Главные вкладки

    Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме: "Численность населения и естественный прирост в России".
    методическая разработка по географии (8 класс) на тему

    Тарасенко Светлана Юрьевна

    Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме: "Численность населения и естественный прирост в России". Использование материала  в начале изучение темы в 8 - 9  классах "Население России".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл методическая разработка урока38.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 628 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
    «Александринская гимназия»

    Конспект урока по географии

    в  8  классе

    «Численность населения и естественный прирост в России»

     

    Урок подготовила

    учитель  географии

    Тарасенко Светлана Юрьевна

    г. Санкт- Петербург

    2015 год

    Открытый урок по географии в 8 классе

    Тема: « Численность населения и естественный прирост в России»

    Цель урока: Сформировать новые знания по теме.

    Задачи:

    - учебные:

    -  знакомство с новыми терминами «демография», «демограф», «кризис»,

      «естественный прирост», «депопуляция», «естественное движение  населения»;

     - дать статистический  анализ динамике численности населения России;

      - познакомить учащихся  с основными видами естественного прироста.

    - развивающие:

    - развивать умения самостоятельно проводить картографические и статистические исследования;

    - формировать умения анализировать половозрастные пирамиды;

    - учиться составлять демографические прогнозы;

    - развивать умения выявлять причинно-следственные связи.

    - воспитательные: 

    - формирование  у учащихся здоровых ценностных ориентаций;

    - активизация нравственно-психологических аспектов рождаемости в России;

    - агитация  здорового образа жизни.

    - выявление  и информирование  значения, современной демографической ситуации, с точки зрения перспектив исторического и экономического  развития России в 3 тысячелетии.  

    Тип  урока: исследование  

    Оборудование:

    1. График ЕДН с 1927 года

    2. Карта k Рождаемости в России  в 1990-1996 г.г.

    3. Карта k Смертности в России в 1990-1996 г.г.

    4. Карта Естественного прироста в России в 1990-1996 г.г.

    5. Таблица 2: «Изменение численности населения в России»

    Новые понятия (на доске):  Демография, ЕДН (естественное движение населения), естественный прирост, депопуляция, эмансипация, демографический кризис.

    Содержание  урока

    1. Изучение численности населения  России (таблица 2,  таблица 8)

    2. ЕДН - (график ЕДН с 1927 года, рис.10, карты  k Рождаемости и k Смертности за 1990-1996 г.)

    3. Естественный прирост населения и его виды  (табл.9, карта k  Естественного прироста за 1990-1996 г.г.;  «Русский крест»,  формула Естественного прироста)

    4. Естественный прирост, причины его изменения в России

       (схема «Факторы», «Прогнозы»)

    5. Анализ полововозрастной  пирамиды в России.

    Эссе на тему: (выступления учащихся)

     1. Ваш демографический прогноз и его перспективы на 1-е полугодие 21 столетия.

     2. Депопуляция   и ее геополитические последствия.

    Ход урока

    Вводное слово учителя

    -  Сегодня, мы начинаем изучение  волнующей  темы в современной России  «Численность и естественный прирост населения в России». Знакомство с планом на доске.  В ходе урока,  мы должны ответить на ряд вопросов, а именно:

     1. Почему эта тема, для России, столь животрепещущая в настоящее время?

    2.  Самостоятельно  сделать демографический прогноз, и выявить его демографические

     перспективы;

    3. Оценить при данной ситуации возможности роста населения  России с точки зрения ее исторического  и экономического развития.

    Письменное д/задание эссе на основе дискуссионных вопросов.

       - В процессе знакомства с содержанием урока вы, наверно, отметили появление новых незнакомых ранее терминов. В работе со словарем: чаще всего встречается слово - демография – это  наука, занимающаяся проблемами народонаселения и его воспроизводства (пополнение за счет новых поколений).

    - Наиболее полные демографические сведения о численности населения страны, его составе

    обычно получают при переписях. Первые переписи проводились еще в Царской России.

    Запись на доске:

        1-я перепись (1897 г.) – 67,5 млн. человек

        2-я перепись (1910 г.) – 90,0 млн. человек

    - Данные переписей в послереволюционной России (1917 г.) отражает нам таблица

    учебника. В некоторые учебники не вошли данные последней переписи 2002 года,

    по данным,  которой, в России насчитывается уже 145,2 млн. человек.    

    Данные за 2005 год – 142 млн. человек.

    - Итак, мы можем  подвести итог всем высказываниям: «Какая волнующая проблема,  

    ярко выражена в России?»

    Ответ: идет процесс сокращения численности населения.

    - В демографии этот процесс называется  «демографический кризис».

    Работа со словарем: - демографический кризис - это изменения в численности населения, прежде всего связанные  с особенностями ЕДН (естественного  движения населения).

    Работа с понятием - ЕДН  -  изменения в соотношении численности  родившихся и  умерших жителей  страны.

    Анализ график  ЕДН  за 1927-1996  г.г. в Российской  Федерации.

    (находятся  у каждого ученика на столе)

    - Давайте проанализируем сложившуюся в России ситуацию по ЕДН.

    =================================================================

    1.Какие тенденции наблюдают в соотно-              1.В России смертность постепенно возрастает

       шении k Р и k С за последние 40 лет                       рождаемость не растет, а с середины 80-х годов

       с 1960 годов?                                                              также начинает интенсивно снижаться, но

                                                                                             k Р остается больше k С.

                                                                           

    2.В каком году произошел коренной                     2.В 1991 году k Р= k С. Развал СССР.

       перелом в динамике ЕДН?                      

       Чем это вызвано?                                    

    Продолжение   работы с графиком

    3.Как ведет себя кривая рождаемости                    3.Кривая смертности стремительно растет,

       по отношению к кривой смертности                    а кривая рождаемости стремительно падает.

       после 1991 г.?                                                                 C 1992 года  k Р > k С

                                                                           

    4.Были еще в истории России такие                        4.Да,1932-1937 годы

       времена? (по графику на столах)            

                                                                           

    5.Вспомните исторические события                        5.   Голод  1932 года

       Что это были за годы для России?                              Репрессии   1937 года

                                                                                               Данных за военные годы нет

    =================================================================

    Вывод:  k P < k C  на сегодняшний момент, но тенденции наметились в 60-х годах.

    - Давайте проследим географию ЕДН более конкретно.

    Как же обстоят дела в регионах России?

    Опережающее задание: Ребятам перед уроком дается карта с заданием по характеристике

    ЕДН в субъектах России (3 чел. k P, 3 чел.k C)

    Показ карты на доске. Ребятам давалось опережающее задание: нужно было проследить изменения в регионах за период 1990-1996 г.г. по  kP,  kC, а также отметить их  MAX  и  MIN  показатели.

    Анализ карт kP  в регионах России проводится у доски учащимся по плану, остальные с картами на местах.

    ===================================================================

    1.Какие изменения произошли в                         1. За 6 лет рождаемость значительно уменьшилась и

       регионах за период 1990-1996 год                    по значениям и по количеству регионов.

                                                                                     Если в 1990 г. в России насчитывалось 15 областей

                                                                                     с очень низкими показателями k P – это были

                                                                                     регионы Центральной России, С-Петербург и

                                                                                     Москва, то в 1996 году – это уже регионы всей

                                                                                     европейской части России и Урала.

                                                               

    2.Где наблюдаются наименьшие                         2. Традиционно настораживает  самыми низкими показатели  k P в России?                                     зателями – Тульская, Ярославская,Тверская,Смолен-

                                                                                     ская,Мурманская, Нижегородская,Ивановская обл.

                                                                                     Если в 1990 г. – 10-12 %, то в 1996 г. – 6-8 %.

                                                               

    3.Чем можно объяснить эту                                3.Экономический кризис привел к сокращению произ-

        закономерность?                                               водства, безработица в промышленных регионах.

                                                                                    Нечерноземье - процесс вымирания деревни.          

                                                               

    4.Где в России наблюдается                                4.Ненецкий АО,Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский,

       наибольшие k P?                                                 Эвенкийский,Дагестан, Чечня,Ингушетия,Кабарди

                                                                                     но-Балкария,Карачаево-Черкесия.

                                                               

    5.Почему?                                                              5.Не меняющийся веками уклад жизни. Религия.

                                                               

    6.Вывод?                                                                 6.В целом k P < k C  по 77 регионам, рост населения в

                                                                                     России идет в национальных образованиях.

                                                                                     Это – АО, национальные мусульманские кавказские

                                                                                     республики. Падает рождаемость за счет русского

                                                                                     населения Европейской России.( 77 регионов).

    ====================================================================

    Заметка учителя:  На 2003 г. рост  k P наблюдается лишь в 12 субъектах, в том числе

    Москва, Тюменская область.

    Вопросы для беседы:

    - Давайте определим, какие последствия несет для народа России столь длительное сокращение  k P?

    (Необходимо составить причинно-следственную цепочку, расставив карточки с последствиями в логической последовательности)

    По 1 человеку от ряда работают коллегиально. (Проверка цепочки).

    Последствия:

    * уменьшение доли детей

    * повышение среднего возраста россиян

    *старение нации

    *уменьшение населения детородного возраста

    *увеличение доли пенсионеров

    *уменьшение трудоспособного населения

    *увеличение демографической нагрузки на экономически активное население

    *повышение возраста выхода на пенсию

    *повышение показателей смертности

    -  Пока ребята выстраивают цепочку, мы должны установить с вами факторы, в той или иной степени,  влияющие на рождаемость.

    - Что, по-вашему, может повлиять на изменение k P?

      (заполнение схемы «Факторы рождаемости» вместе с классом)

    - уровень благосостояния людей

    - уровень медицинского обслуживания (совершенствование оборудования и технологий)

    - религиозность (греховность аборта, в мусульманских странах - положение женщины)

    - эмансипация (уровень вовлечения женщины в производство и общественную жизнь,

     изменение ее статуса)

    -уровень экономического развития региона

    - уклад жизни

    - традиции (возраст,  вступления в брак, многодетность, в городах k P меньше, чем в селе)

    - изменение системы ценностей, вместо духовных ценностей семьи – материальные, прак

      тичные): 1.социальная реализация, 2.интерес к работе, образованию; 3.карьерный рост

    - психологические (нет адаптации у населения к рыночным условиям, дефолтам,

     отсутствуют все гарантии)

    - нравственно-психологические факторы.

    - Переходим к анализу карты  k С в регионах России.

    1.Изменения за 1990-1996 г?                       1.Значительный рост показателя смертности по количест-

                                                                             венным показателям.

                                                                             Постоянство территорий, где наиболее низкие и наибо-

                                                                             лее высокие показатели k С.

                                                       

    2.MIN  k C                                                     2.Магаданская обл, Саха, Ненецкий АО, Ханты-Мансий-

                                                                           ский АО, Ямало-Ненецкий, Северокавказские республи

                                                                           ки, Тюмень, т.е. в регионах, где MAX  k P.

                                                       

    3.MAX k C                                                    3. Псковская, Новгородская, Курская, Воронежская, Орлов-

                                                                            ская, Тамбовская области.

                                                       

    4.Вывод                                                        4.Самая высокая смертность там, где самая низкая рожда-

                                                                             емость, т.е. в Центральной России, самая низкая смерт-

                                                                            ность в национальных образованиях.

    =====================================================================

    Заметка учителя: Россия по переписи 2002 г. (по схеме) занимает 1-е место в Европе по     уровню смертности – 27,9 %, 1-е место по младенческой и детской смертности – 11 %.При среднеевропейской 5,5 % - это результаты относятся как категории «сверхсмертности».

     -Давайте подумаем, каковы факторы столь высокой смертности в истории России.

    - Да, в истории России было несколько социальных потрясений:

    1. 1914-1919 г.г. – Первая мировая, гражданская война, революция, политика военного

                                    Коммунизма.

    2. 1933-1940г.г. – голод, репрессии (6,5 млн. человек)

    3. 1941-1845 г.г. – ВОВ (до 15 млн. человек)

    4. 1985-2006 г.г. -  Чем же объяснить феномен сверхсмертности в России на рубеже

                                     20 и 21 веков?

    Агенство РиФ,  выделило 13 причин убывания населения  (приложение)

    Дополнительный материал, статья «ФЕНОМЕН СВЕРХСМЕРТНОСТИ, НЕИЗВЕСТНЫЙ СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ», комментарий.

    - Наряду с ростом  k C, фиксируется еще и падение продолжительности жизни россиян.

    - 1975 г.  – 35 место в мире

    - 2004 г.  -  142 место,

    - 2005 г.  -   148 место.

    Средняя   продолжительность

      Жизни – 65,5 года (2004)

      Мужчин – 59,1 год (на 15-19,5 лет меньше)

      Женщин – 72,5 года (на 8-13 лет меньше)

    - Хотя  40 лет назад – разница меньше на 2 года, чем у развитых стран.

    -  Наиболее информативным показателем, характеризующим состояние и перспективы воспроизводства населения, является естественный прирост, который рассчитывается как разность между общим  показателем Р и общим показателем смертности за определенный период.

    Показатель формулы :  k  ЕП = k P  -  k C

    Задание. Характеристика таблицы,  отражает общие  k P, С  и  ЕП

    Анализ таблицы

    ====================================================================

    1.С каких годов фиксируется      1.С 1960 годов  (это  второе эхо войны)

                                                           

    2.С каких годов растет                 2.С 1980 – х годов

       смертность?                              

                                                           

    3.Какие показатели может           3.ЕП может быть 2 видов:

       иметь ЕП?                                   - положительный, если k P > k C (до 1991 года)

                                                             - отрицательный, если k P < k C(после 1991 года)

                                                           

    4.О чем говорит,  положитель-     4. Говорит об увеличении численности населения на

        ный  ЕП?                                         определенной территории.

                                                           

    5.О чем говорит отрицатель-      5.Население территории уменьшается, убывает в

       ный ЕП?                                      количестве. По данным переписи 2002 года Е.П.  7,4 %

    ===================================================================

    - Рассмотрение эволюции этого показателя за 1990-1996 г.г. приводит к неутешительным

    выводам. В двух картограммах показано распределение  k Е.П. по территории России.

    Какие изменения вы заметили?

    =====================================================================

    1.Какие выводы вы можете сделать?     1.В России становится все больше субъектов, где

                                                                        фиксируется отрицательный Е.П.

                                                                        Если в 1990 г. их – 22, то в 1996 – уже 72,

                                                                        на 2005 год – 77 субъектов.

    2.Назовите субъекты с положи-         2.   Название                              Причины

       тельным ЕП.

    =====================================================================

      При таких показателях  k P  и  k C  появление отрицательного Е.П. населения в России

    было неизбежно, положительный Е.П. может сохраняться лишь  по инерции, но только до тех пор, пока не будет исчерпан потенциал демографического роста, накопленный за счет более высокой рождаемости в прошлые годы.

       ! Момент истины – переход от положительного Е.П. к естественной убыли населения наступил с 1992 года. А так как Е.П. в России в те времена был основным источником его общего роста, то сразу наступило сокращение численности населения. Когда этот процесс растягивается на десятилетия, то депопуляция становится неизбежной и принимает затяжной характер.

    Работа с понятием.

      Депопуляция – длительный процесс естественной убыли населения, приводящий к эволюционному вырождению нации. Этот процесс можно представить графически, демографы называют эту картину -  «Демографической катастрофой России»  или  «русский  крест».

        Негативные последствия депопуляции в России несложно предсказать, а точнее просчитать. При сохранении нынешних тенденций население России будет уменьшаться вдвое через каждые 28-30 лет. Как  предсказывают ООН и наши демографы, численность населения к 2040 г. будет менее 100 млн. человек.

    Рождаемость, которая последние 5 лет идет несколько в рост, будет расти до 2013 -15г.г., а с 2015 пойдет на спад, т.к. родителями (мамами) будут становиться сегодняшние 6, 7, 8 – классники, которых сегодня по статистике в 2 раза меньше по численности, чем вас.

    Какие опасности несет в себе депопуляция?

    - вымирание русского населения

    - потеря высокого места России в демографической иерархии стран, если сейчас 8-е место, то к середине века  18-е место.

    -  сокращение доли россиян в мировом населении до 1 %

    -  ассимиляция (смешение с другими нациями)

    -усложнение внешней политики:

    1.слабозаселенная страна граничит с густозаселенными странами, которые время от времени заявляют претензии на российские земли,

    2.вызывает беспокойство резкое снижение численности призывников в армию, это приведет к снятию всех освобождений, отсрочек, проблема защиты границы (профессиональная  армия на контрактной  основе)

    3.внутреннее положение. Усиление несоответствия количества населения России и площади территорий  огромным количеством богатств, нуждающихся освоении.

    -  неразвитость села.

     Вывод: Таким образом, ни по внутренним, ни по экономическим, ни по внешним показателям,  убыль населения не отвечает интересам России.

    Чем можно ответить на демографию, какие контрмеры, можно  предпринять?

    * восстановление устойчивого, положительного Е.П. населения России.

    * приток населения извне, т.е. крупномасштабная иммиграция

    До 700-900 тыс. чел в год до 2015 года – это нереально!!!

    Что сильно изменит состав населения (этнический),  чревато последствиями:

    1.межкультурные напряжения;

    2.образование национально-этнических анклавов

    3.недовольство экономическим и социальным неравенством местного и пришлого населения

    Анализ таблицы

    ==================================================================

    1.В каком году проведена                           1.В 1926 году – 92,7 млн.чел

       была перепись в социа                               (больше на 2,7 млн. человек)

       листической России?          

       Какая зафиксирована чис-    

       ленность?                                

    2.Почему за прошедшие 16                         2.На эти годы выпали многие исторические события

       между 2 и 3 переписью                            1-я Мировая война,Революция, гражданская война,политика

       население прибавилось                             «военного коммунизма»,приведшая к сильнейшему

       столь незначительно?                                голоду в 1921 году.(проверка дат)!

                                                     

    3.Как росла численность                             3.Очень незначительный рост.

       населения России в 1                              Голод 1933-1934 г.г, репрессии 1937 г.,ВО война- 1941-1945.

       половине 20 века?                

                                                     

    4.Как в это время росло                               4.Темп роста был в 2 раза больше российского за счет

       население СССР и                                    - присоединения новых территорий

       и почему?                                                  - традиционно высокой рождаемости в азиатских странах

                                                                          - за годы Советской власти население СССР выросло

                                                                            на 130 млн. человек

                                                                     

                                                                           5. - в России на 56 млн.чел.

    5. Посчитайте, на сколько      

       увеличилось население      

       в России за годы                  

       Советской власти?              

                                                     

    6.Какую часть населения                            6. Больше  50 % - 53 %

       СССР составляло насе      

       ление России?                    

                                                     

    7.Охарактеризуйте динами                          7. Темпы роста и численности населения в послевоенные

       ку численности населе                                 годы начали расти до 1989 г., а после 1989 г. численность

       ния в России, во 2 полов                              населения пошла на убыль.

       20 века.                              

                                                     

    8.С какими событиями свя-                      8.Годы перестройки, связанные с переходом на рыночные

       зано,по вашему, сокра-                            отношения,

       щение численности насе                        - распад СССР,

        ления в России?                                     - экономический кризис

    Вывод урока  обосновать в тетради.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Зачет-игра по теме «Природа России» (методическая разработка урока по географии в 8 классе)

    Цель:обобщение и контроль знаний по теме «Природа России», подготовка к Г(И)А-9Основные ЗУН:  Знать размещение основных типов почв; видовое разнообразие растительного и животного мира, прим...

    Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""

    Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....

    Методическая разработка урока по географии в 9 классе.Тема "Машиностроительный комплекс России".

    Машиностроительный комплекс изучается по УМК "Сфера". Учащиеся узнают состав машиностроительного комплекса, его особенности, факторы размещения, развитие машиностроения в будущем. Учащиеся работают по...

    Разработка урока по географии 9 класса на тему:"Рынок труда и занятость населения"

    Задачи: 1. Сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику; 2. Дать понятие о «трудовых ресурсах» и «экономически активном населении»; 3. С...

    Методическая разработка урока по географии 6 класс "Гидросфера"

    Методическая разработка урок-игра по географии 6 класс "Гидросфера"...