Методическая разработка урока по географии - 5 класс на тему: «Земля среди других планет солнечной системы».
методическая разработка по географии (5 класс)

Макарова Елена Витальевна

Методическая разработка урока по географии - 5 класс на тему: «Земля среди других планет солнечной системы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_geografii.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по географии - 5 класс на тему: «Земля среди других планет солнечной системы».

Тип учебного занятия: вводный урок-практикум.

Методы и приёмы:

 - Словесные (беседа, рассказ); наглядные (демонстрация рисунков); практические (измерение и сравнение результатов исследований, заполнение таблицы); игровые (игра «Снежный ком»); исследовательские (частично-поисковый).

Тема учебного занятия: «Земля среди других планет солнечной системы»

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

-Различать планеты земной группы;

-Измерять «земные окружности», используя модель Земли - глобус

Определять место планеты Земля среди других планет Солнечной системы

-Выделять существенные признаки понятия «глобус»;

- Использовать метод моделирования для сравнения формы глобуса и формы Земли и доказательства сплюснутости нашей планеты у полюсов;

-Переводить информацию из графической формы в текстовую

-Находить дополнительную информацию о космическом происхождении Земли и её положении в космическом пространстве;

-Сравнивать результаты измерений для формулировки вывода о форме Земли

-Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

- Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками в ходе практической работы

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1.Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока (целеполагание)

1. Что называют космосом или космическим пространством?

2. Какие космические тела вам известны?

3. Почему космические тела видны в ночном небе?

4.Как называется наука, которая занимается изучением небесных тел?

5.Как называется ближайшая к нам звезда?

6.Для чего необходимо изучать солнце и солнечную систему?

7. Ознакомьтесь с разделом учебника(используйте оглавление и текст учебника). Какие темы нам предстоит изучить в разделе «Земля как планета солнечной системы»

1. Предлагают варианты понятия «космос».

2. Называют: планеты, звёзды, кометы, метеоры и метеориты.

3. Высказывают различные предположения.

4. Определяют название науки: астрономия.

5. Называют: Солнце.

6. Предполагают, что Земля – часть Солнечной системы и Солнце влияет на жизнь и  особенности природы нашей планеты.

7. Определяют основные темы раздела

Определяют значение темы при изучении географии

Формулирование задач урока

1. Какие вопросы нам предстоит изучить на уроке?

2. Составьте план изучения темы, опираясь на текст учебника.

3. Сформулируйте задачи урока, используя в своём ответе глаголы: изучить…, ознакомиться с…, определить…

1. Высказывают свои предложения.

2. Составляют план изучения темы, выделяют пункты.

3. Называют задачи урока:

- Изучить место Земли в Солнечной системе.

- Ознакомиться с историей возникновения Земли.

- определить форму и размеры Земли.

Создание мотивационной установки

1. Для чего современному человеку необходимо знать историю возникновения планеты Земля?

2. Что общего у нашей планеты и других планет Солнечной системы и в чём их различия?

1. Высказывают своё мнение.

2. Высказывают свои предположения, но аргументов не хватает и их необходимо найти на уроке

2. Процессуально-содержательный этап урока

1. Земля в Солнечной системе

Определите общие черты планет земной группы и особенности планеты Земля.
Используйте дополнительные источники информации (атлас, наглядное пособие на интерактивной доске, модель Солнечной системы).

Информацию представить в виде таблицы.

Выделяют в тексте необходимые данные и заполняют таблицу

Дополняют таблицу недостающими сведениями, используя дополнительные источники информации.

Формулируют уточняющие вопросы.

2. Возникновение Земли

Используя рисунок,  текст учебника и дополнительную информацию, создайте основу для фильма «Возникновение и этапы развития Земли».

- Разделитесь на шесть групп(по количеству фрагментов рисунка);

- Внимательно рассмотрите рисунок учебника

- Используя текст учебника выберите сведения, относящиеся к характеристике вашего этапа и составьте рассказ.

Каждой группе предоставляется конверт с фрагментом этапа развития Земли, содержащий дополнительную информацию.

Составляют рассказ на основе текста учебника и дополнительной информации.

Озвучивают фрагмент, отражающий определённый этап развития планеты

Работа в группе:

-распределяют роли для сбора информации и озвучивания фрагмента рисунка,

-отбирают необходимый материал и составляют краткий рассказ

3.Форма и размеры Земли

1.Можно ли использовать глобус для доказательства утверждения И. Ньютона о том, что Земля не имеет форму идеального шара?

2.  Проведите исследование формы глобуса и сравните её с  формой Земли: измерьте глобус вдоль линии экватора и по окружности, проходящей через полюсы. (Гибкая линейка, карандаш, полоски из бумаги).

3. Сделайте вывод о форме глобуса и форме Земли.

1.Высказывают свои предположения.

2. Выполняют необходимые измерения.

3. Приходят к выводу о точности модели Земли  - глобуса  ввиду значительных уменьшений модели. В рабочей тетради делают необходимые записи.

3. Этап закрепления и первичной проверки

1.Рефлексия содержательная

Географическая игра «Снежный ком». Составить рассказ  из предложений придуманных каждым учеником класса.

Подготовить по одному предложению о том, что узнали на уроке.

При составлении рассказа использовать план.

1) Место Земли в Солнечной системе.

2) Особенности Земли.

3) история возникновения и развития Земли.

4) Форма и размеры Земли.

Составляют коллективный рассказ, дополняя предложения предыдущего ученика

Развитие устной речи

2.Применение полученных знаний на практике

1.Работа со схемой «Солнечная система»:

-Подписать названия планет;

-Указать среднее расстояние Земли от Солнца;

-Обозначить положение пояса астероидов.

2. Ответить на вопросы учебника.

1. Выполняют задание и отвечают на вопросы.

2. Отвечают на вопросы

3. Первичная проверка умений

Тестирование.

1.Выберите вариант ответа, содержащий названия планет земной группы:

А) Меркурий, Венера, Марс, Земля;

Б) Земля, Юпитер, Сатурн, Марс;

В) Марс, Земля, уран, Юпитер.

2.  Выберите вариант ответа, содержащий названия внешних планет:

А)Уран, Земля, Меркурий, Марс;

Б)Марс, Земля, Уран, Юпитер;

В) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

3. Какая из планет солнечной системы имеет самый короткий год?

А)Земля, Б)Меркурий, В)Венера, Г)Марс;

4. какая из планет является самой яркой на ночном небе?

А)меркурий, Б)Венера, В)Юпитер;

5. Какую планету называют красной?

А)Юпитер, Б)Марс, В)Меркурий.

Письменно отвечают на вопросы и проводят взаимопроверку, используя ключ: 1-А; 2-В; 3-Б; 4-Б; 5-Б

Осуществляют самоконтроль

4. Рефлексивный этап урока

Рефлексия деятельности

Приём «Закончи фразу».

Продолжите следующую фразу: «Чтобы определить особенности Земли как планеты Солнечной системы, мы на уроке…»

Восстанавливают ход своей деятельности на уроке

Анализируют деятельность на уроке

Рефлексия эмоционального состояния

Приём «Пять пальцев».

1)Обведите свою ладошку.

2)На мизинце продолжите: «Я узнал о..».

3)На безымянном запишите: «Я сделал…»

4)На среднем: «Настроение у меня…».

5)На указательном: «Я помог…».

6)На большом пальце: «моё самочувствие…».

Знакомятся с новым приёмом рефлексии.

Анализируют своё эмоциональное состояние.

Систематизируют полученные на уроке знания

5. Объяснение домашнего задания

1. Обязательное задание

1. Найти в тексте параграфа определения и выписать их в тетрадь.

2.Сделать иллюстрированную «Историю возникновения и развития Земли» используя текст и рисунки учебника

1. Находят в параграфе основные понятия и выделяют в тексте их определения.

2. Читают задание и формулируют уточняющие вопросы учителю.

Предлагают дополнительный этап в содержании рисунка, дают ему название

2. Дополнительное задание (по желанию на выбор)

Изготовить с помощью разноцветного пластилина модели планет Солнечной системы

Пользуясь рисунком в учебнике и другими источниками информации  определяют соотношение  размеров планет Солнечной системы

Изготавливают модели планет, учитывая пропорции размеров планет и Солнца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

слайд-тренажер "Ускорение свободного падения на Земле и других планетах солнечной системы"

Слайд был выполнен мной в рамках курсов переквалификации по программе Физика...

Разработка урока в 10 классе по теме: "Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую"

Цель  урока: познакомить учащихся с правилами перевода из одной системы счисления в другую, закрепить полученные знания....

"Ускорение свободного падения на Земле и других планетах Солнечной системы"

Данный урок проводится для закрепления знаний закона всемирного тяготения....

"Ускорение свободного падения на Земле и других планетах Солнечной системы"

Данный урок проводится для закрепления знаний закона всемирного тяготения....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....

Методическая разработка урока для 5 класса по теме «Среды обитания организмов . особенности сред обитания организмов».

Урок освоения новых знаний и умений. На уроке предусмотрено использование:Учебник Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. «Просвещение»...