Главные вкладки

    Методическая разработка урока по географии в 9 классе.Тема "Машиностроительный комплекс России".
    план-конспект урока по географии (9 класс) по теме

    Машиностроительный комплекс изучается по УМК "Сфера". Учащиеся узнают состав машиностроительного комплекса, его особенности, факторы размещения, развитие машиностроения в будущем. Учащиеся работают по электронному учебнику, в группах, учатся анализировать статистический материал.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока

    по теме «Машиностроительный комплекс»

    в 9 классе.

    Тема и номер урока в разделе: «Хозяйство России»(25 ч.), 11урок. В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География.Россия: природа, население, хозяйство. Серия: Сферы. Москва. «Просвещение» 2013.

    Цель урока: организация осознанной деятельности учащихся по формированию понятия о машиностроительном комплексе России.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    - Сформировать  у учащихся целостную систему знаний по машиностроительному комплексу.

           -      Закрепить и систематизировать знания и умения по теме урока. Научить детей применять знания, полученные на уроке при решении практических задач.

    -   Совершенствовать работу с картами, учебным материалом, привить навыки самостоятельной работы, продолжать учить учащихся проводить взаимопроверку и самооценку своей деятельности.

    Развивающие:

    -  Развивать пространственное  картографическое мышление, внимание, память.

    -   Развивать  умения сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

    Воспитательные:

                  - Формировать познавательный интерес в форме сотрудничества, атмосферы увлеченности и ощущения  успешности.

    -   Воспитывать умение работать в парах, повысить интерес к изучению  географии и воспитывать настойчивость в достижение цели. 

    Тип урока: изучение нового материала.

    Средства обучения:  УМК «Сферы»: учебник В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География.Россия: природа, население, хозяйство. Серия: Сферы. Москва. «Просвещение» 2013; атласы; контурные карты; тренажёр; электронный учебник.

    Необходимое техническое оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор.

    Методы:

    - по источникам знаний: словесные, наглядные;

    - по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

    - относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

    - относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

    Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

    Ход урока.

    I. Орг. момент. Актуализация знаний.

    Учитель. Здравствуйте! Усаживает учеников на места.

    - Какие виды машин изобретены в XX веке?

    - Какие виды машин вы наиболее часто используете в быту?

    Ученики.Опережающее домашнее задание. Виртуальная  экскурсия в Политехнический музей. ( ЭУ). Выступает группа учеников.

    Учитель.  Какую тему сегодня будем изучать?

    Ученики отвечают:  « Машиностроение».

    Учитель.   Какие задачи мы поставим перед собой для изучения?

    Ученики. Изучить отраслевой состав машиностроения, факторы размещения машиностроения.

    Зачитывают на стр. 36 учебника рубрику «Вы узнаете»:

    - Сколько машин производят в России?

    - В чём особенности производства машин?

    - От чего зависит размещение предприятий машиностроения?

    - Как машиностроение влияет на окружающую среду?

    - Как будет развиваться машиностроение?

    II. Учебно-познавательная деятельность.

    Учитель. Что такое машиностроение?

    Ученики.  Отвечают и проверяют правильность ответа по  учебнику стр. 36 .

    Учитель. Машиностроение в России развито в недостаточной степени. Начиная с 1990-х годов производство многих видов машиностроительной продукции сократилось в несколько раз. Проанализируйте  объёмы производства  машиностроения по слайдам  ЭУ: «Структура экспорта РФ, 2009г. (по данным  Федеральной службы государственной статистики)», «Структура импорта РФ, 2009г. (по данным  Федеральной службы государственной статистики)», «Место Россиив мире по производству отдельных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции,2008г. (Россия в цифрах.2010. По данным Федеральной службы государственной статистики), «Производство автомобилей в России».

     Ученики. В  структуре экспорта РФ на  2009г.  доля  машин, оборудования и  транспортных средств составляет 5,89%.

     В  структуре импорта  РФ на  2009г.  доля  машин, оборудования и  транспортных средств составляет 43,4%.

    По производству легковых автомобилей (включая сборку)  Россия занимает 12 место.

    Вывод. Сейчас машиностроение производит всего около 3%ВВП страны, а доля его продукции в промышленности гораздо ниже, чем в развитых странах. В экспорте российской продукции доля машиностроения -4%, а в импорте – более 50%.

    Учитель. Какая доля отдельных отраслей машиностроения в мировом производстве? В какие страны поступают российские машины?  Узнайте  это в геофокусе (стр. 36).

    Ученики.  По продаже оружия (26% мирового рынка) Россия занимает 2-е место после США. На её долю приходится 17% мирового производства зерноуборочных комбайнов, 20% тракторов для вывозки древесины.

    Российские машины поступают  в основном в страны СНГ, Индию, Китай, Сирию, Болгарию, Польшу, Индонезию, Вьетнам, страны Латинской Америки.

    Учитель. Какие отрасли входят в машиностроительный комплекс?

    Ученики. Отвечают по рис. 1.2.33. «Состав машиностроения» (стр.36 учебника).

    Учитель. Какие особенности производства машин?

    Ученики. Выполняют задания в группах.

    I группа. Мои географические исследования (План стр. 37, атлас стр. 34-35). По тексту учебника и ЭУ найти, что такое специализация? Виды специализаций. Написать схему. Привести примеры разных видов специализации на примере машиностроения Самарской области.

    II группа. Мои географические исследования (План стр. 37, атлас стр. 34-35). По тексту учебника и ЭУ найти, что такое кооперирование? Виды кооперирования. Написать схему. Привести примеры разных видов кооперирования на примере машиностроения Самарской области (ОАО «АвтоВАЗ»).

    III группа. Назовите факторы размещения машиностроения. Что такое наукоёмкость? Какие отрасли машиностроения  тяготеют к НИИ? По карте  привести примеры размещения этих отраслей.

    IV группа. Назовите факторы размещения машиностроения. Что такое трудоёмкость? Какие отрасли машиностроения  тяготеют к квалифицированным кадрам? По карте  привести примеры размещения этих отраслей.

    V группа. Назовите факторы размещения машиностроения. Что такое металлоёмкость? Какие отрасли машиностроения  тяготеют к сырью? По карте  привести примеры размещения этих отраслей.

    VI группа.  Назовите факторы размещения машиностроения. Что такое потребительский фактор? Какие отрасли машиностроения  тяготеют к потребителю? По карте  привести примеры размещения этих отраслей.

    VII группа. Опережающее домашнее задание. Значение и роль ВПК.

    Физкультминутка. Зарядка для глаз.

    Ученики. Отчёт групп I- VI. Ученики записывают в словарь, что такое специализация, кооперирование, рисуют схемы, работают по атласам.

    Ученики. Работа в парах. Мои географические исследования. (1.2.36. ЭУ).

    IV этап. Диагностика качества освоения темы.

    1. Работа в парах. Тренажёр (стр. 18, зад.5) и экзаменатор. Самоконтроль.

    V этап. Рефлексивная деятельность. 

    -Мы ответили на поставленные вопросы перед изучением темы?

    - Какой вопрос урока вам показался интересным?

    - Что вызвало затруднение?

    Выставление оценок.

    VI. Домашнее задание. §11,тренажёр стр.19 зад.6.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по географии на тему "Транспортный комплекс России"

    Хотелось бы разобраться, что собой представляет транспортная система России, каковы ее потенциальные возможности.Понимая актуальность данного вопроса, мне хотелось чтобы учащиеся  могли изу...

    Зачет-игра по теме «Природа России» (методическая разработка урока по географии в 8 классе)

    Цель:обобщение и контроль знаний по теме «Природа России», подготовка к Г(И)А-9Основные ЗУН:  Знать размещение основных типов почв; видовое разнообразие растительного и животного мира, прим...

    Методическая разработка урока по географии 8 классе "Экологические проблемы и экологические ситуации в России""

    Тема урока «Экологическая ситуация в России» по географии в 8 классе изучается в разделе «Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы»....

    Методическая разработка урока по географии "Знаменитый русский географ В.П.Семенов-Тян-Шанский"

    Методическая  разработоа  урока, посвященного 145-летию со дня рождения Вениамина Петровича Семенова-Тян-Шанского.Тема урока: «Знаменитый русский географВ. П. Семенов-Тян-Шанский»...

    Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме: "Численность населения и естественный прирост в России".

    Методическая разработка урока по географии в 8 классе по теме: "Численность населения и естественный прирост в России". Использование материала  в начале изучение темы в 8 - 9  классах "Насе...

    методическая разработка урока-деловой игры по теме "Байкал-жемчужина России" география 8 класс

    Представленный материал - полностью разработка сценария  деловой игры " Экологического форум" в 8 классе  по теме "Байкал"  и представлена презентация к уроку. На уроке рассматриваются ...