Главные вкладки

    Разработка урока по географии , 8 класс
    учебно-методический материал по географии (8 класс) по теме

    Куклина Татьяна Владимировна

    В разработке я представила  материал о народных промыслах Центральной России

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka_promysly_centralnoy_rossii.doc86 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ                    СРЕДНЯЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ    ШКОЛЫ №29

    г.НОВОРОССИЙСКА

    «Народные промыслы Центральной России»

    (урок-конференция)

    Методическая разработка урока по «Географии России»

    9 класс

    Работу выполнила

    учитель географии

      Куклина Татьяна Владимировна

    Цели урока: сформировать представления об обычаях, традициях русского народа, познакомить учащихся с географией народных промыслов Центральной России.

    Оборудование: карта атласа, посуда Хохломы, Гжели, подносы Жостово, мультимедийное оборудование, литература по теме.

    Для проведения урока-конференции заранее раздаются сообщения учащимся об истории промыслов.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Изучение нового материала.

     

    1)

    Храни огонь родного очага

    И не позарься на костры чужие-

    Таким законом наши предки жили

    И завещали нам через века-

    Храни огонь родного очага!

    О.Фокина

    Центральная Россия- колыбель русского народа. В сёлах Центральной России расположенных вблизи от городов зародились народные кустарные промыслы.

    -Как вы думаете почему эти промыслы были так распространены в Центральной России? ( неустойчивые урожаи, свободное время зимой, соседство рынков, ярмарок)

            Русский народ любил свою Россию, удивлялся её красоте и отражал эту красоту  в своих изделиях.

            Итак, мы начинаем наш урок-конференцию «Народные промыслы Центральной России» (слайд 1)

    1. Сообщения учащихся и показ презентации.

    Ученик 1:  дымковская игрушка (слайд 2,3).

    В Дымкове, над Вяткою-рекою,
    Драгоценный продолжая труд,
    Не ища на старости покоя,
    Мастерицы славные живут.

    История дымковской игрушки насчитывает более четырехсот лет. Впервые этот народный промысел появился близ города Кирова (в те времена он назывался Вяткой), в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, расписанной красками сочных солнечных цветов местные крестьяне лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной.

    По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это вылепленные из  глины, полые внутри фигурки кавалеров и барышень, медведей, лошадей, пышнохвостых индюков, петухов, коров и козлов. История дымковской росписи упоминает, что основной элемент росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски, волнистые линии, круглые пятна, точки и клетка. В оформлении готовой игрушки используются самые яркие, даже контрастные цвета – красный, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой и другие, а также позолота.

    На весеннем празднике Вятской Свистуньи дымковские игрушки продавались на ярмарке. Из истории дымковской игрушки следует, что позолоченные расписные игрушки символизировали вятских вдов, чьи мужья, отцы и сыновья погибли в битве с живущими рядом устюжанами. Покойных ежегодно поминали, устраивая в их честь языческое празднество со свистом и плясками.

    После того, как праздник Свистуньи постепенно перестал отмечаться и ушел в небытие, мастера продолжали лепить дымковские игрушки, и это занятие стало самостоятельным народным промыслом. Особую известность он получил в 1930-е годы, когда усилиями нескольких потомственных мастериц была создана артель, занявшаяся выпуском вятской игрушки.

    Ученик 3: филимоновская игрушка  (слайд 4,5,6).

    Название промыслу дала деревня Филимоново, располагающаяся рядом с городом Одоев Тульской области. Об истории создания филимоновской игрушки почти ничего неизвестно. Местные жители на вопрос об ее происхождении, отвечают, что игрушки у них в деревне делают испокон веков.

    Существует красивая легенда о гончаре Филимоне, который, гонимый властями, пришел в эти края еще во времена Ивана Грозного. Считается, что именно он и дал начало истории филимоновской игрушки.

    Первые упоминания о деревне относятся еще к 16 веку, но уже в них содержатся сведения об изготовлении игрушек. Орнамент же филимоновских свистулек, как считает большинство ученых, восходит еще к дохристианским формам славянского языческого культа.

    Фигурки хранят, помимо вопроса об истории создания филимоновской игрушки, еще много тайн и секретов. Главным из которых является до сих пор не расшифрованная символика. На первый взгляд, это только лишь глиняные свистульки, на самом деле они несут важную информацию.

    Наиболее известными мастерами игрушек считаются поколения Дербеневых, Евдокимовых, Зайцевых, Карповых, Масленниковых. Традиция филимоновской игрушки не была забыта и в советское время. Была создана мастерская народного промысла, ее мастериц даже награждали дипломами ВДНХ.

    Сегодня игрушки изготавливают на заводах в Щекино и в Новомосковске. Постепенно производство филимоновской игрушки возвращается из цехов в дома.

    Ученик 3: Бирюльки (слайд 7,8,9)

    Бирюльки — сбор игрушечных предметов (посуды, лесенок, шляпок, палочек и так далее), старинная русская настольная игра. Смысл игры состоит в том, чтобы из кучки таких игрушек вытащить пальцами или специальным крючком одну игрушку за другой, не затронув и не рассыпав остальных. Чтобы бирюльки было удобно зацеплять, их изготавливают в форме предметов, имеющих ушки либо отверстия — чашек, чайников и так далее. Иногда бирюльки изготавливают в виде кусочков абстрактной формы, тогда в них сверлят несколько небольших отверстий. В качестве бирюлек можно также использовать подручные предметы — соломинки или спички. В переносном смысле: «играть в бирюльки» — заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне главное и важное.

    Промысел был развит в деревне Ликино Одинцовского района, где бирюльки точила вся деревня. Взрослые учили мальчиков колоть чурбаки, обтёсывать их в круглую палочку. Точить учили с 8-10 лет, как только нога доставала педаль. Самые малые предметы точились под увеличительным стеклом.

    Ученик 4: хохломская роспись (слайд 10,11,12)

    Хохлома ты моя золотая,
    Твой характер цветист без прикрас,
    Над Россией жар-птицей взлетая,
    Ты волнуешь придирчивый взгляд.
    Чтоб светлели суровые лица,
    Украшай вдохновенно дома,
    Чудодействуй в веках, мастерица,
    Золотая моя Хохлома!

    Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Это, пожалуй, самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Удивительно то, что при выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной. Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.
    Первоначально слово Хохлома означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень приносили свои изделия.  Это было время возрождения России, наступившего после освобождения от опустошительного татаро-монгольского ига, время обновления храмов и церквей время обновления храмов и церквей, бежавшим от своих хозяев крестьянам и староверам.  Эта земля была бедна, и народные промыслы стали новым источником существования. Новый промысел объединил вековые традиции местных жителей и беженцев, особенно староверов..

    Легенда о Хохломе.

    Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.

    Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

    Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

    Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

    Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища.

    Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохловские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.

    Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

    Ученик 5: городецкая  роспись (слайд 13,14,15)

    Возникновение городецкой росписи связано с производством деревянных прялочных донец в деревнях, расположенных вблизи Городца. Производство донец способствовало зарождению оригинального местного живописного стиля.

    Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – вот пантеон образов, создаваемых при помощи более нигде не встречающейся техники и стиля резных городецких донец. К вставным фигуркам коней и людей из мореного дуба прирезались детали и сопутствующие мотивы – стволы и ветки деревьев, силуэты сидящих на них птиц. Композиционно поверхность инкрустированного донца разделялась на два-три яруса. В верхнем ярусе изображали двух всадников по сторонам цветущего древа с птицей на ветвях, при корнях древа изображали собачек. Второй ярус занимала орнаментальная полоса, в нижнем ярусе размещались жанровые сюжетные мотивы.

    До сих пор живут в городецких росписях композиции с конями, всадниками, древом и собачками. Разнообразны фантазии на тему прогулок кавалеров и дам, но из традиционных мотивов прочно сохраняются кони. Образ коня олицетворяет представление о красоте и силе.

    В середине XIX века осуществляется переход от инкрустации донец к их росписи. Этот процесс начинается с подцветки резных донец. Мастера начинают оживлять цветом светлый тон древесины и вставки из черного дуба.

    Более свободная техника росписи позволяла создавать новые сюжеты, учила красоте свободного живописного мазка, позволяющего писать без предварительного нанесения контура.

    У каждого мастера были свои любимые оттенки цвета и их сочетание. При этом они использовали общие приемы для создания грамотного колорита. Городецкие мастера умели создавать равновесие красочных пятен на поверхности предмета, достигая единства колорита и завершенности росписи.

    Время сложения городецкой росписи занимает около 50 лет. Складывается стиль этой росписи, рождается городецкий орнамент, в котором определяющими становятся крупные цветовые формы и пятна, скупые и лаконичные.

    Кроме донец расписывали детские каталки и стульчики. Близко к стилистике расписных донец стояли росписи мочесников – лубяных коробов, в которые складывали мотки пряжи. Писали свадебные сюжеты с конями, женихами, посиделками: «пряха и кавалер за беседой», «птица на дереве», «собака у дерева».

    Период 1870-1900 гг., связанный с общим бурным развитием промысловой деятельности жителей лесного Заволжья знаменуется окончательным сложением стиля городецкой росписи.

    Ученик 6: Жостовская роспись (слайд 16,17)

    Народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

    Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIIIв. на Урале, где были расположены металлургические заводы Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии — Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.
    Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится “твореным” золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.
    Распространенные мотивы росписи жостовских подносов — букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
    С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян — братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну — “Металлоподнос” в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи. С 1938 года мастеров по росписи подносов готовили в школе бригадного ученичества, прямо на производстве. Обучали молодежь А.П.Гогин, В.И.Дюжаев, П.И.Плахов. Ведущие художники жостовского промысла — А.И.Лезнов, И.С.Леонтьев, Д.С.Кледов, Н.П.Антипов, Е.П.Лапшин, Н.Н.Гончарова, Н.Н.Мажаев, Б.В.Графов и др.

    Ученик 7: Гжель (слайд 18,19)

    Уже в эпоху Петра I делались попытки организовать в России производство художественной керамики, но результаты их дали себя знать лишь в середине XVIII в.
      Честь создания русского художественного фаянса принадлежит московскому купцу Афанасию Гребенщикову, который на своем заводе впервые в России в 1747 году освоил выпуск тонкой майолики или ценины, как ее тогда называли. Майоликовые изделия имели толстый цветной черепок, покрытый белой эмалью; большая часть их оставалась без росписи. Славу же гребенщиковской посуды составили именно те изделия, которые несли на своей чуть голубоватой поверхности прекрасные синие рисунки. Формы их были выдержаны в стиле барокко и заимствовались с фарфоровой и серебряной посуды, а роспись ориентировалась на образцы модного дельфтского фаянса из Голландии, который становился эстетическим идеалом своего времени. Преобладали орнаментальные мотивы, исполненные синей краской, каждый из которых был не копией, а вариантом "противу заморского образца". Они составлялись из элементов, характерных для росписей эпохи: рокайльных завитков, стилизованных корзин с цветами, мотивов раковины, каемок с диагональными пересечениями. Орнаменты покрывали крупные суповые чаши(терины), блюда, лотки, на каждом предмете имея оригинальную трактовку, в основе которой лежал принцип крупного декоративного пятна на светлом фоне.
      Другой характерный принцип декорирования гребенщиковской посуды - белый кружевной узор на голубоватом фоне с геометрическими элементами и элементами корзиночного плетения.
      Не все изделия завода Гребенщикова имеют равноценное художественное значение: одни из них - высокие образцы майолики, созданные подлинными мастерами, другие выдают руку начинающего мастера. Первые делались на заказ, использовались при императорском дворе, в казенных учреждениях или в домах аристократии ( например, суповая миска с гербом известного писателя и театрального деятеля П. А. Сумарокова ), вторые шли в продажу.
      Завод Гребенщикова оказал влияние на все дальнейшее развитие русской художественной керамики. В частности, огромное значение имел опыт этого завода для крупнейшего гончарного района России - Гжели.

    Ученик 7: Палех (слайд 20,21,22)

    Старинное предание рассказывает: в земли Владимиро-Суздальского княжества пришли люди, спасаясь от набегов вражеских орд. Среди лесных чащоб расчистили место для поселения и пашни, а пни от вековых деревьев сожгли, спалили. Потому и назвали село Палехом, а тихую и чистую речку Палешкой.
           Палешане славились как искусные иконописцы. С ранних лет отдавали мальчиков для обучения этому ремеслу. О том, как выглядела обычная иконописная мастерская, можно узнать из повести «В людях» Максима Горького: «Комнаты тесно заставлены столами, за каждым столом сидит, согнувшись, иконописец, за иными — по двое. С потолка спускаются на бечевках стеклянные шары; налитые водой, они собирают свет лампы, отбрасывая его на квадратную доску иконы белым, холодным лучом». Над иконой трудилось несколько мастеров: кто-то рисовал одежды или пейзажи, кто-то лица и руки — такого мастера называли «личник».
           Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, в «золотой», как ее иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха — братья Белоусовы.
           Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным. Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли. «Палех уже умирает или вымирает, его не воскресить», — еще в 1901 году писал А.П. Чехов.
           Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И живы традиции старинных мастеров-иконописцев.
           ...Вьется алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывет на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме красна девица ждет удалого молодца... Под кистью мастера рождаются пейзажи родной стороны — и сияет золотое солнце, текут быстрые реки...

    Рассматривая лаковые миниатюры Палеха, мы словно слышим старинные звончатые гусли.

    Дела давно минувших дней,
    Преданья старины глубокой...

           Реальные, настоящие герои представлены на миниатюрах в образе былинных витязей. Так соединяется сказка с былью, фантазия с действительностью.
           Пишут палехские мастера яркими темперными красками, иногда густыми, плотными мазками, а чаще — тонкими, подобно акварели, прозрачными слоями — «плавью» , как говорят палешане. Золотые блики, орнаменты расцвечивают миниатюру, и шкатулочка из папье-маше превращается в драгоценную, чудесную, сказочную вещь.
           Палехские ларцы-шкатулочки, броши и сувениры охотно покупают туристы из других стран — в память о России.

    Ученик 8: финифть (слайд 23,24)

    Ростовская финифть – это живопись по эмали, которая имеет огромное культурно-историческое значение не только для Ростова и Ярославской области, но и для всей России.

    История финифти берет свое начало в XII веке, когда в летописях появляются первые упоминания о русской финифти. В Древней Руси цветные эмали считались одним из самых дорогих и красивых материалов, техника изготовления которых была заимствована из Византии.

    В середине 18 века в одном из монастырей Ростова Великого, при митрополите Арсении, была организована небольшая мастерская, в которой Ростовские эмальеры украшали различные изделия церковного характера. Изначально финифть использовали для украшения церковной утвари и облачений священнослужителей.

    Финифть это древнерусское название эмали, а произошло оно от греческого финифтис, что означает блестящий. Эмаль (от франц. email) - прочное стекловидное покрытие, нанесённое на металлическую основу (стальной, медный, серебряный, золотой лист), выполненное специальными красками на основе стекла с добавлением различных окислов металлов и закрепленное обжигом при температуре 780-900 градусов. Искусство украшения финифтью металлических изделий пришло в Россию из Византии еще в 10 веке одновременно с принятием христианства и достигло своего совершенства на Руси в XVI - XVII веках. Художественная (горячая) эмаль один из древнейших способов украшения металла. Финифти применяют для исполнения миниатюрных портретов, украшения ювелирных изделий, икон, гербов и других предметов роскоши. Художественная эмаль во все времена ценилась на уровне драгоценных камней, а на сегодняшний день признана ведущими искусствоведами как живопись XXI века. Ростовская финифть имеет свою историю и присущие только ей художественные особенности. Тесно связанная с различными видами искусства и прежде всего с живописью, влияние которой сказывается и в тематике, и в стилевых чертах, миниатюра на эмали играла значительную роль в истории искусства и существовала как вполне оригинальный и самостоятельный вид.

    3.Рефлексия (беседа с классом):

    -Ребята, а кто из вас был в этих городах?

    - Кто-нибудь дарил подарки своим близким из предметов народного творчества? Почему именно эти?

    -Чем бы вы хотели заниматься?

    4.Заключение.

    Для того чтобы любить свою страну, нужно знать и видеть её, ценить искусство и творчество людей. Сегодня мы увидели те изделия, которые и по   сегодняшний день зачаровывают наши души.

    Освежусь ключевою водой -
    Наша в ней благодатная сила.
    Сад цветущий бушует весной -
    Ах, сторонка родная, Россия!
    Пусть рассветы, закаты плывут
    Над землёю зарёю объяты.
    На Руси нашей песни поют:
    Как горели над речкой закаты,
    Как в горах пробуждался рассвет,
    На вершинах лазоревый, синий.
    И прекрасней, любимее нет
    Песни той над моею Россией!
    Ты, Россия моя - лебединая верность
    Сыновьям дочерям - материнская нежность
    Светлый русский простор - всё Отчизна родная!
    Ты прими мой поклон - Мати Русь, дорогая!

    Светлана Олейник

    Домашнее задание:

    нанести на контурную карту перечисленные населённые пункты

    Мой университет - www.moi-mummi.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока по географии "Климат Африки" 7 класс

    Урок составлен  с использование технологии личностно-ориентированного обучения.Цель урока: 1.     Определить особенности климата материка Африка, установить роль кл...

    Методическая разработка урока в 6 классе по географии"Путешествие на воздушном шаре"

        В данной работе предлагается методика проведения урока в 6классе в курсе «География» при изучении темы «Атмосфера» (уроки : атмосфера и ее строение, атмосферные осадки, атмо...

    Разработка урока по географии в 6 классе по теме "Ветер"

    1. Знакомство с понятием «ветер».2 Сформировать представление об образовании ветра, роль ветра, познакомить с видами ветров ( с местными ветрами )  3. Развивать умения чертить розу ве...

    Зачет-игра по теме «Природа России» (методическая разработка урока по географии в 8 классе)

    Цель:обобщение и контроль знаний по теме «Природа России», подготовка к Г(И)А-9Основные ЗУН:  Знать размещение основных типов почв; видовое разнообразие растительного и животного мира, прим...

    Разработка урока по географии 6 класс "Природные зоны"

    Урок посвящен теме "Природные зоны мира",при изучение природных зон детям читаются стихи русских поэтов о разных природных зонах, которые предают уроку ноты лирики. Урок был показан учителям географам...

    разработка урока по географии 9 класс коррекционная школа VIII вида по теме таджикистан

    урочное планирование по географии 9 класс по теме таджикистан + презентация...

    Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

    Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....