутый год,

    Там в октябре расцветают сады,

    Там протекают реки без воды.

    Там в зарослях следы бескрылых птиц,

    Там кошкам в пищу достаются змеи,

    Рождаются зверята из яиц.

    И там собаки лаять не умеют,

    Деревья сами лезут из коры,

    Там кролики страшней, чем наводнение.

    Попробуйте определить, о каком континенте идет речь в стихотворении?

    Слайд 6. Ответ: Австралия

    Наша цель определить географическое положение Австралии, но сначала нам необходимо понять, что такое Австралия с точки зрения географии?

    Мы достаточно точно не можем ответить на данный вопрос

    Слайд 7. Давайте предположим: Может ли Австралия быть архипелагом? Нет! Почему?

    Австралия ------------------------Архипелаг?

    Вспомните, что такое архипелаг?

    Ответ: Архипелаг – группа островов, расположенных близко друг к другу.

    Австралия ---------не ------Архипелаг

    Слайд 8. Австралия ---------------------Остров?

    Можем ли мы назвать Австралию островом?

    Вспомните, что такое остров?

    Ответ: Небольшой участок суши со всех сторон, окруженный водой

     Нет, так как площадь Австралии превышает площадь самого большого острова в 3 раза. Согласно теории литосферных плит. В основе территории континента лежит древняя Австралийская платформа, представляющая часть материка Гондвана в Южном полушарии Земли.

    Итак, что такое Австралия?

    Слайд 9. Австралия ----------------------------Материк?

    Вспомните, что такое материк?

    Ответ: Материк – огромный участок суши, со всех сторон окруженный водой.

    Для того, чтобы раскрыть образ Австралии как материка нам надо дать полную его характеристику.

    Слайд 10. Ребята, вспомните, план характеристики материка.

    Ответы: географическое положение, рельеф, полезные ископаемые, климатические пояса, природные зоны, население, страны.

    Как вы думаете, какая из характеристик главная?Почему?

    Потому что ГП откладывает отпечаток на все другие характеристики материка.

    Вот как много мы с вами должны узнать!

    Но сегодня на уроке речь пойдет лишь о географическом положении Австралии.

    Наша с вами цель: с помощью географических атласов и ранее полученных знаний, определить географическое положение Австралии.

    Слайд 11. Выполним практическую работу.

    Инструктаж. У вас на партах лежит раздаточный материал с практической работой, географические атласы. Название пр. р. Цель практической работы

    Что входит в понятие  ГП материка?

    Особенности ГП: положение относительно экватора, положение относительно нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов, относительно материков, морей, океанов, береговая линия, крайние точки.

    Ребята, раньше с вами использовали перечисленные особенности ГП?Когда?

    Ответ: Мы использовали эти особенности при определении ГП Африки.

    Можем ли мы использовать данный план для определения ГП Австралии?

    Ответ: мы используем данный план для определения ГП Австралии, потому что Африка – материк, выяснили, что материком так же является и Австралия, т. о. мы можем использовать план для определения ГП Африки, что бы определить ГП Австралии.

    Для всех ли материков план определения особенностей ГП будет одинаковый?

    Ответ: Для определения ГП других материков мы будем использовать этот же план.

    1. Изучение нового материала.

    Практическая работа.

    Итак, приступаем к выполнению практической работы:

    Инструктаж. У каждого на партах лежит раздаточный материал.(название работы, цель работы, таблица, после заполнения необходимо сделать вывод о том как формируют данные критерии особенности ГП материка

    Для оперативности выполнения, задание распределяется по колонкам. Время выполнения работы 6 минут.

    Каждая группа получает задание:

    1 – определяет особенности ГП – 1,2,3, делает вывод по своим пунктам

    2 - определяет особенности ГП – 4,5

    3.- определяет особенности ГП – 6

    Слайд 8. Проверяем заполнение таблицы

    1. Положение относительно экватора (слайд 12):

    Вспомним, что такое экватор (Экватор – это воображаемая линия, условно проведенная на поверхности Земли, на равном расстоянии от полюсов)

    Ответ: Относительно экватора Австралия располагается в одном полушарии, южном

    1. Положение относительно тропиков (слайд 13).

    Вспомним, что такое тропики (Тропики – параллели 23,5о с. ш. и 23,5о ю. ш.)

    Ответ: Австралию почти посередине пересекает южный тропик.

    1. Положение относительно начального меридиана (слайд 14)

    Вспомним, что такое меридиан? Какой меридиан мы называем начальным?

    Ответ: Меридиан – это воображаемая линия, условно проведенная по поверхности Земли от Северного полюса к Южному полюсу. Начальным меридианом называют меридиан 0 , или Гринвичский, или Лондонский

    1. Положение относительно других материков (слайд 15).

    Ответ: удалена от всех континентов.

    1. Положение относительно океанов и морей (слайд 16).

    Ответ: Индийский океан омывает южное и западное побережья материка

    Тихий океан омывает восточное побережье материка

    Северное побережье омывает Арафурское море, Тиморское море; юго-восточное побережье омывает Коралловое море; северо-восточное побережье омывает Тасманово море

    1. Береговая линия: полуострова и острова, заливы (слайд 17).
    2. Крайние точки (географические координаты):

    А) Северная – м. Йорк

    Б) южная – м. Юго-Восточный

    В) западная – м. Стип–Пойнт

    Г) восточная – м. Байрон

    Слайд18.Цифровой диктант по теме«Географическое положение Австралии»

    1 вариант

    1. ……. Байрон

    2. Большой Австралийский…….

    3. …...Косцюшко

    4. …Кейп-Йорк

    5. Большой Австралийский………

    6. Коралловое ……….

    2 вариант

    1. Коралловое……….

    2. Большой Австралийский…….

    3. ……..Кейп-Йорк

    4. ……..Косцюшко

    5. ……..Новая Гвинея

    6. ……..Байрон

    Выводы:

    1. Австралия расположена в 2 полушариях, южном и восточном
    2. Австралию почти посередине пересекает Южный тропик, т. о. климат – жаркий и сухой
    3. Австралия удалена от других материков
    4. Береговая линия Австралии слабо изрезана
    5.  ГП материка является определяющим.

    1. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
    2. Рефлексия. Учащиеся дают оценку своей работы.
    3.      Домашнее задание: номенклатура по теме, п. 35, в. 1-3 (у.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по географии 6 класс "Природные зоны"

    Урок посвящен теме "Природные зоны мира",при изучение природных зон детям читаются стихи русских поэтов о разных природных зонах, которые предают уроку ноты лирики. Урок был показан учителям географам...

    разработка урока по географии 9 класс коррекционная школа VIII вида по теме таджикистан

    урочное планирование по географии 9 класс по теме таджикистан + презентация...

    Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""

    Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....

    Разработка урока по географии , 8 класс

    В разработке я представила  материал о народных промыслах Центральной России...

    Разработка урока по географии 7 класса на тему" Географическое положение Северной Америки"

    На уроке учащиеся знакомятся с географическим положением Северной Америки, работают с картой, атласами, проводится презентация...

    разработка урока по географии 6 класс по теме "Реки "

    разработка урока по теме "Реки" , география 6 класс....

    Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

    Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....