Главные вкладки

    Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""
    методическая разработка по географии (8 класс) по теме

    Юлдашева Асия Ахметовна

     

    Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы».                  Данная тема является очень актуальной, особенно в наше непростое время, когда человек все чаще ощущает себя «властелином» природы.

        В целях повышение качества образования, совершенствования научно-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса, были использованы наиболее современные и эффективные педагогические методы, приемы и технологии (или их элементы):

    • методы технологии критического мышления, которые позволяют активизировать познавательную активность, реализовать принцип деятельностного подхода.
    • технология проектной деятельности, которая позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, формирует коммуникативную компетентность,
    • информационно-коммуникационные технологии, позволяющие формировать информационную компетентность, обеспечивающую повышение качества обучения, эффективное рассмотрение географических объектов, личностно-ориентированное обучение.

         На уроке школьники должны не только усвоить систему знаний об особенностях географического пространства, но и уметь правильно ориентироваться в нем: осваивать, оценивать изменения и преобразования окружающей среды, бережно относиться к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества, вырабатывать свой географический подход. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_ekologiya_rossii_8_klass.docx34.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока географии в 8 классе

    «Экологические проблемы и экологические ситуации в России»

    Цели: познакомиться с экологическими проблемами России и научиться анализировать экологическую ситуацию в России

    Задачи:

    1. Образовательные:
    1. Изучить экологические проблемы России;
    2. Охарактеризовать параметры экологических ситуаций;
    3. Выявить причины экологических ситуаций в России.
    1. Развивающие:
    1. развивать умение учащихся определять экологическую ситуацию;
    2. продолжить формирование умения работать с картой, атласом;
    3. развивать умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению, использованию новых сведений для своего развития;
    4. развивать творческие способности учащихся.
    1. Воспитательные:
    1. формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими.
    2. воспитание экологической культуры, любви к Отечеству, к земле своих предков и ответственности за нее.

    Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

    Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

    Оборудование:

    физическая карта России,  рисунки учащихся на тему «Берегите родную природу», сборники стихов о природе, сочинения-рассуждения на тему «Каким будем мир через 50 лет», фотовыставка «Моя малая Родина» заготовки экологических карт, карточки для рефлексии (цветовые) на каждого учащегося,

    Ход урока

    1.Стадия Вызов.

    Организационный момент. 0,5 мин.

     

    Всё хорошо, тверди себе с Утра,

    И день удастся, в этом - будь уверен.

    А если раскисать начнёшь ты зря,

    То и хороший день ты превратишь в Потерю.

    Целеполагание. 0,5 мин.

    «Человек – не умен, – сказал мне мудрец.

    Посмотри, что творит на Земле он!

    Через век он природу разрушит вконец,

    А в нее был когда-то влюблен он».

    Свято верили предки, что природа – краса.

    «Охраняйте ее!» – говорили.

    А теперь мы в родные глядим небеса

    Через окна, седые от пыли.

    Почему? Что случилось на шаре земном?

    Или люди все вдруг поглупели?

    Так ведь страшно проснуться в доме своем

    И весной не услышать капели.

    Как вы думаете, о чем пойдет речь на данном уроке?

    Мы должны познакомиться с экологическими проблемами России и научиться анализировать экологическую ситуацию в России

    Мотивация 1 мин

    Тема «Экология» до боли знакома всем нам не понаслышке: о ней говорят по радио и показывают по телевидению, рассуждают на конференциях специалисты.  Эта тема имеет    слишком много нерешенных, спорных вопросов, а потому всегда будет актуальна.

       Человек – часть природы. Вне природы, не пользуясь ее ресурсами, он не может существовать. Природа всегда будет основой и источником жизни человека.

    2.Стадия осмысление

    Изучение нового материала. 33 мин.

    Работа с текстом. 8 мин.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Инструктаж 1мин.

    Мы используем прием “Инсерт ”. Послушайте меня внимательно.

    Возьмите в руки карандаш и разметьте текст, который лежит перед вами следующим образом. Внимательно читайте каждое предложение и если то, что в нем сказано вам известно, в конце предложения поставьте знак “V”. Если в предложении содержится новая информация, поставьте “+”. Если вам не ясно слово или целое предложение, в его конце поставьте “?”.

    Таким образом разметьте весь текст.

    Время на работу 3 мин.

    Изображает знаки на доске.

    Следит за временем.

    Внимательно читают текст и размечают его.

    ТЕКСТ.

         Одной из основных экологических проблем является загрязнение атмосферного воздуха. Воздух – один из основных природных ресурсов. Атмосфера является определяющим условием жизни на планете. Известно, что человек может прожить без пищи – 5 мес., без воды – 5 сут., а без воздуха – меньше 5 мин. Качество атмосферы определяет жизнь и здоровье людей, существование растительного и животного мира. Больше всего подвержен загрязнениям воздушный бассейн.

         Основной причиной загрязнения воздуха является попадание в него нехарактерных физических, химических и биологических веществ, а также изменение их естественной концентрации.

         Это происходит в результате как природных процессов, так вследствие деятельности человека. Причем именно человек играет все большую роль в загрязнении атмосферы. Причиной большой части химических и физических загрязнений является сжигание углеводородного топлива при производстве электрической энергии и при работе двигателей транспортных средств.

         Один из наиболее токсичных газов, поступающих в атмосферу в результате человеческой деятельности – озон. Ядовит и свинец, содержащийся в выхлопных газах автомобилей. Среди других опасных загрязнителей – угарный газ, оксиды азота и серы, а также мелкая пыль. Ежегодно в результате промышленной деятельности человека (при выработке электроэнергии, производстве цемента, выплавке чугуна и т.п.) в атмосферу поступает 170 миллионов тонн пыли.

         Основными факторами химического загрязнения водоемов и водотоков являются следующие:

    1. сброс сточных вод промышленности и коммунально-бытового хозяйства;

    2. поступление с суши применяемых в сельском и лесном хозяй-стве веществ (удобрений, пестицидов);

    3. утечка веществ при работе транспорта и авариях;

    4. разработка полезных ископаемых на морском дне;

    5. захоронение вредных отходов в водоемах;

    6. поступления загрязняющих веществ из атмосферы.

         Наиболее интенсивно загрязняют поверхностные воды такие отрасли промышленности, как металлургия, химическая, нефтеперерабатывающая, целлюлозно-бумажная. Различают минеральное и органическое загрязнение сточных вод. Из отраслей сельского хозяйства интенсивно загрязняет водоемы растениеводство, благодаря применению удобрений и пестицидов. Около четверти азотных удобрений, треть калийных и 4 % фос-форных удобрений попадает в водоемы.  

         Мониторинг окружающей среды — комплексная система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов. Основными задачами мониторинга служат: наблюдение за состоянием биосферы, оценка и прогноз состояния природной среды, выявление факторов и источников антропогенных воздействий на окружающую среду, предупреждение о создающихся критических ситуациях, вредных или опасных для жизнедеятельности и здоровья людей и других живых организмов.

         Мониторинг осуществляется на стационарных станциях наблюдения, при маршрутных исследованиях, а также с помощью дистанционных методов — авиационных и космических. О степени антропогенного воздействия на окружающую среду можно судить по интенсивности  загрязнения приземного слоя атмосферы, снижению плодородия почв, запасов и качества пресной воды, аридизации или заболачиванию местности, по снижению запасов минеральных ресурсов. Уровень локального загрязнения атмосферы определяют сравнивая импактный и фоновый уровни загрязнения. Характер и меру нарушения природных комплексов оценивают путем сопоставления их с охраняемыми, заповедными территориями, стационарными опытными участками, а также по поведению животных (их миграциям, изменению пищевых связей и т.п.).

    Обсуждение прочитанного текста. 5 мин.

    Фронтальная проверка по цепочке.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Инструктирует учащихся: Обратите внимание на то, что вам уже было известно, то, что вы отметили знаком“V”. Пусть каждый выскажется по цепочке, не повторяясь и не подсматривая в текст. Каждое высказывание начинайте словами: “ Я уже знал…” или “ Я знала…”.

    Если учащийся затрудняется, то учитель помогает ему сформулировать высказывание.

    Каждый высказывается по цепочке, стараясь не повторяться и не подсматривать в текст. Каждое высказывание начинает словами: “Я уже знал…” или “ Я знала…”.

    Инструктирует учащихся:

    А теперь выберем то, что вы узнали нового, то есть знак «+». Высказывайтесь по цепочке, предложения начинайте со слов “Я узнал …” или “Я узнала…”.

    Высказываются по цепочке, предложения начинают со слов: “Я узнал …” или “Я узнала…”.

    Проверка по поднятой руке.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Задает вопрос: А есть ли у кого-то знак“?”

    Учитель предлагает учащимся класса ответить, по возможности, на вопрос ученика: Кто может это объяснить?

    В случае необходимости поправляет учеников или сам дает ответ на вопрос.

    Спрашивают, что именно неясно в тексте.

    Пытаются объяснить непонятные слова или предложения.

    2. Закрепление изученного материала методом беседы. 1 мин.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Задает вопросы и спрашивает учащихся по поднятой руке. Вопросы:

    1. В чем причина загрязнения воздуха?
    2. Почему возникают кислотные дожди, и каковы их последствия?
    3. Что такое мониторинг?

    Отвечают на вопросы.

    - называют основные причины загрязнения воздуха;

    - называют причины возникновения кислотных дождей;

    Дают определение понятию «мониторинг», «смог»

    Обратите, пожалуйста, ваше внимание на карту. Выявите отличия на территории России

    Рассматривают карту, выявляют, что на территории России различные экологические ситуации.

    Задает вопросы.

    Найдите в учебниках определение «экологическая ситуация»

    Находят в тексте определение.

    Экологическая ситуация- состояние окружающей природной среды на определенной территории

    Физкультминутка.

    Включается музыка (звуки природы), дети стоя, закрыв глаза, слушают музыку.

    Давайте представим, что мы идем по лесу, послушаем, как замечательно поют птицы.

    3. Работа с картой «Экологическая ситуация в России»

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Актуализация 2 мин

    Под экологической ситуацией (обстановкой) обычно понимается состояние окружающей среды в данное время в данной местности. Таким образом, то или иное состояние среды, а, следовательно, и ее качество реализуется через конкретные экологические ситуации.

    Понятие  экологической ситуации было впервые введено в первом Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1991 г. и означало состояние участков территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли устойчивые негативные изменения окружающей среды, угрожающие здоровью населения, состоянию экосистем и генофондов растений и животных.

    Совокупность событий, явлений и процессов в окружающей среде, ведущих к такому ее ухудшению, при котором возникает реальная или потенциальная угроза здоровью или жизни людей, получила название экологической опасности.

    Экологическое бедствие — это ситуация на участках территории (или акватории) РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, разрушение природных экосистем, деградацию флоры и фауны. В зоне экологического бедствия должна быть прекращена любая хозяйственная деятельность и по возможности осуществлена эвакуация населения, а также предприняты оперативные меры по оздоровлению окружающей среды.

    Говорит подготовленный ученик, остальные слушают

    Используя рисунок 107 (учебник стр 262) отметить на контурной карте  города с высоким уровнем загрязнения атмосферы

    Работают с контурной картой, отмечают  города с высоким уровнем загрязнения атмосферы (красным пунсонам)

    5. Интерактивное упражнение “Коллаж”. 13 мин.

    Изготовление и презентация коллажа: “Берегите родную природу!”.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Инструктаж. 1 мин.

    Вы много раз слышали такие громкие слова: “Сохраним природу для наших детей” Мы должны создать свой экологический коллаж.  Для этого используйте клей, картинки, маркеры. В коллаже вы можете использовать не только полученные материалы, но и дописывать, дорисовывать недостающие элементы.

    Раздает материалы.

    Следит за временем.

    Выберите представителя, который расскажет о вашем проекте.

    Презентация 5 мин.

    Слушают инструктаж.

    Рассматривают материалы

    Отбирают необходимые слова, картинки.

    Располагают их на листе ватмана, приклеивают, дополняют подписями, стрелками и другими графическими элементами.

    Представитель защищает работу.

    3. Стадия Рефлексия

    7. Подведение итогов. Рефлексия 5 мин.

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Прием «Синквейн»

    Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

    1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

    2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

    3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

    4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

    5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

    Составляют синквейн, потом зачитывают всему классу

    Природа.

    Окружающая, родная.

    Погибает, страдает, разрушается.

    Берегите родную природу.

    Экология.

    Домашнее задание: Написать эссе «Природа – единственная книга, содержание которой одинаково значительно на всех ее страницах»    И.В.Гёте.      

    Деятельность учителя

    А мне очень понравилось, какой замечательный проект вы сделали. Он  очень интересный, как и вы сами. И неспроста говорят, что сила коллектива в разнообразии его членов. Сохраните свою исключительность и с уважением относитесь к природе нашей Родины. Вашу работу хочу оценить на отлично.   Всего вам доброго! Урок окончен. Спасибо за работу!


    Юлдашева Асия Ахметовна-


    учитель географии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения


                    «Ибряевская основная общеобразовательная школа» Красногвардейского района Оренбургской области        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Зачет-игра по теме «Природа России» (методическая разработка урока по географии в 8 классе)

    Цель:обобщение и контроль знаний по теме «Природа России», подготовка к Г(И)А-9Основные ЗУН:  Знать размещение основных типов почв; видовое разнообразие растительного и животного мира, прим...

    Методическая разработка урока по географии на тему "Экологические проблемы гидросферы Санкт_петербурга и Ленинградской области"

    В материале представлен сценарий открытого урока по заявленной теме с методическими рекомендациями по организации, подготовке и проведению данного мероприятия. Подробно описаны этапы урока с указанием...

    Методическая разработка урока по географии в 9 классе.Тема "Машиностроительный комплекс России".

    Машиностроительный комплекс изучается по УМК "Сфера". Учащиеся узнают состав машиностроительного комплекса, его особенности, факторы размещения, развитие машиностроения в будущем. Учащиеся работают по...

    Методическая разработка урока по географии "Знаменитый русский географ В.П.Семенов-Тян-Шанский"

    Методическая  разработоа  урока, посвященного 145-летию со дня рождения Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского.Тема урока: «Знаменитый русский географВ. П. Семенов-Тян-Шанский»...

    Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме: "Численность населения и естественный прирост в России".

    Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме: "Численность населения и естественный прирост в России". Использование материала  в начале изучение темы в 8 - 9  классах "Насе...

    Методическая разработка урока по теме "Социальные проблемы. Кризис во внешней политике в начале ХХ века"

    В методической разработке представлены следующие формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, использованы информационно - коммуникационные технологии. Содержится ма...